Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана
Оценка 4.6

Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
5 кл
27.03.2017
Открытый урок "Духовная культура казахского народа"  5 класс, история Казахстана
урок духовная культура.docx
Предмет История  Казахстана Тема занятия Общая цель Результаты обучения Ключевые  идеи, значимые для  занятия Этапы 1. Вызов Класс Дата 2.02.2017 № урока  «Духовная культура казахского народа» учащиеся узнают о значении духовной культуры в жизни казахского народа К концу урока учащиеся будут: Знать: ­ основные понятия по теме ­ имена  казахских ораторов Понимать: ­ особенности духовной культуры казахского народа ­ значение духовной культуры в жизни народа Уметь: ­ отличать духовное от материального ­  самостоятельно добывать знания, обобщать, формулировать выводы, сравнивать. Оценивать: ­результат  учебной  деятельности "Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что­либо  исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все,  только исключительно хорошо" Колин Тернер Через работу в парах, группах развивать мышление, коммуникативные навыки,  культуру речи, навыки взаимооценивания. Время Процесс оценивания Виды заданий и действия участников  занятия В течение урока:  Критериальное оценивание  (учащиеся): взаимооценивание работы на  уроке по разработанным  критериям Формативное оценивание  (учитель): похвала, поощрение 1 2 2 1. Эмоциональный настрой (приветствие) 2.  Побуждение: ­ Ребята, какое событие международного  значения состоится в нашей стране в этом  году?  (ЭКСПО­2017) ­ Кто знает, что это такое? ­ ЭКСПО ­ это Всемирная выставка, цель  которой продемонстрировать последние  технологические, научные достижения.  Организовать и принимать миллионы  гостей в стране, где она проводится — это  огромная честь и ответственность. Тема  ЭКСПО­ 2017 – «Энергия будущего». И  сегодня мы с вами попробуем представить  себя организаторами выставки ЭКСПО –  2017. Создадим информационный стенд о  духовной культуре казахского народа. 3. Кумулятивная беседа: определение  целей и задач урока. (уч­ся дома  ознакомились с материалом параграфа).  Вопросы для актуализации знаний. ­ Что входит в понятие духовная 2. Осмысление 4 1 6 6 культура? ­ Что такое материальная культура? Уч­ся получают рабочие листы с  заданиями , по которым работают в  течение урока. 1. «Историческая мозаика». Задание:  Прочитайте пункт 1 параграфа 20 и  соотнесите понятия и их определения. Взаимопроверка (на слайде правильные  ответы), проговариваем вслух.  2.«Историческое расследование» Работа  с источниками. Задание: Используя текст учебника (пункт 1) и дополнительные  источники, ответьте на вопросы: 1 группа: ­ Назовите казахские народные  сказки. ­ На какие виды можно разделить  казахские сказки? ­ О чем говорится в народных казахских  сказках? 2 группа: ­ Перечислите казахские  легенды. ­ Кто может быть героем легенды? ­ О ком говорится в казахских легендах? 3 группа: ­ Перечислите казахские эпосы. ­ О чем говорится в казахских эпосах? 4 группа: ­ Перечислите названия  казахских лиро­эпических сказаний. ­ О чем повествуется в лиро­эпических  сказаниях? ­ Какова роль лиро­эпических  произведений? 5 группа: ­ Приведите примеры казахских  пословиц и поговорок. ­ О чем говорится в пословицах и  поговорках казахского народа? ­ Какую роль выполняют пословицы и  поговорки? 6 группа: ­ Приведите примеры казахских  загадок. ­ На какие виды можно разделить  казахские загадки? ­ Какую роль выполняют загадки в жизни  народа? Группы представляют результаты своей  работы (по одному представителю от  группы; регламент 1 минута) 3. «Восстанови текст» Задание:  Прочитайте пункт 2, 3. Продолжите  утверждения: Формативное оценивание  (учитель): одобрение Взаимооценивание: в листах  выставляют баллы Формативное оценивание  (учитель): наблюдение и устное поощрение  работы в группах Взаимооценивание: по  критериям оценивания устного  ответа (высказываются  представители других групп) –  выставляют в листы оценивания Взаимооценивание: в листах выставляют баллы 5 2 6 1.Ораторы казахского народа были  смелыми и ……, хорошо знали …., не  робели перед ……  2. Ораторское  искусство приобретает особую значимость, когда в жизни страны происходят важные  события, когда ……..   3. В годы великого  народного бедствия вышли на  историческую сцену …….   4. Речи  казахских ораторов отличаются …..   5.  Образцом красноречия может служить  наследие, оставленное казахскими биями  …..; ораторами ……6. В древние времена  каждый казах должен был знать  наизусть…..   7. Казахи с особым  уважением относились к людям, которые  собирали, хранили в памяти, устно  передавали из поколения в поколение……  8. ………… составили родословные,  раскрывающие тайны древней истории  народа Работа в парах. Взаимопроверка в парах  ( на слайде – правильные ответы) 4. «Задай вопрос». Задание: составить по  материалу параграфа 1 «тонкий» и 1  «толстый» вопросы. Вопросы складываются в «корзину  знаний». Затем учитель задает первый  вопрос определенному ученику, тот задает следующему и т.д. 3. Рефлексия 3 Обобщение. А теперь нам необходимо  завершить наш выставочный стенд  «Культура казахского народа». Вам  необходимо на листах рассказать о  культуре казахского народа: или одним  предложением, или в виде синквейна.  Работа в группах . Формативное оценивание  (учитель): наблюдение и устное поощрение  работы в группах Презентация своей работы. Один  представитель от группы. 2  Учебная рефлексия. Уч­ся пишут на  стикерах свои впечатления об уроке. Сегодня на уроке я узнал…. Сегодня на уроке я научился….. Рефлексивное самооценивание: размышления учащихся о  пройденном уроке Суммативное оценивание: уч­ ся подсчитывают общее  количество баллов.  Выставляют оценки. Ресурсы и  оснащение 1. Учебник "Рассказы по истории Казахстана" для 5 класса 2. Слайд­презентация. 3.Рабочие листы 4. дополнительная литература. 5. Ватман, маркеры,  стикеры  Раздаточный материал Загадки о животных Маленького роста бывает, шубу наизнанку одевает. (Овца) Кто ни в жару, ни в стужу, не снимает шубу? (Овца) И с заплатками, да не видно швов. (Пегая лошадь) Есть голова, да нет волос; есть глаза, да нет бровей; есть крылья, да на верх не  взлетает; в холоде не зябнет и жары не боится. (Рыба) Бытовые загадки Утром я встал, на две дороги попал. (Брюки) Никого она не обижает, а все ее толкают? (Дверь) Где положишь, там и лежит, возьмешь в руки – говорит. (Книга) Души нет, а идет, рта нет, а говорит. (Письмо) Тысячу баранов одной хворостиной погнал. (Бритва) Черная корова спокойно стоит, а красная ее лижет. (Котел и огонь) На вид кажется желтым, в середине много огня и воды, четыре ноги, как у верблюда, и  два уха, как у свиньи. (Самовар) Загадки о природе Туда­сюда ходит, а следов не видно (Ветер) В верху кибитки ­ мелкие блестящие камни (Звезды в небе) Носят бабки снежные шапки, каменные бока закутаны в облака. (Горы) Пульс земли нашей чистый­пречистый, Он спешит в своем вечном пути, Чтобы землю  от жажды спасти. (Родник) В долг зерно возьмет – Каравай вернет. (Поле) ­Стоит дедушка над водой и трясет головой. (Камыш) ­Шапка зернышек полна, утром глянул ­ нет зерна. (Звезды) Казахский эпос ­ один из основных жанров устного творчества.  Героический эпос ­ это сюжетные поэмы, рассказывающие о героической жизни и ратных подвигах батыров, обладавших необычайной силой, защищавших племена и отдельные  роды от набегов чужеземцев, спасавших народ от тяжелых бедствий. В устной  литературе в понимании народа слово "батыр" означает отважного, справедливого,  сильного человека ­ героя.  Одной из самых крупных и популярных эпических поэм казахского народа является  эпос о Кобланды­батыре, составляющий в некоторых вариантах до десяти тысяч строк.  В былине рассказывается о рождении, росте и возмужании Кобланды, его женитьбе на  умной и красивой девушке Куртке, о резвом тулпаре Тайбурыле и о походе батыра  против ханов Казана и Алшагира, исконных врагов кипчакского рода.  Народным характером, большой художественной силой отличается былина "Ер­Таргын". Храбрость, моральные достоинства Ер­Таргына служат делу защиты своей родины от  нашествия захватчиков. В былине ясно показаны противоречия между правящей кликой  ханов и Ер­Таргыном. Таргын характеризуется как богатырь, заступник народа, а ханы ­  как вероломные обманщики народа. Несмотря на то, что Таргын неоднократно спасал страну от калмыцких набегов, хан и  его окружение бросают Таргына, получившего увечье в бою, в безлюдной степи. Подвиги Таргына высоко ценит народ и сподвижники батыра. Языковые средства эпоса "Ер­Таргын" весьма выразительны, он изобилует меткими  поэтическими образами; особенно эмоциональны описания единоборства Таргына с  тысячными полчищами врага, волнующая песня­переживание девушки Ак­Жунус,  борющейся с притязаниями старого насильника Карткожака. Сказки. Сказки дают много интересного для понимания общественной жизни и быта,  стремлений народа.   Многие   сказки,   сохранившиеся   в   народной   памяти,   видоизменялись, обогащались как по содержанию, так и по форме. Существовали   различные   сказочные   жанры:   сказки   о   животных,   фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. Фантастические сказки казахов представляют сочетание шаманских и мусульманских верований и представлений. В этих сказках ясно видно стремление народа разгадать тайны   природы,   проникнуть   за   пределы   видимого,   найти   обетованную   землю. Фантастические сказки и легенды рассказывают о благородных подвигах и мужественной борьбе   охотников,   метких   стрелков,   отдельных   батыров   (богатырей),   красавиц,   у которых "рот как месяц, глаза как солнце", мудрых старцев­прорицателей ("Ер­Тостик", "Едил­Жаик",   Кула­мерген",   "Алтын­сака",   "Кара­мерген",   "Аламан   иЖоламан", "Жупар   корыгы",   "Асан­кайгы)   и   др.   Батыры,   охотники,   смельчаки,   добиваясь осуществления   своих   благородных   устремлений,  преодолевают   опасности,  борются   с враждебными людям силами (семиглавым людоедом, одноглазым драконом, бабой­ягой, лешим, гиеной), всегда находя чудесных помощников. Героям сказок помогают "тулпар" — быстроногий конь, "шестимесячный путь шестью шагами переходящий", "желмая", "самрук" (жар­птица), уносящая батыра в поднебесье. Много казахских сказок посвящено животным. Друзьями и помощниками человека в них показаны домашние животные — верблюд, лошадь, овца, коза, а врагами — волк, лиса, медведь,   тигр,   змея.   Некоторые   из   этих   сказок   повествуют   о   скакунах­тулпарах, завоевавших   первенство   на   состязаниях   ("Тепен­кок",   "Сыртгандар"),   или   о   скорби верблюдицы, потерявшей верблюжонка ("Боз инген") и т.п. Как   и   в   сказках   многих   других   народов,   в   том   числе   и   русских,   лиса   неизменно выводится   лукавой,   медведь   —   увальнем,  но   грубым   насильником,  волк   —  жадным хищником. В большинстве сказок домашние животные —друзья человека — побеждают коварных хищников. Сказки   об   Аяз­бие,  Жиренше   и  другие   изображают   выходцев   из  народа —  Аяз­бия, Жиренше и его супругу красавицу Карашаш, а также Алдар Косе, Кожанасыра, Шопана­ тазшу — красноречивыми, остроумными, сметливыми людьми. Их остроумие и смекалка направлены   на   изобличение   и   высмеивание   самодуров­ханов,   жадных   баев, несправедливых биев. Алдар   Косе,   безбородый   насмешник,   остроумный   и   находчивый,   выступает   в   сказке носителем   народного   юмора,   направленного   против   эксплуататоров.   Он   обманывает ненавистных народу хана­самодура, скупого бая, ходжей и мулл, знахарей, шаманов и даже дьявола, высмеивает догмы ислама. Жиренше­шешен   (Жиренше­острослов)   дал   обет   жениться   на   девушке,   которая превзойдет его в красноречии и остроумии. Такой оказалась красавица Карашаш, и они поженились. Злой хан пожелал отнять Карашаш у Жиренше. Он дал ему труднейшее поручение, грозящее смертью. Благодаря своему уму и находчивости, а также помощи Карашаш   Жиренше   побеждает.   Ханский   двор   в   сказках   о   Жиренше   представлен коварным и враждебным по отношению к одаренным людям из народа. Лиро­эпические сказания. Основная тема в  лирических поэмах — тема любви, страдания молодых людей,  борющихся за свое счастье с препятствиями. Значительное место в лирических поэмах  отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. К казахским социально­бытовым  поэмам относятся: "Козы Корпеш и Баян Сулу", "Кыз­Жибек", "Кульше­кыз",  "Назымбек", "Сулушаш", "Макбал­кыз", "Колан" и др. Наиболее популярной является поэма "Козы Корпеш и Баян Сулу". В ней воспевается  трогательная взаимная любовь Козы Корпеша и Баян Сулу. Как и другие лирические  поэмы, построенные на романтической, психологической основе, свои сюжетные мотивы  она черпает из реальной жизни, из обычного права феодально­родового общества. Отец  Баян Сулу —Карабай, отец Корпеша ­ Сарыбай, находясь однажды на охоте, поклялись  в дружбе и дали друг другу обет о женитьбе своих детей. Вскоре Сарыбай скончался.  Отец Баян Сулу — скряга Карабай, не желая выдать свою дочь замуж за сироту,  откочевал в дальние края. Прошли годы. Баян и Козы Корпеш стали взрослыми. Хотя  они ни разу не виделись, но, узнав о сговоре своих родителей, полюбили друг друга. С  каждым днем их любовь возрастала. Однако Карабай решает выдать Баян Сулу замуж за  силача Кодара, спасшего его многочисленные табуны лошадей в безводной пустыне.  Козы Корпеш, преодолевая большие трудности, находит Баян Сулу. Когда же  влюбленные захотели сочетаться браком, Карабай и Кодар злодейски убивают Козы  Корпеша. Тогда Баян Сулу закалывает Кодара, а затем убивает себя. Поэма отражает горькую долю влюбленных молодых людей в условиях господства  патриархально­феодальных отношений, воспевает любовь как свободное человеческое  чувство, как неотъемлемое право человека на свое счастье. Поэму "Козы Корпеш и Баян Сулу" заслуженно относят к шедеврам мировой поэзии,  называя ее казахской "Ромео и Джульетта". Очень популярна лирическая поэма "Кыз­Жибек", поэма о жизни и любви красавицы  Жибек. В ней рассказывается о том, как молодой джигит Тулеген отправился в путь в  поисках достойной себе невесты и как он нашел красавицу Жибек, которой до него не  нравился ни один из сватавшихся к ней женихов. Тулеген и Жибек полюбили друг друга,  но жестокий феодал Базарбай, отец Тулегена, не разрешил ему жениться на Жибек.  Джигит Бекежан, влюбленный в Жибек, но отвергнутый ею, подстерег Тулегена и  предательски убил его. Гуси, свидетели убийства, известили об этом Жибек, и братья  Жибек по ее требованию убили Бекежана. Так проходит несколько лет. На аул отца  Жибек, хана Сырлыбая, напал калмыцкий хан Корен. Он требует от Сырлыбая выдачи  Жибек замуж за него. К этому моменту подоспел младший брат Тулегена — Сансызбай.  Он побеждает врага и по традиции женится на Жибек.

Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана

Открытый урок "Духовная культура казахского народа"  5 класс, история Казахстана

Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана

Открытый урок "Духовная культура казахского народа"  5 класс, история Казахстана

Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана

Открытый урок "Духовная культура казахского народа"  5 класс, история Казахстана

Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана

Открытый урок "Духовная культура казахского народа"  5 класс, история Казахстана

Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана

Открытый урок "Духовная культура казахского народа"  5 класс, история Казахстана

Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана

Открытый урок "Духовная культура казахского народа"  5 класс, история Казахстана

Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана

Открытый урок "Духовная культура казахского народа"  5 класс, история Казахстана

Открытый урок "Духовная культура казахского народа" 5 класс, история Казахстана

Открытый урок "Духовная культура казахского народа"  5 класс, история Казахстана
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017