Открытый урок тема "Неклеточные формы жизни"
Оценка 5

Открытый урок тема "Неклеточные формы жизни"

Оценка 5
docx
03.10.2020
Открытый урок тема "Неклеточные формы жизни"
Открытый урок БИОЛОГИЯ.docx

Государственное бюджетное профессиональное  учреждение

Каслинский промышленно-гуманитарный техникум

Верхнеуфалейский филиал

 

 

 

 

Конспект

 открытого урока  биологии

 в У 19 ТМ

по теме  «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги»

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель биологии:

Баязитова Г.С.

Дата проведения:

                                                                                        09.07. 20 г.

 

 

2020-2021 учебный год

Цель:

1.формирование  знаний о вирусах как неклеточной форме жизни, особенностях  их строения и функционирования.

Задачи:

 Образовательная:

1.     Систематизировать фактические знания о  вирусах как неклеточной форме жизни, особенностях  их строения и функционирования.

2.     Показать  роль вирусов в природе и жизни человека; о возможных последствиях глобальной экологической катастрофы, связанной с эпидемией вируса птичьего гриппа.

 

 Развивающаяся:

1.     развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

2.     развивать навыки работы с текстом, обобщать полученную информацию;

3.     вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу;

4.     развивать логическое мышление, интерес к предмету биология ;

5.     развивать образное мышление;

6.     уметь отстаивать свою точку зрения.

7.     вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу.

 

Воспитательная:

§  формировать коммуникативные навыки, умение работать в коллективе.

§  Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, как высшей ценности человеческой жизни.

§  Воспитывать  требовательность к себе, настойчивость, артистические качества.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование и материалы:

·        компьютер,

·        проектор,

·        интерактивная доска, программное обеспечение SMART Notebook компьютерная презентация «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

План урока

 

№№ п/п

Этапы урока

Время,

 мин

1

Организационный момент

2

2

Актуализация знаний - стадия вызова

10

3

Изучение нового материала-стадия осмысления

23

4

Стадия рефлексии

5

 

Итого

40

 

Ход урока.

1.  Организационный момент.

v  проверка готовности к уроку, определение отсутствующих;

v  создание позитивного психологического настроя на работу;

v  организация внимания учащихся;

v  раскрытие общих целей и плана проведения урока.

2.     Актуализация знаний - стадия вызова

Фронтальная беседа по вопросам:

Учитель:

1 . Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?

2.  Что вы знаете о вирусах?

3. Что бы хотели узнать об этой форме жизни?

Ученики: отвечают на вопросы, высказывают свои версии.

 (Используя приём опережающего домаш­него задания к этому уроку: учащиеся должны заранее со­ставить дома синквейн по теме «Вирусы», а также познакомиться с актуальной пробле­мой — о возможных последствиях глобаль­ной экологической катастрофы, связанной с эпидемией вируса птичьего гриппа)

 

Ученики: зачитыва­ют примеры синквейнов, которые звучат, например, так:

Вирус

Опасный, коварный

Пугает, заражает, уничтожает

Необъяснимая загадка природы

Враг

Ученик: записывает несколько синквейнов на интерактивной доске.

Учитель: и так, тема нашего урока: Неклеточные формы жизни.  Вирусы.

Демонстрирует слайд №1на интерактивной доске.

Слайд № 1 .Тема урока.  Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Учитель: давайте сформулируем цели нашего урока.

Учащиеся: сами формулируют цели урока, а учитель их корректирует.

Учитель демонстрирует слайд №2на интерактивной доске.

Слайд № 2. Цель урока.

3.     Изучение нового материала-стадия осмысления

Учитель: формулирует проблему.

Представьте, что вы находитесь на табачной плантации. Где растения поражены неизвестной болезнью. Какими способами можно выявить возбудителя этого заболевания? Предложите пути решения проблемы.

Учитель демонстрирует слайд №3 на интерактивной доске.

Слайд №3 Предыстория открытия вирусов.

Ученики: распределяются по парам, самостоятельно составляют  схему проведения эксперимента.

Затем её переносят на интерактивную доску.

Слайд №4 Схема проведения биологического эксперимента

Учитель: корректирует, вносит поправки если нужно.

Учитель: а как были открыты вирусы?

Ученик: выступление с заранее подготовленным докладом по теме «Открытие вирусов»

 (выступление с использованием слайдов №5.№6)

Слайд № 5  История открытия.

Слайд № 6  История открытия вирусов.

Ученики:  до выступления делятся на две группы.  Первая группа отмечает только удачные и понравившиеся моменты выступления, вторая должна прокомментировать моменты, которые можно было  бы улучшить, расширить,  исправить.

Обе группы учащихся в ходе прослушивания доклада составляют краткое  резюме в рабочих тетрадях. 

Примерный текст доклада (см.приложение1)

Учитель: обратите внимание  на открытии, сделанным в 1935 году. ( обращаюсь к слайду №6)

Учитель:  Скажите, ребята, вирусы - это живая или неживая субстанция? Ученики: рассуждают, отстаивают свою точку зрения.

 Учитель: дополняет, корректирует. Если живой считать структуру, имеющую ге­нетический материал (ДНК или РНК) и способную воспроизводить себя, то можно сказать, что вирусы живые. Если же живой считать структуру, имеющую клеточное строение, то ответ должен быть отрица­тельным. Также вирусы не способны воспроизводить себя вне клетки хозяина. Они находятся на самой границе между живым и неживым, что еще раз напо­минает нам о существовании непрерывного спектра все возрастающей сложности, который начинается с простых молекул и заканчивается сложнейшими за­мкнутыми системами клеток.

Учитель: Ребята, какие Вы можете назвать  гипотезы происхождения вирусов.

Ученики: называют гипотезы происхождения вирусов, рассуждают, отстаивают свою точку зрения.

Учитель: Происхождение вирусов пока не ясно. Но большинство ученых предполагают, что вирусы произош­ли от клеточных структур, вследствие утраты ими всего, без чего «можно обойтись» при паразитичес­ком образе жизни, оставив только наследственный аппарат в виде нуклеиновой кислоты и защитную белковую оболочку. Таким образом, вирусы не могут рассматриваться как примитивные предшественники клеточных организмов.

Учитель: А какое строение имеют вирусы?

Ученики: высказывают свою точку зрения.

Учитель: объясняет, дополняет  или корректирует ответы учащихся, используя слайды: №7.№8.

Слайд №7 Строение простых вирусов.

Дополнение к слайду – рассказ учителя.

Слайд№8 Строение сложных  вирусов.

Учитель: вирусы не имеют клеточного строения, размеры их варьируют от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз мень­ше бактерий, увидеть их можно только в электронный микроскоп. Устроены вирусы очень просто: они состо­ят из фрагмента генетического материала (либо ДНК, либо РНК), составляющей сердцевину вируса, и защит­ной белковой оболочки — капсида. У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще дополнительная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клет­ки хозяина. Вирусы — это внутриклеточные парази­ты и вне живой клетки они не проявляют никаких свойств живого.

Слайд№9  Строение бактериофага.

Дополнение к слайду – рассказ учителя.

Дополнение к слайду – рассказ учителя.

Учитель: особой группой вирусов являются бактериофаги, или просто фаги, которые поражают бактериальные клетки. Некоторые из них используются человеком для борьбы с болезнетворными бактериями, на­пример с бактериями, вызывающими холеру, ди­зентерию, брюшной тиф.

Слайд №10 Классификация по химическому составу вирусов.

Дополнение к слайду – рассказ учителя.

Слайд № 11 Жизненный цикл вирусов

Дополнение к слайду – рассказ учителя.

Слайд № 12.  Жизненный цикл вирусов

Дополнение к слайду – рассказ учителя.

Вирусы — это внутриклеточные парази­ты и вне живой клетки они не проявляют никаких свойств живого. У вирусов отсутствует собственная система обмена веществ и энергии, они не потребля­ют пищу и не размножаются. Многие из них во вне­шней среде имеют форму кристаллов. Проникнув в живую клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя ее деятельность на синтез вирусной нук­леиновой кислоты и вирусных белков, из которых собираются вирусные частицы. В клетке накапли­вается огромное количество вирусных частиц. В ко­нечном итоге клетка гибнет, оболочка ее лопается, и вирусы выходят наружу (рис. 2). Иногда вирусы выделяются из клетки постепенно, по одному, и зара­женная клетка живет долго.

Каждый вирус обладает специфичностью, он ищет именно «своего» хозяина. Так, вирус гепатита А или В проникает и размножается только в клетках печени, вирус гриппа — в клетках эпителия верхних дыхательных путей. Вирус СПИДа (ВИЧ) связывает­ся с клетками крови — лейкоцитами, отвечающими за иммунитет. Молекула ДНК вирусов может встраиваться в хро­мосомы клетки хозяина и существовать в таком виде, являясь как бы дополнительным геном. В таком виде вирус может не проявлять себя неопределенно дол­гое время. По остроумному определению нобелевс­кого лауреата П. Медавара, вирусы — «это плохие новости в упаковке из белка». В значительной мере это действительно так: ведь попавшие в клетку ви­русные гены — "Плохие новости» — приводят к на­рушению нормальных процессов в клетке, в ряде случаев к ее гибели, а также к заболеванию всего организма. Недаром свое название вирусы получи­ли от латинского слова «virus»                         — яд.

Дополнение к слайду – рассказ учителя.

Слайд №14  Формы вирусов.

Дополнение к слайду – рассказ учителя.

Вирусы являются возбудителями большого количества заболеваний. Например, у растений это мозаичная болезнь та­бака, томатов, огурцов, скручивание листьев кар­тофеля. Появление полосок на цветках некоторых сортов тюльпанов также обусловлено вирусом, а цветоводы продают эти тюльпаны, выдавая их за особый сорт. У животных вирусы вызывают ящур крупного рогатого скота, чуму у птиц, инфекцион­ную анемию лошадей и др. К наиболее известным вирусным заболеваниям человека относят грипп, оспу, корь, краснуху, свинку, полиомиелит, бешенс­тво, СПИД и др.

 

3-й этап «Стадия рефлексии»

·        Учащиеся самостоятельно делают выводы по уроку, доказывают двойственную природу вирусов.

·        Составляют сами  схему на интерактивной доске.

Домашнее задание:  изучить  параграф №21. Обмен веществ  и энергии в клетке.

4 ученика работают с учебником, 3 ученика работают работа с учебником и го­товят  сообщения, 2 ученика – разрабатывают  презентацию.

 

 

Литература

·    Биология.10-11кл. КаменскийА.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. М.: Просвещение. 2010. 

·        Загашен  И.., Заир-Бек С.И.и др. Учим детей мыслить критически. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.

·        Вирусы. — М.: Кругосвет, Энциклопедия,  2006.-1

            Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлер. Биология, Ч.1.


 

Государственное бюджетное профессиональное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное учреждение

Цель: 1.формирование знаний о вирусах как неклеточной форме жизни, особенностях их строения и функционирования

Цель: 1.формирование знаний о вирусах как неклеточной форме жизни, особенностях их строения и функционирования

SMART Notebook компьютерная презентация «Неклеточные формы жизни

SMART Notebook компьютерная презентация «Неклеточные формы жизни

Ученики: зачитыва­ ют примеры синквейнов, которые звучат, например, так:

Ученики: зачитыва­ ют примеры синквейнов, которые звучат, например, так:

Ученик: выступление с заранее подготовленным докладом по теме «Открытие вирусов» (выступление с использованием слайдов №5

Ученик: выступление с заранее подготовленным докладом по теме «Открытие вирусов» (выступление с использованием слайдов №5

Учитель: Происхождение вирусов пока не ясно

Учитель: Происхождение вирусов пока не ясно

Слайд №10 Классификация по химическому составу вирусов

Слайд №10 Классификация по химическому составу вирусов

Недаром свое название вирусы получи­ ли от латинского слова « virus » — яд

Недаром свое название вирусы получи­ ли от латинского слова « virus » — яд

Составляют сами схему на интерактивной доске

Составляют сами схему на интерактивной доске
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2020