Открытый урок 11 класс
Оценка 4.8

Открытый урок 11 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
15.05.2018
Открытый урок 11 класс
Урок :Разбор заданий ЕГЭ В3, В6, А24 (Синтаксис и культура речи). Цели урока: повторение и обобщение сведений о словосочетании и видах подчинительной связи , закрепление навыков грамотного пунктуационного оформления СПП; развитие у учащихся навыков быстро и грамотно определять тип придаточного в СПП, уметь применять свои знания на практике ; совершенствование навыков аналитической работы со словом, развитие культуры речи ; (подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ ).Открытый урок . Конспект урока.
Урок русского языка в 11 классе по теме.docx
Урок русского языка в 11 классе «В»  по теме: Разбор заданий ЕГЭ  В3, В6, А24             (Синтаксис и культура речи). Цели урока: повторение и обобщение сведений  о словосочетании и видах подчинительной  связи , закрепление навыков грамотного пунктуационного оформления СПП; развитие у  учащихся навыков   быстро и грамотно определять тип придаточного в СПП, уметь  применять  свои знания на практике ; совершенствование навыков аналитической работы со   словом, развитие   культуры  речи  ; (подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ ). Познавательные:  повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов  в  словосочетании и видах придаточных в  СПП; отработка навыков, закрепление известного  способа действий, ознакомление и систематизация знаний.  Развивающие : развитие мышления и  общеучебных  навыков и умений ,умение строить  доказательства, развитие познавательной самостоятельности; обобщать, проводить  наблюдения, графически оформлять результаты деятельности. Воспитательные: Воспитание   культуры   речи.   Формирование   умений   осуществлять взаимное сотрудничество, взаимоконтроль и взаимопомощь. Задачи: Повторить  ,обобщить и закрепить  навыки и умения в выполнении заданий ЕГЭ   А24,  В3, В6). Тип урока :урок обобщения, совершенствования  ЗУНов. Вид урока: Урок  практических работ. Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная,  групповая,  фронтальная и др.  Оборудование: компьютер,  презентация о СПП, тесты ,учебник , зачетный лист урока.                                         ХОД УРОКА. 1.Организационный   этап. Актуализация   опорных знаний  . Учитель . Здравствуйте, ребята! Цели и задачи нашего урока( на экране сообщаю)  .  (слайд3­4)  Запишите  в тетрадях число и тему урока. Мы продолжаем работу по  подготовке к ЕГЭ и сегодня отрабатываем задание из части  В 3, А24,В 6, связанные  с  синтаксисом: изучить  типы придаточных в  СПП и виды подчинительной связи в  словосочетании.   2. Работа по теме урока.  Повторение и обобщение материала. Дома вы повторяли  теорию. Расскажите , что такое словосочетание, какие бывают словосочетания виды по  значению  ? Что не является словосочетанием ?  На экране виды словосочетаний .(Слайды 4­ 10 ) Ученик .  (слайды 4­9 ) Словосочетание. Словосочетание — это соединение двух или не­ скольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически:  зеленые глаза; писать письма; трудно передать.  Виды словосочетаний :сочинительные ( слова равноправные) однородные члены        мороз  и солнце;          подчинительные     одно слово подчинено другому                                      Главное +зависимое        осенний дождь   Учитель .Обращаю внимание на то, что именно подчинительные сочетания встречаются в  текстах ЕГЭ.  Ученик .Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами  словосочетания: согласование, управление, примыкание.  Выделяются два типа словосочетаний: подчинительные, в которых есть главное и  зависимое слово, и сочинительные, в которых объединяются равноправные слова: вода и  воздух; негромко, но выразительно; вчера или сегодня.   Ученик. Не являются словосочетаниями: 1) сочетание самостоятельного слова со служебным : около дома, перед грозой, пусть поет и т.п.; 2) сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову и т.п.; 3)  подлежащее и сказуемое: Наступила ночь; 4)  составные словоформы: более светлый, будет ходить.    Ученик. Согласованием называется такой способ подчинительной связи слов, когда  зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка,  кипящая вода, наш друг, первый снег и т.п.   Ученик. Управлением называется такой способ подчинительной связи, при котором  главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или  без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с  одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?)  из них (из пяти) и т.п. причастие), существительное, прилагательное, числительное.  Ученик . Примыканием называется такой способ подчинительной связи, при котором  зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно  слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться и  т.п. Учитель.  Обратите  внимание  на  экран.  Притяжательные  местоимения  его,  ее,  их  не из­ меняются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова,   их   дети.  Их   следует   отличать   от   личных   местоимений,   которые   являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул ее, вызвал их. При согласовании три требования главного к зависимому –  падеж. падеж. «Шпаргалка» - подсказка «Шпаргалка» - подсказка При согласовании три требования главного к зависимому – род, число, род, число, При управлении одно требование главного к зависимому – падеж.  – падеж. При управлении одно требование главного к зависимому При примыкании никто ничего потребовать не может. никто ничего потребовать не может. При примыкании    Ученик. Трудные случаи управления.(слайд 9 ) В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки: 1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: Установить  о причинах аварии (правильно: установить причины);  не касаться  к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); оплатить за проезд  (правильно: оплатить проезд); 2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им  особенность (правильно: характерная для них особенность); 3) неправильный выбор предлога: партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в  гольф). Обратите внимание на следующие конструкции: (см. памятку в тетради). Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в  дательном падеже: согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно  взрыву. Предлоги в меру, в заключение, в виде, в течение, в продолжение, в силу, наподобие,  посредством употребляются с существительными в родительном падеже: в меру сил, в  заключение выступления, в виде цветка, в течение суток, в продолжение дня и т.д. Предлог по с существительным в предложном падеже может использоваться при  обозначении действия, события, после которого что­либо совершается, происходит: по  прибытии, по приезде, по окончании, по завершении. Ошибкой является использование в  этом значении конструкции по + существительное в дательном падеже: по завершению  работы. В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В  таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога  от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить  белье и т.п.  3.Закрепление полученных знаний. Учитель: А теперь перейдем к практической работе, сначала все вместе работаем . а  затем самостоятельно. На экране написаны словосочетания . Задание : определите способ  подчинительной связи .(Коллективная работа).(слад 12). 1) наш класс; 2) чей­то взгляд; 3) несколько человек; 4) один из нас; 5) любить рыбалку; 6)  любя рыбалку; 7) очень любя; 8) весело шагать; 9) вместе шагать; 10) шагать по пригоркам;  11) по крутым пригоркам; 12) не слишком крутым; 13) не совсем таким; 14) совсем не  крутым.  Учитель: У каждого из вас есть лист с надписью «Упражнение №1» .Там даны  словосочетания. Задание : подписать одной буквой (С,У, П)  способ связи в данных  словосочетаниях.   1 вариант. Восьмое  января,  говори тише,  дремать  стоя,  крайне усталый , моя биография, ягоды крыжовника , очень много , замеченный тобою , поющий скворец , желанный гость ,  упасть навзничь , усталый от дел.  Словарная работа навзничь – опрокинуться на спину, вверх лицом. 2 вариант. Громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, стало свежо, совершить  прыжок, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, говорить шепотом, два часа, ясным утром  светит ярче. 3 вариант.  Образуйте  и запишите   в тетради   с каждым из следующих слов по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи. 1) Способность; 2) что­нибудь; 3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение. Способ проверки ­ взаимопроверка. 3. Отработка заданий ЕГЭ  В3  Учитель : Самостоятельная работа по вариантам.  Упражнение №2 ( задание  распечатано)  .Каждый выполняет свой вариант. (3 ряда­ 3 варианта)                                Приложение  №2  Задание №1 1в.   В каком ряду все словосочетания со связью согласование? 1)  В соседней комнате,  погруженный  во тьму, в какую­то сторону; 2)   под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения; 3)  первый снег, из всего сказанного, под белыми березами; 4)  в новой шапке, все общество, чувство ненависти. 2в.   В каком ряду все словосочетания со связью управление? 1)  Сижу за столом, вижу их, этот  номер; 2)  вспоминает что­то, тянется к красоте, в этот момент; 3)  развернув ребром , непонятный  для него, открытую ладонь; 4) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку. 3в.   В каком ряду все словосочетания со связью примыкание? 1)  Тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну; 2)  давно  забытый , когда­то нашел, на это место; 3)  украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись; 4)  стремиться туда, тихо летали, помнил их. Учитель:. Задание в тестах 2011 года звучит ,например, так : «Из предложения 7 выпишите  словосочетание  со связью примыкание .Номер и способ связи может быть любым. Какие  шаги нужно предпринять , чтобы выполнить это задание (запись в тетради).   1шаг­ выделить грамматическую основу, так как она не  может быть словосочетанием. 2 шаг­устанавливаем смысловые отношения между главными и второстепенными членами  предложения с помощью вопросов .Исходя из задания , определяем на какой вопрос  отвечает (какаой? –ая,­ое,­ ие ­  согласование, падежный вопрос  ­ управление, вопрос  обстоятельства, неопределенной формы  ­ примыкание ).Обращаем внимание на зависимое  слово(ищем нужные части речи) .не забываем, что слова могут быть разорваны  другими  словами в предложении.  3 шаг –проводим проверку, правильно ли выделено слово. ( смотри схему) Учитель: Сейчас мы с вами  работаем пошагово над следующим заданием. Из предложения( слайд  13 ) выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:  Недавно кто­то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не  было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.  Первая основа ­ кто­то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при  примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие  (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие  есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?)  недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении:  недавно сказал. Учитель: Отработка задания ЕГЭ.  Самостоятельная  работа. Карточки  на столе,  приложение №2. Задание №2                             Приложение №2 1 вариант. А) Выпишите из предложения словосочетание со связью управление. А) Вечером ребята шумно и увлеченно что­то сочиняли. Б)  Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание. А однажды даже показалось Алеше, что спина Ковалева мелькнула в толпе. В) Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование. Я  должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и гололедица. 2 вариант. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание. А) Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд, голос светской чести  и  оскорбленного самолюбия.  Б) Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.     И мы искренне привязались к маленькому хромому утенку. В)  Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.     Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества? 3 вариант    .     Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование. А)  И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление Б) Кто знает, какая циклопическая сила разрушила древние постройки. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание. В)  Я помню, как величественные горы по­весеннему зеленели у подножий  4.  Учитель:  Переходим к заданию А 24 , 26 .Прочитаем  .как вопрос звучит в пособии  Н.А. Сениной. Читают стр.        . Вы должны были повторить теорию  о СПП с одним  придаточным. У вас на партах лежат памятки, которые вам помогут обобщить эти сведения,  а на слайдах даны примеры, которые вы прокомментируете .Начнем с теории .  ­Назовите виды придаточных, чем они отличаются друг от друга? ( Определительные,  изъяснительные, обстоятельственные)( слайд   ) Ученик. Придаточные о п р е д е л и т е л ь н ы е отвечают на вопросы определений  (какой?­ая?­ое?­ие?). Они относятся к определяемым существительным или другим словам,  употребленным в значении существительного и  могут быть связаны с главным  предложением с помощью различных союзных слов: какой, который, чей, что и наречий  где, куда, откуда, когда. Придаточные определительные всегда стоят после  существительных, которые они поясняют!  Например : Мы вошли в ту комнату, которая была ярко освещена.          Мы вошли в ту комнату,  что находилась справа.            Мы вошли в ту комнату, куда нас пригласила хозяйка.                     Мы вошли в ту комнату,  откуда доносились голоса.       Ученик.   Придаточные изъяснительные отвечают  на вопросы косвенных   падежей ,чаще всего связаны с глаголом со значением мысли, чувства, восприятия (знать,  понимать, чувствовать, любить, видеть, слышать и т.п.).  (слад 17)                          Присоединяется к главной части:                              а) при помощи союзов (что, как, будто, чтобы, как будто и др.)                              б) при помощи союзных слов (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда и  др.)                              в) при помощи частицы ли в значении  союза.           Я знаю (что?),что ты скажешь. кто приходил. как это сделать. какой сегодня день. когда он вернется. где он живет. почему ты молчишь. зачем он приходил.         Ученик.  Придаточные обстоятельственные.   Таблица на экране.(слайд 20­21  ) Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения  (слайд22)  Найти грамматические основы;  установить смысловые отношения между  частями сложного предложения,   определить главное и придаточное   предложения; поставить вопрос  от главного предложения к  придаточному; найти союз  или союзное слово  в  придаточном предложении; по вопросу и союзу определить вид придаточного  предложения.      5. Тестовая работа.                                                        (Приложение №3)                                              ТЕСТ Определите тип придаточного предложения.( по вариантам  четные­ 1  вар. нечетные 2 вар.)(А 24) 1.  Одно   из   противоречий,   какими   живо   творчество   Мандельштама,   касается собственной природы этого творчества. 2.  Что бы со мной ни было, я хочу быть один. 3.  Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья. 4. Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне... 5. Он работал всюду, где заставала его жажда творческого труда. 6.     Поэт   чувствует   буквальное   значение   слова   даже   тогда,   когда   дает   его   в переносном значении. 7.  Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться. 8.  Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих произведений Куприна. 9.   Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш неплохо посещался. раме. 10.  В степи было тихо, несмотря на то что солнце поднялось. 11.  Как летом роем мошкара летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной 12.  Зной все усиливался, так что становилось трудно дышать. 13.  Я сижу до тех пор, пока не начинаю чувствовать голод. 14. Красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки. 15. Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу. 16.  Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. 17.  Как ни интересен труд режиссера, актерская работа все же интереснее. 18.  Стало так тихо, что со своего балкона я слышал голоса в саду. 19.  Если начнешь усиленно заниматься, то успеешь подготовиться к экзамену. 20.  И я вижу во сне, как на волке еду я по тропинке лесной. 21.  И вот наступила та долгожданная пора, когда солнце растопило снег и засияло в полную силу. 22.  Мне хотелось, чтобы эта книга была интересна всем. 23.   Статья   оказалась   настолько   сложной,   что   смысл   ее   был   понятен   только специалистам­филологам. 24.   Всякий   раз,   как   только   показывалось   солнце,   замерзший   пруд   блестел,   как только что вымытое зеркало. 25.   Чтобы не сказать ничего лишнего, Полина в этот вечер тщательно подбирала слова. 26. Дорогу по требованию горожан расширили, так что проблема с заторами на перекрестках была решена. поисках калитки. 27.  Если в ясный день подойти к окну, то вдалеке будут видны очертания города. 28. Поскольку дом был окружен высоким забором, нам пришлось обойти вокруг в 29.  Можно только предполагать, как долго продлится его путешествие. 30.  Вывеска должна быть расположена так, чтобы каждый прохожий обращал на нее внимание.   6.   Подведение итогов урока.   Выставление оценок за работу на уроке. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА 1.   Назовите   основные   содержательные   блоки   для   повторения   материала   по синтаксису, о которых мы сегодня говорили. 2.     Назовите   основные   трудности,   связанные  с  определением   типа   придаточной части сложноподчиненного предложения.  7 . Домашнее задание: §94­95, упр.475 по заданию.  Задание по группам:1­ подготовить рассказ   о   знаках   препинания   в   СПП   с   несколькими   придаточными   ;   2   группа   –   делает презентацию о способах присоединения нескольких придаточных  к главной. 3 группа «творческая»­ находит  из художественной литературы  6 предложений с  несколькими придаточными , составляет схемы и объясняет постановку знаков препинания в них.                                             ЛИТЕРАТУРА               1. Н.Г. Гольцова , И.В. Шамшина .Русский язык 10­11 классы».2008.               2.А.Г.Нарушевич .Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование  занятий, организация урока, система упражнений. М. Педагогический университет «Первое  сентября»,2010. 3. Сенина НА. Русский язык. ЕГЭ­2011. Вступительные экзамены. Р/Д: Легион, 2011. 4. Розенталь Д.Э, С.Е. Крючков , Л.А. Чешко. Пособие для занятий  по русскому  языку в старших классах. М. Новое знание.1996. 5. А.Чупашева О.М. Трудности синтаксического анализа. М.: Русск. яз. — Медиа,  2004      6.Интернет ресурсы.

Открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018