Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России"
Оценка 4.7

Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
9 кл
07.10.2019
Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России"
Дать определение понятиям “электроэнергетика”, “энергосистема”. Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики; Познакомить воспитанниц с электроэнергетикой, её ролью и значением, Рассмотреть основные типы электростанций, их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки. Развивать умение работать с экономическими картами, со статистическими материалами. Объяснить значение электроэнергетики для экономики страны. Познакомить учащихся с проблемами энергетики.
элетроэнергетика России 9 кл.docx
МКОУ «УСОШ №1» МО «Унцукульский район» Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России" Урок разработала  учитель  географии Гусенова Меседо Газимагомедовна с.Унцукуль Цели урока. Дать определение понятиям “электроэнергетика”, “энергосистема”. Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об основных  межотраслевых комплексах и отраслях экономики; Познакомить воспитанниц с электроэнергетикой, её ролью и значением, Рассмотреть основные типы электростанций, их характерные черты и особенности,  достоинства и недостатки. Развивать умение работать с экономическими картами, со статистическими  материалами. Объяснить значение электроэнергетики для экономики страны. Познакомить учащихся с проблемами энергетики. Задачи. Образовательная: познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и  значением, местом среди других отраслей экономики России. Рассмотреть особенности размещения по территории страны электростанций разных типов. Развивающая: продолжить формирование у учащихся умения работать с различными  источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать картографические и  статистические данные. Воспитательная: развивать навыки работы учащихся в группе. Воспитывать  организованность и самостоятельность. В целях экологического воспитания показать  влияние энергетики на окружающую среду. Воспитывать интерес к географии родной  страны, её экономике и экологии. Оборудование:  физическая карта России,  карта энергетика России, атласы Вид урока: урок­беседа с элементами практических работ. Методы и формы учебной деятельности: ответы на вопросы учителя; работа с  учебником, картами, схемами; выступления учащихся с сообщениями; формулирование выводов. Ход урока: Организационный момент.   Мотивирование  учебной деятельности.  Учитель: «Добрый день, ребята! На дворе поздняя осень,  а значит,  дни становятся все короче и короче: рассветает поздно, темнеет рано. У многих  людей из­за недостатка солнечной энергии начинается депрессия.   Но учиться нам все равно надо. И сегодня  мы постараемся внести «луч света»  в нашу копилку знаний.       2.  Актуализация знаний.  Учитель выключает свет и задает вопрос: « Представьте, как изменится ваша жизнь,  если не будет электричества?    Можно ли представить нашу жизнь без электричества?  Учащиеся приходят к выводу, что современную жизнь без электроэнергии представить  невозможно. Она нужна не только для освещения, но и для работы всех предприятий.  Прекратила бы свое развитие промышленность, строительство, даже в школах и наших  домах без электроэнергии мы не сможем жить. Не нагреем чайник, не погладим  одежду. Не сможем сохранить продукты питания.  Изучение нового материала Учитель: На прошлом уроке мы с вами выяснили, что ТЭК России является мощной  экономико­производственной системой. Он влияет на состояние и перспективы  развития национальной экономики, обеспечивая 1/3 объема промышленного  производства и доходов бюджета России, примерно половину доходов федерального  бюджета, экспорта и валютных поступлений. Но без отрасли ТЭК, с которой мы  познакомимся сегодня на уроке, не мыслит жизнь любой современный человек. Она  производит такой продукт, без которого не возможна работа других отраслей, его  называют «хлебом» промышленности. Россия занимает 4 место в мире по производству  электроэнергии. Учитель: дайте определение, что такое «Электроэнергетика». Ученик: электроэнергетика – это выработка электроэнергии на различных типах  электростанций и её передача на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП).  Электроэнергетика всегда должна опережать другие отрасли экономики, а в составе  ТЭК — топливную промышленность. Учитель: Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на  электростанциях и передает ее на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП).         Без электроэнергии жизнь современного общества невозможна. Электроэнергетика относится к числу отраслей, от которых зависит развитие научно­технической  революции, поэтому по темпам развития она должна опережать все хозяйство.         Производство электроэнергии в России пока не достигло уровня 1990г. Сейчас оно составляет чуть более 900 млрд кВт.ч (4 место в мире). Это связано с падением  потребления электроэнергии, вызванным социально­экономическим кризисом.         Электроэнергия производится на электростанциях различных типов. Каждый из  них имеет свои технико­экономические особенности и факторы размещения. Ведущими являются ТЭС, ГЭС, АЭС. Тепловые электростанции – работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно  строить в разных районах страны. ТЭС строят быстро, и обходится строительство  дешевле, чем строительство АЭС и ГЭС. Их мощность может быть очень большой. Это  позволяет получать дешевую электроэнергию. Крупнейшая по мощности ТЭС страны –  Сургутская (4, 8 млн. кВт). Размещение ТЭС зависит от качества топлива, на котором они работают. Топливо  низкого качества (торф, сланцы, бурый уголь) перевозить на большие расстояния не  выгодно. В этих случаях  ТЭС создают непосредственно в районах его добычи (Кузбасс, Канско ­ Ачинский бассейн). Высококачественное топливо (природный газ,  мазут) можно транспортировать достаточно далеко. Поэтому его используют на ТЭС,  построенных в районах с большим потреблением электроэнергии, но бедных  собственными ресурсами (Европейский Центр и др.).         Разновидностью тепловых станций являются теплоэлектроцентрали (ТЭЦ),  которые кроме электроэнергии вырабатывают тепло. ТЭЦ строят в городах, так как  горячий пар и вода передаются на расстояние не более 20­30 км (горячая вода  остывает). Работа с картой: Найдите на карте атласа не менее 5 крупных ТЭС России. Недостатки ТЭС:         •        Работают на невозобновимых ресурсах.         •        Дают много отходов (самые чистые ТЭС на газе).         •        Режим работы меняется медленно (для разогрева котла необходимо 2­3      суток)         •        Энергия дорогая, т.к. для эксплуатации станции, добычи и транспортировки  топлива требуется много людей (затраты на зарплату). Гидроэлектростанции (гидравлические) – ГЭС. Их строят на реках с быстрым  течением с высокими берегами, и большим расходом энергии. Преимущества ГЭС  заключаются в дешевизне электроэнергии и в экологической чистоте (нет дыма). Саяно­Шушенская, Красноярская, Волжская, Саратовская, Волгоградская. Недостатки ГЭС: Длительное и дорогое строительство (крупные ГЭС строят 15­20 лет). Строительство ГЭС сопровождается затоплением огромных площадей плодородных  земель. В зоне затопления оказываются сотни деревень и даже городов. Вода в водохранилище быстро загрязняется, так как идет накопление отходов. А  прошедшая через турбину вода становится “мертвой”, поскольку в ней погибают все  микроорганизмы. Работа с картой:  Найдите на карте и назовите ГЭС на Волге.  Найдите на карте ГЭС на реке Енисей и Ангаре. Работа с учебником:  прочитать текст на стр. 21. О ГАЭС (особый вид ГЭС) Рассмотреть схему гидроаккумулирующей электростанции. Вопросы:         •        Где можно строить  ГАЭС?         •        Какой основной принцип работы ГАЭС?         •        Где построена первая ГАЭС, найти на карте. Атомная энергетика. Мощность атомных электростанций (АЭС) и производство  электроэнергии на них постоянно растут. АЭС  строят там,  где нет традиционных  видов топлива, гидроэнергоресурсов.  Нет дорог, а энергия нужна (европейская часть  России, Чукотка).  АЭС работают на ядерном топливе (уран, плутоний). Из 1 кг  ядерного топлива выделяется столько же энергии, сколько образуется при сжигании  3000 т каменного угля. Для работы ядерного реактора в течение нескольких лет  достаточно загрузить в него 20­30 т ядерного топлива. Работа с картой: Найдите на карте АЭС России. Недостатки АЭС: •        Риск экологических катастроф от аварий на АЭС очень велик. Примером  может служить авария на Чернобыльской АЭС в 1986г.         •        Проблемы переработки и хранения радиоактивных отходов. В перспективе предусматривается все более широкое использование нетрадиционных  источников энергии: солнечной, геотермальной, приливной, ветровой. Закрепление  Работа в группах с контурной картой. На контурной карте отмечены все электростанции России, нет подписей. Задание на контурной карте; Подписать крупнейшие ГЭС. (Саяно­Шушенская, Братская, Красноярская, Усть­ Илимская, Иркутская, Волгоградская, Саратовская, Волжская, Цимлянская,  Кирошская, Рыбинская) Подписать все атомные электростанции. Пописать перечисленные ТЭС. (Новочеркасская, Кемеровские, Печерская,  Сургутская, Костромская, Рефтинская, Ямбургская, Сахалинская, Нерюнгринская) Условным знаком указать вид, используемого топлива. Сделать вывод об особенностях размещения электростанций. Подведение итогов урока Д/З. Параграфы 18­19­20, доделать контурную карту. Подготовиться к самостоятельной работе по ТЭК. Директор МКОУ «УСОШ№1»                   Нурмагомедов М.Г. Зам. директора по УВР                                 Алиева Н.Г. МКОУ «УСОШ №1» МО «Унцукульский район» Отзыв коллег об открытом уроке географии  в 9а  классе по теме: "Электроэнергетика России" учителя Гусеновой М.Г. Развитие интереса к предмету невозможно без активной познавательной деятельности  учащихся. Знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе самостоятельной работы. Для того, чтобы заинтересовать школьников предлагаю  использовать проектную деятельность, которая ориентирована на самостоятельную  деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся  выполняют в течение определенного отрезка времени. Проекты предполагают решение  какой­либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны,  использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой ­  необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных  областей науки, техники, технологии, творческих областей. Без умения объединять  знания разных наук не могут быть решены многие проблемные ситуации. Меседо Газимагомедовна старалась поддерживать эмоциональный настрой и  мотивацию на протяжении всего урока, формировать потребность учиться и получать  новые знания. Материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был  посилен для учеников первого класса. Учебная информация была познавательна и  интересна для детей. Учебное время на уроке использовалось эффективно,  запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной. Рефлексия показала, что настроение у детей было хорошее и на уроке им понравилось  работать. Раздаточный материал, подобранный к уроку, в значительной мере облегчил работу  учителя, позволил сэкономить время на уроке, обеспечил наглядность.   Контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся проходит во время  защиты проектов и на этапе рефлексии. Также проверка знаний будет осуществлена на следующем уроке. Ученики дали характеристику типам электростанций, оценили их  преимущества и недостатки и их размещение на территории России.  Сделали вывод: Электростанции расположены в основной зоне расселения и  хозяйственного освоения, где природные условия благоприятны для жизни населения,  отсюда высокая плотность населения. Директор МКОУ «УСОШ№1»                   Нурмагомедов М.Г. Зам. директора по УВР                                 Алиева Н.Г. МКОУ «УСОШ №1» МО «Унцукульский район» Отзыв родителей об открытом уроке географии  в 9а  классе по теме: "Электроэнергетика России" учителя Гусеновой М.Г.   Во время урока в классе царила рабочая атмосфера, в группах возникали споры, в  результате которых обучающиеся приходили к общему мнению. Материал был отобран  правильно при минимальном вмешательстве учителя. Во время защиты проектов были  заданы вопросы, свидетельствующие об интересе обучающихся к изучаемой теме.  Следует отметить, что при защите проекта обучающиеся с уровнем развития ниже  среднего были задействованы слабо. Всю инициативу и ответственность взяли на себя  более сильные обучающиеся. Этот факт необходимо учесть в дальнейшем. Домашнее  задание обучающимся предлагается по выбору, исходя из их индивидуальных  способностей и интересов. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В  дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение  механизмом эквивалентных замен). Учиться критично относиться к своему мнению, с  достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и  корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку  зрения), доказательство (аргументы), факты; Время на уроке было распределено рационально. Связки между этапами логичны.  Перед каждым этапом и видом деятельности ставилась цель и затем оценивался  результат. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий осуществлялся в  соответствии с целями. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся проводился на каждом этапе  урока. Использовался самоконтроль, взаимоконтроль и сравнение с образцом. Родители учащихся 9а класса

Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России"

Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России"

Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России"

Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России"

Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России"

Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России"

Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России"

Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России"

Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России"

Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России"

Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России"

Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России"

Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России"

Открытый урок географии в 9 классе "Электроэнергетика России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2019