Открытый урок русского языка в 7 классе тема урока: «Наречие как часть речи»
Оценка 5

Открытый урок русского языка в 7 классе тема урока: «Наречие как часть речи»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
10.12.2019
Открытый урок  русского языка в 7 классе                           тема урока:  «Наречие как часть речи»
создать условия для развития критического мышления посредством активного включения учащихся в познавательный процесс через усвоение морфологических признаков и синтаксических функций наречий. Тип урока. Урок «открытия» нового знания
Открытый урок русского языка в 7 классе.docx

МКОУ «ЧИТЛИНСКАЯ ООШ»

 

 

 

Открытый урок  русского языка в 7 классе

                         тема урока:

«Наречие как часть речи»

 

 

Подготовила учитель русского языка и литературы

Джабраилова Айшат Нурмагомедовна

 

 

 

2017 год

 

 

 

 

 

Конспект урока

Тема урока: «Наречие как часть речи»7 класс

Базовый учебник: «Русский язык, 7 класс». М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, О. М. Александрова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба.- М., Просвещение, 2016.

Цель урока: создать условия для развития критического мышления посредством активного включения учащихся в познавательный процесс  через усвоение морфологических признаков и синтаксических функций наречий.

Тип урока. Урок «от­крытия» нового знания

Технологии: здоровье - сбережения, проблемного обучения, развивающе­го обучения

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться опре­делять наречия по их грамматиче­ским признакам

УУД:

коммуникативные:: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка дей­ствия партнера, умение убеждать)

регулятивные: проектировать маршрут пре­одоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и фор­мы сотрудничества.

познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования наречий

Личностные: Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового

Виды деятельности: Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по конструированию словосочетаний с наречиями с последующей взаи­мопроверкой, написание лингви­стического описания (рассуждения) по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя, кол­лективное проектирование дифферен­цированного домашнего задания, ком­ментирование выставленных оценок

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор, экран

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь.  

 М. Горький

       Список русских наречий полон обломков далекого прошлого.

        Л. Успенский

 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Хочу начать урок  словами Конфуция: «Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный, размышление, второй, самый лёгкий, подражание, третий, самый горький, опыт.»

- Какой путь выбираете вы? (Размышление)

- Запишите число, классная работа, начнем нашу работу с повторения.

 

II. Повторение.

1.Ученик у доски.

- Запишите предложение.

Нагоняя тоску, завывал и стонал ветер в трубе.

- Объясните постановку знаков препинания.

- Что такое деепричастный оборот?

- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

 

III. Определение темы. Целеполагание.

- Ребята, сейчас мы будем работать в группах.

 

1. Работа в группах.

1 группа.

- Разгадайте ребусы, назовите слова, которые зашифрованы.

   Image2635 (Внутри)     img1(Рядом)

 

 

- На какие вопросы отвечают зашифрованные слова?

- К какой части речи относятся эти слова?

        

 

 

2 группа.

Запишите предложение. Умную речь хорошо и слушать. 

Назовите части речи, из которых состоит это предложение? (прилагательное, существительное, наречие, союз и  глагол).       

           Какую часть речи из этого предложения мы знаем, но как часть речи еще не изучали?

 

3 группа.

Прочитайте текст, определите какой частью речи являются выделенные слова?

Я невзлюбил его еще задолго до того, как узнал о нем впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, делай все аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески»,-только и слышу я ежечасно. Все это непросто выполнить… А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь? Мне иногда хочется безудержно нестись вскачь, а иногда приятнее полежать и еле-еле перелистывать книжные страницы. В школе мы закончим его изучение, и я надеюсь, что моя жизнь потечет по-новому.

 

4 группа. (На доске)

На доске кроссворд. Если мы его разгадаем - получим ключевое слово. Заполните кроссворд, вписав в него наречия.

1) проучишь, хранилищ, наотмашь, рисуешь;

2) замуж, тягач, задач, могуч;

3) прочь, страж, тягуч, льёшь;

4) наследуешь, перережьте, заискивающе, невтерпёж;

5) училищ, вскачь, толочь, помощь;

6) молодёжь, забудешь, отрежьте, навзничь;

7) настежь, передач, блестящ, бородач.

 

        

- Итак, о какой части речи мы будем говорить? (О наречие)

 

- Молодцы! А кто из вас сможет сформулировать тему нашего урока, учитывая, что он первый в череде уроков по этой теме?

          - Правильно, сегодня мы рассмотрим тему «Наречие как часть речи».

         - Какие цели вы поставите перед собой?  (Научиться определять грамматические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный словарный запас наречиями).

III. Актуализация знаний. (Этап подготовки учащихся к активному усвоению материала.)

        

- Учитель: Ребята, возьмите карточки, вспомните и запишите всё, что вам уже известно о наречии.

 

Знаю

Хочу знать

Узнал

Отвечают на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?

От какой части речи зависят?

 

В предложении являются обстоятельством

Для чего нужны в предложении?

 

 

 

 

 

 

IV. Ознакомление с новым материалом.

         1. Слово учителя: Как вы думаете, почему наречие так назвали?

         - Итак, давайте знакомиться с наречием! Наречие – самостоятельная часть речи, происходит из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.           Если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни –«приглаголие». Это потому, что оно почти всегда живет и работает с глаголом: примыкает к нему, поясняет, уточняет его, придает ему четкость. Главная особенность наречия - неизменяемость. Оно всегда уверено в том, что говорит, и никогда ни перед кем не склоняется, не изменяет своего окончания, да у него его и нет. В предложении чаще всего бывает обстоятельством, но может быть и определением.

- О каких важных особенностях данной части речи вы узнали из рассказа? Дополнительную информацию вы получите, прочитав прилежно материал §32.

 

2. Работа со стихотворением.

Наш язык и скромен и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло»,

И увидишь – солнышко взошло.

Если скажешь ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою вся Россия!

 

Учитель:

- Какова главная мысль стихотворения? (Стихотворение и о нашем языке, о его красоте и богатстве, о том, какая удивительная сила таится в слове – сколько всего можно описать с помощью слов!)

- На каком приеме построено стихотворение?  (Прием ассоциаций)

- Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации?  (Наречие).

- Назовите наречия, которые встретились в стихотворении. (Высоко, светло, темно, ароматно, красиво).

 

3. Исследовательская работа.

- Продолжим наш разговор о наречии с определения. Что же такое наречие?

- Наречие – это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?.

- Когда мы с вами даём определение любой части речи, мы говорим не только о том, на какие вопросы она отвечает. А ещё обязательно говорим о том, что она обозначает. То есть, о грамматическом значении. Каково же грамматическое значение наречий?

 

Работа в группах.

1 группа.                                                           

1) Прочитайте стихотворение.

Замедленно, почти что на весу,

Плывут снежинки тихо, беззаботно.

Ловлю – они повсюду – на носу,

На лбу, ресницы трогают щекотно!

 

Найдите наречие. От какого слова задаем вопрос к наречию?

                          Плывут (как?) замедленно

                          Плывут (как?) тихо, беззаботно

 

- Главное слово в этих словосочетаниях – плывут. Это слово какой части речи?

- Глагол.

- Что обозначают глаголы?

- Действие.

- Что обозначает наречие примыкая к глаголу?

- Признак действия.

- Верно, наречие чаще всего примыкает к глаголу и обозначает признак действия.

 

2 группа.                                                                                

-Определите, может ли наречие зависеть от слов других частей речи?

Очень внимательному человеку обязательно откроется чудесная красота спящего зимнего леса.                                                                            - Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы.

                           

 Внимательному (насколько?) очень

        

Главное слово в словосочетании – имя прилагательное, значит, наречие может обозначать ещё и  признак признака.

 

3 группа. 

- Определите, может ли наречие зависеть от слов других частей речи?

 

Особенно волшебно и сказочно выглядит зимний лес.              

 

Волшебно и сказочно (насколько?) особенно           

- Найдите наречия в данном предложении. Сформулируйте вопросы.

Значит, наречие может примыкать  и к другим наречиям и обозначать признак признака.

 

4 группа.                                                                             

         - Проанализируйте следующие словосочетания и сделайте вывод.

чтение вслух

взгляд исподлобья                                                                         Чтение (какое?) вслух

Взгляд (какой?) исподлобья

Чтение, взгляд,  – это имена существительные, значит, наречие может обозначать ещё и признак предмета.

- Верно, но такое бывает достаточно редко. Я предлагаю дополнить определение, данное в начале урока, учитывая те знания, которые вы получили.

- Наречие – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признак признака, реже – признак предмета и отвечающая на вопросы: где? куда? когда  откуда? почему? зачем? насколько? как? и другие.

К каким частям речи может относиться наречие?

Вывод.   Наречие – самостоятельная часть речи. Наречие может относиться к глаголу, тогда оно обозначает признак действия (резко встать), к прилагательному, наречию, тогда оно обозначает признак признака (довольно интересный, очень хорошо), реже другому существительному, тогда оно обозначает признак предмета (чтение вслух).

V. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали сидеть за партами, поэтому я предлагаю провести физкультминутку.

Из-за парт все встали дружно,

Косточки размять нам нужно.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Энергично повертелись,

Круг рисуем головой,

А теперь тихонько сели

Изучать характер мой.

- Вы заметили, что во время физкультминутки тоже прозвучали наречия. Какие? Назовите их.

Дружно, энергично, тихонько

 

VІ. Закрепление изученного и изучение нового материала.

- Ребята, давайте понаблюдаем,  есть ли у наречия непостоянные морфологические признаки? 

Работу с предложением.

1) Белый снег, пушистый в воздухе кружится

             И на землю тихо падает, ложится.

(Иван Захарович Суриков)

- Выпишите из этого предложения наречие вместе с тем словом, от которого оно зависит.

Тихо падает

- Попробуем изменить форму слов.

Тихо падают

Тихо падаем

Тихо падали

 

-Какой вывод можем сделать?

 

- Форма глагола меняется, а наречие остаётся неизменным.

 

Наречие – неизменяемая часть речи и не имеет непостоянных признаков.

 

- А как этот факт отражается на строении слова?

 

- У наречий нет окончания.

 

Назовите способ словообразования наречия тихо.(Суффиксальный)

 

 

 

2) Наречие или предлог? (Омонимия)

- Сейчас мы запишем пары предложений, надо определить, какими частями речи являются одинаковые слова: наречиями или предлогами.

1. Вокруг стояла тишина. (Наречие). Туристы расположились вокруг костра.

 

VI. Творческие задания.

http://static.diary.ru/userdir/3/8/6/3/38633/72360197.jpg

1. Распространите описание, вставив наречия.

Алёнушка сидит на берегу и _____ смотрит в воду. Её тёмные мечтательные глаза ______ открыты. Каштановые волосы_____ падают на плечи.

Взгляд Алёнушки прикован к лесному озеру, по которому______ плавают осенние листья.

За спиной Алёнушки______ стоит лес. Ели_______ тянутся вверх. Лучи солнца________ освещают верхушки деревьев.

Природа охраняет Алёнушку, разделяя с ней её горе.

- Сравните свою работу с оригиналом текста. Зрительная повторная проверка по слайду.

- Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.

2. Также эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы. Замените фразеологизмы наречиями и запишите наречия.

Положа руку на сердце - честно

У черта на куличках -   далеко

Рукой подать - близко

Как в аптеке - точно

Черным по белому - ясно

Битый час - долго

Бок о бок - рядом

На вес золота - дорого

Душа в душу - дружно

3. Орфоэпическая разминка

К сожалению, очень часто мы встречаемся с неправильным употреблением наречий в нашей речи. Прочитайте историю и ответьте на вопрос: какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали в речи героев и как сказать правильно.

        Врач спрашивает пришедшего к нему на приём ученика:

        - В каком классе ты учишься, молодой человек?

        - В седьмом «Б».

        - Ну и как у вас там, в вашем 7 «Б»? Дружно живёте?

        - Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…

        - Жутко дружно. Ужасно весело!?.. А учитесь – то хорошо?

        - Нормально… Обратно девчонки стараются. Очень прекрасно учатся. Их учительница жутко хвалит.

        - Да… Болезнь серьёзная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт.

        (Врач даёт рецепт - учебник русского языка).

 

Какие же ошибки допустил ученик и как их исправить?

      (  Жутко дружно, ужасно весело – очень дружно, очень весело; Обратно – очень, 

        Очень прекрасно – прекрасно; жутко хвалит – очень хвалит)

Ну что ж , мы ещё раз убедились, что для того, чтобы произвести на окружающих приятное впечатление и вас поняли , необходимо соблюдать речевые нормы и употреблять слова в свойственном им значении.

 

4. Прочитайте правильно отдельные наречия:

МЕльком, назлО, бЕз толку, добелА, донЕльзя, дОнизу, дОсуха, дОсыта и досЫта, завИдно, заОчно, издалекА, навЕрх, надОлго, тОтчас, нАбок, по-мОему, по моемУ мнению, по-твОему, по твоемУ мнению

 

3.Тест

 А1. В каком слове нет окончания

1) окно

2) дефис

3) плотно

4) прыгнул

А2. Неизменяемая самостоятельная часть речи — это

1) глагол

2) причастие

3) наречие

4) прилагательное

А3. Какое утверждение является неверным?

1) в предложении наречия обычно бывают обстоятельствами

2) в предложении наречия обычно бывают дополнением

3) наречие обычно сочетается с глаголом

4) наречие - неизменяемая часть речи

А4. Какое утверждение является неверным?

1) наречие - служебная часть речи

2) наречие обозначает признак действия

3) наречия не склоняются

4) наречия не спрягаются

А5. Какое утверждение является неверным?

1) морфологическим признаком наречий является их неизменяемость

2) наречия отвечают на вопрос «что делая?»

3) чаще всего наречия зависят от глаголов

4) наречие может входить в словосочетание с прилагательным или другим наречием

А6. Укажите словосочетание причастие + наречие.

1) по-прежнему красивый

2) где-то далеко

3) уходящий вдаль

4) кофе по-турецки

 

VII. Подведение итогов. Учащиеся делают самоанализ учебной деятельности, соотносят свои результаты с результатами других. Формулируют выводы урока.

- Давайте вспомним, что называется наречием?

(Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?)

-Чем наречия отличаются от всех других частей речи?

(Наречие - неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний)

-А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении? (обстоятельство)

- Насколько оправдались наши ожидания?

- Что нового для себя узнали?

-Нужны ли нам знания о наречиях?

 

VIII. Рефлексия. Назовите наречия – ассоциации с нашим уроком. Урок прошел …, …, ….

- Насколько оправдались ваши ожидания?

- Что нового для себя узнали?

- Нужны ли нам знания о наречиях?

IX. Домашнее задание.

1) Выучить правило. Стр.80

2) Написать мини –сочинение о жизни и происхождении наречия.

3) Упр. ….

 

 

Открытый урок русского языка в 7 классе тема урока: «Наречие как часть речи»

Открытый урок  русского языка в 7 классе                           тема урока:  «Наречие как часть речи»

Открытый урок русского языка в 7 классе тема урока: «Наречие как часть речи»

Открытый урок  русского языка в 7 классе                           тема урока:  «Наречие как часть речи»

Открытый урок русского языка в 7 классе тема урока: «Наречие как часть речи»

Открытый урок  русского языка в 7 классе                           тема урока:  «Наречие как часть речи»

Открытый урок русского языка в 7 классе тема урока: «Наречие как часть речи»

Открытый урок  русского языка в 7 классе                           тема урока:  «Наречие как часть речи»

Открытый урок русского языка в 7 классе тема урока: «Наречие как часть речи»

Открытый урок  русского языка в 7 классе                           тема урока:  «Наречие как часть речи»

Открытый урок русского языка в 7 классе тема урока: «Наречие как часть речи»

Открытый урок  русского языка в 7 классе                           тема урока:  «Наречие как часть речи»

Открытый урок русского языка в 7 классе тема урока: «Наречие как часть речи»

Открытый урок  русского языка в 7 классе                           тема урока:  «Наречие как часть речи»

Открытый урок русского языка в 7 классе тема урока: «Наречие как часть речи»

Открытый урок  русского языка в 7 классе                           тема урока:  «Наречие как часть речи»

Открытый урок русского языка в 7 классе тема урока: «Наречие как часть речи»

Открытый урок  русского языка в 7 классе                           тема урока:  «Наречие как часть речи»

Открытый урок русского языка в 7 классе тема урока: «Наречие как часть речи»

Открытый урок  русского языка в 7 классе                           тема урока:  «Наречие как часть речи»

Открытый урок русского языка в 7 классе тема урока: «Наречие как часть речи»

Открытый урок  русского языка в 7 классе                           тема урока:  «Наречие как часть речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2019