Тема: Атмосфера и ее строение.
Цель: дать представление о воздушной оболочке Земли.
Задачи:
Дать понятие « атмосфера»
Рассказать о значении и изучении атмосферы.
Сформировать представление о газовом составе воздуха
Сформировать представление о строении атмосферы и особенностях каждого слоя ( тропосферы, стратосферы, верхних слоях атмосферы).
Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, проектор, видеоролики презентация.
Урок по технологии творческого развития.
Ход урока.
Ориентировочно-мотивационный этап( постановка учебной задачи)
Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?!
О чем идет речь?
- Как в географии называют воздушную оболочку Земли? ( атмосфера).
- Сегодня мы поговорим об атмосфере. Что вы знаете о воздушной оболочке земли? (Рассказ)
МИНАЕВ Артем расскажет нам немного об атмосфере
(Атмосфера- воздушная оболочка Земли .Этот термин предложил М.В. Ломоносов в 1775году.Толщина атмосферы примерно 3 тыс.км. Нижняя граница атмосферы - поверхность Земли, а верхняя граница отсутствует - она постепенно переходит в космическое пространство.
На Луне нет атмосферы, поэтому она подвергается мощной бомбардировке метеоритами. Атмосфера -броня Земли, она защищает нашу планету от падающих метеоритных тел,и только небольшая часть их - метеориты - не успевает полностью сгорать в атмосфере и падает на Землю.)
- Что мы сегодня узнаем? (вывешиваю на доску состав , строение, значение)
Атмосфера – газовая оболочка земли.(атмо- пар, сфера – шар) (слайд 1)
Задание 1. Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух так необходим, из чего же он состоит? Вы узнаете прочитав пункт №1,3 на странице 105 .
- Итак, из каких газов он состоит?
- Постройте круговую диаграмму и запишите название газов и их процентное содержание.
- К доске пойдет Распопова Таня, а вы строите в тетради.
Задание 2.
- Атмосферу можно назвать оболочкой жизни. Почему?
- Приведите не менее трех доказательств и запишите себе в тетрадь. Для этого используйте текст учебника стр.106, 107 пункт 4 «Значение атмосферы».
- Давайте проверим если кто-то не справился с работой, можно записать информацию со слайда.
( самопроверка)
Задание 3.
- Атмосфера огибает все неровности земли
- и состоит из нескольких слоев. Какие это слои вы сейчас узнаете. Для этого вы поработаете в группах. Для каждой группы будет свое задание.
1группа. Тропосфера.
Прочитайте часть текста о тропосфере и дополнительный материал и расскажите об этом слое по плану: а) мощность слоя, б)температура, в)что еще происходит в этом слое.
2группа. Стратосфера
Прочитайте часть текста о стратосфере и дополнительный материал и расскажите об этом слое по плану: а) мощность слоя, б)температура, в)что еще происходит в этом слое.
3группа верхние слои атмосферы.
Прочитайте часть текста о верхних слоях атмосферы и дополнительный материал и расскажите об этом слое по плану: а) мощность слоя, б)температура, в)что еще происходит в этом слое.
А у всех остальных на столах лежат альбомные листы и цветные карандаши. Ваша задача. Прочитать п.2 и изобразить процессы, которые происходят в слоях атмосферы.
Левая сторона –
Правая –
Середина –
Итак, что же у вас получилось? Поднимите .
Лучшие работы получились у ШКОЛЬНИК Александры
Егорова Кости
Распоповой Татьяны
Выйдите к доске и прикрепите свои рисунки.
А мы продолжаем. Слушаем выступление I группы, которая расскажет нам о тропосфере, Все остальные заполняют таблицу которая лежит у вас на столах недостающие элементы
Рассказ учащихся сопровождается заполнением таблицы.
Строение атмосферы
Слои атмосферы |
Верхняя граница (км) |
Особенности воздуха |
Наличие влаги и облаков |
Особенности температуры |
Тропосфера |
8-10 или 16-18 км |
Содержит 4/5 всего воздуха |
Содержится почти вся влага и много облаков |
С высотой понижается, достигая -550С |
Стратосфера |
55 км |
Содержит разреженный воздух |
Очень мало влаги, почти нет облаков |
С высотой повышается, достигая 00С |
Верхние слои атмосферы |
Примерно 1000 км |
Воздуха почти нет |
Влаги и облаков нет |
Температура с высотой понижается до -2700С |
А теперь проверьте так ли у вас?
Давайте посмотрим на рисунок тропосферы правильно ли изображены процессы которые происходят в этом слое?
А мы продолжаем. Слушаем выступление II группы, которая расскажет нам о каком слое?Все остальные заполняют таблицу которая лежит у вас на столах недостающие элементы
А теперь проверьте так ли у вас?
Давайте опять вернемся к нашим рисункам . Правильно ли изображены процессы которые происходят в этом слое?
А мы продолжаем. Слушаем выступление III группы, которая расскажет нам о каком слое? Все остальные заполняют таблицу которая лежит у вас на столах недостающие элементы
А теперь проверьте так ли у вас?
Давайте опять вернемся к нашим рисункам . Правильно ли изображены процессы которые происходят в этом слое?
Задание 4.Решение задач
А теперь давайте решим задачу на определение температуры воздуха
Самолет летит на высоте 9 км. Какова температура воздуха за бортом самолета, если в это время у поверхности Земли температура +20 градусов?
Запишем краткую запись
-На сколько градусов понижается температура с высотой? Давайте найдем ответ в учебнике.
( На каждый километр подъема температура понижается на 6 градусов)
- Какова разница в температуре воздуха, если температура у поверхности 0 градусов?
- Какой знак ставим перед значением температуры? ( температура отрицательная, ставим минус)
Но у поверхности Земли температура не 0 градусов, а +20
Следующая задача.
Самолет летит на высоте 7 км., температура за бортом - 20 . Самолет собирается идти на посадку. Какова температура в районе аэродрома?
На какую высоту поднялся самолет, если температура у поверхности Земли +24, а температура за бортом самолета -30?
1. Какого газа в воздухе больше всего? (Азота)
2. Какой газ воздуха нужен для фотосинтеза? (Углекислый газ)
3. Какой газ воздуха нужен для горения, гниения и дыхания? (Кислород)
4. Почему озоновые дыры – это опасное явление? (УФ-лучи губительны для жизни)
5. Как называется слой атмосферы, где живем мы с вами? (Тропосфера)
Тест
1.Атмосфера – это оболочка
А.Газовая б. Водная в. Соленая
2. Самый нижний слой атмосферы:
а. Стратосфера б.Тропосфера в.Верхние слои атмосферы
3.Кислорода в воздухе содержится:
а. 30% б.21% в. 78%
3.В тропосфере образуются:
а. Облака б. Ультрафиолетовые лучи в. Грунтовые воды
4.Как изменится температура воздуха при подъеме на 1 км?:
а. Понизится на 10 градусов б. Понизится на 6 градусов в)Повысится на 6 градусов
Поменялись тетрадями и проверили. Критерии оценивания на доске
самопроверка (1-а, 2-б, 3- а 4-б, )
Вспомните какие задачи были поставлены . Посмотрите на доску , о чем мы сегодня на уроке говорили.
Найди пару – описание и соответствующий слой атмосферы
Описание |
Название слоя |
1) Расположен озоновый слой |
А.. Тропосфера |
2)Наблюдается редкое атмосферное явление -серебристые облака |
Б. Стратосфера |
3)Содержится наибольшее количество влаги |
В.Термосфера |
4)Воздух сильно разряжен, наблюдается его свечение(полярные сияния) |
Г. Мезосфера |
Воздушная оболочка Земли называется атмосфера, она состоит из смеси газов., в составе которых азот 78.%, кислород 21% и другие газы.
Наука, составляющая прогноз погоды, называется синоптика.
Домашнее задание (слайд)
П. 26 в.5
Найти стихотворение или сочинить стихотворение об атмосфере.
Проведем рефлексию
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.