Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс
Оценка 4.6

Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
8 кл
09.11.2019
Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс
Цели: • Познакомить учащихся с науками, изучающими земную кору; • Сформировать представление о геохронологической таблице, дать знания о геологическом летоисчислении. • Познакомить с понятиями: эра, период. Задачи урока: • Учить работать с картами (геологической, тектонической), таблицами (геохронологической). • рассмотреть биологическую эволюцию жизни на Земле, не углубляя данного вопроса, - развивать умения учащихся устанавливать причинно- следственные связи; • продолжить формирование представлений о меж предметных связях; • способствовать познавательной активности учащихся и интереса к изучаемым предметам при помощи новых информационных технологий.
План конспект урока в 8 кл. Геологическое летоисчисление и геологическая карта.docx
География. 8 класс  Учебник 8 кл. автор: Е.М.Домогацких,  Н.И.Алексеевский Тема:  «Геологическое летоисчисление и геологическая карта» Учитель:  Цели:   Познакомить учащихся с науками, изучающими земную кору;  Сформировать представление о геохронологической таблице, дать  знания о геологическом летоисчислении.   Познакомить с понятиями: эра, период. Задачи урока:  Учить работать с картами (геологической, тектонической), таблицами  (геохронологической).  рассмотреть биологическую эволюцию жизни на Земле, не углубляя  данного вопроса, ­ развивать умения учащихся устанавливать причинно­ следственные связи;  продолжить формирование представлений о меж предметных связях;  способствовать познавательной активности учащихся и интереса к  изучаемым предметам при помощи новых информационных технологий. Тип урока: Изучение нового материала Методы: Словесный, наглядный Оборудование: компьютер, проектор, коллекция полезных ископаемых,  физическая карта России, геохронологическая таблица, тектоническая карта  России. Ожидаемый результат. Все учащиеся смогут назвать: 1. Этапы развития Земли: планетарный и геологический. 2. Методы определения возраста горных пород. 3. Эры развития Земли Ход урока: I. Организационный момент. II. Историческая справка. Учитель. Современный рельеф планеты ­ это результат длительного  геологического развития и влияния современных рельефообразуюших  процессов: внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных), в том числе и  человека. Для понимания различий современного рельефа надо знать  геологическую историю его формирования. Строение и историю развития  Земли изучает наука геология. Геология делится на отрасли: Историческая геология – изучает закономерности строения земной коры в  течении геологического времени. Геотектоника – учение о строении земной коры и формировании  тектонических структур (складки, сбросы, трещины итд.) Палеонтология – это наука о вымерших организмах, которые изучают, по  окаменелостям, сохранившемся твердым скелетам итд. Минералогия – наука, изучающая минералы. Петрография – наука, изучающая горные породы. Геохронология изучает  возраст, продолжительность, последовательность формирования горных  пород. Геохронология – раздел геологии, который занимается изучением возраста,  продолжительности и последовательности образования горных пород. Геохронологический метод – основан на изучении последовательности  расположения осадочных пород. – Что называют осадочными горными породами? – Объясните механизм образования осадочных пород (под воздействием  погодных условий горные породы разрушаются, реки несут их обломки в  озёра и моря, где из накапливающихся отложений образуются осадочные  горные породы) Складчатый пояс– подвижный участок земной коры, имеющий сложную  складчатую структуру.  Платформа– это устойчивый  участок земной коры. Имеет двухъярусное  строение: фундамент из смятых метаморфизированных пород и чехол,  сложенный осадочными породами. Щиты– выход фундамента платформы на поверхность. III. Объяснение нового материала. Учитель. При изучении возраста Земли составили календарь Земли. История  Земли разделена на длительные промежутки времени – эры. Эры делятся  на периоды, периоды на эпохи, эпохи – на века. (Запись в тетрадь) Названия эр греческого происхождения: архейская –  древнейшая, протерозойская – ранняя, палеозойская – древняя,  мезозойская­ средняя, кайнозойская – новая. На основе определения  геологического возраста горных пород учёные составляют  геохронологические таблицы . Чтение таких таблиц начинают снизу по мере залегания горных пород. На нашем уроке мы составим таблицу, в которую  занесем главнейшие геологические события, полезные ископаемые, проследим основные этапы развития жизни, этапы химической эволюции. (Заполнение  таблицы в процессе изучения нового материала) Учитель. Протопланетный этап – возникновение Вселенной. Любой  электрон попытавшийся приблизиться к высокоэнергетическому протону, тут  же отбрасывался в результате столкновения с ним. Но время работало против  излучения. Расширение остужало Вселенную и протоны постепенно теряли  свою энергию, поскольку им приходилось заполнять всё больше пространство. Спустя примерно миллион лет температура упала до 4000 С, что уже  позволило ядрам удерживать электроны на орбитах. Именно на этой стадии  развития Вселенной образовались атомы. В течение несколько тысяч лет  электроны устроились на орбитах вокруг ядер водорода. Планета Земля  формировалась из сгустков пыли, газа и более твёрдых частиц. Часто в этот  сгусток попадали метеориты, которые повышали температуру юной планеты.  Постепенно рой метеоритов рассеялся, и наступила эпоха вулканизма. Лава,  извергаемая вулканами застывала, и формировался первичный облик Земли. Учитель. Докембрийский период. В геологии в этот период образуется  первичная земная кора, которая разрастается в процессе вулканизма и  осадочных пород. Так образовались крупные платформы. Жизнь в  докембрийский период стала геологическим фактором – живые организмы  меняли форму и состав земной коры, формировали её верхний слой –  биосферу. Вопросы. – Какие породы называют магматическими и метаморфическими? Приведите  примеры. (Гнейсы, граниты, кварциты ­ показ минералов из коллекции) В Докембрийский период образуются складчатые области на юге Сибирской  платформы. – Что называют складчатыми областями? – Как они образуются?  – Чему они соответствуют в рельефе? Назовите их и покажите на  карте. ( Горы Прибайкалья и Забайкалья) Для полезных ископаемых докембрия характерна высокая рудоносность  (магнитный железняк, красный железняк, медный колчедан, свинцовый блеск  – показ минералов). Учитель. Палеозойская эра. В палеозойскую эру, в результате столкновения  литосферных плит, образовались горы суши. С самого своего возникновения  животные находятся в зависимости от растений, которые снабжают их  кислородом и стоят в основании пищевой пирамиды. Расскажите о животных  и растениях, которые зарождались в Палеозойскую эру. – Определите по карте какие горы образовались в этот период? (Уральские  горы, Алтай, Западные и Восточные Саяны). В результате изобилия  растительности и животного мира в этот период образовываются нефть,  уголь, соли. Угли карбона и Перми составляют 40% запасов углей Земли.  Показ минералов. Учитель. Мезозойская эра. По тектонической карте определите территории,  образование которых проходило в мезозойскую эру?(Горы Сихотэ­Алинь;  хребты Черского и Верхоянский). Это эра пресмыкающихся и голосеменных  растений. Пресмыкающиеся животные заселили всю сушу, море, некоторые  приспособились к полету. Полными “хозяевами” суши стали динозавры. – Назовите полезные ископаемые мезозойской эры. (Золото, цинк, мышьяк,  серебро, олово, вольфрам и другие) Эти полезные ископаемые возникли в результате активных тектонических  движений. В настоящее время разнообразие рельефа этих территорий  является результатом геологической истории. Часть океанической плиты опустилась, а отдельные блоки поднялись,  впоследствии образовались платформы. В условиях теплого и влажного  климата, высокой биомассы сформировались залежи углей. Самый крупный  Зырянский каменноугольный бассейн  мощность пластов 700­800  метров (показ по карте). Учитель. Кайнозойская эра. С началом кайнозойской эры материки Лавразия и Гондвана стали “расползаться”, образуя новые материки. При этом  происходило перемещение литосферных плит и их столкновение друг с  другом. Так образовывались складки, т.е. горные хребты. В кайнозойскую эру на территории России складчатость происходила в  пределах Альпийско­Гималайского и Тихоокеанского поясов. Это  соответствует Северному Кавказу (рис. 67, 68), где горы растут, о чем  свидетельствует вулканизм и землетрясения. Здесь проходит граница  столкновения Евразийской и Африкано­Аравийской литосферных плит.  Тихоокеанскому поясу соответствуют Курилы и Камчатка (рис. 69,70). Здесь  продолжается закладка материковой земной коры, поэтому наблюдают  землетрясения, гейзеры, вулканизм. Закрепление.  1. Наука, изучающая строение и историю развития Земли, называется… (геология). 2. Учение о строении земной коры и движениях ее называется ­ …  (геотектоника) 3. Раздел геологии, который занимается изучением возраста,  продолжительности и последовательности образования горных пород … (геохронология) 4. Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли –  это …(эры) 5. Самая древняя эра ­ …(архейская) 6. Мы живем в эру новой жизни …(кайнозойскую) 7. Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и  периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни,  называется …(геохронологическая) 8. По таблице найдите период, в который произошло древнее оледенение  (четвертичный или антропогеновый) 9. Самое древнее горообразование называется (байкальская  складчатость) 10.Самые молодые горы образовались в …(альпийскую) складчатость. Итоги урока. – Какие этапы развития Земли мы с вами определили? – Как менялся облик Земля на протяжении 4,6 миллионов лет? – Какие процессы формировали облик Земли? – Что происходило с живыми организмами в это время? – Каковы ваши впечатления о развитии жизни на Земле? Домашнее задание: п. 11, закончить таблицу, и выучить ее.

Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс

Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс

Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс

Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс

Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс

Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс

Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс

Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс

Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс

Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс

Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс

Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс

Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс

Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс

Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс

Открытый урок «Геологическое летоисчисление и геологическая карта», 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2019