Открытый урок русского языка в 3 классе по теме «Род имён существительных»
Оценка 4.6

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме «Род имён существительных»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
12.05.2022
Открытый урок русского языка  в 3 классе по теме «Род имён существительных»
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"
Урок русского языка.doc

МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок русского языка

 в 3 классе по теме

«Род имён существительных».

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов

Мухина Ольга Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С. Октябрьский Городок

19 января 2022 г.

Предмет: русский язык УМК «Школа России».

Тема урока: «Род имён существительных»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: формирование универсальных учебных действий при определении рода имён существительных, закрепление умения определять число имён существительных и при возможности его изменять.

Задачи: формировать личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат;

-познавательные УУД: развивать умение структурировать знания, навыки смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, отнесения к известным понятиям, осознанно применять теоретические знания на практике;

-регулятивные УУД: учить ставить учебную задачу и стремиться к её выполнению, прогнозируя и контролируя результат;

-коммуникативные УУД: развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие в группе сверстников и со взрослыми, выражать свои мысли, прислушиваться к высказываниям других.

 

Методы урока: деятельностный, проблемный, частично-поисковый

Формы организации деятельности на уроке: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, доска, карточки для работы; карточки для кластера; схема-алгоритм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта урока

 

Этап

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

УУД

 

1. Самоопределение к деятельности

 

- Я желаю вам всем сегодня на уроке сделать много хороших дел!

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи и положительных оценок своему соседу.         - Проверьте посадку.

(Проверка готовности к уроку)

 

Личностные: 

самоопределение; 

регулятивные: 

контроль

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

 

- Прочитайте слова:

На доске:

Облако, день, сова, орел, животное, Лена, мыши, заря.

- Что можете сказать о этих словах?

- Что такое имя существительное?

ПРИЕМ «КЛАСТЕР»

-Давайте расскажем, - что мы уже знаем об имени существительном?

- Какое из данных слов можно исключить? -Какое еще можно слово исключить?

- На какие две группы можно разделить, оставшиеся имена сущ.? (одушевл. и неодушевл.)

- Разделите эти имена существительные на две группы.

- По какому признаку вы разделили слова? (одушевл. и неодушевл.)

- Назовите только неодушевленные имена сущ.

Облако, день, площадь.

Являются именами существительными

Имя существительное — это часть речи.

- Отвечает на вопросы кто? и что?

- Обозначает предмет.

- Бывают собственными и нарицательными.

- Бывают одушевленными и неодушевленными.

- Изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.

Выполняют задания, тренирующие способность выбирать необходимые знания и умения для данного урока, мыслительные операции и учебные навыки. Отвечают на вопросы блиц-опроса.

(Лена - собственное имя сущ.) (Мыши – мн. ч.)

К доске вызываются два ученика.

 

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; 

познавательные: 

логические – анализ объектов с целью выявления отдельных признаков.

регулятивные: 

самооценка.

 

3. Самоопределение к деятельности. Проблемный вопрос.

 

- Теперь разделите эти существительные на три группы.

- Вы смогли сделать задание?

- Почему? В чём затруднение?

- В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. Наша задача – раскрыть еще одну «тайну».

А начнем со сказки:

Как у существительных род появился

- У нас получились 3 группы слов. Каждая группа имен существительных относится к определенному роду. Давайте попробуем дать название каждой группе слов. Для слов, которые забрала женщина, какое название рода подходит? (Женский.) А для слов, которые забрал мужчина? (Мужской.)

Учитель над табличками крепит надписи-обозначения: «Ж. р.», «М. р.», «Ср.р.».

- Род - грамматический признак имени существительного.

- Есть 4 страны, в языке которых нет понятия рода: Англия, Армения, Узбекистан, Татарстан.

- Над какой темой мы будем работать на уроке?

- Для чего нужно изучать род существительных?

- Как вы думаете, как определить род существительных?

- А вы, ребята, поняли, как открыть секрет определения рода имени существительного?

Ответы учащихся.

 

Регулятивные: 

целеполагание; 

коммуникативные: 

постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

 

4. «Открытие» детьми нового знания

 

- Какая тема урока? -Чтобы раскрыть тему, какие задачи на уроке мы должны поставить?

узнать (какого рода бывают имена существительные)

составить (алгоритм определения рода имён существительных)

научиться (классифицировать имена существительные по родам)

применить (новое знание в работе)

- Как определить род имени сущ.?

Правило определения рода имени существительного

Заменяем имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.

Определяем род имени существительного.

Если сложно, обращаемся к словарю.

Запомните!

Имя существительное имеет род:

- мужской

- женский

- средний

Ставят цели, формулируют и уточняют тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод об определении рода имени существительного.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция; 

познавательные общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 

5. Первичное закрепление.

 

- Теперь сможем разбить слова на три столбика? - Как? - По какому признаку вы смогли разделить слова? (по роду)

Устная проверка.  - Что нового узнали об имени сущ.?  (дополнение кластера)  - Чтобы легче было научиться определять род, я открою вам секрет: (Памятки на партах)

Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

Повторное чтение хором.

Читают правило в учебнике на стр. 25

познавательные – общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

ФИЗМИНУТКА

 

 

 

 

Работаем в парах. Упр. 39. В записанных словах выделите окончания. Сделайте вывод, какие окончания встречаются у имен сущ. мужского, женского, среднего рода

Проверяют свои предположения – читают правило на стр. 26

Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения.

Включение в систему знаний и повторение.

 

1. Проблемный вопрос:

- Как вы думаете, если слово девочка женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверьте. Что получилось? Нет.

Запомните!

По родам существительные не изменяются. Род — это постоянный грамматический признак. Имя существительное бывает либо мужского, либо женского, либо среднего рода.

2. Отработка умения - Напиши существительные по рядам по родам.

Лиса, снег, облако, салат, дерево, мох, земля, окно, тополь, конфета, синица, жара.

3. «Эстафета»

Цель: проверить умение определять род имён существительных. 

- Ребята, а сейчас мы проведем эстафету, в которой вы проявите свои знания и умения.  Вы получаете карточку со словами, каждый из вас определяет и указывает род у одного слова и передает карточку следующему. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.           ПРОВЕРКА.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Выполняют задания.

Проверяют по образцу. Оценивают свою работу.

 

Рефлексия.

 

– Давайте, проверим: смогли ли мы достичь поставленных задач?

- Что вы сегодня нового узнали на уроке?

-Что вы запомнили о роде имён существительных?

- Кто или что вам помогало справиться с заданиями?

- Оцените свою работу на уроке.

- Кто доволен своей работой?

 

- Составили алгоритм определения рода имен существительных.

-  Учились определять род имен существительных.

- Применяли полученные знания в работе.

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать собственные мысли; 

познавательные: 

рефлексия; 

личностные:

смыслообразование

 



Скачано с www.znanio.ru

МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»

МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»

Предмет: русский язык УМК «Школа

Предмет: русский язык УМК «Школа

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления отдельных признаков

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления отдельных признаков

Как определить род имени сущ.?

Как определить род имени сущ.?

Работаем в парах. Упр. 39. В записанных словах выделите окончания

Работаем в парах. Упр. 39. В записанных словах выделите окончания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2022