Предмет
История
Казахстана
Тема занятия
Общая цель
Результаты
обучения
Ключевые
идеи,
значимые для
занятия
Этапы
1. Вызов
Класс
Дата 2.02.2017
№ урока
«Духовная культура казахского народа»
учащиеся узнают о значении духовной культуры в жизни казахского народа
К концу урока учащиеся будут:
Знать:
основные понятия по теме
имена казахских ораторов
Понимать:
особенности духовной культуры казахского народа
значение духовной культуры в жизни народа
Уметь:
отличать духовное от материального
самостоятельно добывать знания, обобщать, формулировать выводы, сравнивать.
Оценивать:
результат учебной деятельности
"Добиться успеха не означает, что вы должны сделать чтолибо
исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все,
только исключительно хорошо"
Колин Тернер
Через работу в парах, группах развивать мышление, коммуникативные навыки,
культуру речи, навыки взаимооценивания.
Время
Процесс оценивания
Виды заданий и действия участников
занятия
В течение урока:
Критериальное оценивание
(учащиеся):
взаимооценивание работы на
уроке по разработанным
критериям
Формативное оценивание
(учитель):
похвала, поощрение
1
2
2
1. Эмоциональный настрой (приветствие)
2. Побуждение:
Ребята, какое событие международного
значения состоится в нашей стране в этом
году? (ЭКСПО2017)
Кто знает, что это такое?
ЭКСПО это Всемирная выставка, цель
которой продемонстрировать последние
технологические, научные достижения.
Организовать и принимать миллионы
гостей в стране, где она проводится — это
огромная честь и ответственность. Тема
ЭКСПО 2017 – «Энергия будущего». И
сегодня мы с вами попробуем представить
себя организаторами выставки ЭКСПО –
2017. Создадим информационный стенд о
духовной культуре казахского народа.
3. Кумулятивная беседа: определение
целей и задач урока. (учся дома
ознакомились с материалом параграфа).
Вопросы для актуализации знаний.
Что входит в понятие духовная 2. Осмысление
4
1
6
6
культура?
Что такое материальная культура?
Учся получают рабочие листы с
заданиями , по которым работают в
течение урока.
1. «Историческая мозаика». Задание:
Прочитайте пункт 1 параграфа 20 и
соотнесите понятия и их определения.
Взаимопроверка (на слайде правильные
ответы), проговариваем вслух.
2.«Историческое расследование» Работа
с источниками. Задание: Используя текст
учебника (пункт 1) и дополнительные
источники, ответьте на вопросы:
1 группа: Назовите казахские народные
сказки.
На какие виды можно разделить
казахские сказки?
О чем говорится в народных казахских
сказках?
2 группа: Перечислите казахские
легенды.
Кто может быть героем легенды?
О ком говорится в казахских легендах?
3 группа: Перечислите казахские эпосы.
О чем говорится в казахских эпосах?
4 группа: Перечислите названия
казахских лироэпических сказаний.
О чем повествуется в лироэпических
сказаниях?
Какова роль лироэпических
произведений?
5 группа: Приведите примеры казахских
пословиц и поговорок.
О чем говорится в пословицах и
поговорках казахского народа?
Какую роль выполняют пословицы и
поговорки?
6 группа: Приведите примеры казахских
загадок.
На какие виды можно разделить
казахские загадки?
Какую роль выполняют загадки в жизни
народа?
Группы представляют результаты своей
работы (по одному представителю от
группы; регламент 1 минута)
3. «Восстанови текст» Задание:
Прочитайте пункт 2, 3. Продолжите
утверждения:
Формативное оценивание
(учитель): одобрение
Взаимооценивание: в листах
выставляют баллы
Формативное оценивание
(учитель):
наблюдение и устное поощрение
работы в группах
Взаимооценивание: по
критериям оценивания устного
ответа (высказываются
представители других групп) –
выставляют в листы оценивания
Взаимооценивание: в листах выставляют баллы
5
2
6
1.Ораторы казахского народа были
смелыми и ……, хорошо знали …., не
робели перед …… 2. Ораторское
искусство приобретает особую значимость,
когда в жизни страны происходят важные
события, когда …….. 3. В годы великого
народного бедствия вышли на
историческую сцену ……. 4. Речи
казахских ораторов отличаются ….. 5.
Образцом красноречия может служить
наследие, оставленное казахскими биями
…..; ораторами ……6. В древние времена
каждый казах должен был знать
наизусть….. 7. Казахи с особым
уважением относились к людям, которые
собирали, хранили в памяти, устно
передавали из поколения в поколение……
8. ………… составили родословные,
раскрывающие тайны древней истории
народа
Работа в парах. Взаимопроверка в парах
( на слайде – правильные ответы)
4. «Задай вопрос». Задание: составить по
материалу параграфа 1 «тонкий» и 1
«толстый» вопросы.
Вопросы складываются в «корзину
знаний». Затем учитель задает первый
вопрос определенному ученику, тот задает
следующему и т.д.
3. Рефлексия
3
Обобщение. А теперь нам необходимо
завершить наш выставочный стенд
«Культура казахского народа». Вам
необходимо на листах рассказать о
культуре казахского народа: или одним
предложением, или в виде синквейна.
Работа в группах .
Формативное оценивание
(учитель):
наблюдение и устное поощрение
работы в группах
Презентация своей работы. Один
представитель от группы.
2
Учебная рефлексия. Учся пишут на
стикерах свои впечатления об уроке.
Сегодня на уроке я узнал….
Сегодня на уроке я научился…..
Рефлексивное самооценивание:
размышления учащихся о
пройденном уроке
Суммативное оценивание: уч
ся подсчитывают общее
количество баллов.
Выставляют оценки. Ресурсы и
оснащение
1. Учебник "Рассказы по истории Казахстана" для 5 класса
2. Слайдпрезентация.
3.Рабочие листы
4. дополнительная литература.
5. Ватман, маркеры, стикеры
Раздаточный материал
Загадки о животных
Маленького роста бывает, шубу наизнанку одевает.
(Овца)
Кто ни в жару, ни в стужу, не снимает шубу?
(Овца)
И с заплатками, да не видно швов.
(Пегая лошадь)
Есть голова, да нет волос; есть глаза, да нет бровей; есть крылья, да на верх не
взлетает; в холоде не зябнет и жары не боится.
(Рыба)
Бытовые загадки
Утром я встал, на две дороги попал.
(Брюки)
Никого она не обижает, а все ее толкают?
(Дверь)
Где положишь, там и лежит, возьмешь в руки – говорит.
(Книга)
Души нет, а идет, рта нет, а говорит.
(Письмо)
Тысячу баранов одной хворостиной погнал.
(Бритва)
Черная корова спокойно стоит, а красная ее лижет.
(Котел и огонь)
На вид кажется желтым, в середине много огня и воды, четыре ноги, как у верблюда, и
два уха, как у свиньи.
(Самовар)
Загадки о природе
Тудасюда ходит, а следов не видно
(Ветер) В верху кибитки мелкие блестящие камни
(Звезды в небе)
Носят бабки снежные шапки, каменные бока закутаны в облака.
(Горы)
Пульс земли нашей чистыйпречистый, Он спешит в своем вечном пути, Чтобы землю
от жажды спасти.
(Родник)
В долг зерно возьмет – Каравай вернет.
(Поле)
Стоит дедушка над водой и трясет головой.
(Камыш)
Шапка зернышек полна, утром глянул нет зерна.
(Звезды)
Казахский эпос один из основных жанров устного творчества.
Героический эпос это сюжетные поэмы, рассказывающие о героической жизни и ратных
подвигах батыров, обладавших необычайной силой, защищавших племена и отдельные
роды от набегов чужеземцев, спасавших народ от тяжелых бедствий. В устной
литературе в понимании народа слово "батыр" означает отважного, справедливого,
сильного человека героя.
Одной из самых крупных и популярных эпических поэм казахского народа является
эпос о Кобландыбатыре, составляющий в некоторых вариантах до десяти тысяч строк.
В былине рассказывается о рождении, росте и возмужании Кобланды, его женитьбе на
умной и красивой девушке Куртке, о резвом тулпаре Тайбурыле и о походе батыра
против ханов Казана и Алшагира, исконных врагов кипчакского рода.
Народным характером, большой художественной силой отличается былина "ЕрТаргын".
Храбрость, моральные достоинства ЕрТаргына служат делу защиты своей родины от
нашествия захватчиков. В былине ясно показаны противоречия между правящей кликой
ханов и ЕрТаргыном. Таргын характеризуется как богатырь, заступник народа, а ханы
как вероломные обманщики народа.
Несмотря на то, что Таргын неоднократно спасал страну от калмыцких набегов, хан и
его окружение бросают Таргына, получившего увечье в бою, в безлюдной степи. Подвиги
Таргына высоко ценит народ и сподвижники батыра.
Языковые средства эпоса "ЕрТаргын" весьма выразительны, он изобилует меткими
поэтическими образами; особенно эмоциональны описания единоборства Таргына с
тысячными полчищами врага, волнующая песняпереживание девушки АкЖунус,
борющейся с притязаниями старого насильника Карткожака. Сказки.
Сказки дают много интересного для понимания общественной жизни и быта, стремлений
народа. Многие сказки, сохранившиеся в народной памяти, видоизменялись,
обогащались как по содержанию, так и по форме.
Существовали различные сказочные жанры: сказки о животных, фантастические,
бытовые, реалистические, сатирические.
Фантастические сказки казахов представляют сочетание шаманских и мусульманских
верований и представлений. В этих сказках ясно видно стремление народа разгадать
тайны природы, проникнуть за пределы видимого, найти обетованную землю.
Фантастические сказки и легенды рассказывают о благородных подвигах и мужественной
борьбе охотников, метких стрелков, отдельных батыров (богатырей), красавиц, у
которых "рот как месяц, глаза как солнце", мудрых старцевпрорицателей ("ЕрТостик",
"ЕдилЖаик", Куламерген", "Алтынсака", "Карамерген", "Аламан иЖоламан",
"Жупар корыгы", "Асанкайгы) и др. Батыры, охотники, смельчаки, добиваясь
осуществления своих благородных устремлений, преодолевают опасности, борются с
враждебными людям силами (семиглавым людоедом, одноглазым драконом, бабойягой,
лешим, гиеной), всегда находя чудесных помощников. Героям сказок помогают "тулпар"
— быстроногий конь, "шестимесячный путь шестью шагами переходящий", "желмая",
"самрук" (жарптица), уносящая батыра в поднебесье.
Много казахских сказок посвящено животным. Друзьями и помощниками человека в них
показаны домашние животные — верблюд, лошадь, овца, коза, а врагами — волк, лиса,
медведь, тигр, змея. Некоторые из этих сказок повествуют о скакунахтулпарах,
завоевавших первенство на состязаниях ("Тепенкок", "Сыртгандар"), или о скорби
верблюдицы, потерявшей верблюжонка ("Боз инген") и т.п.
Как и в сказках многих других народов, в том числе и русских, лиса неизменно
выводится лукавой, медведь — увальнем, но грубым насильником, волк — жадным хищником. В большинстве сказок домашние животные —друзья человека — побеждают
коварных хищников.
Сказки об Аязбие, Жиренше и другие изображают выходцев из народа — Аязбия,
Жиренше и его супругу красавицу Карашаш, а также Алдар Косе, Кожанасыра, Шопана
тазшу — красноречивыми, остроумными, сметливыми людьми. Их остроумие и смекалка
направлены на изобличение и высмеивание самодуровханов, жадных баев,
несправедливых биев.
Алдар Косе, безбородый насмешник, остроумный и находчивый, выступает в сказке
носителем народного юмора, направленного против эксплуататоров. Он обманывает
ненавистных народу ханасамодура, скупого бая, ходжей и мулл, знахарей, шаманов и
даже дьявола, высмеивает догмы ислама.
Жиреншешешен (Жиреншеострослов) дал обет жениться на девушке, которая
превзойдет его в красноречии и остроумии. Такой оказалась красавица Карашаш, и они
поженились. Злой хан пожелал отнять Карашаш у Жиренше. Он дал ему труднейшее
поручение, грозящее смертью. Благодаря своему уму и находчивости, а также помощи
Карашаш Жиренше побеждает. Ханский двор в сказках о Жиренше представлен
коварным и враждебным по отношению к одаренным людям из народа.
Лироэпические сказания.
Основная тема в лирических поэмах — тема любви, страдания молодых людей,
борющихся за свое счастье с препятствиями. Значительное место в лирических поэмах
отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. К казахским социальнобытовым
поэмам относятся: "Козы Корпеш и Баян Сулу", "КызЖибек", "Кульшекыз",
"Назымбек", "Сулушаш", "Макбалкыз", "Колан" и др.
Наиболее популярной является поэма "Козы Корпеш и Баян Сулу". В ней воспевается
трогательная взаимная любовь Козы Корпеша и Баян Сулу. Как и другие лирические
поэмы, построенные на романтической, психологической основе, свои сюжетные мотивы
она черпает из реальной жизни, из обычного права феодальнородового общества. Отец
Баян Сулу —Карабай, отец Корпеша Сарыбай, находясь однажды на охоте, поклялись
в дружбе и дали друг другу обет о женитьбе своих детей. Вскоре Сарыбай скончался.
Отец Баян Сулу — скряга Карабай, не желая выдать свою дочь замуж за сироту,
откочевал в дальние края. Прошли годы. Баян и Козы Корпеш стали взрослыми. Хотя
они ни разу не виделись, но, узнав о сговоре своих родителей, полюбили друг друга. С
каждым днем их любовь возрастала. Однако Карабай решает выдать Баян Сулу замуж за
силача Кодара, спасшего его многочисленные табуны лошадей в безводной пустыне.
Козы Корпеш, преодолевая большие трудности, находит Баян Сулу. Когда же
влюбленные захотели сочетаться браком, Карабай и Кодар злодейски убивают Козы
Корпеша. Тогда Баян Сулу закалывает Кодара, а затем убивает себя.
Поэма отражает горькую долю влюбленных молодых людей в условиях господства
патриархальнофеодальных отношений, воспевает любовь как свободное человеческое
чувство, как неотъемлемое право человека на свое счастье. Поэму "Козы Корпеш и Баян Сулу" заслуженно относят к шедеврам мировой поэзии,
называя ее казахской "Ромео и Джульетта".
Очень популярна лирическая поэма "КызЖибек", поэма о жизни и любви красавицы
Жибек. В ней рассказывается о том, как молодой джигит Тулеген отправился в путь в
поисках достойной себе невесты и как он нашел красавицу Жибек, которой до него не
нравился ни один из сватавшихся к ней женихов. Тулеген и Жибек полюбили друг друга,
но жестокий феодал Базарбай, отец Тулегена, не разрешил ему жениться на Жибек.
Джигит Бекежан, влюбленный в Жибек, но отвергнутый ею, подстерег Тулегена и
предательски убил его. Гуси, свидетели убийства, известили об этом Жибек, и братья
Жибек по ее требованию убили Бекежана. Так проходит несколько лет. На аул отца
Жибек, хана Сырлыбая, напал калмыцкий хан Корен. Он требует от Сырлыбая выдачи
Жибек замуж за него. К этому моменту подоспел младший брат Тулегена — Сансызбай.
Он побеждает врага и по традиции женится на Жибек.
Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана
Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана
Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана
Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана
Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана
Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана
Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана
Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.