Открытый урок "Электролиз растворов и расплавов электролитов" 11 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
11 кл
22.06.2018
Открытый урок "Электролиз растворов и расплавов электролитов" 11 класс.Открытый урок на тему «Электролиз растворов и расплавов электролитов»
Цели:
Образовательная: научиться объяснять происходящие процессы на электродах, составлять уравнения химических реакций.
Развивающая: совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, наблюдать, делать выводы, устанавливать взаимосвязь между физическими и химическими процессами.
Воспитательная: продолжать воспитывать у учащихся культуру умственного труда, положительного отношения к знаниям и их применению в жизни.
Оборудование: диск с кинофрагментами “Химия и электрический ток”, плакат «Схема электролизёра», на столах учащихся таблица «Катодные процессы в водных растворах солей» и ряд «Способность окисляться анионов».Приложение 1
конспект.docx
Открытый урок на тему «Электролиз растворов и расплавов
электролитов»
Цели:
1 Образовательная: научиться объяснять происходящие процессы на электродах,
составлять уравнения химических реакций.
Развивающая: совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, наблюдать,
делать выводы, устанавливать взаимосвязь между физическими и химическими
процессами.
Воспитательная: продолжать воспитывать у учащихся культуру умственного труда,
положительного отношения к знаниям и их применению в жизни.
Оборудование: диск с кинофрагментами “Химия и электрический ток”, плакат «Схема
электролизёра», на столах учащихся таблица «Катодные процессы в водных растворах
солей» и ряд «Способность окисляться анионов».Приложение 1
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Ход урока
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, очень немногие металлы встречаются в природе в свободном виде. Это так
называемые «самородные» металлы – золото, платина, серебро и др. Добыча их
осуществляется с помощью физических методов – отделением от сопутствующих пород и
примесей.
Большинство металлов находятся в земной коре в виде различных нерастворимых в воде
соединений – оксидов и солей, которые входят в состав руд и минералов. Получение из них
металлов осуществляется с помощью химических реакций, в основе которых лежит
→ Me0. Поставщиками электронов,
следующий процесс восстановления: Меn+ + n e
т.е. восстановителями, служат различные вещества: кокс (С), монооксид
углерода (СО), водород (Н2), более активные металлы (Mg, Al и др.)
Получением металлов занимается металлургия, одна из самых древнейших
отраслей промышленности.
Вопрос 1. Какие виды металлургии вы знаете? Назовите их. (ответ: черная
металлургия, цветная металлургия, пирометаллургия, гидрометаллургия,
электрометаллургия).
Итак, сегодня на уроке будем подробно знакомиться с
электрометаллургией – это способ получения металлов при электролизе
растворов или расплавов их соединений.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
Вопрос 2. Что называем электролитической диссоциацией? (ответ: процесс
распада молекулы электролитов на ионы в водном растворе или в расплаве)
Вопрос 3. Почему водные растворы или расплавы электролитов проводят
электрический ток? (ответ:
при подключении электрического тока
содержащиеся ионы в растворе или расплаве электролитов получают
направленное движение к электродам: катионы – к катоду, анионы – к аноду)
2 Затем на катоде происходит процесс восстановления ионов, а на аноде –
процесс окисления. В результате за счет электрического тока осуществляется
химическая реакция.
Учащиеся записывают в тетрадях определение электролиза.(учебник с. 80)
Электролиз проводится в электролитических ячейках электролизёрах.
(плакат «Схема электролизёра»)
Процессы электролиза в расплавах и в водных растворах электролитов
имеют существенные различия.
(далее изучение темы помогает просмотр видеофрагтентов)
↔ Na+ + Cl
1.Рассмотрим электролиз расплавов солей
Изучим схему электролиза расплава хлорида натрия. Учащийся записывает схему
электролиза расплава в тетрадях, учитель на доске.
t
NaCl
Катод(): Na+ + 1e
Анод(+): 2Cl 2e
2Na+ + 2Cl = 2Na0
Суммарное уравнение электролиза расплава хлорида натрия:
элз
2NaCl = 2Na + ↓ Cl2↑
→ Na0
↓
(восстановление) |2|
↑
→ Cl2
(окисление) |1|
+ ↓ Cl2
0↑
0
Вывод: 1) на катоде образовался металлический натрий, а на аноде газообразный хлор;
2) при электролизе расплавов солей на катоде всегда осуществляется процесс
восстановления ионов металла, независимо от положения данного металла в
электрохимическом ряду активности металлов.
Вопрос 4. Какие металлы можно получить электролизом расплавов солей? (ответ:
щелочные, щелочноземельные, алюминий – электролизом расплава оксида в криолите).
2.Рассмотрим электролиз водных растворов солей.
Изучим электролиз раствора сульфата меди(II) (видеофрагмент «Электролиз раствора
сульфата меди (II )»)
После просмотра видеофрагмента учащиеся записывает схему электролиза расплава в
тетрадях, учитель на доске, использую таблицу «Катодные процессы в водных растворах
солей» и ряд «Способность окисляться анионов».
Cu↔ 2+ + SO4
2
H↔ + + OH
CuSO4
H2O
Катод(): Cu2+ + 2 e
Анод(+): 2 H2O 2 e
2 Cu2+ + 2 H2O
Суммарное уравнение электролиза раствора сульфата меди (II):
2CuSO4 + 2 H2O
(восстановление) |4| 2
+ 4 Н
+ (окисление) |2| 1
→ Cu0
О→ 2
2 → Cu0
+ 2 ↑
2 → Cu0
+ ↓ O2
+ 4 Н
+
H2SO4
↓
↑
0
↓
Вывод: 1) на катоде образовалась металлическая медь, на аноде – газообразный кислород,
в электролизёре – серная кислота;
3 2) при электролизе водных растворов различных солей окислительновосстано
вительные процессы на катоде и аноде зависят от окислительной способности катионов
металла и характера аниона соли.
3.Показ видеофильма “Электролиз водного раствора иодида калия.
Вопрос 5. Почему произошло изменение окраски индикатора фенолфталеина в катодном
пространстве? (ответ: образовалась щёлочь)
Вопрос 6. Какое вещество выделилось на аноде? (ответ: йод)
4.Упражнение: самостоятельно в тетрадях запишите уравнение электролиза водного
раствора иодида калия. (один учащийся записывает на доске)
↔ K+ + I
↔ H+ + OH
KI
H2O
Катод(): 2 H2O + 2 e
OH (восстановление) |2| 1
→ I2
Анод(+): 2I 2 e
(окисление) |2| 1
2 H2O + 2I
↔ H2
↓
+ ↓ H2
+ 2 ↑
+ 2 ↑
OH
→ I2
0
0
0
0
Суммарное уравнение электролиза водного раствора иодида калия:
2 KI + 2 H2O
2 ↑ KOH
+ ↓ H2
→ I2
0
0
IV.Закрепление знаний
Выполнение заданий части 2 ЕГЭ на два варианта. Приложение 2.
Проверка теста:
А
2
5
ВАРИАНТ 1
ВАРИАНТ 2
V.Домашнее задание
Б
5
5
В
6
6
Г
1
2
1) Учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, 11 класс, § 19, упр.510, решить задачи № 2,3.
2) Подготовить сообщения на тему «Применение электролиза»
VI.Подведение итогов урока
Выставление оценок
4 Литература:
1.Егоров А.С., Шацкая К.П. и др. Общая и неорганическая химия: Учебное пособие для
учащихся медицинских лицеев, медикобиологических классов и классов с углубленным
изучением химии. РостовнаДону: «Феникс№, 1997. 640с.
2.Химия: основы общ. Химии: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый
уровень / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. 11е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008. 159с.
3.Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. Мю: ВАКО, 2007. 368с.
5
Открытый урок "Электролиз растворов и расплавов электролитов" 11 класс
Открытый урок "Электролиз растворов и расплавов электролитов" 11 класс
Открытый урок "Электролиз растворов и расплавов электролитов" 11 класс
Открытый урок "Электролиз растворов и расплавов электролитов" 11 класс
Открытый урок "Электролиз растворов и расплавов электролитов" 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.