Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"
Оценка 4.6

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
11 кл
07.10.2019
Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"
• Образовательная: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения. • Развивающая: развивать умения критического анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза. • Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе.
Глобальные проблемы человечества 11 кл..docx
МКОУ «УСОШ №1» МО «Унцукульский район» Открытый урок географии в 11 классе " Глобальные проблемы человечества " Урок разработала  учитель  географии Гусенова Меседо Газимагомедовна с.Унцукуль Цели урока:   Образовательная: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их  сущности, причинах возникновения и путях решения.  Развивающая: развивать умения критического анализа информации, способности ее  систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза.   Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении  мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность  каждого человека. Формирование географической и экологической культуры  учащихся,  бережного отношения к природе. Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, раздаточный  материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор. План урока: 1. Понятие о глобальных проблемах. 2. Классификация глобальных проблем. 3. Основные особенности глобальных проблем. 4. Пути решения. Тип урока: урок­конференция. В конференции принимают участие: Президент Географического общества,  корреспонденты журналов: «Проблемы экологии», «Вопросы истории», «Здоровье»,  «Новое время», а также обозреватели по экологическим, политическим и социальным  вопросам. Эпиграф: «Что толку в доме, если нет приличной планеты, где его можно построить?» (Генри Давид Таро) Ход урока: I. Организационный этап. Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, уважаемые участники  конференции! Я рада вас видеть. Очень надеюсь, что мы с вами хорошо  поработаем. Сегодня мы проводим конференцию, в которой будут принимать  участие: Экспертная комиссия в составе Сулеймановой С.Р., Абдурахманова К.Г. и  Баталовой З.М. которые будут оценивать вашу работу, активность, участие.  Президент географического общества – Абдурахманов Камиль Гамзатович; Корреспонденты журналов «Проблемы экологии», «Здоровье», «Новое время»,  «Вопросы истории», а также обозреватели по новейшим технологиям, экологическим,  политическим и социальным вопросам. Эпиграфом к нашему уроку является выражение: « Что толку в доме, если нет  приличной планеты, где его можно построить?» и мы сегодня либо подтвердим  эти слова, либо опровергнем их. На сегодняшнем уроке вы должны будете выявить взаимосвязь между глобальными  проблемами, а также обосновать идею о том, что проблему сохранения мира,  предотвращения ядерной войны без преувеличения можно считать проблемой номер  один. 2. Ход конференции (?) Президент ГО. Глобальные проблемы охватывают весь мир, все человечество, создают  угрозу для его настоящего и будущего, требуют для их решения объединенных усилий,  совместных действий всех государств, образуют треугольник: население – социальное и экономическое развитие – окружающая среда. Корреспондент журнала «Проблемы экологии». Мы не унаследовали землю от  наших предков, Мы взяли ее взаймы у наших потомков. Каковы формы и факторы  воздействия на окружающую среду? В какой мере решение проблемы окружающей  среды зависит от каждого жителя нашей планеты? Первый обозреватель по экологическим проблемам. Еще в 40­х гг. академик В.И.  Вернадский писал о том, что хозяйственная деятельность людей оказывает на  географическую среду воздействие не менее сильное, чем геологические процессы,  происходящие в самой природе. Расширяя потребление природных ресурсов,  человечество ускорило свое развитие. Завоевывая природу, люди в значительной  степени подорвали естественные основы собственной жизнедеятельности, стабильность мировых экологических систем, уменьшили биологическое разнообразие на планете,  что привело к заметному ухудшению состояния окружающей среды. «Раньше природа  устрашала человека, а теперь человек устрашает природу», – сказал французский  океанолог Жак­Ив Кусто. В некоторых странах и районах экологическая ситуация  достигла уровня экологического кризиса. Возникла мировая экологическая угроза не  только нынешнему, но и грядущим поколениям. Драматична ситуация с  обеспеченностью водой. Пресная вода планеты составляет всего 3% от общих запасов  воды, причем 3/4 пресной воды заморожено в Арктике и Антарктике, 1/5 часть  составляет подземные воды, и лишь 1% циркулирует в реках, озерах, болотах, плывет  над Землей в виде облаков. Запасы пресной воды незначительны и составляют около 30  млн. куб. км. Примерно 40% человечества чувствует «водный голод», 60% суши  занимают аридные (пустынные) и полупустынные земли. Стоит ли удивляться  статистике: в некоторых районах земли 80% всех болезней вызваны  недоброкачественной водой. Земля – маленький шар во Вселенной, и это единственное  место, где человечество может выжить или погибнуть. Экологическая беда коснулась  всей планеты. Химикаты обнаружены даже в теле пингвинов. В начале века исчезал  один вид животных за год, а сейчас один вид исчезает ежедневно. Второй обозреватель по экологическим проблемам. Воздействие, человека на  природу огромно: вырубка лесов, опустынивание земли, распашка последних  пригодных для земледелия площадей, загрязнение, вод, заражение земли химикатами. Выбросы в атмосферу различных газов создают парниковый эффект. Ежедневно в  атмосферу выбрасывается 5 млрд. тонн углекислого газа (по тонне на человека,  истощается озоновый слой вокруг планеты. Следствием этого будет всемирное  потепление, растают льды Арктики и Антарктики. Уровень воды в океане может  подняться на 66 м и затопить прибрежные низменности, где проживает 25% населения.  Сместятся природные зоны. За последние 100 лет температура на Земле поднялась на  0,6 градусов. Расчеты показали, что при развитии парникового эффекта она может  увеличиваться на 0,5 градусов каждые 10 лет. В совокупности с другими  экологическими проблемами глобальное потепление может оказаться роковым для  судьбы человечества. Первый обозреватель по экологическим проблемам. Девиз ООН – «Земля у нас  одна!». «Всемирная стратегия охраны природы» – это развернутая программа действия всех стран мирового сообщества, принятая ООН. Главный путь решения экологической проблемы –организация производственной деятельности людей, которая бы обеспечила нормальное экоразвитие – преобразование (формирование) окружающей среды в  интересах всего человечества и каждого человека. Корреспондент журнала «Вопросы истории». В чем сущность проблемы мира и  разоружения, предотвращения новой мировой войны, т.е. глобальной проблемы №1? Обозреватель по политическим проблемам. Ученые подсчитали, что за последние 5,5 тысячелетия на нашей планете было 15 тыс. войн. Но никогда прежде не было реальной  возможности уничтожения целых стран и континентов. Она возникла в связи с  созданием ядерного, химического, бактериологического оружия в сочетании с  ракетной техникой. На пороге XXI века возник вопрос и о космическом оружии –  оружии «звездных войн». А военно­техническая революция продолжается. В 80­е годы  в мире на военные цели расходовалось более 1 трлн. $ в год. Вооруженные силы всех  стран насчитывали 30 млн. чел., а всего в сферу военных приготовлений было  вовлечено около 100 млн. чел. В мире уже накоплены чудовищные средства массового  уничтожения, достаточные для многократного истребления всего живого на нашей  планете. Мир подошел к такой критической черте, когда гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» встал уже не перед отдельными людьми, а перед всем человеческим  родом! Географы так оценивают возможные климатические последствия ядерной  войны. Возникновение массовых пожаров после обмена ядерными ударами  способствовало бы образованию в атмосфере сплошного облака из сажи, дыма, гари,  вызвало бы затемнение всей земной поверхности – «ядерную ночь», что привело бы к  понижению температуры на 15­20 градусов, а в некоторых районах до 40 градусов, т.е.  к наступлению «ядерной зимы» и массовой гибели флоры и фауны. Вот почему  проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны, выживания и  самосохранения человечества стала поистине проблемой №1 современности. В  последние годы идеи необходимости вступления человечества в мирный период  становятся господствующими в международных отношениях. Оказались возможными и  первые реальные шаги в деле оздоровления международной ситуации и разоружения,  улучшения взаимопонимания и доверия между нашей страной и США. Международная  напряженность пошла на убыль, в мире стало безопаснее, приостановлена холодная  война . Разум человека – это разум.  Разум человечества – это мир. Р. Рождественский Корреспондент журнала «Здоровье». Каков демографический портрет планеты в  XXI веке? Первый обозреватель по социальным проблемам. Демографическая проблема –  одна из проблем века. Демографический кризис развитых стран привел к нарушению  воспроизводства населения, к сокращению его численности. Демографы называют  такой процесс депопуляцией. В развитых странах Европы на долю детей до 14 лет  приходится 24%, а в странах Африки – 44%, на долю пожилых людей старше 59 лет в  Европе – 17%, а в странах Африки – 5%. Демографический взрыв Африки, Азии,  Латинской Америки, с одной стороны, обеспечивает прилив свежих сил, рост трудовых ресурсов, а с другой – создает дополнительные трудности в борьбе с преодолением  экономической отсталости, осложняет решение многих социальных вопросов. Быстрый рост численности населения наступил во второй половине XX века. В наши дни  абсолютный прирост населения Земли достигает 80 млн. чел., а в начале XX века  составлял 10­15 млн. В начале нашей эры на планете проживало 175 млн. чел. На  появление первого миллиарда потребовалось около 1800 лет, на появление второго –  100 лет, третьего – 50 лет, четвертого – 30 лет, пятого – около 12 лет, а по прогнозам  ученых, к 2000 г. родился 6­и млрд. житель планеты. Ученые считают, что пик  демографического взрыва позади. В начале 60­х годов прирост населения составлял  2%, в конце 70­х – 1,7%, в конце столетия должен быть 1,5%, а в начале XXI в. – 1%. В  гипотезе стабилизации численности населения говорится, что стабилизация должна  произойти при условии, что средняя продолжительность жизни мужчин и женщин  составит около 75 лет, а показатели рождаемости и смертности сравняются на уровне  13,4 человека на 1000 жителей. Второй обозреватель по экономическим проблемам. В 1900 г. из 15 крупнейших  стран мира по числу жителей семь находилось в Европе, пять в Азии, три в Америке.  Согласно прогнозам, в 2000 г. десять крупнейших по числу жителей стран будет  азиатских (Китай – 1,2 млрд. чел., Индия – 1 млрд., Индонезия, Пакистан, Бангладеш,  Япония, Филиппины, Таиланд, Вьетнам, Турция), одна африканская Нигерия, две  латиноамериканские (Бразилия, Мексика), а также США (263 млн.) и Россия. Из 209  стран мира в 101 больше женщин, в 84 больше мужчин, в 24 их примерно равное  количество. Демографическая политика – регулирование воспроизводства населения  определяется демографической ситуацией в стране. Возраст является главным  критерием при определении трудовых ресурсов. Численность активной части  населения мира составляет 2 млрд. чел. Уровень грамотности, общего и специального  образования, условия жизни, питания, здоровье, способность к восприятию  нововведений являются показателями качества населения. Корреспондент журнала «Новое время». Какие процессы окажут воздействие на  стабилизацию численности населения стран Азии, Африки, Латинской Америки? Первый обозреватель по социальным проблемам. По расчетам ученых,  стабилизация численности наступит в конце XX – начале ХXI века при уровне 10­12 млрд. чел. Но в различных регионах Земли такая стабилизация произойдет в разное  время, начиная с середины XXI века. Начнется она с Европы. На стабилизацию  численности развивающихся стран оказывает решающее воздействие качество жизни:  рост экономики, культуры, образование, развитие, урбанизация. Это повлечет за собой  увеличение занятости женщин на производстве. Возрастная диаграмма станет похожа  на возрастную диаграмму развитых стран. Постепенно население постареет, т.е.  возрастет до старших возрастов. Корреспондент. Как распределяется население по степени удаленности от моря? Первый обозреватель. В 200­километровой полосе вдоль побережий морей и океанов,  которая занимает всего 16% суши, проживает половина человечества. Средняя  плотность населения Земли – 38 чел. на 1 км2, в России – 8 человек на 1 км2, в  Челябинской обл. – около 38 чел. на 1 км2. Корреспондент. Что еще оказывает влияние на качество населения? Второй обозреватель по социальным проблемам. К числу важнейших социально­ экономических процессов современности относится урбанизация – рост городов,  повышение удельного веса городского населения, повышение роли городов в жизни  общества. Не случайно Н.Н. Баранский назвал города «командным составом»  территории каждой страны. В начале XX века в мире насчитывалось 360 больших  городов (с населением свыше 10 тыс. жит.), в которых проживало лишь 5% всего  населения. В конце 80­х годов таких городов было уже 2,5 тыс., а доля их в мировом  населении превысила 25%. В начале XX века городов­миллионеров было всего 10, а в  начале 80­х гг. более 200. К концу столетия число их, видимо, достигнет 350­400.  Около 30 городов мира уже имеют более 5 млн. жит. каждый, а к концу века их станет  60. К числу нежелательных последствий урбанизации относятся: очень большая  скученность населения, превышение допустимых норм шума, недостаток зеленых  насаждений, загрязнение окружающей среды. Все города мира ежегодно выбрасывают в окружающую среду 3 млрд. тонн твердых промышленных и бытовых отходов, свыше  500 км промышленных и бытовых стоков, около 1 млрд. тонн различных аэрозолей. Для сравнения: на Земле 578 активных вулканов извергают лавы, пепла, водяных паров и газов 2.5 млрд. тонн, т.е. почти в 2 раза меньше. С целью решения демографической  проблемы ООН приняла Всемирный план действий в области народонаселения.  Прогрессивные силы считают, что программа планирования семьи может содействовать улучшению воспроизводства населения. Первый обозреватель по экономическим проблемам. Но одной демографической  политики недостаточно. Главный путь решения демографической проблемы –  изменение экономических и социальных условий жизни. Корреспондент. Причины возникновения, сущность, пути решения глобальных  энергетической и сырьевой проблем. Есть ли связь между этими проблемами? Первый обозреватель по экономическим проблемам. В глобальных масштабах  энергетическая и сырьевая проблемы – проблемы близнецы. Проявились они в 70­е  годы. Проблемы ресурсообеспеченности и раньше приобретали определенную остроту,  но обычно это относилось к отдельным районам и странам. Лишь за три послевоенных  десятилетия из недр Земли было извлечено больше минерального топлива и сырья, чем  за всю предшествующую историю человечества. Объем мировой добычи полезных  ископаемых стал удваиваться каждые 10­15 лет. Это способствовало возникновению  энергетического и сырьевого кризисов. Согласно подсчету ученых, за всю историю  человечества из недр Земли было извлечено 180 млрд. тонн угля, 85 млрд. тонн нефти,  40 млрд. тонн железной руды, 1,5 млрд. тонн бокситов, 280 млн. тонн медной руды, 100 тыс. тонн золота, 60 тыс. тонн урана. Из этого количества на последние 30 лет  приходится 50­85% всей добычи. Все минеральное сырье, извлекаемое из недр Земли за один год, заняло бы железнодорожный состав протяженностью 700 тыс. км, который  мог бы 17 раз опоясать земной шар по экватору. Второй обозреватель по экономическим проблемам. Ухудшаются горно­ геологические условия, разведка и добыча полезных ископаемых; становится дороже.  Энергетическая и сырьевая проблемы становятся, поэтому, общечеловеческими,  глобальными. В нашу эпоху, как никогда прежде, необходимо рациональное  использование и воспроизводство минерально­сырьевых ресурсов. Огромные  возможности для этого открывает научно­техническая революция. Общее же количество энергии и сырья, содержащееся в земных недрах и возникающее на Земле и  в околоземном пространстве, настолько велико, что теоретически, по­видимому, нельзя говорить об их исчезновении. Корреспондент. Почему продовольственная проблема приобрела наибольшую остроту в развивающихся странах? Первый обозреватель по экономическим проблемам. Ученые определили  медицинскую норму калорийности потребляемой пищи необходимую для нормальной  жизнедеятельности, в зависимости от возраста, веса, роста, пола, от характера и  условий труда, быта, климатических особенностей территории, равную 2300­2600 ккал  и 70 ­100 г белка в сутки. В настоящее время, по данным ООН, только 1/3­  человечества обеспечена питанием, имеющим достаточную калорийность и  рациональную структуру. 2800 млн. чел., более 50% населения всей планеты,  проживает в развивающихся странах. На долю развивающихся стран приходится лишь  33% мирового сбора зерновых, 15­20% производства мяса, молока, яиц. Отсюда крайне сложная ситуация с обеспечением продуктами питания. Значительная часть населения  Африки, Южной, Юго­Восточной Азии живет на грани голодной смерти. Для решения  продовольственной проблемы необходимо полнее использовать ресурсы  растениеводства, животноводства, рыболовства. Второй обозреватель по экономическим проблемам. Естественный путь заключается в расширении пахотных, пастбищных, рыбопромысловых угодий. Площадь пригодных  для сельскохозяйственной обработки земель на нашей планете 3,2­3,4 млрд. га, а  используется пока менее 50%. Все плодородные и удобно расположенные земли  освоены, поэтому потребуются большие затраты для освоения новых земель. Это  экстенсивный путь. Интенсивный путь, т.е. повышение биологической продуктивности  существующих угодий, связан с применением биотехнологий, использованием новых  высокоурожайных сортов, новых методов обработки почвы, развитием механизации,  химизации, мелиорации. Орошаемое земледелие применяется в 135 странах. Ныне эти  земли составляют 20% обрабатываемых земель, дают более 40% сельскохозяйственной  продукции. Разрабатывается нетрадиционный способ производства продовольствия, «конструирование» искусственных пищевых продуктов на основе белка из  натурального природного сырья. На основе соевых белков и белков животного  происхождения вырабатываются ветчина, мороженое, цыплята. Для того, чтобы  прокормить население Земли, объем сельскохозяйственной продукции в 2000 г.  необходимо увеличить в 2 раза. Интенсивный путь – главный в решении  продовольственной проблемы. На него приходится 90% всего прироста продукции  земледелия. Третий обозреватель по экономическим проблемам. Нехватка продовольствия в  современном мире объясняется неприродными, а социально­экономическими  причинами. В развивающихся странах преобладает нерациональное, хищническое  природопользование. В результате эрозии почв, засоления орошаемых земель,  неумеренного выпаса скота, примитивной агротехники, возделывания одних и техже  культур в условиях большой плотности населения происходит деградация (ухудшение)  почв и снижение плодородия. В результате эрозии развивающиеся страны ежегодно  теряют 4­5 млн. га сельскохозяйственных земель. Поэтому доля сельскохозяйственного производства развивающихся Стран в мире составляет 53%, а доля населения ­ 77%.  Отсюда недоедание, что сказывается на здоровье, работоспособности, умственном  развитии людей. Корреспондент. Какие проблемы возникают в связи с использованием Мирового  океана? Четвертый обозреватель по экономическим проблемам. Загрязнение воды морей и  океанов продолжает волновать мировую общественность, особенно большую опасность  представляют загрязнения продуктами радиоактивного распада. У многих  беспозвоночных животных и рыб, выловленных в океане, радиоактивная зараженность  была в сотни и в тысячи раз выше радиоактивности воды, в которой они обитали.  Морские животные и растения накапливают в себе углеводороды нефти, пестициды и  другие химические соединения. А питанием человека служат рыба, моллюски,  ракообразные и т.п. Используя эти морепродукты, человек может сам стать жертвой  своей же деятельности. В настоящее время Океан обеспечивает только 2% продовольственного «пайка» человека, т.е. 12­15% белка животного происхождения.  Мировой океан играет важную роль в общении стран и народов. Только 30 стран из  двухсот лишены выхода к морю. Отсутствие доступа к морским торговым путям и  ресурсам Мирового океана, как правило, отрицательно сказывается на их развитии.  Обострение глобальных энергетической и сырьевой проблем привело к (возникновению морской горнодобывающей и химической промышленности, морской энергетики.  Достижения научно­технической революции открывают перспективы для дальнейшего  увеличения добычи нефти и газа (в том числе в глубоководных частях Океана). Уже  разработаны проекты подводных нефтепромыслов, включающих жилые и  производственные помещения, проекты добычи железомарганцевых конкреций с  помощью специальных дистанционных управляемых машин­автоматов и их  транспортировки «ныряющими» судами­рудовозами. Из морской воды извлекают  изотопы водорода­дейтерия. Первый обозреватель по экологическим проблемам. В России рассматривается  возможность сооружения Мезенской (15 млн. кВт) – гигантской приливной  электростанции на Белом море, Тугурской ПЭС (8 млн. кВт) на Охотском море, во  Франции ПЭС, на побережье Ла­Манша у полуострова Котантен (50 млн. кВт), в  Великобритании – в Бристольском заливе в устье реки Северн, в Индии – в заливе Кач  Аравийского моря. В США создан проект использования энергии Гольфстрима,  предусматривающий установку в толще воды турбин диаметром 80 м. Расположив эти  турбины в ряд на большом протяжении, в общей сложности удалось бы получить  мощность 100 млн. кВт. В некоторых странах уже имеются установки для опреснения  морской воды, т.к. потребление пресной воды постоянно растет и к 2000 г. должно  составить 7 тыс. км3. Реально на планете можно использовать только 20 тыс. км  пресной воды. Лишь 33% населения пользуется доброкачественной водой, 33%  обеспечены ею недостаточно, а еще 33% используют недоброкачественную питьевую  воду. В развивающихся странах такая вода служит главным источником многих  заболеваний. Один из путей решения водной проблемы – буксировка айсбергов в  страны засушливого пояса. Разработаны технические проекты транспортировки  средних айсбергов (длина 1000 м, ширина – 600 м, высота – 300 м). Для этого потребуется пять­шесть мощных буксиров. Защита поверхности айсберга пластиковым  материалом должна предохранить его от таяния. Даже если за время такой  транспортировки айсберг «сильно похудеет» и потеряет большую часть своей массы,  она все же окажется экономически оправданной. Таяние айсберга в месте может  продолжаться примерно год. Второй обозреватель по экологическим проблемам. Потенциальные возможности  изъятия биологических ресурсов без угрозы нарушения сложившегося баланса  оцениваются учеными разных стран от 100 до 150 млн. тонн. Дополнительным резервом является развитие марикультуры – морской аквакультуры – искусственное разведение  и выращивание живых организмов в водной среде. В середине 80­х годов мировая  продукция марикультуры достигла 10 млн. тонн, а к 2000 г., по прогнозам, она  возрастает до 50 млн. тонн. Увеличивается количество морских перевозок. Возникло  морское хозяйство, включающее добывающую и обрабатывающую промышленность,  энергетику, рыболовство, транспорт, торговлю, рекреацию, туризм. В целом в морском  хозяйстве занято по меньшей мере 100 млн. чел. Сущность глобальной проблемы  заключается в крайне неравномерном освоении ресурсов Океана, в увеличивающемся  загрязнении морской среды, в расширении использования Океана как арены  политической и военной деятельности. Основной путь решения проблемы Мирового  океана – рациональное океаническое природопользование, сбалансированный,  комплексный подход к его богатствам, основанный на объединении усилий всего  мирового сообщества. Корреспондент. Какова взаимосвязь проблемы преодоления отсталости  развивающихся стран с другими глобальными проблемами человечества? Третий обозреватель по экономическим проблемам. Преодоление отсталости  развивающихся стран – крупнейшая общемировая проблема. Экономическое и  социальное развитие в них осложняется наследием колониального прошлого,  действиями современных монополий, которым удалось во многом сохранить систему  эксплуатации стран Азии, Африки и Латинской Америки. Последствия этого трагичны  и выражаются в огромных масштабах их отсталости. В наименее развитых странах 66% взрослого населения неграмотно, а душевой доход составляет 100­200 $ в год, т.е. в 30  раз меньше, чем в развитых странах. К их числу относятся Мали, Нигер, Чад,  Центральноафриканская Республика, Эфиопия, Сомали, Бангладеш, Непал, Бирма,  Йемен, Гаити. Эти беднейшие страны иногда именуются также «четвертым миром». Из­ за болезней, связанных с голодом и недоеданием, в развивающихся странах ежегодно  умирает 30­40 млн. чел., в том числе 15­17 млн. детей. Четвертый обозреватель по социальным проблемам. Уровень безработицы в этих  странах таков, что фактически от 33% до 50% трудоспособного населения не имеют  возможности участвовать в общественном производстве. В этих странах отстает наука  и образование. В наши дни центр тяжести глобальных проблем все больше  перемещается в страны «третьего мира». При этом пропасть между развитыми и  большинством развивающихся стран постоянно возрастает. Поэтому бедственное  положение их стало крупнейшей общемировой, общечеловеческой проблемой. Главный  путь ее решения – проведение коренных социально­экономических преобразований во  всех сферах жизни и деятельности этих стран. Это потребует продолжительного  исторического срока, измеряемого жизнью нескольких поколений. Велика  задолженность развивающихся стран, например долг Бразилии составляет 115 млрд. $,  Мексики – 105, Аргентины – 49, Индонезии – 43. Поэтому одно из условий  преодоления отсталости – установление более справедливого международного  экономического порядка; сокращение военных расходов и использований  сэкономленных средств на помощь народам этих стран. Сохраняющаяся ситуация в  развивающихся странах грозит социально­экономическими потрясениями мирового  масштаба и вызывает обострение других глобальных проблем. Корреспондент. Какова взаимосвязь глобальных проблем человечества? Как идет  освоение космоса? Пятый обозреватель по новейшим технологиям. Космос является глобальной  средой, общим достоянием человечества. Космические программы существенно  усложнились, их выполнение требует концентрации технических, экономических,  интеллектуальных усилий многих стран и народов. Освоение космоса стало одной из важнейших международных глобальных проблем. Мирное освоение космоса возможно  при использовании новейших достижений науки и техники, производства и управления,  обеспечивает огромную космическую информацию о Земле и ее ресурсах. Все  отчетливее проступают черты будущей космической индустрии, космической  технологии, применения космических энергоресурсов. Учеными разработаны проекты  сооружения космических солнечных электростанций (КСЭС), размещение которых  планируется на экваториальной орбите на высоте 36 тыс. км, где эффективность  использования солнечной энергии в 10 раз выше, чем у поверхности Земли. Шестой обозреватель по социальным проблемам. Каждая из глобальных проблем  имеет свое конкретное содержание, но все они тесно взаимосвязаны: энергетическая и  сырьевая с экологической, экологическая с демографической, демографическая с  родовольственной и т.д. Особое место занимает проблема мира и разоружения,  предотвращения новой мировой войны. Она непосредственно затрагивает и все  остальные проблемы. Военное производство отвлекает огромные людские,  энергетические и сырьевые ресурсы и материальные средства, которые изымаются из  сферы мирного труда, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды.  Стоимость подводной лодки США Трайдент   эквивалентна стоимости обучения 16 млн.   детей в развивающихся странах в течение года. Начинается переход от экономики  вооружений к экономике разоружения. Президент. Глобальные проблемы сложны. Недра Земли и Мировой океан таят в себе  еще много неиспользованных и неоткрытых богатств, на смену традиционным придут  новые ресурсы, НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и  природой, а современный демографический взрыв – не вечное явление. Глобальные  проблемы связаны с решением научных, технических, экономических, социальных,  политических вопросов. В условиях мира, и научно­технической революции  человеческой цивилизации не грозит гибель из­за перенаселения, недостатка ресурсов и загрязнения окружающей среды. При осуществлении обобщения ученики заполняют таблицу и формулируют главную  мировоззренческую идею темы «Ядерная война не может быть средством достижения  целей». 3. Подведение итогов урока. А теперь подведем итоги. Давайте вспомним цель нашего занятия. Мы достигли ее? К каким выводам мы пришли?  Обоснуйте свой ответ.  Нам всем понятно, что вернуть природу в первобытное состояние нам уже не под силу,  но сохранить ее такой, какая она есть сейчас – еще возможно.  Чтобы закрепить знания, вам нужно будет написать географический диктант. В нем  присутствуют различные географические ошибки и пропущенные слова. Ваша задача  найти ошибки. 4. Географический диктант Глобальные проблемы цивилизации многолики. Их насчитывают от … до … .   Проблема …………………. в России, и в целом в мире, стоит остро.   ………..…..  населения на земном шаре неуклонно возрастает на протяжении, последних 2000 лет,  однако наиболее интенсивный рост населения на Земле происходит в последние 200  лет. Быстрый рост населения земного шара часто называют «……………………….». Истощение окружающей среды в результате нерационального ………………………..,  загрязнения ее твердыми, жидкими и газообразными …………………….., отравление  радиоактивными отходами привели к значительной деградации глобальной  ………………….. проблемы. Недоедание особенно пагубно сказывается на здоровье  ……….. до 5 лет. Расчеты показывают, что число людей, страдающих от ……………  проблемы в современном мире превысило 1 млрд. человек ……………………………..  проблемы связаны с тем, что с некоторого времени потребность в изъятии из природы  ресурсов начинает превышать способность природы к регенерации, поскольку многие  природные ресурсы конечны, а численность населения Земли постоянно возрастает. Такого количества ……….., как теперь, никогда еще не существовало. Даже в конце  прошлого века, когда две сверхдержавы решили снизить уровень напряженности и  договориться об уничтожении определенной части своих арсеналов. Самым грозным  оружием считается …………….. Требуется разработка новых методологических и  методических подходов, в первую очередь в рамках естествознания, которые бы могли  позволить выйти из современного ………………………… кризиса и решить глобальные ……………… человечества. 5. Рефлексия: 1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития? 2. Какие глобальные проблемы наиболее актуальны для современной России? 3. На какой стадии царила гармония между обществом и природой? 4. Почему проблемы со временем все более усугубляются, а не решаются? 6.   Домашнее   задание: стр.   361­364.   Творческое   задание   по   одной   из   глобальных проблем, не затронутых на данном уроке. Сегодня мы с вами плодотворно поработали. Спасибо вам, урок закончен. Все  могут быть свободны. Директор МКОУ «УСОШ№1»                   Нурмагомедов М.Г. Зам. директора по УВР                                 Алиева Н.Г. МКОУ «УСОШ №1» МО «Унцукульский район» Отзыв коллег об открытом уроке географии  в 11а  классе по теме: " Глобальные проблемы человечества " учителя Гусеновой М.Г. На первом этапе мною было сказано вводное слово, озвучены цели и задачи урока,  поставлены проблемные вопросы к теме. На втором этапе состоялась краткая беседа с учащимися о глобальных проблемах  современности: понятие и признаки глобальных проблем. На третьем этапе состоялось поочерёдные выступления учащихся по основным  глобальным проблемам. Обсуждение проблемных вопросов. Работа с рабочими  листами для самоконтроля и самостоятельной работы. 1. Предотвращение термоядерной войны; 2. Экологическая проблема; 3. Демографическая проблема; 4. Неизлечимые заболевания; 5. Кризис человеческой духовности; 6. Мировой терроризм. Во время каждого выступления учащиеся делали записи в рабочих листах, и после  окончания каждого доклада происходило его обсуждение. На четвёртом этапе состоялась дискуссия о роли глобальных проблем в развитии  человечества. Учащиеся, выполнили индивидуальное задание для самоконтроля. На пятом этапе я сказала заключительное слово, подвела итоги семинара­конференции, отметила особенно удачные выступления учащихся, озвучила оценки за урок и задала  домашнее задание. Данный план урока, на мой взгляд, полностью соответствует типу и форме урока. На первом этапе постановки целей, задач и проблемных вопросов ребята учатся  концентрироваться на конкретном направлении и решать проблемные вопросы. На втором этапе развивающей беседы, дети учатся вести научный диалог, слушать  собеседника, аргументировать свою позицию. Развиваются коммуникативные  способности. На третьем этапе, учащиеся учатся грамотно представлять и защищать свою научную  работу, проделанную индивидуально по заранее полученному заданию. Развиваются  способности к индивидуальной научной деятельности, к представлению и отстаиванию  своей позиции, монолог, диалог. Работа с группой. На четвёртом этапе студенты провели индивидуальную аналитическую работу в  рабочих листах, обобщив всю полученную информацию за урок. На этом этапе  развивается аналитическое мышление и способность к обобщению. В конце семинара были выставлены оценки не только мной с позиции преподавателя, но и сами студенты оценили свою работу индивидуально и в группе. Все этапы урока последовательны и идут друг за другом. Урок в целом прошёл успешно. Студенты отметили положительный климат в  коллективе, доброжелательную атмосферу и ситуация успешности для каждого  придала уверенности для дальнейшей учебной деятельности, мотивируя на успех. На  уроке была использована мультимедийная аппаратура, позволившая представить  студентам свои презентации и доклады. Все студенты проявили себя как активные  докладчики, внимательные слушатели и заинтересованные интервьюеры. Основными  формами организации на уроке стали: индивидуальная и групповая. На уроке были достигнуты цели, решены задачи и проблемные вопросы. Директор МКОУ «УСОШ№1»                   Нурмагомедов М.Г. Зам. директора по УВР                                 Алиева Н.Г. МКОУ «УСОШ №1» МО «Унцукульский район» Отзыв родителей об открытом уроке географии  в 11а  классе по теме: " Глобальные проблемы человечества " учителя Гусеновой М.Г. Урок интегрированный, с элементами различных технологий. Цели поставлены  диагностично. Методы подобраны в соответствии с целями урока. Методы проведения  разнообразные и на данном уроке имеет место объяснительно – иллюстративный,  частично­поисковый и проблемный методы. Все методы применялись на третьем и  четвертом этапах урока, т.е. на этапах изучения нового материала и на этапе  обобщения и систематизации знаний. На уроке задействованы наглядные технические  средства обучения: аудиовизуальные( видеофрагмент), визуальные ( мультимедийная  презентация), выход в интернет. На уроке использовались методы: репродуктивные, частично­поисковые а также  методические приемы, такие как­ коллаж и проект. На протяжении всего урока  использовались методы стимулирования и мотивации. Работа в группах способствовала развитию чувства коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности. На уроке отражены межпредметные связи: обществознание, география, информатика. В итоге учащимися представлен образовательный продукт ( коллаж и памятку –  обращение к человечеству). Ученики оценивали действия и результаты своей работы на уроке в группах. К выполнению домашней работы учащиеся подготовлены. Считаю что  урок цели достиг. Домашнее задание разноуровневое. Перед учащимися ставятся вопросы, ответы на  которые потребуют от них либо логического размышления, либо частично­поисковой  работы. В ходе урока каждый ученик сделал для себя, как минимум, два важнейших  вывода: во­первых, в решении глобальных проблем необходим комплексный подход;  во­вторых,  преодоление глобальных проблем сводится к человеческим качествам и  путем их усовершенствования ­ новый гуманизм.  Родители 11а класса На уроке использовала технологию развития критического мышления.  Для работы в режиме педагогической технологии развития критического мышления на  фазе вызова основная трудность заключается в  умении терпеливо  выслушивать  ответы студентов, предоставляя им возможность самим проанализировать то, что они  уже знают по изучаемой теме. Это создает  дополнительный стимул для формулировки  ими собственных целей­мотивов, пробуждения интереса к получению новой  информации.                                 Студенты хорошо справились с целеполаганием.   Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия на начальном этапе урока выражается в выборе  индивидуальной цели студента в рамках формирования умений и навыков,  использования в ходе урока рабочих планов темы. Чтобы актуализировать ключевые  понятия темы, провела  блиц­опрос.  Почти все студенты группы с заданиями  справились успешно. (ОК 2, ОК 6, ОК 7 ). В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы  поддерживать активность студентов, их интерес, созданные во время фазы вызова. На  этой стадии организовала рефлексивное слушание [1] сообщений, получение новой  информации и соотнесения старых знаний с новыми. Тон задавали, как всегда,  отличники, но для себя отметила  ___________________ 1 ­ Рефлексивное слушание ­ стиль ведения беседы, в котором предполагается  активное речевое взаимодействие; можно понимать не как прерывание говорящего, но  как рефлексию, то есть отображение себя в состоянии слушания, обращение внимания  на себя…Задача рефлексивного слушания ­ усвоить и разумно переработать  передаваемую информацию. положительную динамику, активное участие в обсуждении большинства студентов  группы (ОК 3). Отчасти это объясняется тем, что глобальные проблемы студенты  изучают на уроках по многим учебным дисциплинам. Помогло и то, что группа программистов сильная и очень дружная. Следующее задание ­ самостоятельная учебная деятельность с целью решения  познавательной проблемы урока ­ практическое задание на новый материал.  Содержание задания было проблемным и достаточно трудным, допускало различные  точки зрения, несовпадение позиций. В частности, о роли философии в решении  экологической проблемы. Удачным решением была организация самостоятельной работы студентов за компьютером ­ родной стихией программистов.  Работая за одним компьютером в паре, многие студенты смогли  обобщить результаты. (ОК1, ОК 4).  Большинство студентов успешно справились с заданием, грамотно и доказательно  представили свои точки зрения, сделали выводы о важной роли философии в решении  экологической проблемы (ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 9 ). Методический прием «Круглый стол» позволил закрепить умения слушать  собеседника, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении,  аргументировать свои предложения и идеи, приобретая универсальные учебные  действия. Вопросы для обсуждения предлагаю обычно заранее, чтобы студенты имели  достаточно времени для самоподготовки. Ряд студентов говорили о затруднениях и осуществили коррекцию вполне самостоятельно, принимая меня в качестве  равноправного участника дискуссии (ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 7 ). На стадии рефлексии предложила закрепить знания по теме урока, составляя тезисы  (работа с «тонкими» и «толстыми» вопросами). Урок должен быть завершен: от чего  начинали, к тому же и возвращаемся и им же завершаем. В целом группа работала  активно и заинтересованно. Подвела студентов к выводу о том, что на первое место в  преодолении глобальных проблем должно выйти духовное преображение личности. Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность  приобретенных знаний, умение, как правило, оценить собственную деятельность на  уроке. Для этого использовали листы самооценки, которые по ходу выполнения  заданий заполняли капитаны команд. Помогаю студентам делать обоснованные оценки  в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.п. Всего в группе 25 студентов. Из 23 человек, присутствовавших на уроке, 17 студентов  получили оценку «хорошо» и 6 студентов «отлично». Считаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и  переутомления, сохранив продуктивную мотивацию к учению. Поставленные цели  урока достигнуты полностью. Обсудили и записали домашнее задание, которое  является продолжением урока ­ составить проект (тема по выбору студентов). (ОК 4,  ОК 6, ОК 7, ОК 8 ). Предложила работать над проектами в командах. ­ Лесной проект; ­ Проект по сбору мусора; ­ Токсический проект; ­ Экологический проект;   ­ Энергетический проект и др.

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"

Открытый урок географии в 11 классе "Глобальные проблемы человечества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2019