открытый урок "Ф.А. Абрамов "О чем плачут лошади". Нравственные ,экологические и этические проблемы рассказа."

  • Работа в классе
  • docx
  • 30.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по рассказу Ф. Абрамова содержит разнообразные формы и приемы работы с художественным тестом на уроках литературы, способствует актуализации знаний учащихся в области лексики и синтаксиса Используется в 7 классе по программе В. Я. Коровиной. Соответствует требованиям ФГОС, демонстрирует элементы технологии проблемного обучения.
Иконка файла материала Открытый урок Абрамов.docx
Ф.А. Абрамов "О чем плачут лошади". Нравственные ,экологические и этические проблемы рассказа. 1 Приветствие 2 Введение в тему: клип о лошадях ­ Вы посмотрели клип, как вы думаете, о ком и о чем будет наш сегодняшний разговор? ­ Какие ассоциации у вас вызывает слово «лошадь»? ­ Дома вы познакомились с рассказом Ф. Абрамова «О чем плачут лошади» : на что вы  обратили внимание, какие вопросы возникли, было ли что­то, что вас удивило? Сегодня мы поговорим о судьбе Фёдора Абрамова и, самое главное,  нам предстоит  поразмышлять о том, какие проблемы ставит перед читателем Ф. Абрамов. Попытаемся  выяснить, почему же плачут лошади.  Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится не вопрос, а утверждение.  (Запись темы урока в тетрадь не полностью, без указания типов проблем). ­ Скажите, что нам поможет ответить на поставленные вопросы? (биография автора, текст, сравнение с другими художественными текстами) ­У нас есть сегодня помощники­консультанты: биографы, литературоведы и языковеды. Итак, слово биографам. Беседа по вопросам (всему классу): ­ Какова главная тема творчества Абрамова? ­ О чём были его произведения?  ­ Скажите, что затрудняло чтение текста? Тогда слово нашим языковедам: Словарная работа.  Бараки – здания лёгкой постройки, предназначенные для временного жилья. Дернина – дёрн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений  верхний слой почвы. Иван­чай – крупное травянистое растение с пурпурно­розовыми цветами. Лесопункт – пункт лесозаготовки. Стати (стать) – телосложение, общий склад фигуры. Угор – (диалект.) – пригорок. «Чёртом выгибались» ­ молодцевато выглядели. О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе).3) Работа с текстом и беседа. Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Найдите в тексте слова автора об этом.   ( нелегко жилось беднягам)      ­ Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно, небрежно относится к этим животным. Образы доходяг и кляч…( цитата читаем)     Обратимся за консультацией к литературоведам: ­  В каком рассказе мы уже встречали что­то похожее: герой обижает коня, и на земле в наказание наступает вечная зима? (К. Паустовский “Тёплый хлеб” .Маяковский «Хорошее отношение к лошадям») Какие   сказочные   черты   присутствуют   в   этом   рассказе?   (Диалог   рассказчика   и   лошади Рыжухи на человеческом языке). ­ Почему произошло так, что о лошадях стали плохо заботиться? ­   Подумайте,   может   быть,   Абрамов   еще   что­то   хотел   сказать,   показывая   жизнь лошадей. ­ Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг и кляч? (Чистая кобылка; сохранила свой весёлый, неунывающий характер. Примеры из текста . Подбор цитат. ­ Зачитайте, какой лошадью показана Рыжуха? ­ Чем она отличается от других лошадок? ­ Как вы думаете,  с какой целью автор сравнивает Рыжуху с лошадьми. !!!Обратить   внимание   на   то,   что   автор   проводит   параллель   между   лошадьми   и людьми: есть люди, которых жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а есть те, кто борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос ­ Почему на этот раз Рыжуха не встретила рассказчика так, как делала это раньше? ­ Устали? Отдохнем немного! ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Продолжаем наш разговор. Создание диалоговой ситуации. ­ Вы когда­нибудь допускали мысль, что животным может быть «Тошно»? Такое состояние бывает и у человека, когда ему очень трудно, плохо. ­ А что привело лошадей к такому состоянию?  отношение к ним; ненужность.  ­ Сейчас люди плохо относятся к лошадям, но были времена, когда к лошади относились хорошо, как к настоящей кормилице. Найдите примеры из текста­Литературоведы, вспомните, в каких еще произведениях лошадь выступает в качестве незаменимого помощника человека? ­ Человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает это слово? ­Обратимся за помощью к языковедам  Слов. работа. (Готовность оказать помощь; способность помочь, простить; милосердный человек способен чувствовать чужую боль). Нравственная поблема ­ Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чём основывается дружба? (На доверии, честности, понимании).  ­ Почему обманул ожидание лошади? Почему чувствовал свою вину, стыд? (Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей). ­ Легко ли дается герою это молчание? Этическая проблема Так о чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому  что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин. Человек чёрной неблагодарностью  отплатил за беззаветную преданность). Почему название рассказа звучит не как вопрос, а как утверждение? К чему может привести плохое отношение к животным? (Человек будет плохо относится и  к другим людям). Экологическая проблема Проблемы ,на которые автор обращает наше внимание : И здесь мы сталкиваемся с одной из проблем, особенно актуальных для нашего техногенного общества потребления: проблемой гуманного отношения к братьям нашим меньшим, к природе, да и к другим людям тоже. Ведь все начинается с малого. Для того кто жесток по отношению к животным, растениям, кто бездумно загрязняет окружающую среду, вряд ли и человеческая жизнь будет большой ценностью. Другой не менее важный вопрос, поставленный автором в рассказе — это вопрос о доверии и открытости в общении. Этого очень часто не хватает людям, особенно при столкновении с серьезными проблемами, затрагивающими внутренние струны их души. Но человек порой стыдится признаться в чем­то очень важном, боится своих мыслей и чувств.Страх человека перед правдой, перед собственным бессилием что­то изменить разобщает его и лошадь. Это явление получает все большее распространение: условия нашей жизни отдаляют нас от природы, и одновременно мы сами стремимся во чтобы то ни стало убежать от своих собственных внутренних проблем — от своего «Я», которое иногда уж слишком становится похоже на загнанную, усталую лошадь. ­ Итак, с какими проблемами мы столкнулись?  (нравственными, экологическими,  этическими)  Давайте дополним формулировку темы нашего урока. О чем заставил вас задуматься рассказ? Как вы думаете, каким будет ваше домашнее задание? Рефлексия. ­ Итак, вспомните, какие вопросы были поставлены в начале урока? ­ Удалось ли нам ответить на них?  Подводя итоги нашей сегодняшней работы, предлагаю вам составить синквейн к слову «лошадь» Спасибо всем за работу!