Предмет - язык________________________ Класс 5_______________________ Дата11.09.2017______учитель Крайнюкова Н.П._________
Базовый учебник - Русский язык, 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под реакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Москва «Просвещение», 2016 год.
____________________________________________________________________________
Тема урока: «Графика. Алфавит»
_________________________________________________________________________________
Цель урока: воспроизведение и закрепление сведений об алфавите и науке
графике.
Задачи урока: 1) познакомить учащихся с историей
возникновения славянской письменности и алфавита; 2) отработать правильное
произношение названий букв; 3) сформировать четкое понимание различий букв от
звуков.
Планируемые результаты:
Предметные: знать историю алфавита и русской азбуки; уметь отличать
звуки и буквы
Метапредметные: уметь находить, преобразовывать и передавать информацию.
Личностные: понимать роль русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1. |
Организационный момент |
Приветствует уч-ся, организует подготовку раб. мест, создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу) - Доброе утро! |
Приветствуют учителя, показывают готовность к уч. деятельности |
2. |
Актуализация и пробное учебное действие |
Предлагаю вам начать с дуэли. Два дуэлянта, выходите к доске. Задание следующее: записать предложение, расставить знаки препинания, подчеркнуть все члены предложения, подписать какой частью речи они выражены. И дать характеристику. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок. Птица медленно поднялась и улетела, а снег сыпался и сыпался за окном |
Двое работают у доски, остальные пишут в тетради. После «секундант» проверяет работы у доски. Повест., невоскл., сложн., двусостав., распр. |
3. |
Выявление места и причины затруднения |
На раздатке есть картинка. Как вы думаете что изображено на
рисунке? Все считают, что изображена охота? Если бы мы сейчас отправили эту картинку в письме, адресат бы понял о чем речь? А как бы мы могли передать информацию и быть уверенными, что нас точно поймут? Итак попробуйте сформулировать тему нашего урока? |
Охота Древние Речи, слов, звуков. Вряд ли Записать информацию с помощью букв. Графика. Алфавит. |
4. |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Формулирование цели вместе с учащимися.
Grapho (греч.) – “пишу” Давайте попробуем подобрать однокоренные слова: орфография, биография, автобиография, география, каллиграфия (искусство писать четким, красивым почерком) А что такое алфавит? Где
встречается нам алфавит? (в словарях, в классном журнале, в библиотечной
картотеке). В чем разница между алфавитом и азбукой? (Слайд 2) Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв
славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):АЗБУКА: АЗ + БУКИ, Произнесите-ка мне все буквы алфавита. Сколько букв? Сколько звуков? Согласных? Гласных? |
Записали определение. Записывают однокоренные слова в тетрадь Последовательность букв. Облегчает запоминание. Записать понравившееся определение. У слова «азбука» есть еще значение «Книга, с помощью которой учат буквы.» Пара учеников проговаривают буквы алфавита, если ошибаются, пытается другой ученик. |
5 |
Первичное закрепление |
Обратимся к истории письменности. -Дорога к письменности была длинной и трудной. В те
времена, когда еще не было придумано ни одной буквы, люди общались между
собой с помощью рисунков. Такое письмо называли пиктографическим:
какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не
событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а
затем в виде условных знаков (иероглифы) -Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей? (Слайд
4) В IX веке в Византии жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди
мудрые и очень образованные. По просьбе русского князя, они приехали к
славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала
называться кириллицей. (СЛАЙД №5). (В честь Константина,
который впоследствии получил имя Кирилл). (Слайд 7) Естественно, за свою историю русский алфавит претерпел большие изменения. Раньше были носовые гласные, (которые ушли из алфавита одними из первых), в 18 веке благодаря реформам Петра Великого уходят буквы греческого происхождения и заменяются аналогичными русскими, Буква Я появилась в 1708 г, а Й — в 1735; Буква Ё — 29 ноября 1783, но обязательной она стала только в 1942. Последние изменения случились в 1918 г. Например, убрали букву Ѣ, заменили ее на Е. (Слайд 8) 24 мая отмечается день славянской письменности и культуры не только у нас, в России, но и почти во всех славянских странах (Болгарии, Чехии). |
Смотрят презентацию. |
6 |
Физминутка |
Все
встают. Учитель называет буквы. На согласные — мальчики встают на цыпочки и
тянутся руками к потолку, на гласные — девочки! |
|
7 |
Закрепление знаний |
1)На раздатке написаны города . Расставьте их в алфавитном порядке. Иркутск,
Ангарск, Братск, Бодайбо, Байкальск., Свирск, Зима, Тулун. 1 9 2 21 12 1 — 12_14 21 5 18 16 19 20 10_19 20 21 17 6 15 30 12 1! Азбука — к мудрости ступенька! |
Ангарск, Байкальск, Бодайбо, Братск, Зима, Иркутск, Свирск, Тулун. Записывают прямо в раздатке, потом объясняют выражение. |
8 |
Рефлексия |
1. Что сегодня на уроке повторили? Что узнали нового? Что показалось интересным, а что вызвало затруднения? |
|
9 |
Домашнее задание. |
(Учитель поясняет, как нужно выполнить д/з. 288 (обязательно объяснить знаки препинания), 299 (пользуясь орфографическим словарем), § 58,59. |
Запись в дневниках |
10 |
Подведение итогов. |
Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку. |
.
2) Каждой букве русского алфавита соответствует определённая
цифра.
А — 1, Б — 2, В —
3, Г — 4, Д — 5, Е —
6, Ё — 7, Ж — 8, З —
9, И — 10,
Й — 11, К — 12, Л — 13, М — 14, Н — 15, О — 16, П — 17, Р — 18, С — 19,
Т — 20, У — 21, Ф — 22, Х — 23, Ц — 24, Ч — 25, Ш — 26, Ш — 27, Ъ — 28,
Ы — 29, Ь — 30, Э — 31, Ю — 32, Я — 33
Расшифруйте код, данный ниже, и запишите расшифровку. Объясните значение получившейся фразы.
1 9 2 21 12 1 — 12_14 21 5 18 16 19 20 10_19 20 21 17 6 15 30 12 1!
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.