Открытый урок русского языка 5 класс "Правописание имён собственных".
Оценка 5

Открытый урок русского языка 5 класс "Правописание имён собственных".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
08.01.2021
Открытый урок русского языка 5 класс "Правописание имён собственных".
Коррекционное обучение. Много внимания на уроке отводится здоровьесбережению, так как учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.
правописание имён собственных 02.02.2021.docx

Тема урока:   Правописание имен собственных.

Цель: закрепление  знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных, формирование умения различать имена нарицательные и имена собственные.

Задачи: 

·        Закрепить представление о значении имен собственных и нарицательных.

·        Совершенствовать  навыки правописания имен собственных.

·        Развивать память, расширять кругозор учащихся.

·        Воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка,  любви к родному краю.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных  как названий единичных предметов;

- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.

- различать заглавные и строчные буквы;

- различать слова, которые пишутся с заглавной буквы;

- формировать навык написания слов с заглавной буквы;

- находить в словах изученные правила.

Метапредметные:

- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом;

- уметь сравнивать;

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.

Личностные:

- формировать познавательный интерес к учебному материалу;

- формировать осознание значимости данного умения.

- понимать причины успеха в учебной деятельности.

Формируемые БУД

Познавательные:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно

- объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение

Регулятивные:

- уметь осуществлять самооценку результатов работы,

 - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

-  выполнять учебное задание в соответствии с правилом, выработанным планом

- закрепить способ написания заглавной буквы в именах собственных;

 - уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 - учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные:

- уметь  планировать учебное сотрудничество в паре, группе

-  формулировать понятные высказывания, используя термины.

Дидактические средства:

·        для учителя –  средства ИКТ (презентация, фонограмма)

·        для обучающегося – тетрадь, карточки для работы в парах, в группе, тест

 

Ход урока

 

 

Этапы работы

Содержание этапа

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный момент эмоциональный настрой

Цель для учащихся: подготовка к продуктивной работе на уроке.

Цель для педагога: создание  условий для эффективной работы на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

Цель для педагога:  создание условий для развития учащихся, определения уровня знаний, умений и навыков по предыдущей теме, воспитание

интереса к познавательной деятельности.

Цель для учащихся: закрепление знания по предыдущей теме, овладевать навыками речевого общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоопределение к деятельности

( формулирование темы, цели урока)

 

 

 

Работа по теме урока

а) проблемный вопрос

Цели: выявление места и причин затруднения, формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения 

б) план действий

Цель для педагога: создать условия для постановки учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно,

Цель для учащихся: формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя, обдумывание проекта будущих учебных действий:

в) работа по плану (в паре)

Цель: отработка умения работать в паре по коллективно принятому плану действий, проверка результативности созданного плана.

г) проверка по эталону

Цель: проверка умения самоконтроля и самооценки

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка для глаз

Цель: снятие усталости, тренировка мышц, поддерживающих глазное яблоко.

 

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Цель: проверка умения действовать по алгоритму в новой учебной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физ.минутка  в форме игры

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: проверка умения действовать по алгоритму в новой учебной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

Цель: проверка умения работать с текстом по предложенному план,  развитие речи учащихся при работе с предложениями и текстом;

умение делать выводы о результате работы

 

 

проверка результатов  работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Цель для учителя: формировать познавательный интерес к учебному материалу;

- формировать осознание значимости данного умения.

Цель для учащихся: понимать причины успеха в учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

 

Цель: проверить, как усвоен  учащимися материал урока, предложить применить знания в новой ситуации.

- Здравствуйте, 
Слово какое чудесное, 
Красивое, доброе, чуточку нежное.                                                                                                             
-Здравствуйте! 
Скажем мы новому дню! 
Здоровья желаем всем и всему!

"Хвалилки". 

Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!" А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!"

- Девизом сегодняшнего урока предлагаю взять следующие строки:

 «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»

Сегодня нам предстоит большая, разнообразная и интересная работа. А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете чуть позже.  Главное, чтобы мы строго следовали выбранному девизу. Заданий у нас будет много, поэтому оценочным листом будет этот цветок. Выполняя задания урока, мы будем раскрашивать наши цветы.

Зелёный – задание не вызвало затруднений, всё получилось.

Жёлтый - было понятно, но допустил ошибки при выполнении.

Красный - было трудно, не смог выполнить задание.

Тренажер «Мешочки с пшеном»                                                  

Кладем на голову мешочки с пшеном. Спина сразу выпрямляется. Держим мешочки на голове 3-5 минут, пока ребята пишут в тетрадях дату, тему. Во время урока можем использовать их несколько раз. Вес мешочков около 300г, размер-17/13см.

Цель:

-  стабилизация эмоционального состояния (снятие стресса, успокоение центральной нервной системы);

-  развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, следовательно, ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям;

-  влияние на развитие центра речи в головном мозге ребёнка;

-  улучшение циркуляции крови;

-  активизация нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев.

 

1. Повторение изученного материала  "БИНГО”

- Мы продолжаем изучение имени существительного. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме.

Поиграем в игру «Бинго»

-на партах у вас лежат карточки  с ответами. Внимательно прочитайте их. Ваша задача, слушая вопрос, найти на поле соответствующий ответ и закрыть его фишкой.

ВОПРОСЫ

- Имя существительное – это …….

- Имя существительное обозначает …….

- Имя существительное отвечает на вопросы…….

- Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются ………

- Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? называются ………

- Имена существительные, общие для группы предметов, называются …..

- Имена существительные, которые называют предмет особым именем , называются..

- Нарицательные существительные пишутся с буквы…….

- Собственные  существительные пишутся с буквы…….

 

неодушевлённые

часть речи

одушевлёнными

кто? что?

нарицательными

собственные

предмет

большой буквы

маленькой буквы

 

- №1 оцените свои знания при помощи цветовой гаммы. Найдите в нашем цветке лепесток, на котором написано слово «Бинго» и раскрасьте его.

 

- Что знаете об именах нарицательных? Они обозначают слова, общие для группы предметов.

- Что знаете об именах собственных? Они называют предмет особым именем, поэтому пишутся с заглавной буквы.

- Как вы думаете, что требует тщательного изучения, имя нарицательное или имя собственное? Почему? Назовите тему урока. «Правописание имён собственных»

- С какой целью будем изучать эту тему? Сформулируйте!

 

а) Проблемный вопрос: - Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила это слово с большой буквы - Лев. Почему так могло быть? (ответы учащихся).  Работа с заданиями презентации.

 

Какие операции надо выполнить, чтобы не допускать ошибок?

- На что обращаем внимание в первую очередь?

- Как будем писать слова, называющие предметы?

- Как напишем «особое »  имя предмета?

-Составим алгоритм действий.

 

План действий:

1. Что называет слово: предмет или особое имя?

2.Если предмет, то пиши со строчной буквы,

если особое имя, то с заглавной.

Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо

Твоё имя, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

 

 Проверим, как  «работает» наш алгоритм. Работаем в паре «исполнитель – контролер» В тетрадях. Тренажёр «Мешочек с пшеном».

в) Работа в парах

У меня есть  брат (М, м)ишка.

У него любимая мягкая игрушка -  (М, м)ишка.

У  (Д, д)евочки  (И, и)ры  (Ч, ч)ёрное  перо. 

Летом  она ездила  на   (Ч, ч)ёрное  море.

(В, в)итя  (В, в)оробьёв увидел  гнездо  (В, в)оробьёв.

(К, к)оля  (П, п)етухов  слушал     пение  (П, п)етухов.

- Помогает наша инструкция?  Оцените свою работу. На лепестке «Работа в паре».

Физминутка для глаз:  Слайд «Электронные физминутки для глаз. Цветик – семицветик»

 

 

 

1.Составление кластера «Какие имена собственные пишем с большой буквы». Закрепление материала по разделам.

а) Кто это? Устная  работа с заданием презентации. Называем  имя, фамилию, отчество человека.  Оцениваем.

б) Имена сказочных героев. Выполнение упражнения № 170 страница 122.  Самостоятельно. Оцениваем.

Тренажер «Ручка-помощница». Цель: снимаем напряжение с мышц руки, укрепляем основные органы нашего организма (мозг желудок, кишечник, печень сердце).

Дети заранее обводят  свою руку на картоне, вырезается, на каждый палец руки наклеивается  разный материал: бархатная, наждачная бумага, гофрированный картон, песок, ткань. После выполнения письменного задания каждый пальчик отдыхает.

в) Клички животных. Устная работа с заданием презентации.

г) Географические названия.  Выполнение задания на карточке. Слушайте задания. Найдите на столе листы разного  цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задания на парты, открыла окно,  и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.

 Физминутка.

Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет?

Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет?

Наклонитесь влево и посмотрите по сторонам. Нет?

Тогда поищите ладошками под крышкой стула, поищите под партой. Нашли? Вот и хорошо.

Самостоятельная работа. Дифференцированное задание.Оцениваем.

. На красном фоне - повышенной сложности (Сайко, Гредин),   (Черногребень, Шмаков) - полегче, в зелёном (Егорова, Зенкин) – совсем лёгкие. Запишите в тетрадь.

а) Спишите, раскрывая скобки.

Меня зовут ……. Я живу в городе ………Наш город находится в …………области. Главный город нашей области ……………..

 Б) Исправь ошибки, запиши правильно.

   Я живу в городе новокузнецк.  Он красивый и большой.  в городе  течет река томь.

В) Продолжи предложение, дописав имена собственные. Запиши.

Меня зовут… Я  живу в городе…  Наша школа находится на улице  … 

 

- Все ли мы выяснили об именах собственных?

Давайте проведем небольшое исследование. Работа с текстом.

Задания

1. Прочитать текст -1 мин.

2. Найти и подчеркнуть имена собственные-   1 мин

3. Обсудить и сделать вывод: Что называют эти имена собственные?

4. Защитить свое решение.

Новокузнецк, город в России, Кемеровская область,  расположен в Кузнецкой котловине, на обоих берегах реки Томь, при впадении в нее рек Аба и Кондома, в 308 километрах к югу от Кемерово.  Основан в 1618 году. В 1622-1931 годах назывался Кузнецк-Сибирский. В 1931-1932 годах Сталинск-Кузнецк (Сталинск) и с 1961 года - Новокузнецк.

Обобщение    - Что же называют имена собственные?

Учитель обращает внимание детей на то, что некоторые имена собственные образованы от имен нарицательных и пишутся в кавычках.  Например,  магазин «Заря», конфеты «Белочка».

Большую букву мы пишем всегда
В больших, уникальных и важных словах:
В фамилиях , отчествах и именах,
В названиях стран, рек, морей ,океанов. 
В названиях улиц, проспектов, журналов.
Кавычки поставим в названьях последних.
Кавычки поставим без всяких сомнений
В названиях фильмов, салатов, конфет,
Спортивных команд, стадионов, газет.
Вы отлично сегодня поработали. Все молодцы!

 

Рефлексия

-в технике рефлексивная мишень

 

i

- дети вывешивают свои раскрашенные цветы  на доске  на определённое поле.

 

Итог урока:  Какую цель ставили  перед собой ?

Достигли поставленной цели?  В чем испытывали затруднения?

Домашнее задание: ( по выбору)  

1.Сочинение «Что я узнал об именах собственных?

2.Задание с использованием учебника чтения : найти предложения с именами собственными, записать не менее 3 предложений.      

 

 

 

 


 

Тема урока: Правописание имен собственных

Тема урока: Правописание имен собственных

Регулятивные: - уметь осуществлять самооценку результатов работы, - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки - выполнять учебное задание в соответствии с правилом, выработанным…

Регулятивные: - уметь осуществлять самооценку результатов работы, - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки - выполнять учебное задание в соответствии с правилом, выработанным…

Организационный момент эмоциональный настрой

Организационный момент эмоциональный настрой

Организационный момент эмоциональный настрой

Организационный момент эмоциональный настрой

Организационный момент эмоциональный настрой

Организационный момент эмоциональный настрой

Организационный момент эмоциональный настрой

Организационный момент эмоциональный настрой

Организационный момент эмоциональный настрой

Организационный момент эмоциональный настрой

Организационный момент эмоциональный настрой

Организационный момент эмоциональный настрой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2021