Открытый урок "Гидролиз солей" 11 класс
Оценка 5

Открытый урок "Гидролиз солей" 11 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
11 кл
06.04.2019
Открытый урок "Гидролиз солей" 11 класс
Образовательные: - закрепить у школьников знания теории электролитической диссоциации, умение разделять вещества на электролиты и не электролиты; - учить определять характер среды по окраске индикатора; - формировать знания о гидролизе как особом свойстве солей; - формировать умение по составу соли (ее природе) прогнозировать реакцию среды. Воспитательные: - формировать ценностное отношение к участникам образовательного процесса; Развивающие: - развивать умения наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно — следственные связи, делать выводы.
Открытый урок Гидролиз солей 11 класс.docx
Тема урока: «Гидролиз солей» Тип урока: изучение новых знаний Цель урока: учить определять гидролиз солей по их составу. Задачи урока: Образовательные: ­ закрепить у школьников знания теории электролитической диссоциации, умение разделять вещества на электролиты и не электролиты; ­ учить определять характер среды по окраске индикатора; ­  формировать знания о гидролизе как особом свойстве солей; ­   формировать   умение   по составу   соли   (ее природе)   прогнозировать   реакцию среды. Воспитательные: ­ формировать ценностное отношение к участникам образовательного процесса; Развивающие: ­   развивать   умения   наблюдать,   сравнивать   изучаемые   явления,   выявлять причинно — следственные связи, делать выводы. Используемые   технологии   (элементы   технологий): информационно­ коммуникационные   технологии,   здоровьесберегающие   технологии,   проблемное обучение. Межпредметные связи: физика (заряды ионов) Ресурсы урока: доска, мультимедийный проектор, экран,  презентация. Растворы солей:   AlCl3,   NaCl,   Na2СO3,   кислоты,   щёлочи,   лакмус.   Таблица   растворимости и индикаторная таблица, раздаточный материал (таблица для оформления результатов опытов № 1 и №2) Ход урока Этап мотивации (организационный момент (1­2 мин.)) Создать условия для усвоения материала и мотивации учащихся Беседа с учащимися: Здравствуйте! Ребята, знаете, сегодня нашу жизнь заполнила реклама. Рекламируют всё. Что  рекламируют сегодня? Хозяйки при стирке добавляют больше моющих средств, чем указано в  инструкции, считая, что моющее действие будет более интенсивным. Но от этого бельё  не становится чище. А почему, нам и предстоит сегодня узнать. Отвечают на вопросы учителя. Этап повторения и систематизации изученного (7 мин.) Повторить и обобщить знания сильные и слабые кислоты, основания, определение кислот и щелочей с помощью индикаторов. Проверка домашнего задания. Фронтальная работа Назовите формулы сильных и слабых оснований. Назовите формулы сильных и слабых кислот.        Какие ионы образуются при диссоциации оснований, и какова среда раствора  в данном случае? Какие ионы образуются при диссоциации кислот, и какова среда раствора  в данном случае? Как изменится  цвет лакмуса в щелочной и кислотной среде? Работа с индикаторной таблицей. Обобщают знания по теме. Ребята я предлагаю вам определить: растворы каких веществ находятся в  пронумерованных пробирках  № 1­4  с помощью индикатора лакмуса. Подведем итог эксперименту.    Подводят итог работы. Какая реакция среды получилась в выданных растворах? В пробирках 1 и 3 реакция среды кислая, а во 2 и 4 ­ щелочная. А сейчас я вам  раскрою секрет: какие вещества находились в пробирках. 1. Соляная кислота 2. Карбонат натрия 3. Хлорид цинка 4. Гидроксид натрия Давайте составим реакции диссоциации этих веществ. Ученик записывает реакции диссоциации этих веществ у доски. Учащиеся в  тетрадях записывают уравнения диссоциации данных веществ:  H↔ + + Cl­ HCl NaOH  Na↔ + + + OH­ ;                  ZnCl2 К2CO3 Проблемная ситуация:  почему в растворах солей, находящихся в пробирках № 2 и №4 индикатор также поменял окраску? Из уравнения диссоциации этих солей мы  Zn↔ 2+ + 2Cl­ ;                   2↔ К+ + CO3 2­ не видим, что образуется свободные ионы Н+ и ОН­  которые изменяют окраску  индикатора. Как вы объясните этот факт? (Перед учащимися поставлена проблема,  которую они не могут решить на данном этапе, так как не обладают необходимыми  знаниями). Учащиеся пытаются ответить на поставленный вопрос, рассуждают об окраске  индикаторов в растворах солей, проводят ассоциации и аналогии, определяют, что  недостаточно полученных ранее знаний. При растворении солей в воде происходит не только процесс – «диссоциация», но и процесс гидролиза. Какова тема нашего урока? Определяют тему урока. Этап целеполагания (1 мин.) Сформулировать цель работы на уроке Беседа с учащимися Как вы думаете, что нам необходимо знать о гидролизе? Где такие знания нам  могут быть необходимы? Формулируют цель урока. Говорят, как будут узнавать новое: проводить опыты,  составлять уравнения, работать с таблицами, учить что­то. Этап изучения нового материала (15 мин.) Изучение механизма гидролиза солей Гидролиз (от греч. Hydro ­ вода, lysis ­ разложение) означает «разложение  веществ водой». Гидролиз соли – это обратимое взаимодействие соли с водой, приводящее к  образованию слабого электролита  1. Прежде чем мы рассмотрим механизм процесса, проведем лабораторную  работу, а результаты оформим в виде таблицы  Вода является слабым электролитом, так как из 10 миллионов молекул лишь  одна распадается на ионы: H2O ↔ H + + OH­            Работают в парах. Проводят эксперимент. Подводят итоги задания совместно с учителем. Рассмотрим подробнее процесс гидролиза солей. Соль можно рассматривать как продукт взаимодействия кислоты и основания. В зависимости от вида кислоты и вида основания выделяют четыре типа солей. Какие?  3. Составление уравнений гидролиза соли. Для более успешного и лучшего понимания механизма гидролиза солей  необходимо составить алгоритм записи уравнений реакций гидролиза: 1. Записать уравнение диссоциации соли 2. Записать слабый ион 3. Записать его взаимодействие с водой 4. Определить среду раствора Ответы учащихся: 1.Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой. ­ Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой. Na2CO3  Слабым ионом будет CO3 CO3 В молекулярном виде: Na 2CO3+ Н2О  3 ­ +  OH­  среда щелочная  (рН>7). + + CO32;   HOH   NaOH + NaHCO 3   2­ +  HOH   НСО↔ ↔  2Na↔  H↔ + + OH­   2­, так как Н2СО3  является слабой кислотой. 2.Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой. ­ Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой. AlCl3 Al→ 3+ + 3Cl­;     HOH  H+ + OH­  Слабм ионом будет   Al3+ , так как  Al(OH)3 является слабым основанием. Al3+ +  HOH  В молекулярном виде: AlCl3 + HOH  ↔  AlOHCl2 + HCl  2+ H+  среда кислая  AlОН ↔ 3. Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой. ­ Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой. KCl  В данном случае при диссоциации соли не образуются  слабые ионы и,   K↔ + + Cl­  ; HOH H↔ + + OH­ следовательно, не образуется слабый электролит. 4.Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой ­ Соль, образованная слабым основанием и слабой кислотой Al2S3 + 6Н2О  3 + 3H↓  2Al(OH) 2S↑ → А теперь сформулируем определение понятия «гидролиз» Пытаются формулировать определение понятия. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности (4 мин.) Проверить полноту и осознанность усвоения учащимися механизма протекания  гидролиза различных типов солей. Фронтальный опрос.(физкультминутка) Давайте подведем некий итог. ­ Какие типы солей различают? ­ Какими способами можно определить предполагаемую среду раствора соли? ­ Можно ли по формуле соли определить ее реакцию среды при гидролизе? Отвечают на поставленные вопросы. Химический диктант Я зачитываю выражение, если вы согласны, кивните головой и сделайте два  хлопка в ладоши, если нет ­ отрицание головой и один хлопок в ладоши 1. Раствор гидроксида натрия –слабый элктролит 2. Раствор соляной кислоты – сильный электролит. 3.Соль Na2CO3 образована сильным основанием и слабой кислотой. 3.Соль AlCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой. 4. Водный раствор соли NaCl имеет кислую среду.. 5. Водный раствор соли K2SO4 имеет нейтральную среду 6. Соль KNO3подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка. 9. Раствор соли Na2SiO3при действии фенолфталеина окрасится в  малиновый цвет. 8. Раствор соли K2CO3 при действии фенолфталеина остается бесцветным. Отвечают, хлопают в ладоши Этап закрепления знаний (5 мин.) Проверить умение составлять полные и сокращенные уравнения гидролиза солей Лабораторные опыты № 2:  с помощью универсального индикатора определить  среду растворов солей, находящихся в пробирках: NaBr;  ZnCl2 ; K2S;  MgCО3. Результаты и уравнения гидролиза солей в молекулярном и ионном виде  запишите в тетради. Оформление работы в тетрадях (самопроверка результата работы) Критерии:  4 правильных уравнения­«5» Анализ работы. Этап первичного контроля полученных знаний (4 мин.) Контроль усвоения учащихся о гидролизе солей А сейчас предлагаю вам выполнить тест Выполнение тестового задания.  1вариант 1. Гидролиз солей – это: А) обменная реакция соли с водой; Б) растворение соли в воде; В) диссоциация соли в воде. 2. Сущность гидролиза заключается: А) в диссоциации молекул соли на ионы; Б) в образовании слабодиссоциирующих веществ; В) в образовании молекул сильных электролитов. 3. Раствор нитрата магния Mg(NO3)2имеет А) кислотную среду; Б) щелочную среду; В) нейтральную среду. 4.   Используя   памятку   “Составление   уравнений   гидролиза   солей”   и   таблицу растворимости, напишите сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфида калия K2S. 2вариант 1. Гидролиз солей – это: А) растворение соли в воде; Б) обменная реакция соли с водой; В) диссоциация соли в воде. 2. Сущность гидролиза заключается: А) в диссоциации молекул соли на ионы; Б) в образовании молекул сильных электролитов; В) в образовании слабодиссоциирующих веществ. 3. Раствор фосфата калия K3PO4 имеет А) кислотную среду; Б) щелочную среду; В) нейтральную среду. 4.   Используя   памятку   “Составление   уравнений   гидролиза   солей”   и   таблицу растворимости, напишите сокращенное ионное и молекулярное уравнение гидролиза сульфата магния MgSO4. Этап анализа знаний (3 мин.) Подвести итоги Вернёмся к цели нашего урока. Что мы сегодня планировали узнать на уроке? Гидролиз солей Мы цели достигли? В жизни гидролиз солей нам необходимо знать? Где?  ПОЧЕМУ??? Подводит итоги задания. Этап подведения итогов (5 мин.) Оценка работы друг друга учащимися. Оценка работы учащихся учителем. Сегодня мы сделаем домашнее задание очень быстро, потому что так хорошо и  плодотворно поработали, а главное, сами составляли полнее и сокращенные  уравнения гидролиза солей, отработали определение по способу образования.  определить среду растворов следующих солей:  Домашнее задание РАЗНОУРОВНЕВОЕ!!! §6,   силиката натрия, сульфата магния,  сульфата лития записать уравнение гидролиза   или подготовить сообщения о роли гидролиза:        в природе; в повседневной жизни человека; в хозяйственной деятельности человека. А что сегодня не получилось? Показалось сложным?

Открытый урок "Гидролиз солей" 11 класс

Открытый урок "Гидролиз солей" 11 класс

Открытый урок "Гидролиз солей" 11 класс

Открытый урок "Гидролиз солей" 11 класс

Открытый урок "Гидролиз солей" 11 класс

Открытый урок "Гидролиз солей" 11 класс

Открытый урок "Гидролиз солей" 11 класс

Открытый урок "Гидролиз солей" 11 класс

Открытый урок "Гидролиз солей" 11 класс

Открытый урок "Гидролиз солей" 11 класс

Открытый урок "Гидролиз солей" 11 класс

Открытый урок "Гидролиз солей" 11 класс

Открытый урок "Гидролиз солей" 11 класс

Открытый урок "Гидролиз солей" 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2019