Урок по рассказу Ф. Абрамова содержит разнообразные формы и приемы работы с художественным тестом на уроках литературы, способствует актуализации знаний учащихся в области лексики и синтаксиса Используется в 7 классе по программе В. Я. Коровиной. Соответствует требованиям ФГОС, демонстрирует элементы технологии проблемного обучения.
Ф.А. Абрамов "О чем плачут лошади". Нравственные
,экологические и этические проблемы рассказа.
1 Приветствие
2 Введение в тему: клип о лошадях
Вы посмотрели клип, как вы думаете, о ком и о чем будет наш сегодняшний разговор?
Какие ассоциации у вас вызывает слово «лошадь»?
Дома вы познакомились с рассказом Ф. Абрамова «О чем плачут лошади» : на что вы
обратили внимание, какие вопросы возникли, было ли чтото, что вас удивило?
Сегодня мы поговорим о судьбе Фёдора Абрамова и, самое главное, нам предстоит
поразмышлять о том, какие проблемы ставит перед читателем Ф. Абрамов. Попытаемся
выяснить, почему же плачут лошади.
Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится не вопрос, а утверждение.
(Запись темы урока в тетрадь не полностью, без указания типов проблем).
Скажите, что нам поможет ответить на поставленные вопросы?
(биография автора, текст, сравнение с другими художественными текстами)
У нас есть сегодня помощникиконсультанты: биографы, литературоведы и языковеды.
Итак, слово биографам.
Беседа по вопросам (всему классу):
Какова главная тема творчества Абрамова?
О чём были его произведения?
Скажите, что затрудняло чтение текста?
Тогда слово нашим языковедам:
Словарная работа.
Бараки – здания лёгкой постройки, предназначенные для временного жилья.
Дернина – дёрн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений
верхний слой почвы.
Иванчай – крупное травянистое растение с пурпурнорозовыми цветами.
Лесопункт – пункт лесозаготовки.
Стати (стать) – телосложение, общий склад фигуры.
Угор – (диалект.) – пригорок.
«Чёртом выгибались» молодцевато выглядели.
О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе).3) Работа с текстом и беседа.
Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Найдите в тексте слова автора об этом.
( нелегко жилось беднягам)
Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно,
небрежно относится к этим животным. Образы доходяг и кляч…( цитата читаем)
Обратимся за консультацией к литературоведам:
В каком рассказе мы уже встречали чтото похожее: герой обижает коня, и на земле в
наказание наступает вечная зима? (К. Паустовский “Тёплый хлеб” .Маяковский «Хорошее
отношение к лошадям»)
Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и лошади
Рыжухи на человеческом языке).
Почему произошло так, что о лошадях стали плохо заботиться?
Подумайте, может быть, Абрамов еще чтото хотел сказать, показывая жизнь
лошадей.
Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг и кляч? (Чистая кобылка; сохранила
свой весёлый, неунывающий характер. Примеры из текста . Подбор цитат.
Зачитайте, какой лошадью показана Рыжуха?
Чем она отличается от других лошадок?
Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает Рыжуху с лошадьми.
!!!Обратить внимание на то, что автор проводит параллель между лошадьми и
людьми: есть люди, которых жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а
есть те, кто борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос
Почему на этот раз Рыжуха не встретила рассказчика так, как делала это раньше?
Устали? Отдохнем немного! ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Продолжаем наш разговор.
Создание диалоговой ситуации.
Вы когданибудь допускали мысль, что животным может быть «Тошно»?
Такое состояние бывает и у человека, когда ему очень трудно, плохо.
А что привело лошадей к такому состоянию?
отношение к ним; ненужность.
Сейчас люди плохо относятся к лошадям, но были времена, когда к лошади относились
хорошо, как к настоящей кормилице. Найдите примеры из текстаЛитературоведы, вспомните, в каких еще произведениях лошадь выступает в качестве
незаменимого помощника человека?
Человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает это слово?
Обратимся за помощью к языковедам Слов. работа. (Готовность оказать помощь;
способность помочь, простить; милосердный человек способен чувствовать чужую боль).
Нравственная поблема
Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чём основывается дружба? (На
доверии, честности, понимании).
Почему обманул ожидание лошади? Почему чувствовал свою вину, стыд? (Ему было
стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни
лошадей).
Легко ли дается герою это молчание?
Этическая проблема
Так о чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому
что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин. Человек чёрной неблагодарностью
отплатил за беззаветную преданность).
Почему название рассказа звучит не как вопрос, а как утверждение?
К чему может привести плохое отношение к животным? (Человек будет плохо относится и
к другим людям).
Экологическая проблема
Проблемы ,на которые автор обращает наше внимание :
И здесь мы сталкиваемся с одной из проблем, особенно актуальных для нашего
техногенного общества потребления: проблемой гуманного отношения к братьям
нашим меньшим, к природе, да и к другим людям тоже. Ведь все начинается с
малого. Для того кто жесток по отношению к животным, растениям, кто бездумно
загрязняет окружающую среду, вряд ли и человеческая жизнь будет большой
ценностью.
Другой не менее важный вопрос, поставленный автором в рассказе — это вопрос о
доверии и открытости в общении. Этого очень часто не хватает людям, особенно при
столкновении с серьезными проблемами, затрагивающими внутренние струны их
души. Но человек порой стыдится признаться в чемто очень важном, боится своих мыслей
и чувств.Страх человека перед правдой, перед собственным бессилием чтото изменить разобщает
его и лошадь. Это явление получает все большее распространение: условия нашей жизни
отдаляют нас от природы, и одновременно мы сами стремимся во чтобы то ни стало
убежать от своих собственных внутренних проблем — от своего «Я», которое иногда уж
слишком становится похоже на загнанную, усталую лошадь.
Итак, с какими проблемами мы столкнулись? (нравственными, экологическими,
этическими) Давайте дополним формулировку темы нашего урока.
О чем заставил вас задуматься рассказ? Как вы думаете, каким будет ваше
домашнее задание?
Рефлексия.
Итак, вспомните, какие вопросы были поставлены в начале урока?
Удалось ли нам ответить на них?
Подводя итоги нашей сегодняшней работы, предлагаю вам составить синквейн к слову
«лошадь»
Спасибо всем за работу!