МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ №2»
План-конспект урока литературы
по ФГОС на тему:
Предания как поэтическая автобиография народа
Подготовила: Шамхалова Моси Микаиловна,
учитель русского языка и литературы
Цели:
знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей;
знакомство с героями преданий – государственными деятелями, развитие навыков аналитической беседы, воспитание интереса к устному народному творчеству.
Тип урока: урок освоения нового знания
Оборудование: учебник по литературе 7 класс.
УУД:
Познавательные: осваивать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.
Регулятивные: принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Коммуникативные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные : Формирование мотивации учения
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Формулировка темы и целей урока
Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».
· Чему будет посвящён сегодняшний урок?
· Тема нашего урока – предания.
· Как вы думаете, в каком разделе находится данная тема?
· Как по-другому называется УНТ?
· Кто автор фольклора?
· Назовите жанры фольклора.
· Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать?
· Узнать, что такое предание.
· Познакомиться с особенностями данного жанра фольклора.
· Познакомиться с произведениями, написанными в этом жанре.
· Познакомиться со своеобразием языка преданий.
3. Восприятие и усвоение учебного материала. Работа по теме урока.
Предания – поэтическая автобиография народа
1. Предание как жанр фольклорной прозы
· Попробуйте сами дать определение этому слову. Что такое предание?
Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре- равно значению приставки пере-).
Ученые считают, что предание — это созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Предание даёт объяснение или пояснение причин каких-либо событий или существования какого-либо факта. Т.о., предание - широко известный в народе устный эпический рассказ с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов прошлой истории, быта.
· О чём или о ком народ мог складывать предания?
Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая.
К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:
· о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком;
· об основании Петром Первым Санкт-Петербурга;
· о переходе Суворова через Альпы;
· о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.
2. Предание «Воцарение Ивана Грозного».
· О ком/чём это предание? (о воцарении Ивана IV, за жестокость прозванного Грозным.)
· Соответствует ли исторической действительности это предание? Что хотел объяснить нам автор предания?
3. Предание «Сороки-ведьмы».
· Каким предстает перед нами Иван IV?
· С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)
· Что хотел объяснить нам автор предания?
4. Всё ли является правдой в преданиях?
В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.
· Почему мы не можем назвать предания сказкой? Сказом? Легендой?
· Почему же в преданиях появляется вымысел?
5. Предание «Петр и плотник»
· На что в первую очередь обращает внимание сказитель?
Безусловно, на справедливость Петра. Если взялся за работу, не важно, кто ты: царь, ремесленник или крестьянин – выполнять эту работу нужно хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его, и тогда будет тебе за эту работу вознаграждение. Вознаградил и царь плотника.
· Есть ли в этом предании вымысел?
Царь-плотник — памятник Петру I, установленный на Адмиралтейской набережной в 1996 году. Скульптор Л. А. Бернштам. «Царь-плотник» является копией памятника Петру I, установленного в 1911 году в Нидерландах
Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа. Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года. До его появления были только такие известные памятники, как Медный всадник, памятник перед Михайловским замком и скульптура в Кронштадте. На пьедестале из накладных бронзовых букв выполнены надписи: «Императору Петру Великому. 1860» (на лицевой стороне) и «Воронежские дворяне и граждане» (на задней стороне).
4.Работа по учебнику
— Расскажите, что нового вы узнали о преданиях из статьи учебника.
5.Рефлексия
· Какие цели мы поставили в начале урока?
· Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?
· Какое новое знание вы открыли?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.