Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"
Оценка 4.6

Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
7 кл
07.10.2019
Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"
Цели: Обучающая: Познакомить с историей открытия южного полюса и освоения материка, с особенностями географического положения, особенностями компонентов природы Антарктиды. Развивающая: Развивать умения работать с географическими картами, самостоятельного добывания знаний. Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, ответственности за происходящее в мире. Тип урока: изучение нового материала Форма урока: урок-путешествие Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, дополнительный информационный материал для учащихся.
антарктида 7 класс.docx
МКОУ «УСОШ №1» МО «Унцукульский район» Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида ­ материк вечного льда" Урок разработала  учитель  географии Гусенова Меседо Газимагомедовна с.Унцукуль Цели: Обучающая: Познакомить с историей открытия южного полюса и освоения материка, с  особенностями географического положения, особенностями компонентов природы  Антарктиды. Развивающая: Развивать умения работать с географическими картами,  самостоятельного добывания знаний. Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, ответственности за происходящее  в мире. Тип урока: изучение нового материала Форма урока: урок­путешествие Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, дополнительный  информационный материал для учащихся. Ход урока. I.Орг.момент:  Приветствие учителя: ­ Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок географии, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки, познавать  тайны материков и океанов. Проверьте, все ли подготовлено у вас к уроку? II.  Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы. Какие материки относятся к южным материкам? На какие группы делят страны Ю. Америки? Назовите эти страны. Покажите их на  карте. Назовите и покажите самую большую и самую маленькую страну Южной Америки. К каким расам относится население Южной Америки? Кто такие метисы, мулаты, самбо? Почему Перу называют археологическим музеем Южной Америки? III. Изложение нового материала ­ Я хочу предложить вам пройти путём одной пропавшей экспедиции и выяснить, какие ошибки были ею допущены, и можно ли было их избежать. Вы, наверное, уже знаете,  что ни одной науке не принесено столько жертв, сколько сложено на алтарь географии. Дело нам предстоит трудное, важное, и поэтому девизом в работе нашей экспедиции  пусть будут слова английского поэта Теннисона: «Бороться и искать, найти и не  сдаваться!». Я уверена, что вместе нас не остановят никакие преграды, и мы справимся со всеми  трудностями. Начнём с того, что же мы знаем об этой пропавшей экспедиции? Экспедиция отправилась в труднодоступный район земли, который долгое время не  могли обнаружить, однако поиски велись многими исследователями. Давайте и мы пойдём по этому пути. Нам прислали ответ на запрос из Австралийского музея истории со словами Джеймса  Кука. Что же говорил он о дальнейших открытиях на земном шаре? (озвучивает  ученик): «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдинами морях в  поисках Южного материка настолько велик, что я смело, могу сказать, что ни один  человек никогда не решиться проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне, и что  земли, которые могут находиться на юге, никогда так и не будут обследованы». Итак, какой же ещё южный материк не был открыт, и на это место ученые ещё долгое  время ставили знак вопроса? Определяют тему. Тема урока «АНТАРКТИДА» ­ А вы знаете, почему этот материк так называется? Название «Антарктида» происходит от греческого слова «анти» ­ против, т.е.  территория, лежащая против северной полярной области земного шара – Арктики. Как известно,  авторитетное высказывание Дж. Кука, о том, что нет больше земель  южнее 50­й широты надолго отвратило желающих исследовать океан. Однако, это высказывание опровергла русская экспедиция под командованием Ф.Ф.  Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, которые на кораблях «Восток» и «Мирный» открыли  материк Антарктида, но лишь через 50 лет. Это произошло 28 января 1820 г. Сообщение ребят. Итак, путешествие русских исследователей началось 16 июля 1819 г., когда корабли  покинули порт Крондштадт в Балтийском море. Через 3,5 месяца они подошли к  столице Бразилии – г. Рио­де­Жанейро. Отсюда взяли курс на юг в неизвестные районы  полярного океана. Чем ближе к югу, тем становилось холоднее. Вскоре показались  первые айсберги. Вначале 1820 г. был открыт ряд островов. Плавание было трудным и  опасным, но единственным поводом прекратить экспедицию могла служить только  смерть, таково было указание правительства России. И однажды участники этой экспедиции оказались в подобной ситуации – их корабли  оказались заточены во льдах и лишь умелое руководство командиров спасло  экспедицию от гибели.  (Просмотр фильма об открытии материка. Запись в тетради имен, названий, дат) В то время существовали такие законы, что стране­первооткрывателю принадлежала  вновь открытая территория, к сожалению, в наше время всё по другому, но мы можем с полным правом гордиться тем, что первыми Антарктиду открыли русские. Но ещё Джеймс Кук предупреждал: «Если кто­либо обнаружит решимость и  упорство…и проникнет далее меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но  должен сказать, что миру его открытия не принесут никакой пользы». Однако наша пропавшая экспедиция решила проникнуть в самое сердце материка. Но,  что же является центром Антарктиды? Назовите координаты. Работа по карте. Итак, мы с вами отправляемся на поиски пропавшей экспедиции. ­ Какой главный фактор будет влиять на выбор одежды, обуви, транспорта,  инструментов? ­Ребята, климат играет очень важную роль, поэтому давайте остановимся на нем  подробнее. ­Посмотрите еще раз на карту и скажите, где находится Антарктида?  (Работа с ФГП материка с помощью учителя). ­ Антарктиду часто называют:СТРАНА МОРОЗОВ И ЖЕСТОКОГО СОЛНЦА,  ХОЛОДИЛЬНИК ЗЕМЛИ  (видеофрагмент и комментарии учителя) ­Почему же Антарктиду называют страной морозов и жестокого солнца? А теперь давайте подтвердим правильность ваших слов по климатической карте атласа  (Работа с картами атласа). ­ Почему в июле холоднее, чем в январе? ­Почему Антарктиду называют холодильником Земли, ведь есть же ещё и Северный  полюс, однако там таких низких температур не наблюдается? От морозов может даже лопаться роговица глаз и возникать такая болезнь как снежная  слепота. А от чистого и холодного воздуха случаются обморожения лёгких, возникает  кашель. ­ Посмотрите, ребята, при каких условиях проходила экспедиция. Ещё Антарктиду называют материком  ЛЕДЯНОГО КОНТИНЕНТА, ЛЕДЯНЫМ  ПОГРЕБОМ. (видеофрагмент и комментарии учителя) ­ Почему же не тают эти льды?  Отчего двигаются огромные глыбы льда и  самостоятельно сползают в океан? ­ Итак, мы видим, что Антарктида – это страна морозов, льда, жестокого солнца. Тогда  какое атмосферное давление здесь образуется? (высокое) И в связи с этим Антарктиду ещё называют СТРАНА ПУРГИ  (видеофрагмент и  комментарии учителя) ­Ребята, сегодня, прямо к нашему уроку пришло сообщение о погоде из  метеорологической службы, которое попросила прислать ваша одноклассница. К сожалению, некоторые строчки расплылись, и осталось понятным только сообщение  о ветре. Давайте зачитаем эти строчки: «Всем нам привычное с детства слово «ветер» мало подходит для определения этого  беснующегося воздушного потока, насыщенного снегом, в котором воздух кажется  плотным как вода. Два человека не связанные верёвкой, разойдясь на пять шагов, могут больше не найти друг друга. Кричать бесполезно, так как рёв урагана заглушает всё.  Огни карманных фонарей не видны, даже огни прожекторов, установленных над  входами в дома видны только на расстоянии нескольких  метров». Итак, Антарктида – это материк морозов и жесткого солнца; холодильник земли;  ледяной континент; ледяной погреб; страна пурги. Учитывая всё это, мы можем собираться в путь – на поиски пропавшей экспедиции. ­В какое время года нам лучше отправиться  почему? К Южному полюсу отправились сразу две экспедиции. Одну из них возглавил  норвежский исследователь Руаль Амундсен (1872­1928), который заранее решил  посвятить себя полярным исследованиям. Климат Норвегии близок к климату Антарктиды. Это помогло ему в выборе  необходимых предметов при снаряжении экспедиции. В начале антарктической весны 1911 года Р. Амундсен вместе с четырьмя товарищами  двинулся в путь. Они ежедневно проходили 30 км по высоте 4000 м. экспедиция Р.  Амундсена шла по сравнительно ровному льду на собачьих упряжках и легко  преодолевала расстояния. 14 декабря 1911 года Руаль Амундсен разбил палатку на Южном полюсе и поставил  норвежский национальный флаг. Экспедиция Р. Амундсена благополучно вернулась  домой. Второй экспедиции, на поиски которой мы направляемся, не суждено было вернуться.  Поэтому давайте попытаемся найти ошибки, которые допустила пропавшая  экспедиция. Вторую экспедицию возглавил англичанин Роберт Скотт. Она отправилась на судне  «Терра­Нова» («Новая Земля» из Новой Зеландии). Достигнув Антарктиды, английская экспедиция высадилась и дальше двигалась на  санках, запряженных лошадьми и моторных санях. – Какую ошибку допустили англичане, собираясь в экспедицию? Что случилось с  лошадьми и санями? Почему это произошло?   В суровых условиях пришлось двигаться Р. Скотту и его товарищам, но, тем не менее,  они не сдавались и продолжали свои поиски. И, наконец, 18 января 1912г. эта  экспедиция достигла Южного полюса. Но их ждало разочарование, на полюсе уже  стояла палатка, и реял норвежский флаг. Но, как известно, природа ошибок не прощает, и когда измотанные и уставшие за 79  дней участники экспедиции отправились обратно, силы были уже на исходе. Двое заболели снежной слепотой, один из путешественников сошел с ума и умер. Но  особенно страдал один из них по имени Отс. Он обморозил обе ноги, и каждый шаг  доставлял ему неимоверные страдания. Однажды он вышел навстречу пурге и, все  понимали, что обратно он уже не вернется. Все участники экспедиции и сам Скотт погибли во льдах Антарктиды от холода и  голода в 18 км от продовольственного склада. Путь им преградила пурга. Сегодня на уроке у нас есть последнее письмо, которое было адресовано жене, нет,  вдове Р. Скотта. Он писал: «…мы знали, что идём на риск. Обстоятельства не  благоприятствовали нам; нам не на что жаловаться и остается лишь покориться  проведению, решив дождаться конца…». Далее следы этой экспедиции теряются. Обнаружили её только через 8 месяцев. Над телами погибших соорудили большой холм из снега и льда с опознавательным  знаком на вершине – большим крестом из красного дерева со словами: «Бороться и  искать, найти и не сдаваться». ­ Как вы думаете, сейчас можно найти могилу Скотта и его товарищей? Почему? Впоследствии через много­много лет от ледника отколется айсберг с их телами и как  огромный белый парусник отправится в своё последнее путешествие. В жизни каждого человека бывают сложные моменты, но при любых условиях важно  бороться и искать, найти и не сдаваться! Это девиз сильных людей. И пусть эта  пропавшая экспедиция  была не первой на Южном полюсе, но подвиг капитана Скотта  и его спутников до сих пор живёт в памяти людей и является эталоном мужества и  отваги. IV. Закрепление Вы уже получили много информации об этом материке. Я предлагаю вам немного  порассуждать в следующем творческом задании. Вам предстоит составить синквейн на  тему «Антарктида», используя полученные вами данные. V. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Чем понравился урок? Что было не интересно? VI. Домашнее задание: параграф 33, контурная карта. Директор МКОУ «УСОШ№1»                   Нурмагомедов М.Г. Зам. директора по УВР                                 Алиева Н.Г. МКОУ «УСОШ №1» МО «Унцукульский район» Отзыв коллег об открытом уроке географии  в 7б  классе по теме: "Антарктида ­ материк вечного льда" учителя Гусеновой М.Г. На уроке ставились и решались следующие задачи: образовательные: углубить понятие рельеф, формы рельефа, климата. Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки рельефа и климата, находить в разных источниках информацию обобщать и анализировать её. Урок комбинированный с элементами практической работы, урок второй в теме «Антарктида». С данной темой ученики знакомились на уроках окружающего мира в 5 классе, знают основные понятия и термины. Объем материала большой, поэтому даются основные понятия темы с опорой на предыдущие знания ученика. Цели урока поставлены в полном объеме, в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний. Они направлены на формирование у учащихся общенаучных и специальных умений и навыков, развитие их мыслительной и познавательной активности, воспитания личности школьника. Весь урок разбит на этапы, в которых используются разнообразные приемы и методы: рассказ, фронтальная беседа, опрос, практическая работа, создание проблемных ситуаций, работа с дополнительной литературой, фрагмент видеофильма, анализ и поиск решений поставленных задач. Проверки усвоения знаний предыдущего урока является тестовая проверочная работа. Все этапы урока выдержаны по времени, разбиты так, чтобы учащиеся не утомились от однообразия с плавным переходом из одного в другой. На уроке было рассмотрено взаимосвязь таких предметов как математика, биология, география, экология, что способствует созданию целостной единой картины мира (межпредметные связи). На этапе мотивации был проведен просмотр фрагмента фильма о животном мире Антарктиды (здоровьесберегающий компонент) и ученикам было предложено изучение географического положения Антарктиды, где им пришлось  работать со снимками из космоса, географическими картами, глобусом, планом. На  данном этапе учащимся была предоставлена возможность использовались умения,  сформированные ранее: полные ответы, умение делать выводы, работа с атласом,  глобусом и др., а также формировались новые учебные действия, например,  определение сторон горизонта в условиях, где это сделать невозможно. Это задание  способствует формированию познавательных, регулятивных универсальных учебных  действий. При работе с текстом ученики  использовали источники информации, позволяющие не  только отвечать на вопросы урока, но и дающие представление о географических  открытиях и исследователях – полярниках. Физкультминутка была использована для закрепления знаний об Антарктике. На этапе рефлексии использован подход, когда работу на уроке оценивала вся группа.  На мой взгляд, это оптимально при выборе групповой формы работы. В конце урока дано домашнее задание, выполнение которого требует применения  полученных знаний на практике, использование компьютерных технологий, знакомство  с текстами ученых, исследователей, высказывание своего мнения, что способствует  развитию как познавательной, так и личностной сферы. Директор МКОУ «УСОШ№1»                   Нурмагомедов М.Г. Зам. директора по УВР                                 Алиева Н.Г. МКОУ «УСОШ №1» МО «Унцукульский район» Отзыв родителей об открытом уроке географии  в 7б  классе по теме: "Антарктида ­ материк вечного льда" учителя Гусеновой М.Г. На уроке был оптимальный психологический климат. По итогам работы ученики  получили оценки. Контроль за оценочной деятельностью ученика осуществлялся  учителем и взаимоконтроль учениками класса. Смена деятельности на уроке привела к тому, что дети в течении всего урока не чувствовали усталости, не было поддерживалась хорошая утомления, психологическая атмосфера, общение. Высокая  работоспособность всех темп урока быстрый, этапов урока, достигнут контакт с  обучающимися. Приобретенные знания учащимися на уроке будут использованы при дальнейшем изучении географии. Выполнение заданий способствовало формированию интереса к изучаемым объектам, дало возможность учащимся строить предположения, проявить творчество и на основе выяснения противоречий находить истину. Знание особенностей географического  положения Антарктиды позволило учащимся на этапе мотивации и актуализации  знаний выдвинуть предположениях о причинах более позднего открытия материка.  Знакомство с трудностями, с которыми столкнулись первооткрыватели, стало мотивом для более подробного изучения темы “Природа Антарктиды”. Родители 7б класса

Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"

Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"

Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"

Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"

Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"

Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"

Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"

Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"

Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"

Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"

Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"

Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"

Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"

Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"

Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"

Открытый урок географии в 7 классе "Антарктида - материк вечного льда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2019