Открытый урок по теме " География населения мира"
Оценка 5

Открытый урок по теме " География населения мира"

Оценка 5
Документация
docx
география
10 кл
25.03.2020
Открытый урок по теме " География населения мира"
Направление - естественно-научное Образовательная область - «География» Раздел - «География населения мира» Тип урока - Обобщающее повторение по теме: «География населения мира» Класс 10
План урока по географии 10 класс.docx

Пояснительная записка.

Направление - естественно-научное

Образовательная область -  «География»

 Раздел - «География населения мира»  

Тип урока - Обобщающее повторение по теме: «География населения мира» 

Класс 10

Характеристика класса: В классе14 человек. Учащиеся класса  являются довольно работоспособными, но неактивными.  Ребята относительно спокойные, достаточно мотивированные к учебе, но не владеющие навыками  выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и рационального ее выполнения. 

      Данный урок разработан в соответствии с рабочей учебной программой по географии  на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по географии «География» (10-11 кл.) и авторской программы Е.М. Домогацких  (Программа курсов «География»  для 10-11кл.. – М.: Русское слово,2008

    Для учебников Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Экономическая и социальная география мира».: Москва, ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2011г.

Количество уроков в год – 35 часов, в  -  1 час.

    Раздел учебника - География населения мира, предусмотренное программой  количество часов для данного раздела – 8 часов, предусмотренное количество часов для данной темы урока – 1 час.

 

                                                

 

 

 

 

Сценарий урока

Тема урока: Обобщающее повторение по теме “География населения мира”.

Задачи урока:

Образовательные:

1.     Проверить понимание учащимися ключевых положений темы, знание основных терминов, умение работать с диаграммами, с атласами и картами.

Развивающие:

1.     Активизировать познавательную деятельность учащихся через технологию игры; развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

1.     Умение работать в коллективе.

Форма проведения: урок-игра “Викторина-путешествие”.

Средства обучения: настенные карты (политическая, плотности населения, народов) и таблицы по теме “География населения мира”. Столы сдвинуты по два, на них лежат географические атласы мира, рабочие маршрутные листы групп (табл.1)

Группа №

Таблица № 1

Этап

I

II

III

IV

V

VI

Итог

Фамилия, имя

Пойми
меня

Замо-
рочки из бочки

Выя-
вить соответ-
ствия

Спе-
шите видеть

Блиц-
турнир

Шанс

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Подготовка к уроку: класс делится на команды, участники выбирают название команды и капитана. Капитан составляет список членов команды, распределяет, кто будет отвечать на вопросы, оценивает ответы учащихся, следит за порядком.

На доске написана тема урока и таблица с указанием команд и номерами заданий, в которой по ходу урока учитель отмечает число полученных баллов. Для каждого задания отмечено количество баллов, которым будет оцениваться задание и время, отведенное на его выполнение. Оценку за общекомандный ответ выставляет учитель.

Задача групп: благополучно пройти каждый этап викторины, используя знания и умения, показав дружбу, сплоченность и взаимовыручку.

Сегодняшний урок у нас пройдет в форме игры, в ходе которой мы повторим, закрепим полученные знания по теме «география населения мира».

I тур. “Пойми меня”. (Мозговой штурм.  Домашняя заготовка).

Участники групп подготовили по два вопроса  для своих оппонентов. 1 мин. на размышление. Оценка 1балл.

1. Это наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т.д. (Греч. демография)

2. Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. (Воспроизводство или естественное движение населения)

3. Для этого показателя характерны относительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.(I тип воспроизводства населения)

4. Феномен быстрого роста населения в странах II типа воспроизводства населения с середины ХХ века получил в литературе образное наименование. (Демографический взрыв)

5. Система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении. (Демографическая политика)

6. Часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере. (Экономически активное население)

7. Исторически сложившаяся, устойчивая общность людей. (“Этнос” – греч. народ)

8. Рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире. (Урбанизация)

9. Вопрос – кто первый ответит (запасной вопрос). Государства, в которых национальные границы совпадают с политическими. (Однонациональные)

II тур. “Заморочки  из бочки”.

Команды получают карточки с вопросами. На обсуждение дается 30 секунд. Затем представители от каждой команды зачитывают вопросы и дают ответы. Ответ оценивается по 5-балльной системе.

1. Древнегреческий  математик и философ Пифагор,  рассматривавший человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней четыре сезона:  весну (детство), лето (молодость), осень (зрелость), зиму (старость).  Руководствуясь  какими критериями можно отнести население страны к тому или иному времени года?

2. В Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Дублине, больше евреев, чем в Тель-Авиве, есть своя “Малая Италия”, свой “Чайна Таун”. Чем вы объясните современную многонациональную структуру США?

3. Единственная крупная страна  Латинской  Америки, где государственным языком является португальский, славится своими карнавалами, занимает 5 место в мире по численности населения.

- о какой стране идет речь?

4. Люди в этих населенных пунктах живут очень уединенно. Связь с внешним миром осуществляется преимущественно с помощью телефона и радио.

- О какой форме расселения идет речь?

- В каких странах она распространена?

Ответы:

1.     Эти критерии – показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.

2.     Коренное население США было практически истреблено, а современные жители США являются потомками мигрантов из разных регионов мира.

3.     Описание страны Бразилии.

4.     В тексте описывается жизнь на ферме. Это сельская рассеянная форма расселения.  Распространена в Канаде, США, Австралии.

               

III тур. Выявить соответствия. (Работа по карточкам № 1–4). За каждый правильный ответ  по 0.5 б.

№ 1.

1. Трудовые ресурсы

а) Соотношение экономически активного и неработающего населения

2. Экономически активное население

б) Трудоспособная часть населения страны

3. Демографическая нагрузка

в) Население, реально участвующее в материальном производстве и нематериальной сфере

4. Мегалополис

г) Скопление агломераций

№ 2.

1. Урбанизация

а) Скопление городов

2. Субурбанизация

б) Переезд части обеспеченного населения в пригороды

3. Трущобная урбанизация

в) Рост городов идет с образованием кварталов бедноты с антисанитарными условиями жизни

4. Агломерация

г) Рост городов и городского населения, распространение городского образа жизни

№ 3.

1. Агломерация

а) Исторический процесс возникновения, роста людности и числа городов, концентрации в них экономического потенциала

2. Мегалополис

б) “Бегство” населения из больших городов в пригороды, связанное с децентрализацией промышленности

3. Урбанизация

в) Скопление близко расположенных населенных пунктов, образующих часто территорию почти сплошной городской застройки

4. Контрурбанизация

г) Группа агломераций населенных пунктов.

№ 4.

1. Этнос

а) Феномен быстрого роста населения в странах II типа воспроизводства населения с середины ХХ века

2. Урбанизация

б) Исторически сложившаяся, устойчивая общность людей

3. Демографический взрыв

в) Рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире

4. Агломерация

г) Скопление близко расположенных  городов-спутников(территория почти  сплошной городской застройки).

 

Ответы:

№ 1 – 1б, 2в, 3а, 4г.

№ 2 – 1г, 2б, 3в, 4а.

№ 3 – 1в, 2г, 3а, 4б.

№ 4 – 1б, 2в, 3а, 4г.

 

 

 

IV тур. Спешите видеть.

Команды определяют тип воспроизводства населения по половозрастной пирамиде. Объясняют выбор. 5 баллов.

Определите, какая половозрастная пирамида характерна для стран c I типом воспроизводства населения, какая для стран со II типом воспроизводства населения. Ответ обоснуйте.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/419136/img1.jpg

Объяснение: тип воспроизводства населения страны можно определить по доле молодых и старых возрастов. У пирамид, характерных для II типа воспроизводства, широкое основание, что свидетельствует о большом удельном весе молодых возрастов в населении страны; доля пожилых людей крайне мала. Узкое основание пирамид, характерных для I типа воспроизводства, свидетельствует о пониженной доле молодых возрастов. Высока доля пожилых возрастов.

  Любая работа требует отдыха---------------------------------------------------------------- ---------

V тур. Блиц-турнир (сильное звено).

Каждая группа  должна ответить без подготовки на вопросы. По 4-е вопроса на группу.  За каждый правильный ответ группа получает 1 балл. (Табл. 2)

Таблица 2

Вопрос

Ответ

1

Какой тип воспроизводства населения характерен для Алжира

I

2

Какие из перечисленных народов относятся к индоевропейской языковой системе? Армяне, евреи, испанцы.

Армяне

Испанцы

3

Какая из стран имеет наибольшую рождаемость? Саудовская Аравия или Испания.

Саудовская Аравия

4

В какой стране девиз демографической политики: “Нас двое и нам двоих”

Индия

5

Какие из перечисленных религий являются мировыми? Ислам, синтоизм, буддизм.

Ислам

Буддизм

6

Какие из перечисленных стран являются высокоурбанизированными? Кувейт, Афганистан, Бразилия

Кувейт

Бразилия

7

Какова была причина “белой эмиграции” в России?

Политическая

8

Кем для России является человек, выезжающий на постоянное жительство за рубеж?

Эмигрантом

9

В какой из стран наблюдается наибольший естественный прирост населения? Канада, Ирак

Ирак

10

В какой стране девиз демографической политики: “Одна семья – один ребенок”?

Китай

11

Какая страна является однонациональной? Канада, Дания

Дания

12

Какая страна является самой многонациональной?

Индия

13

Какие из перечисленных религий являются национальными? Конфуцианство, иудаизм, христианство

Конфуцианство

Иудаизм

14

Южный сосед США.

Мексика

15

Каждое четвертое землетрясение происходит в этой стране.

Япония

16

Форма правления в Японии.

Конституционная монархия

                         

VI тур. Шанс (посмотреть вариант показа на карте называемых стран)

Вопрос всем группам. За правильный ответ группа получает дополнительный балл. Квест-игра.

1. Мужчины какой национальности носят паранджу? (Туареги. Проживают на территории Нигера, Мали, Буркина-Фасо)

2. Что общего между Эстонией, столицей и Стокгольмом (В состав всех слов входит “сто”)

3. И Россия до 1917 года, и Япония сейчас (Империя)

4. Пройдемся по улицам. Чем знамениты эти улицы и где они находятся?

Елисейские поля – центральная улица Парижа.
Пикадилли – одна из центральных улиц Лондона. 
Пенсильвания авеню – улица, где находится Белый дом в Вашингтоне.
Уолл-стрит – финансовый и экономический центр в Нью-Йорке.

5. О какой стране идет речь?

Туманный Альбион – Великобритания.
Страна восходящего солнца – Япония.
Суоми – Страна озер – Финляндия .
Страна “льда и огня” - Исландия.
Рай для туристов – Франция.
Главный сад для Европы – Италия.

6. Заглянем в кухню

В какой стране традиционное блюдо – макароны, изготовленные из пшеничной муки? (Италия
Кухня славится колбасами и сосисками (Германия)
Мясо коровы большинство населения в пищу не употребляет (Индия)
Рис, рыба и всевозможные продукты моря, охотнее всего поедаемые в сыром виде. (Япония)

7. Заглянем в жилище

Войлочная юрта. Ее дверь всегда обращена к югу, к солнцу. (Монголия)
В домах нет внутренних постоянных перегородок, их стены можно свободно раздвигать. 
Полы покрыты циновками из прессованной рисовой соломы. Днем на них сидят, обедают, а на ночь на них стелют постель. Мебели мало. (Япония)

                                      Подведение итогов урока.

Командам выделяется по 1–2 минуты для самооценки ответов и работы каждого члена команды. Капитаны по очереди зачитывают индивидуальные отметки каждого участника. Вторую оценку каждый ученик получает после подсчета общекомандных баллов. Участникам победившей команды вручаются дипломы “Знаток демографии”.

 

Домашнее  задание: с курса 9кл. вспомнить термины «природные ресурсы», «ресурсообеспеченность», поработать с атласами, раздел «Минеральные ресурсы»,приготовить сообщения о природных ресурсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для печати!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа № 1     «_________________________________________»

(название группы)

Таблица № 1

Этап

I

II

III

IV

V

VI

Итог

Фамилия, имя

Пойми
меня

Замо-
рочки из бочки

Выя-
вить соответ-
ствия

Спе-
шите видеть

Блиц-
турнир

Шанс

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа № 2    «_________________________________________»

(название группы)

Таблица № 1

Этап

I

II

III

IV

V

VI

Итог

Фамилия, имя

Пойми
меня

Замо-
рочки из бочки

Выя-
вить соответ-
ствия

Спе-
шите видеть

Блиц-
турнир

Шанс

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа №3     «_________________________________________»

(название группы)

Таблица № 1

Этап

I

II

III

IV

V

VI

Итог

Фамилия, имя

Пойми
меня

Замо-
рочки из бочки

Выя-
вить соответ-
ствия

Спе-
шите видеть

Блиц-
турнир

Шанс

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа №4     «_________________________________________»

(название группы)

Таблица № 1

Этап

I

II

III

IV

V

VI

Итог

Фамилия, имя

Пойми
меня

Замо-
рочки из бочки

Выя-
вить соответ-
ствия

Спе-
шите видеть

Блиц-
турнир

Шанс

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа №        «_________________________________________»

(название группы)

Таблица № 1

Этап

I

II

III

IV

V

VI

Итог

Фамилия, имя

Пойми
меня

Замо-
рочки из бочки

Выя-
вить соответ-
ствия

Спе-
шите видеть

Блиц-
турнир

Шанс

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Это наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т.д.

 

2. Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

_______________________________________________________________

 

3. Для этого показателя характерны относительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.

 

4. Феномен быстрого роста населения в странах II типа воспроизводства населения с середины ХХ века получил в литературе образное наименование.

__________________________________________________________________

 

5. Система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

 

6. Часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере.

__________________________________________________________________

 

7. Исторически сложившаяся, устойчивая общность людей.

 

8. Рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире.

 

 

 

 

 

 

 

1. Древнегреческий  математик и философ Пифагор,  рассматривавший человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней четыре сезона:  весну (детство), лето (молодость), осень (зрелость), зиму (старость).  Руководствуясь  какими критериями можно отнести население страны к тому или иному времени года?

 

________________________________________________________________

 

 

2. В Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Дублине, больше евреев, чем в Тель-Авиве, есть своя “Малая Италия”, свой “Чайна Таун”. Чем вы объясните современную многонациональную структуру США?

 

_________________________________________________________________

 

 

3. Единственная крупная страна  Латинской  Америки, где государственным языком является португальский, славится своими карнавалами, занимает 5 место в мире по численности населения.

- О какой стране идет речь?

 

__________________________________________________________________

 

 

4. Люди в этих населенных пунктах живут очень уединенно. Связь с внешним миром осуществляется преимущественно с помощью телефона и радио.

- О какой форме расселения идет речь?

- В каких странах она распространена?

 

 

 

 

№ 1.

1. Трудовые ресурсы

а) Соотношение экономически активного и неработающего населения

2. Экономически активное население

б) Трудоспособная часть населения страны

3. Демографическая нагрузка

в) Население, реально участвующее в материальном производстве и нематериальной сфере

4. Мегалополис

г) Скопление агломераций

 

 

______________________________________________

 

 

 

№ 2.

1. Урбанизация

а) Скопление городов

2. Субурбанизация

б) Переезд части обеспеченного населения в пригороды

3. Трущобная урбанизация

в) Рост городов идет с образованием кварталов бедноты с антисанитарными условиями жизни

4. Агломерация

г) Рост городов и городского населения, распространение городского образа жизни

 

 

 

 

 

№ 3.

1. Агломерация

а) Исторический процесс возникновения, роста людности и числа городов, концентрации в них экономического потенциала

2. Мегалополис

б) “Бегство” населения из больших городов в пригороды, связанное с децентрализацией промышленности

3. Урбанизация

в) Скопление близко расположенных населенных пунктов, образующих часто территорию почти сплошной городской застройки

4. Контрурбанизация

г) Группа агломераций населенных пунктов

 

______________________________________________

 

 

№ 4.

1. Этнос

а) Феномен быстрого роста населения в странах II типа воспроизводства населения с середины ХХ века

2. Урбанизация

б) Исторически сложившаяся, устойчивая общность людей

3. Демографический взрыв

в) Рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире

4. Агломерация

г) Скопление городов

 

 

 

 

 

Объяснение: тип воспроизводства населения страны можно определить по доле молодых и старых возрастов. У пирамид, характерных для   II типа воспроизводства, широкое основание, что свидетельствует о большом удельном весе молодых возрастов в населении страны; доля пожилых людей крайне мала. Эта пирамида характерна  для такой страны как Бангладеш. Узкое основание пирамид, характерных для I типа воспроизводства, свидетельствует о пониженной доле молодых возрастов. Высока доля пожилых возрастов.(Франция)

 

 

Объяснение: тип воспроизводства населения страны можно определить по доле молодых и старых возрастов. У пирамид, характерных для II типа воспроизводства, широкое основание, что свидетельствует о большом удельном весе молодых возрастов в населении страны; доля пожилых людей крайне мала.  Это- страны Азии и Ю. Америки.  Узкое основание пирамид, характерных для I типа воспроизводства, свидетельствует о пониженной доле молодых возрастов. Высока доля пожилых возрастов. (США).

 

 

Объяснение: тип воспроизводства населения страны можно определить по доле молодых и старых возрастов. У пирамид, характерных для II типа воспроизводства, широкое основание, что свидетельствует о большом удельном весе молодых возрастов в населении страны; доля пожилых людей крайне мала.(Пакистан).  Узкое основание пирамид, характерных для I типа воспроизводства, свидетельствует о пониженной доле молодых возрастов. Высока доля пожилых возрастов.(Германия).

 

 

Объяснение: тип воспроизводства населения страны можно определить по доле молодых и старых возрастов. У пирамид, характерных для II типа воспроизводства, широкое основание, что свидетельствует о большом удельном весе молодых возрастов в населении страны; доля пожилых людей крайне мала. (Нигерия) Узкое основание пирамид, характерных для I типа воспроизводства, свидетельствует о пониженной доле молодых возрастов. Высока доля пожилых возрастов.(Швеция)

 

 

 

 


 

Пояснительная записка. Направление - естественно-научное

Пояснительная записка. Направление - естественно-научное

Сценарий урока Тема урока : Обобщающее повторение по теме “География населения мира”

Сценарий урока Тема урока : Обобщающее повторение по теме “География населения мира”

На доске написана тема урока и таблица с указанием команд и номерами заданий, в которой по ходу урока учитель отмечает число полученных баллов

На доске написана тема урока и таблица с указанием команд и номерами заданий, в которой по ходу урока учитель отмечает число полученных баллов

II тур. “Заморочки из бочки”

II тур. “Заморочки из бочки”

Демографическая нагрузка в)

Демографическая нагрузка в)

IV тур. Спешите видеть. Команды определяют тип воспроизводства населения по половозрастной пирамиде

IV тур. Спешите видеть. Команды определяют тип воспроизводства населения по половозрастной пирамиде

Какие из перечисленных стран являются высокоурбанизированными?

Какие из перечисленных стран являются высокоурбанизированными?

В какой стране традиционное блюдо – макароны, изготовленные из пшеничной муки? (

В какой стране традиционное блюдо – макароны, изготовленные из пшеничной муки? (

Для печати!!!

Для печати!!!

Группа № 1 «_________________________________________» (название группы)

Группа № 1 «_________________________________________» (название группы)

Группа № 2 «_________________________________________» (название группы)

Группа № 2 «_________________________________________» (название группы)

Группа №3 «_________________________________________» (название группы)

Группа №3 «_________________________________________» (название группы)

Группа №4 «_________________________________________» (название группы)

Группа №4 «_________________________________________» (название группы)

Группа № «_________________________________________» (название группы)

Группа № «_________________________________________» (название группы)

Это наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т

Это наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т

Древнегреческий математик и философ

Древнегреческий математик и философ

Трудовые ресурсы а) Соотношение экономически активного и неработающего населения 2

Трудовые ресурсы а) Соотношение экономически активного и неработающего населения 2

Агломерация а) Исторический процесс возникновения, роста людности и числа городов, концентрации в них экономического потенциала 2

Агломерация а) Исторический процесс возникновения, роста людности и числа городов, концентрации в них экономического потенциала 2

Объяснение: тип воспроизводства населения страны можно определить по доле молодых и старых возрастов

Объяснение: тип воспроизводства населения страны можно определить по доле молодых и старых возрастов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2020