Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
07.11.2017
урок по химии на тему "Общая характеристика галогенов" : изучить строение, физические и химические свойства галогенов;
раскрыть взаимосвязь строения и свойств веществ на примере галогенов;
продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
продолжить формировать компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением;
Общая характеристика галогенов.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Вологодского муниципального района
«Присухонская основная школа»
урок химии по теме
Общая характеристика галогенов
учитель химии
высшей категории
Пешкова Елена Николаевна Вологда 2017 г.
Урок химии по теме Общая характеристика галогенов
Цель урока для учителя: Сформировать представление об элементах VII
группы, главной подгруппы – галогены, изучить строение, физические и
химические свойства галогенов, их биологическое значение.
Цель урока для учащихся: Получить представление об элементах VII
группы, главной подгруппы – галогены, изучить строение, физические и
химические свойства галогенов, их биологическое значение.
Формируемые УУД
Коммуникативные УУД: обеспечение возможности сотрудничества:
умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг
другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками,
построение речевых высказываний, работа с информацией, построение
вопросов.
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно смысловые
установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции,
социальные компетенции, личностные качества;
Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка.
Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение
практических задач, овладение межпредметными понятиями, расширение
опыта специфического для предметной области (химии), деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему
основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе
современной научной картины мира.
Предметные УУД изучить строение, физические и химические свойства
галогенов;
раскрыть взаимосвязь строения и свойств веществ на примере галогенов;
продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным
материалом с использованием новых информационных технологий; продолжить формировать компетенции, касающиеся владения устным и
письменным общением;
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
положение в периодической системе, строение и свойства атомов
галогенов;
строение, физические и химические свойства простых веществ –
галогенов;
биологическое значение галогенов.
Учащиеся должны уметь:
устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами;
составлять уравнения химических реакций,
характеризующих
химические свойства галогенов с т.з. ОВР
Ход урока
I этап: Организационный момент.
Урок начинается с проверки у учеников учебников, тетрадей, дневников
(визуально). Снятие эмоциональной нагрузки: живое слово учителя с
призывом к сотрудничеству и просьбой протянуть руку «помощи».
II этап: Целеполагание. Мотивация к деятельности.
Стадия вызова: – Мы продолжаем изучение большой и важной темы
«Неметаллы». Сегодняшний урок будет посвящен изучению самых активных
неметаллов. Попробуйте определить, о каком химическом элементе идет
речь.
Угадай элемент: (работа в парах на листочках)
∙ Этот химический элемент входит в состав костной ткани и зубной
эмали. Его соединения добавляют в зубную пасту. (Фтор)
∙ Его слабый запах можно ощущать в водопроводной воде (им
обеззараживают воду) и при применении отбеливателя. (Хлор)
∙ Каждый пользовался спиртовой настойкой этого вещества как
кровоостанавливающим и обеззараживающим средством.(Йод)
∙ Его соединения применяют в фотографии в качестве
светочувствительного вещества.
Многие соединения обладают
успокоительным действием.(Бром)
∙ Самый долгоживущий изотоп имеет период полураспада всего 8,3 ч.
(Астат)
– К какому семейству относят названные вещества? (Глгны.)
Тема урока сегодня «Галогены» Задачи, которые поставите перед собой на уроке:
1. Дать характеристику семейства галогенов по их положению в
Периодической системе и строению атомов;
2. Изучить состав и строение молекул, физические и химические
свойства галогенов.
3. Применить полученные знания на практике.
Проблемный вопрос: Слово «Галогены» в переводе обозначает «рождающие
соли». Ваша задача в течении урока выяснить почему эта группа элементов
получила такое название?
III этап: Изучение нового материала.
Сегодня работают группы: каждая группа получает инструктивную
карту, на которой напечатан план изучения раздела темы и
технологическую карту, на которой будете работать.
1 группа
Положение галогенов (Hal) в периодической системе, строение и свойства
атомов.
2 группа
Галогены – простые вещества – агрегатное состояние, цвет веществ, строение
молекулы, химическая связь.
3 группа
Взаимодействие молекул галогенов с простыми и сложными веществами, ряд
активности галогенов (вытеснение).
Группы работают 710 минут, затем идет обсуждение работы каждой группы.
Учащиеся на местах записывают изучаемый материал в своих
технологических картах.
Учащиеся каждой группы выбирают вопросы для проработки индивидуально,
т.е. дифференцированно.
Как только каждая группа выполнит на местах свой вопрос – выходите к
доске и представляете его письменно, затем устный ответ.
(После отчета каждой группы – спросить о выполненных задачах урока).
IV. Закрепление В качестве закрепления даются задания разного уровня сложности, по степени
усложнения, учащиеся выбирают их и решают. Если не успеваем на уроке, то
задание дается домой на оценку.
V. Рефлексия. Итог урока
– А теперь вернемся к целям нашего урока? Достигли ли мы их?
Что изучили на сегодняшнем уроке?
Почему эта группа элементов получила такое название ГАЛОГЕНЫ?
– А что вы еще хотели бы узнать о галогенах?
Каждый из Вас оцените свою деятельность на уроке и поставьте в листе теста
себе оценку.
Выставление оценок
5. Домашнее задание по учебнику § 18, упр. 4, 5 стр. 110 (для учащихся,
сдающих экзамен).
Положение галогенов (Hal) а периодической системе, строение и свойства
1 группа
атомов.
Внимательно прочитайте текст § 18 стр. 104 – строение и свойства
атомов и найдите ответы на следующие вопросы:
1) определите местоположение галогенов:
а) номер группы
б) количество электронов на внешнем уровне (слое)
в) проявляют роль окислителя или восстановителя (отдают или
принимают электроны и сколько)
→
неМе
неМе – элемент ?
атом ион процесс ?
2) изучите по периодической системе положение 2х галогенов F и Cl и
Cl 1, +1, +3,
F имеет только степень окисления 1, а
ответьте, почему
+5, +7? Смотри на обороте
3) что происходит с радиусом атома галогенов в группе; какой галоген
самый сильный окислитель; что происходит с восстановительными
свойствами галогенов? Галогены – простые вещества – агрегатное состояние, цвет веществ,
2 группа
строение молекулы, химическая связь.
Внимательно прочитайте текст § 18 стр. 104 105 – галогены – простые
вещества и найдите ответы на следующие вопросы:
1) заполните таблицу и объясните, почему: изменяется агрегатное
состояние от газа к твердому веществу и цвет веществ от светло
желтого до черного?
Агрегатное
состояние
Цвет
Запах
Вещество
Фтор F2
Хлор Cl2
Бром Br2
Йод I2 Прочитайте дополнительную информацию: о йоде и об отравляющих
свойствах хлора (текст на столе и упр. 6 стр. 121).
2) а) запишите формулы молекул простых веществ галогенов, сколько в
них атомов? F , Cl , Br , I
б) Объясните, какой тип химической связи (ковалентная неполярная,
ковалентная полярная, ионная)?
в) распишите механизм образования данного вида связи на примере молекулы
Cl2
Cl Cl
→ Cl Cl
→ Cl Cl
г) объясните, куда смещена электронная пара, почему? (используйте ряд
электроотрицательности химических элементов – в конце учебника)
д) какова степень окисления каждого атома в молекуле?
Взаимодействие молекул галогенов с простыми и сложными веществами,
3 группа
ряд активности галогенов (вытеснение).
Внимательно прочитайте текст § 18 стр. 106 108 и найдите ответы на
следующие вопросы:
1) составьте уравнения реакций взаимодействия Cl2 с Ba, Fe, H2;
F2 с H2O – дайте названия веществам, которые получаются.(см. §
18)
2) почему галогены называются «рождающие соли» (прочитайте
дополнительную информацию)
В одно время галогены называли солеродами. (Рождают соли при
взаимодействии с металлами.)
В 1811 г. И.К.Швейгер предложил химикам называть эти элементы
галогенами («галос» – соль, «генес» – рождаю). 3) как называются растворы галогенов с водой (стр. 110, упр. 2)?
4) расставьте знак > или < в ряду галогенов и объясните их силу
F2 Cl2 Br2 I2
――――――――――
(вставьте слова)
…………окислительных свойств, …………восстановительных свойств.
(увеличение, уменьшение)
5) объясните, какая реакция возможна, а какая нет? Почему?
Cl2 + NaBr →
Br2 + NaCl→
Определите роль хлора и брома в реакции – окислитель или
восстановитель.
1 уровень. Тест
Вставьте пропущенные слова, опишите физические свойства галогенов.
Фтор _________________ , в воде _____________, так как интенсивно
с ней взаимодействует. Хлор ________________, легко сжижается при 20оС
и давлении 6 атм., растворимость в воде при н.у. 2,5 л в 1л воды. Раствор
хлора в воде практически бесцветен ________________.
Бром
________________, растворимость в воде при 20оС равна 0,02 г в 100 г воды.
Раствор брома в воде ____________________ бурого цвета. Йод
___________________ с металлическим блеском ______________.
Кристаллический йод легко _______________ переходит из твёрдого в
газообразное состояние. Растворимость в воде при 20оС равна 0,02 г в 100 г
воды. Образующийся раствор светложелтого цвета _________________.
Значительно
в
бром
растворяются___________растворителях.
на
_________________, но имеет более ярко выраженный металлический
характер. Все галогены обладают______________запахом, вдыхание их
и
похож
иод
чем
воде,
Астат
лучше, вызывает сильнейшее раздражение дыхательных путей и тяжелые
__________________________.
Слова для вставки (газ, возгонка, заболевания (отравления), галоген,
хлорная вода, йодная настойка, твердое вещество, неметалл, растворим,
жидкость, фиолетового цвета, спирте (полярных растворителях), бромная
вода, резким).
2 уровень. Найдите соответствие между исходными веществами и
продуктами реакций:
2H2O + 2F2 = 2NaOH + H2 + Cl2
Xe + 2F2 = 2NaCl + J2
H2 + F2 = 2AuCl3
2Au + 3Cl2 = XeF4
2NaCl + 2H2O = 4HF + O2
2NAJ + Cl2 = 2HF
3 уровень. Допиши уравнение реакций, расставьте коэффициенты
Na + Cl2=
NaI + Cl2=
S + F2=
F2 + H2O=
Fe + Br2=
NaBr + Cl2=
P + Cl2=
KOH + Cl2= 1. Для йода характерно такое физическое явление как возгонка, т.е.
переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу.
При возгонке в нагреваемой части прибора кристаллическое вещество
испаряется, а в охлажденной снова конденсируется.
2. Употребление ядовитых газов во время мировой войны ведет свое
начало с 22 апреля 1915 года, когда германцы сделали первую газовую атаку,
с применением баллонов с хлором, давно и хорошо известного газа.
Все очевидцы, описывая события того жуткого дня 22 апреля 1915 г.,
начинают его словами:
"Был чудесный ясный весенний день. С северовостока дул легкий ветерок…
Ничто не предвещало близкой трагедии, равных которой до тех пор
человечество еще не знало.
Ближайший к немцам участок фронта защищали солдаты, прибывшие из
Алжирских колоний. Выбравшись из укрытий, они грелись на солнце, громко
переговариваясь друг с другом. Около пяти часов пополудни перед
немецкими окопами появилось большое зеленоватое облако. Оно дымилось и
клубилось, ведя себя подобно "кучам черного газа" из "Войны миров" и при
этом потихоньку продвигалось к французским окопам, повинуясь воле
северовосточного ветерка. Как уверяют свидетели многие французы с
интересом наблюдали приближающийся фронт этого причудливого "желтого
тумана", но не придавали ему значения.
Вдруг они почувствовали резкий запах. У всех защипало в носу, глаза резало,
как от едкого дыма. "Желтый туман" душил, ослеплял, жег грудь огнем,
выворачивал наизнанку.
Не помня себя, африканцы бросились вон из траншей. Кто медлил, падал,
охваченный удушьем. Люди с воплями носились по окопам; сталкиваясь друг
с другом падали и бились в судорогах, ловя воздух перекошенными ртами.
А "желтый туман" катился все дальше и дальше в тыл французских позиций
сея по пути смерть и панику. За туманом стройными рядами шествовали
немецкие цепи с винтовками наперевес и повязками на лице. Но атаковать им
было не кого. Тысячи алжирцев и французов лежали мертвые в окопах и на
артиллерийских позициях.”
Естественно, что первое чувство, которое внушил газовый способ войны, был
ужас. Технологическая карта ученика
Тема «Галогены. Общая характеристика»
Задачи урока: (после решения каждой задачи ставим +) + справился со всем заданием
1. Дать характеристику семейства галогенов по их положению в Периодической системе
и строению атомов ┴ справился с небольшими ошибками
2. Изучить состав и строение молекул, физические свойства галогенов – простых веществ. допустил много ошибок
3. Изучить химические свойства галогенов как простых веществ при взаимодействии с простыми и сложными веществами.
1. Положение галогенов (Hal) а периодической системе, строение и свойства атомов.
степень окисления
степень
окисления
обычное состояния атома
степень окисления
степень окисления степень окисления, возбужденное состояния атома
Галогены Номер группы Количество электронов на внешнем слое –
Проявление роли окислителя или восстановителя неМе
→
неМе –
2. Галогены – простые вещества – агрегатное состояние, цвет веществ, строение молекулы, химическая связь.
Агрегатное состояние
Цвет
Запах
Вещество
Фтор F2
Хлор Cl2
Бром Br2
Йод I2
Молекулы галогенов – Hal2 –
Cl Cl
→ Cl Cl
→ Cl Cl
Химическая связь –
3. Взаимодействие молекул галогенов с простыми и сложными веществами, ряд активности галогенов (вытеснение). ( в случае
Cl2 + Ba →
Cl2 + Fe →
Cl2 + H2 →
затруднения используйте учебник § 18). F2 + H2O →
Cl2 + NaBr →
Br2 + NaCl →
Cl в простом веществе Br в сложном веществе (роль этих элементов – окислитель или восстановитель)
F2 Cl2 Br2 I2 Угадай элемент: (работа в парах на листочках)
∙ Этот химический элемент входит в состав костной ткани и
зубной эмали. Его соединения добавляют в зубную пасту.
∙ Его слабый запах можно ощущать в водопроводной воде (им
обеззараживают воду) и при применении отбеливателя.
∙ Каждый пользовался спиртовой настойкой этого вещества
как кровоостанавливающим и обеззараживающим средством.
∙ Его соединения применяют в фотографии в качестве
светочувствительного вещества. Многие соединения обладают
успокоительным действием.
∙ Самый долгоживущий изотоп имеет период полураспада
всего 8,3 ч.
Угадай элемент: (работа в парах на листочках)
∙ Этот химический элемент входит в состав костной ткани и
зубной эмали. Его соединения добавляют в зубную пасту.
∙ Его слабый запах можно ощущать в водопроводной воде (им
обеззараживают воду) и при применении отбеливателя.
∙ Каждый пользовался спиртовой настойкой этого вещества
как кровоостанавливающим и обеззараживающим средством.
∙ Его соединения применяют в фотографии в качестве
светочувствительного вещества. Многие соединения обладают
успокоительным действием.
∙ Самый долгоживущий изотоп имеет период полураспада
всего 8,3 ч.
Угадай элемент: (работа в парах на листочках)
∙ Этот химический элемент входит в состав костной ткани и
зубной эмали. Его соединения добавляют в зубную пасту.
∙ Его слабый запах можно ощущать в водопроводной воде (им
обеззараживают воду) и при применении отбеливателя.
∙ Каждый пользовался спиртовой настойкой этого вещества
как кровоостанавливающим и обеззараживающим средством.
∙ Его соединения применяют в фотографии в качестве
светочувствительного вещества. Многие соединения обладают
успокоительным действием. ∙ Самый долгоживущий изотоп имеет период полураспада
всего 8,3 ч.
Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Открытый урок 9 класс химия по теме "Общая характеристика галогенов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.