Урок русского языка на основе технологии проблемного обучения |
Тема: Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи |
|
МОУ Петропавловская СОШ Верхнеуральского района Челябинской области |
|
Учитель начальных классов Мамаева Т.Г. |
2019 г. |
|
1. Урок русского языка на основе технологии проблемного обучения.
(2 класс).
По образовательной цели - это урок изучения нового материала, по типу проблемно-диалогический. Форма работы - коллективная.
Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи».
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с междометиями.
2. Рассмотреть на примерах, какие чувства могут выражать междометия.
3. Выяснить, какова роль междометий в речи.
4. Совершенствовать орфографические навыки.
5. Развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Оборудование: таблица с междометиями.
Планируемые результаты:
Личностные:
Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
Метапредметные:
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; осуществлять выведение общности для ряда единичных объектов на основе выделения существенной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Предметные:
Давать определение новой части речи - междометии; понимать, какова роль междометий в речи; в ходе исследования рассмотреть чувства, которые могут выражать междометия; уметь находить междометия в тексте.
Ход урока.
· Организационный момент.
- Ребята, задача нашего урока- открытие новых знаний. Я уверенна, что они вам пригодятся в жизни, в учебе. Прочитайте запись на доске:
…как трудно жить на свете,
не усвоив …
-Правда, странная запись? Пропущенные слова вы вставите тогда, когда откроете новую тему. А пока словарная работа. Она будет являться подготовкой к нашему открытию.
· Словарная работа.
-Узнайте слова, запишите их в тетрадь, выделите орфограммы.
1. Письменная принадлежность - деревянная палочка со стержнем из смеси глинистой массы с графитом.
2. Сшитые листы чистой бумаги в обложке.
3. Синоним слову дети.
4. Длинная коробочка для ручек, карандашей.
5. Занятие, труд, деятельность. (Карандаш, тетрадь, ребята , пенал, работа).
-Прочитайте слова. Сравните ваши подчеркнутые буквы с буквами которые записаны на доске. (а, а, е, е, е, а). У кого есть ошибки? Если работа выполнена, верно, поставьте себе знак «+». Что вы можете сказать о данных словах?
Д.: Все слова- на тему «Школа».
У.: А слово работа лишнее?
Д.: Нет! Учеба - это наша работа.
· Создание проблемной ситуации.
У.: Ребята, представьте, что на уроке рисования я дала задание - выполнить эскиз поздравительной открытки. Все работают, и вдруг у кого-то из вас ломается карандаш. Какова реакция этого ученика? Составьте предложение.
Дети составляют предложения. Удачное предложение записываем на доске и в тетради.
Д.: Карандаш сломался!
-Ой, сломался карандаш!
-Эх, карандаш сломался.
У.: Представьте себе другую ситуацию. К нам на урок пришла заместитель директора Светлана Петровна - посмотреть, чему вы научились за первую четверть. Она взяла тетрадь нашей ученицы и начала просматривать работы. В тетради были аккуратные записи. Как вы думаете, что могла сказать Светлана Петровна, просмотрев эту тетрадь? Составьте предложения.
Д.: Какая аккуратная тетрадь!
- Молодец, девочка!
-Ах, какая хорошая тетрадь.
(Предложения записываем в тетрадь и на доску).
У.: Обозначьте части речи в записанных предложениях.
Дети называют части речи и вдруг останавливаются в затруднении (возникает проблемная ситуация).
У.: В чем дело, ребята?
Д.: Мы не можем определить части речи у слов ой, ах, эх.
У.: Почему?
Д.: Мы не встречались раньше с этими словами.
У.: Что же нам делать?
Д.: Надо узнать, для чего эти слова нужны нам.
У.: Выдвигайте свои предположения.
Д.: Эти слова делают предложение длиннее.
-Наверное, они что-то обозначают...
-Мы говорим их тогда, когда происходит что-то неожиданное.
-Эти слова выражают чувства.
У.:Я принимаю ваши ответы. Но самая точная мысль высказана последним учеником. Значит, над какой темой мы сегодня будем работать? (Побуждение к формулированию учебной проблемы).
Д.: Слова, которые выражают различные чувства. (Учебная проблема в формулировке, совпадающей с темой.)
· Решение проблемы.
У.: Молодцы! Прочитайте первое предложение. Какое чувство выражает слово ой?
Д.: Чувство испуга, огорчения, страха.
У.: Ребята, а для чего нужны нам эти слова?
Д.: Чтобы предложения было понятнее.
У.: Но ведь предложение и так понятно. Послушайте стихотворение в записи, оно прозвучит два раза. Выскажите свое мнение о прослушанном.
Сердце так гложет страх.
…,как назло!
Вот бы нынче повезло!
Я по списку дальше всех!
…беда уже близка,
Так и ждет меня тоска!
Д.: Когда мы слушали первый раз, были пропущены слова эх, ох.
-Стихотворение ярче звучало во второй раз.
-Более понятно, красивее во второй раз.
У.: Сделайте вывод, для чего нужны слова ох, эх, ой, ай?
Д.: Эти слова помогают сделать нашу речь яркой, богатой, понятной.
У.: Как же будут называться эти слова? (Предложения детей). С латинского название этих слов переводится как «брошенное между». Интересно почему?
Д.: мы не можем задать к ним вопроса.
-Эти слова не обозначают ни предмета, ни действия, ни признака.
У.: Молодцы! Вы прекрасно мыслите. Называются эти слова междометиями. (Говорю я, если дети сами не ответят).
· Первичное закрепление .
У.: Вернемся к записи на доске. Так какие слова спрятались? Прочитаем хором:
Ох, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!
У.: Посмотрите на таблицу, прочитайте слова:
Ну, ах, хо-хо, хи-хи, бу-бу-бу,
Бай-бай, ох, эх,
О, ого, фу,
Ура, эй, ой …
Как будут называться эти слова?
Д.: Междометия.
У.: Почему стоит многоточие?
Д.: Междометия записаны не все, их в языке больше.
У.: Ребята, представьте, что завтра каникулы. Выберите из таблицы нужное междометие и составьте предложение.
Д.: Ура, завтра каникулы!
У.: Какое чувство выражает междометие ура?
Д.: чувство радости, восторга.
У.: какое междометие вы выберите, если я вам скажу, что завтра у вас будет четыре урока чтения?
Д.: Ого! Четыре урока!
У.: Какое чувство выражает это междометие?
Д.: Чувство удивления, недоверия .
· Самостоятельная работа.
У.: Составьте и запишите предложение на тему «Школа», используя междометие.
Проверка.
· Итог урока.
У.: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Что выражают междометия?
-Какова их роль в речи?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.