МБОУ «Чинарская СОШ №1»
Открытый урок русского языка
ТЕМА:
«Изобразительные возможности предложений с однородными членами»
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Раджабова Мамлакат С.
Тема урока: «Изобразительные возможности предложений с однородными членами»
Цели урока:
Образовательная:
1) актуализация теоретических знаний по теме «Однородные члены предложения» (ОЧП);
2) знакомство с изобразительными возможностями конструкций с ОЧП в художественной речи (подробное, детальное описание героя, окружающей обстановки, образная характеристика действий, передача движений танца и т.д.);
3) введение терминов бессоюзие и многосоюзие в речь учащихся,
4) закрепление умения определять однородные члены предложения, формирование пунктуационной грамотности.
Развивающая:
развитие логического и образного мышления, творческих способностей, познавательного интереса к предмету; развитие у учащихся способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках русского языка.
Воспитательная:
создание условий для реальной самооценки учащихся, реализации их как личностей, воспитание интереса к родному слову, воспитание эстетического вкуcа, ценностного отношения к культурному наследию народа.
Используемые на уроке методы, педагогические приёмы: словесные: фронтальная беседа по вопросам домашнего задания, монологический рассказ учащегося по изучаемой теме, проблемно-поисковый, исследовательский: проблемные вопросы, коллективная творческая работа учащихся по анализу художественных текстов, лингвистический эксперимент.
Тип урока: урок обобщающего повторения по теме «Однородные члены предложения» с использованием ИКТ, постановкой проблемных вопросов и практической работой.
Вид урока: урок практических работ.
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, авторская презентация, учебная доска, рабочая тетрадь, карточки с текстами для исследования языкового явления.
ХОД УРОКА
Русский язык в умелых руках красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А.Куприн
I. Работа с эпиграфом.
– Эпиграфом к нашему уроку станут слова А.Куприна «Русский язык в умелых руках красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
(учитель зачитывает эпиграф).
– Как вы понимаете его смысл? (Только внимательно изучая язык, все его элементы, можно овладеть его богатством, научиться глубже и точнее выражать свои мысли.)
II. Сообщение целей урока.
– В течение двух недель на уроках русского языка вы изучали однородные члены предложения. На сегодняшнем уроке пойдет речь об изобразительно-выразительных возможностях конструкций с однородными членами предложений. Мы понаблюдаем над тем, как используются их экспрессивные свойства в художественных произведениях русских писателей и поэтов. Прежде чем приступить к анализу текстов, повторим изученный вами материал по теме «Однородные члены предложения».
III. Выступление учащегося по теме «Однородные члены предложения» с показом самостоятельно выполненной презентации. Коллективный анализ предложенных ученицей предложений с однородными членами.
IV. Слово учителя
– Наиболее часто однородные члены в художественной литературе используются при создании портрета персонажа. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследование следующего текста. В рассказе «Бежин луг» из цикла «Записки охотника» И.С. Тургенев описывает встречу автора-повествователя с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное. Рассмотрим портретную характеристику одного из них, Кости:
«Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, – на его языке, по крайней мере, – не было слов.»
V. Групповая работа по анализу текста из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» по предложенному учителем плану. Подведение итогов обсуждения по данному тексту.
Учащиеся в группах анализируют использование однородных членов предложения, подчеркивают их и отвечают на предложенные вопросы:
– К какому типу речи относится этот отрывок? (К описанию.)
– Найдите однородные члены предложения, подчеркните их в тексте. Какие это члены предложения? (Однородные определения, сказуемые.)
– В какой последовательности дается описание Кости? (Возраст, черты лица: губы, глаза.)
– С какой целью автор использует однородные определения в создании портрета мальчика? (Они позволяют подробно, детально описать внешность человека, его внутреннее состояние.)
– С помощью каких однородных определений описывает автор глаза героя? (Большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза.)
– Как вы понимаете выражение жидким блеском блестевшие? Почему именно так описывает автор глаза? (Это глаза с блеском, а значит, умные, любопытные, пытливые, но в то же время они задумчивы и печальны.)
– Чем привлек повествователя этот мальчик? (Своим задумчивым и печальным взором. Именно этот контраст улавливает повествователь. Этим и привлекает к себе внимание четвертый мальчик. Через описание взгляда мальчика автор показывает его внутренний мир, а это уже внутренняя характеристика героя.)
– Какими частями речи выражены однородные сказуемые? (Краткими прилагательными и причастиями: невелико, худо, заострено; существительным с предлогом: в веснушках.)
– Как помогают они в описании героя? (Описывают размер, форму, цвет. Однородные члены позволяют описать героя подробно, передать все детали так, чтобы мы могли ясно представить его.)
– Сравните портретную характеристику Кости с описаниями других мальчиков. Сделайте вывод о роли однородных членов в описании портрета героя. ( При описании трех других мальчиков ни одно слово не повторяется. Для нового портрета Тургенев находит и новые слова. Читатель благодаря экспрессивности однородных членов, которые передают мельчайшие детали портрета, зрительно представляет себе героя.)
VI. Групповая работа по анализу текста из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» по предложенному учителем плану. Подведение итогов обсуждения по данному тексту.
– Обратимся к эпизоду из другого произведения, где также преобладают конструкции с однородными членами предложения. Понаблюдайте, как конструкции с однородными членами предложения «работают» в описании светлицы Тараса Бульбы: «Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах. <...> На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах. <...> На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской. <...> Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами, – все это было очень знакомо нашим двум молодцам.»
Перед чтением – исторический комментарий к словам:
Светлица – светлая жилая комната; парадная комната в доме; небольшая светлая комната в верхней части дома.
Чарка – старинный сосуд для питья вина.
Нагайка – короткая ременная плеть.
Изразец – керамическая плитка для облицовки стен и печей.
Учащиеся в группах анализируют использование однородных членов предложения, подчеркивают их и отвечают на предложенные вопросы:
– Найдите в отрывке ряды однородных подлежащих, сказуемых, определений. Подчеркните их и проанализируйте, чем выражены.
– Что представляет собой светлица Бульбы? (Эта светлица опрятная, где прибирались испуганные девки-прислужницы, с огромным столом и скамьями вдоль стен. В комнате, видимо, редко кто бывает, а если ее используют, то для собрания большого количества людей.)
– Светлица – это светлая комната. Какая же комната у Бульбы? (С маленькими окнами, с тусклыми стеклами.)
– Какова роль однородных подлежащих, используемых Гоголем в этом отрывке? (Они обстоятельно, очень подробно описывают все вещи, которые находятся в светлице. На самом видном месте – оружие и предметы, нужные военному человеку: нагайки, рог для пороху, уздечка и т.д. Дорогие изделия из стекла и металла расположены в 3–4-м ряду полок: кувшины, бутыли, резные кубки, позолоченные чарки.)
– Какова роль однородных определений? (В этом отрывке однородные определения вводятся обобщающим словосочетанием всякой работы. Это чарки венецейской, турецкой, черкесской работы. Изящные вещи попали в дом Бульбы через третьи и четвертые руки и напоминают читателю о тревожной кочевой жизни хозяина.)
– Сделайте вывод об использовании однородных членов предложений в данном отрывке. ( Однородные члены в этом отрывке помогают нам описать не только комнату героя, но и его образ жизни, в целом положение Запорожской Сечи. Необходимость быть всегда на страже, готовность в любой момент выступить в поход и заглянуть смерти в глаза наложили отпечаток и на сознание героя, и на его поведение, и на привычки. Военное дело он считает главным. В свободное время предается разгулу.)
VII.Слово учителя.
Мы убедились с вами, что однородные члены предложения способны не просто описывать какой-то объект, но и с помощью интерьера и предметно-бытовой детали выступать средством раскрытия образа героя повести и даже самой эпохи.
Следующее свойство конструкций с однородными членами предложения мы проследим на материале отрывка из романа в стихах «Евгений Онегин» А.Пушкина. В строфе описывается приезд Татьяны Лариной в Москву:
«...вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы,
Мелькают мимо будки, бабы,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.»
VIII. Групповая работа по анализу текста из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по предложенному учителем плану. Беседа и подведение итогов обсуждения по данному тексту. Учащиеся в группах анализируют использование однородных членов предложения, подчеркивают их и отвечают на предложенные вопросы:
– Найдите в отрывке ряды однородных подлежащих, сказуемых, определений. Подчеркните их и проанализируйте, чем выражены.
– Как была прочитана эта строфа? (Динамично, стремительно.)
– Что помогло автору создать динамику? (Однородные подлежащие.)
– В чем необычность этого перечисления? (Между словами нет ни одного соединительного союза.)
Слово учителя:
– Эта стилистическая фигура речи, которая широко используется в художественном тексте, называется бессоюзием (намеренным пропуском соединительных союзов).
– С какой целью Пушкин использует этот прием в тексте? (Именно бессоюзие придает отрывку впечатление стремительности, быстрой смены картин, эффект быстрой езды.) Эта стилистическая фигура речи используется поэтами не только в 19, но и 20, и 21 веке.
IX. Слово учителя:
Эта стилистическая фигура речи используется поэтами не только в 19, но и 20, и 21 веке. Послушайте стихотворения Александра Блока и Афанасия Фета и проанализируйте использование в них однородных членов предложения.
Выразительное чтение стихотворений А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» и А.Фета «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…»
X. Групповая работа по анализу текстов стихотворений Александра Блока и Афанасия Фета по предложенному учителем плану. Беседа и подведение итогов обсуждения по данным текстам. Учащиеся в группах анализируют использование однородных членов предложения, подчеркивают их и отвечают на предложенные вопросы:
1. Вопросы и выводы по стихотворению А.Блока "Ночь, улица, фонарь, аптека..."
–
В чем особенность, необычность данного стихотворения? (Сразу можно обратить
внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение
пронизано тоской, чувством безысходности: "Бессмысленный и тусклый
свет" и "Все будет так. Исхода нет"
Присутствие символов усугубляет эти чувства: "Ночь, улица, фонарь,
аптека..." Эти символы я понимаю, как жизненный путь, пролегающий в
темноте, мраке, и фонарь, как олицетворение надежды, маленького счастья, и
опять тьма, болезни."Ледяная мгла канала"- страх, холод, смерть. Все стихотворение
представляет собой развернутую метафору. Путь, дорога жизни - печальная,
нескончаемая, безнадежная.)
– Что можно сказать о композиционном построении данного стихотворения?
– С какой целью поэт использует в нем такое обилие однородных членов предложений? (Композиция этого стихотворения – зеркальная, т.к. в начале и в конце стиха одинаковые строчки "ночь, улица, фонарь, аптека..." и "Аптека, улица, фонарь..."все идет по кругу, жизнь не прекращается, но и не меняется: "И повторится все как встарь..." и "Умрешь-начнешь опять сначала..." Жизненное кружево, ритмический плавный танец, завораживающий, дающий толчок на переосмысливание своего жизненного пути. В конце стихотворения у лирического героя все-таки возникает надежда на какое то чудо, фонарь как предвестник счастья. Робкая оптимистическая нотка, ожидание чего то прекрасного и многообещающего.)
2.Вопросы и выводы по стихотворению А.Фета:
– С какой целью поэт использует в нем такое обилие однородных членов предложений? (Это стихотворение не имеет название, сюжета. Это лирическая миниатюра. Поэзия А.Фета—поэзия намеков, догадок, умолчаний, потому что вечными темами его творчества были любовь, природа, искусство.)
– В чем особенность, необычность данного стихотворения? ( Особой отличительной чертой этого стихотворения является то, что оно «безглагольное», оно состоит из 23 существительных, 7 прилагательных, 2х союзов. П.И.Чайковский отмечал музыкальность лирики Фета. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант»,–говорил о поэте великий композитор. Автор использует в своем стихотворении неожиданные ассоциации, например одна их них "свет ночной".Ночью практически не бывает света. Ночью наступает тишина, покой и темнота.)
– Как автор передает свои мысли и чувства?( Состояние души лирического героя возвышенно, романтично. Все мысли и чувства поэта переданы через образы природы, окружающие героя и его возлюбленную. Эти слова помогают читателю более ярко представить происходящее в данный период. Этими словами автор пытается подчеркнуть всю красоту необыкновенной природы.)
XI. Беседа:
– Как будет называться стилистическая фигура, образованная однородными членами предложения в следующем отрывке?
«Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность» (В.Короленко). (Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов.)
– Какой эффект дает употребление однородных членов, связанных соединительными союзами? (Как бы замедляют движение, подчеркивают смысл соединяемых союзами ОЧП. Создается картина равномерного движения волн.)
Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создает особый стилистический эффект.
XII.Коллективный анализ отрывка из стихотворения Б.Пастернака «Вальс с чертовщинкой». Проследите, какой эффект дает употребление однородных членов предложения с бессоюзием и многосоюзием в данном стихотворении:
«Великолепие выше сил:
Туши, и сепии, и белил,
Синих, пунцовых и золотых
Львов и танцоров, львиц и франтих,
Реянье блузок, пенье дверей,
Рев карапузов, смех матерей,
Финики, книги, игры, нуга,
Иглы, ковриги, скачки, бега.
В этой зловещей сладкой тайне
Люди и вещи на равной ноге.
Этого бора вкусный цукат
К шапок разбору рвут нарасхват.
Душно от лакомств. Елка в поту.
Клеем и лаком пьет темноту.»
Перед чтением – лексический комментарий к слову:
Сепия – светло-коричневая краска, получаемая из морских моллюсков (сепий).
– Какой эффект дает употребление однородных членов предложения с бессоюзием и многосоюзием в данном стихотворении? (Соединение бессоюзия и многосоюзия имитирует ритм вальса, музыкальный размер «три четверти» и изменение темпа движения – «вальсирование». Если в первой половине строфы (за счет многосоюзия) темп спокойный, то во второй – бессоюзной – половине строфы «вальсирование» ускоряется, потом вновь замедляется.)
Выразительное чтение стихотворения под музыку вальса Штрауса.
– Мы увидели с вами, что танец можно описать и с помощью слова.
XIII. Лингвистический эксперимент
1.Слово учителя:
– Многосоюзие при глаголах в роли однородных сказуемых позволяет замедлить темп, сделать строки плавными и размеренными. Нам с помощью эксперимента нужно определить функцию многосоюзия при именах существительных, выступающих в роли однородных подлежащих.
МАТЕРИ
И первый шум листвы еще неполной,
И след зеленый по росе зернистой,
И одинокий стук валька на речке,
И грустный запах молодого сена,
И отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо –
Мне всякий раз тебя напоминают. (А.Твардовский)
Перед чтением – лексический комментарий к слову:
Валек – плоский деревянный брусок для катанья белья на скалке или для выколачивания белья при полоскании.
2. Групповая работа. Беседа и подведение итогов обсуждения по данному тексту. Учащиеся в группах анализируют использование однородных членов предложения, подчеркивают их и отвечают на предложенные вопросы:
– Каким чувством проникнуто стихотворение? (Трогательным чувством любви к матери.)
– Перестройте предложение – опустите повторяющиеся союзы.
Письменно ответьте на вопрос:
– Что изменилось при перестройке предложений?
Зачитайте свои ответы на данный вопрос.
(Исчезает эмоциональность, стихотворение становится нейтральным по настроению, преобладает интонация перечисления. Повторяющиеся союзы позволяют поэту плавно переносить свои воспоминания с одного родного места, связанного памятью с матерью, на другое. Так рождаются поэтические строки-воспоминания.)
– Твардовский умело использует экспрессивные возможности предложений с повторяющимися союзами. Стоит опустить союз – и теряется эмоциональная окраска предложения, исчезает музыкальность фразы.
XIV. Заключение
– Мы наблюдали сегодня, как по-разному «работают» предложения с однородными членами, помогая художникам слова создать и яркий портрет, и точную характеристику действий, и передать движения в танце. Познакомились с такими интересными стилистическими фигурами, как бессоюзие и многосоюзие, примерили на себя роль исследователей русского языка. Возвращаясь к эпиграфу, прозвучавшему в начале урока, что бы вам хотелось сказать в заключении? (Для того чтобы понять, о чем хотел рассказать писатель или чем хотел поделиться поэт в своем произведении, нужно тщательно относиться не только к содержанию текста, но и анализировать лексику, морфологию, синтаксис текста. Обращать внимание на пунктуационный анализ предложений, наличие однородных членов предложения, обращение, обособленные члены предложения. Только умелое и бережное отношение поэтов и писателей к слову помогли нам насладиться языком художественной литературы и понять авторскую позицию.)
XV.Домашнее задание. Написать мини-сочинение «Все в лесу может обернуться сказкой», используя однородные члены предложения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.