Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"
Оценка 5

Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
04.11.2019
Открытый урок  литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги  в русских народных сказках  "Падчерица и мачехина дочка"
Цель: уточнение жанровых особенностей волшебной сказки. Задачи: расширение читательского кругозора; развитие беглого чтения, навыка слушания; пополнение словарного запаса; развитие способности сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, умения правильно оценивать героев и выражать своё отношение. Оборудование: презентация урока; портрет Бабы- Яги; карточки с пропущенными словами.
obraz_baby_yagi_v_rus.doc
Подготовила и провела  : Учитель начальных классов      МКОУ СОШ№5  Тутушева Роза Джалаловна   Цель: уточнение жанровых особенностей волшебной сказки. Задачи:   расширение   читательского   кругозора;   развитие   беглого   чтения, навыка   слушания;   пополнение   словарного   запаса;   развитие   способности сопереживать   героям,   эмоционально   откликаться   на   прочитанное,   умения правильно оценивать героев и выражать своё отношение. Оборудование:   презентация   урока;   портрет   Бабы­   Яги;   карточки   с пропущенными словами. Ход урока І. Орг. момент. Сегодня у нас на уроке гости. Давайте постараемся показать себя только с   хорошей   стороны.   Не   бойтесь,   отвечайте.   Начать   урок   мне   хотелось   бы   с загадки, она поможет определить, кто будет героем нашего урока.  Бабусю знает целый свет, Ей от роду триста лет. Там на неведомых дорожках Дом ее на курьих ножках. (Баба ­ Яга) II. Сообщение темы урока. ­ Правильно. Сегодня мы вновь поговорим о Бабе­Яге, побываем у нее в гостях.   Какие   задачи   будут   стоять   перед   нами   на   уроке?   (мы   должны познакомиться   с  новым  произведением,  узнать   значения  новых   слов,  учиться быстро, без ошибок, выразительно читать). III. Проверка домашнего задания 1.Выразительное чтение ­   Вы   правы,   но   сначала   предлагаю   послушать   стихотворение   Г. Ладонщикова «В старой сказке». Дома вы готовили выразительное чтение этого стихотворения. (читают 2 ученика).     ­ Весёлое или грустное стихотворение?     ­ Почему у Яги тяжело на душе?      ­ Как автор предполагает развеять печаль старушки? (Сделать доброе дело).  2. Описание Бабы –Яги. ­ С Бабой –Ягой мы знакомы с раннего детства. Ребята, давайте вспомним все, что мы знаем о ней. Где она живет? (В чаще, в лесу, в избушке на курьих ножках).   А   как   передвигается   Баба­Яга?   (На   ступе   с   помощью   метлы). Молодцы! Все это верно.  Баба Яга – это образ хозяйки из иного мира. Её избушка на курьих ножках изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но вход в неё со стороны леса. Баба Яга представлялась как бы живым мертвецом – не видела пришедшего из мира человека. Отсюда: «Русский дух чую». Яга   –   повелительница   времени,   ей   служат   утро,   день   и   ночь.   Граница царства мёртвых – река или церковь, за которые Яга попасть в мир живых не может.  Подтверждение   того,   что   Яга   –  живой   мертвец,   её   имя   –   Баба   Яга, костяная нога.    3. Работа в парах.  Заполнение недостающих слов в отрывке из  русской народной сказки «Баба Яга».      ­Дома вы читали русскую народную сказку «Баба Яга». Проверим, как внимательно вы её читали.      ­ Вставьте пропущенные слова   Баба   Яга,   костяная  нога,   поскорей   села   в  ступу,   пестом   погоняет, помелом след заметает, и пустилась в погоню за девочкой. Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба Яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце, сделалась река, такая широкая­широкая! Баба Яга приехала к реке и от  злости  зубами  заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку дочиста.     ­Проверка (чтение «по цепочке»).          ­Какой   предстала   перед   нами   Баба   Яга?   Какие   прилагательные                     используем для того, чтобы описать Бабу Ягу?  ( Жадная, хитрая, грубая, злая, косматая, сердитая…) ІV. Изучение нового материала.  1. Подготовка к восприятию.     ­Сегодня мы с вами вновь встретимся с этой незаурядной старушкой. 2.Словарная работа. ­   Нам встретятся новые, пока еще непонятные нам слова. Внимание на экран. Нужно подобрать к каждому слову подходящее значение.   Падчерица – неродная дочь одного из супругов.  Решето – посуда для просеивания чего­либо.  ­Давайте   составим   с   этим   словом     словосочетания.   (Бедная падчерица, новое решето…)  Лытаешь – то же, что и прячешься.  Куриться – выделять дымок.         ­Эти слова часто встречаются в народных сказках. Вспомним, какие типы сказок мы знаем? (Сказки бывают волшебные, бытовые, богатырские, о животных   и   т.д.).   Сегодня   мы   познакомимся   еще   одной   русской   народной сказкой   «Падчерица и мачехина дочка». Слушайте внимательно подумайте к какому типу можно отнести данную сказку. 3.Чтение учителем. 4. Анализ содержания.       ­Понравилась   ли   сказка?   К   какому   типу   отнесёте   данную   сказку? ( Волшебная сказка. Есть вымышленный персонаж Баба Яга, общающийся на человеческом языке  воробей). ­     Перечисли   главных   героев   сказки.   Кто   из   них   положительные,   кто отрицательные? (Положительные – падчерица, отец. Отрицательные – мачеха, дочка, Баба Яга.)   ­ К кому относятся  эти качества: работящая, смелая, злая, грубая, добрая, бескорыстная, ленивая, невоспитанная, трудолюбивая, завистливая? 5. Выборочное чтение.  ­ Как девочка очутилась в лесу?(Ее отправила в лес мачеха).Найдите в тексте и прочитайте, что сказала мачеха, отправляя девочку на реку? ­   Что   нашла   девочка   в   лесу?   (избушку   на   курьих   ножках).   Какое заклинание нужно произнести, чтобы войти в избушку на курьих ножках? Прочитай эти слова выразительно, по­сказочному. ­ Прочитайте, что сказала Баба­Яга, когда увидела девочку?       ­ Сколько заданий даёт Баба Яга падчерице? Какие это задания? (Три: баню   затопить,   воды   наносить,   детей   искупать).   Какой   признак   сказки   мы видим? (троекратное  повторение). А  какие признаки русской  сказки мы еще знаем? (зачин, концовка, добро всегда побеждает зло).       ­ Есть ли в сказке чудесный помощник? Как он помогает падчерице? (Воробей. Дает девочке советы). Воробей и нам решил помочь, советует немного отдохнуть. Тихо встали. IV.Физкультминутка. Воробей по лужице Прыгает и кружится (прыжки на месте) Перышки взъерошил он (корпус вправо­влево) Хвостик распушил (покрутить нижней частью туловища) Погода хорошая! Чил ­ чив ­ чил! (помахать руками как крыльями) 6. Чтение сказки детьми.       1.Гимнастика для глаз.(слайд)  2.Артикуляционная гимнастика. Читай внимательно вошла – взошла                    увидела – увидала                мать – мыть     курица – куриться     переварила – перепарила        отрыл – открыл                     ­   На   какие     две   части   можно   разделить   сказку?   (В   первой   сказке рассказывается   о  падчерице,  во   второй   о  мачехиной  дочке).  Найдите   начало второй части. Сейчас вы еще раз перечитаете вторую часть сказки и подумаете, почему мачеха отправила свою родную дочку к Бабе – Яге? (позавидовала).  ­А   что   такое   зависть?   (чувство   досады,   вызванное   успехом   другого человека).   Приятно   ли   общаться   с   завистливым   человеком?   Нужно   ли завидовать другим людям? ­ Как закончилась сказка? (Добро победило зло). За что пострадали мачеха с дочкой? (за жадность, зависть). ­Вернемся   к   Бабе­Яге?   Опишите   ее.   Какая   она   в   этой   сказке? (справедливая). ­   Сказка   –   ложь,     да   в   ней   намёк,   добру   молодцу   урок.   Сказки   учат мудрости жизни. Чему учит сказка?     ­ Какие пословицы выражают главную мысль сказки?         1.)Бывает добро, да не всякому дано.        2.)Делай добро и жди добра.        3.)Доброе дело само себя хвалит.        4.)Добро не лихо – ходит тихо.        5.)Не хвались серебром, а хвались добром.        6.)Добрым словом и бездомный богат.        7.)Злой плачет от зависти, а добрый от радости. V. Итог урока. ­  Что нового мы узнали сегодня на уроке? (познакомились с русской народной   сказкой,   узнали   значения   новых   слов).   Что   повторили?   (признаки русской сказкой, вспомнили кто такая Баба –Яга и ее роль в сказках). Чему учились? (Правильно, выразительно читать).  VІ. Выставление оценок. ­Молодцы! VІІ. Домашнее задание.  ­ Выразительное чтение по ролям. ­Расставьте   цифры   рядом   с   предложениями   по   порядку,   как   они следовали в сказке. Падчерица вошла в лес и увидала избушку на курьих ножках.    Старуха умерла, старик женился на другой.    Баба –Яга заставила девочку топить баню.    Старуха послала падчерицу на реку мыть нитки  Девочка вымыла в бане детей Яги.     Девочка пришла красный сундук и пришла домой к отцу.    Девочка носила воду решетом. 5/Ы 6/Д 4/Л 1/О 2/О 3/М 7/Ц ­С обратной стороны цифр прочитайте слово.  М О Л О Д Ц Ы ! Расставьте   цифры   рядом   с   предложениями   так,   чтобы   они располагались соответственно содержанию сказки.  Потом пошла и говорит Бабе Яге, что она затопила баню. (4)  Отец   обрадовался,   открыл   сундук,   а   в   сундуке   были деньги.(6)  Баба Яга заставила её топить баню.(3)  Нитки доплыли до леса и утонули.(2)  Пришла она из бани, Баба Яга послала её в подвал.(5)  Старуха не любила падчерицу и всё старалась погубить её. (1) Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.      У меня ___________ позади бани! А эти дрова были человеческие _________ . Пошла девка__________ баню, натаскала_________ и положила их _________, но как не старалась, не могла их __________: кости только курились.   Только   она   сидит   да   __________   и   видит:   к   ней   прилетел _____________ и говорит: ­ Не  плачь,   ____________!  А ты  поди  в  __________ и набери  там __________ и затопи ___________! (дрова, кости, топить, костей, печь, зажечь, плачет, воробей, девушка, лес, дров, печь)

Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"

Открытый урок  литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги  в русских народных сказках  "Падчерица и мачехина дочка"

Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"

Открытый урок  литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги  в русских народных сказках  "Падчерица и мачехина дочка"

Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"

Открытый урок  литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги  в русских народных сказках  "Падчерица и мачехина дочка"

Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"

Открытый урок  литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги  в русских народных сказках  "Падчерица и мачехина дочка"

Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"

Открытый урок  литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги  в русских народных сказках  "Падчерица и мачехина дочка"

Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"

Открытый урок  литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги  в русских народных сказках  "Падчерица и мачехина дочка"

Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"

Открытый урок  литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги  в русских народных сказках  "Падчерица и мачехина дочка"

Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"

Открытый урок  литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги  в русских народных сказках  "Падчерица и мачехина дочка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2019