Русский язык 8 класс
Тема урока: «Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: - расширить знания о грамматической основе предложения;
- формировать умение определять подлежащее и сказуемое;
- воспитывать чуткое отношение к родному языку, настойчивость в достижении цели.
Планируемые результаты:
Личностные:
осознают значимость решения учебных задач, их связь с реальными жизненными ценностями и ситуациями, имеют познавательный интерес, положительный настрой в обучении.
Метапредметные:
регулятивные: соотносят правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; умеют планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;
познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, строят кластер по теме, устанавливают причинно-следственные связи;
коммуникативные: осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, стремятся приходить к общему решению в совместной деятельности;
Предметные: понимают термины «Предикативная основа», «Подлежащее», «Сказуемое», находят в предложении.
Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.
Вид используемых ИКТ: презентация, кластер.
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Используемые интернет ресурсы: http://www.proshkolu.ru/, http://festival.1september.ru/articles/517776/
Оборудование: мультимедиа (презентация), таблица.
План урока
1. Организационный момент. Приветствие
2. Актуализация знаний.
Повторение по теме «Словосочетание», выполнение интерактивных заданий. Филлворд
Двигаясь по горизонтали и вертикали, найди прилагательные ,которые входят в состав словосочетаний ,созданных по типу связи согласование. Все прилагательные обозначают оттенки цветов на картине А.Герасимова «Натюрморт.Полевые цветы». Подберите к данным прилагательным существительные.
ф |
ж |
ё |
л |
т |
ы |
й |
м |
с |
к |
и |
о |
л |
г |
и |
е |
е |
о |
и |
о |
р |
и |
е |
з |
е |
л |
ё |
н |
ы |
й |
г |
р |
т |
л |
о |
в |
ы |
й |
е |
и |
с |
о |
о |
у |
о |
ы |
н |
в |
н |
ч |
и |
з |
в |
б |
й |
т |
й |
б |
е |
н |
н |
о |
ы |
о |
в |
с |
о |
р |
л |
й |
и |
в |
й |
й |
б |
с |
р |
в |
ы |
й |
й |
ы |
о |
г |
й |
о |
ы |
с |
ы |
о |
ы |
й |
л |
й |
й |
н |
й |
б |
м |
й |
Учитель: Словосочетание занимает второе место в цепочке, ведущей к ТЕКСТУ. Что же стоит на 3-м месте? (Ответы уч-ся).
3.Формулировка темы (делает учитель).
4. Формулирование цели урока. Что я знаю о грамматической основе предложения? (ответы детей)
5.Проблемное объяснение нового знания
1. Прием «Верите ли вы, что…»
1. Предложение – это единица синтаксиса.
2. Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3. В русском языке фиксированный порядок слов.
4. Предложения с одним главным членом называются односоставными.
5. День чудесный. – двусоставное предложение.
6. В предложении Отец построил дом. Подлежащим является существительное дом.
7. Подлежащее может быть выражено местоимением
Для проверки правильности ваших ответов необходимо посмотреть фрагмент темы на сайте «РЭШ» (урок №11)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3084/main/
II. ОСМЫСЛЕНИЕ.
Работа с информационным текстом. Прием «Инсерт»
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Текст |
Маркировка |
Под грамматической основой предложения в лингвистике понимается его главная часть, которая состоит из подлежащего и сказуемого (или только из одного компонента). Подлежащее и сказуемое в лингвистике нельзя считать словосочетанием. Термины «подлежащее» и «сказуемое» по отношению к главным членам предложения были введены М.В. Ломоносовым. Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения». Оно отвечает на общий вопрос: о чем? (о ком?) говорится в предложении? и обозначает предмет речи. Например: Пришла щедрая Осень и раскрасила листья в оранжевые, багряные, пурпурные цвета. О чем говорится в предложении? - Об Осени. Осень – подлежащее, называет предмет речи. Способы выражения подлежащего различны. Чаще всего подлежащее бывает выражено существительным в именительном падеже: Листья кружились в воздухе и плавно опускались на землю. А также местоимением в именительном падеже: Никто ничего не знал. Место подлежащего может занять любая часть речи. Например, имя прилагательное: Стойкий всегда побеждает. Или причастие: Провожающие стояли у вагона. Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительных и могут перейти в разряд существительных. Такое явление в русском языке называется субстантивация. |
|
Что нового вы узнали из этого материала?
Какое предложение в информационном тексте вызвало у вас вопросы? (Место подлежащего может занять любая часть речи.)
– Так это или нет, мы узнаем, проведя небольшое исследование.
3. Исследование (разбор предложений)
– Спишите предложения, грамматические основы, определите, чем выражено подлежащее.
Двое уехали в столицу.
Курить – здоровью вредить.
Завтра не наступит никогда.
В воздухе прокатилось «ура».
Столовая напоминала просторную террасу.
– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.
– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?
III Домашнее задание: чтобы закрепить наши новые знания, выполните тест на сайте «ЯКласс».
IV. РЕФЛЕКСИЯ .Билетик на выход. Одним предложением выразите свое отношение к цели урока. Достигли и почему? Не достигли и почему?
V. Итог урока (рефлексия деятельности). Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.