Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
04.11.2019
Цель: уточнение жанровых особенностей волшебной сказки.
Задачи: расширение читательского кругозора; развитие беглого чтения, навыка слушания; пополнение словарного запаса; развитие способности сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, умения правильно оценивать героев и выражать своё отношение.
Оборудование: презентация урока; портрет Бабы- Яги; карточки с пропущенными словами.
obraz_baby_yagi_v_rus.doc
Подготовила и провела :
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ№5
Тутушева Роза Джалаловна
Цель: уточнение жанровых особенностей волшебной сказки.
Задачи: расширение читательского кругозора; развитие беглого чтения,
навыка слушания; пополнение словарного запаса; развитие способности
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, умения
правильно оценивать героев и выражать своё отношение.
Оборудование: презентация урока; портрет Бабы Яги; карточки с
пропущенными словами.
Ход урока
І. Орг. момент.
Сегодня у нас на уроке гости. Давайте постараемся показать себя только
с хорошей стороны. Не бойтесь, отвечайте. Начать урок мне хотелось бы с
загадки, она поможет определить, кто будет героем нашего урока.
Бабусю знает целый свет,
Ей от роду триста лет.
Там на неведомых дорожках
Дом ее на курьих ножках.
(Баба Яга)
II. Сообщение темы урока.
Правильно. Сегодня мы вновь поговорим о БабеЯге, побываем у нее в
гостях. Какие задачи будут стоять перед нами на уроке? (мы должны
познакомиться с новым произведением, узнать значения новых слов, учиться
быстро, без ошибок, выразительно читать).
III. Проверка домашнего задания 1.Выразительное чтение
Вы правы, но сначала предлагаю послушать стихотворение Г.
Ладонщикова «В старой сказке». Дома вы готовили выразительное чтение этого
стихотворения. (читают 2 ученика).
Весёлое или грустное стихотворение?
Почему у Яги тяжело на душе?
Как автор предполагает развеять печаль старушки? (Сделать доброе
дело).
2. Описание Бабы –Яги.
С Бабой –Ягой мы знакомы с раннего детства. Ребята, давайте вспомним
все, что мы знаем о ней. Где она живет? (В чаще, в лесу, в избушке на курьих
ножках). А как передвигается БабаЯга? (На ступе с помощью метлы).
Молодцы! Все это верно.
Баба Яга – это образ хозяйки из иного мира. Её избушка на курьих ножках
изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но вход
в неё со стороны леса. Баба Яга представлялась как бы живым мертвецом – не
видела пришедшего из мира человека. Отсюда: «Русский дух чую».
Яга – повелительница времени, ей служат утро, день и ночь. Граница
царства мёртвых – река или церковь, за которые Яга попасть в мир живых не
может. Подтверждение того, что Яга – живой мертвец, её имя – Баба Яга,
костяная нога.
3. Работа в парах. Заполнение недостающих слов в отрывке из русской
народной сказки «Баба Яга».
Дома вы читали русскую народную сказку «Баба Яга». Проверим, как
внимательно вы её читали.
Вставьте пропущенные слова
Баба Яга, костяная нога, поскорей села в ступу, пестом погоняет,
помелом след заметает, и пустилась в погоню за девочкой.
Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба Яга гонится, и уж
близко, взяла да и бросила полотенце, сделалась река, такая широкаяширокая! Баба Яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой,
взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку дочиста.
Проверка (чтение «по цепочке»).
Какой предстала перед нами Баба Яга? Какие прилагательные
используем для того, чтобы описать Бабу Ягу? ( Жадная, хитрая, грубая, злая,
косматая, сердитая…)
ІV. Изучение нового материала.
1. Подготовка к восприятию.
Сегодня мы с вами вновь встретимся с этой незаурядной старушкой.
2.Словарная работа.
Нам встретятся новые, пока еще непонятные нам слова. Внимание на
экран. Нужно подобрать к каждому слову подходящее значение.
Падчерица – неродная дочь одного из супругов.
Решето – посуда для просеивания чеголибо.
Давайте составим с этим словом
словосочетания. (Бедная
падчерица, новое решето…)
Лытаешь – то же, что и прячешься.
Куриться – выделять дымок.
Эти слова часто встречаются в народных сказках. Вспомним, какие
типы сказок мы знаем? (Сказки бывают волшебные, бытовые, богатырские, о
животных и т.д.). Сегодня мы познакомимся еще одной русской народной
сказкой «Падчерица и мачехина дочка». Слушайте внимательно подумайте к
какому типу можно отнести данную сказку.
3.Чтение учителем.
4. Анализ содержания.
Понравилась ли сказка? К какому типу отнесёте данную сказку?
( Волшебная сказка. Есть вымышленный персонаж Баба Яга, общающийся на
человеческом языке воробей). Перечисли главных героев сказки. Кто из них положительные, кто
отрицательные? (Положительные – падчерица, отец. Отрицательные – мачеха,
дочка, Баба Яга.)
К кому относятся эти качества: работящая, смелая, злая, грубая,
добрая, бескорыстная, ленивая, невоспитанная, трудолюбивая, завистливая?
5. Выборочное чтение.
Как девочка очутилась в лесу?(Ее отправила в лес мачеха).Найдите
в тексте и прочитайте, что сказала мачеха, отправляя девочку на реку?
Что нашла девочка в лесу? (избушку на курьих ножках). Какое
заклинание нужно произнести, чтобы войти в избушку на курьих ножках?
Прочитай эти слова выразительно, посказочному.
Прочитайте, что сказала БабаЯга, когда увидела девочку?
Сколько заданий даёт Баба Яга падчерице? Какие это задания? (Три:
баню затопить, воды наносить, детей искупать). Какой признак сказки мы
видим? (троекратное повторение). А какие признаки русской сказки мы еще
знаем? (зачин, концовка, добро всегда побеждает зло).
Есть ли в сказке чудесный помощник? Как он помогает падчерице?
(Воробей. Дает девочке советы). Воробей и нам решил помочь, советует немного
отдохнуть. Тихо встали.
IV.Физкультминутка.
Воробей по лужице
Прыгает и кружится (прыжки на месте)
Перышки взъерошил он (корпус вправовлево)
Хвостик распушил (покрутить нижней частью туловища)
Погода хорошая!
Чил чив чил! (помахать руками как крыльями)
6. Чтение сказки детьми.
1.Гимнастика для глаз.(слайд)
2.Артикуляционная гимнастика.
Читай внимательно вошла – взошла
увидела – увидала
мать – мыть
курица – куриться
переварила – перепарила
отрыл – открыл
На какие две части можно разделить сказку? (В первой сказке
рассказывается о падчерице, во второй о мачехиной дочке). Найдите начало
второй части. Сейчас вы еще раз перечитаете вторую часть сказки и подумаете,
почему мачеха отправила свою родную дочку к Бабе – Яге? (позавидовала).
А что такое зависть? (чувство досады, вызванное успехом другого
человека). Приятно ли общаться с завистливым человеком? Нужно ли
завидовать другим людям?
Как закончилась сказка? (Добро победило зло). За что пострадали мачеха
с дочкой? (за жадность, зависть).
Вернемся к БабеЯге? Опишите ее. Какая она в этой сказке?
(справедливая).
Сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. Сказки учат
мудрости жизни. Чему учит сказка?
Какие пословицы выражают главную мысль сказки?
1.)Бывает добро, да не всякому дано.
2.)Делай добро и жди добра.
3.)Доброе дело само себя хвалит.
4.)Добро не лихо – ходит тихо.
5.)Не хвались серебром, а хвались добром.
6.)Добрым словом и бездомный богат.
7.)Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
V. Итог урока. Что нового мы узнали сегодня на уроке? (познакомились с русской
народной сказкой, узнали значения новых слов). Что повторили? (признаки
русской сказкой, вспомнили кто такая Баба –Яга и ее роль в сказках). Чему
учились? (Правильно, выразительно читать).
VІ. Выставление оценок.
Молодцы!
VІІ. Домашнее задание.
Выразительное чтение по ролям.
Расставьте цифры рядом с предложениями по порядку, как они
следовали в сказке.
Падчерица вошла в лес и увидала избушку на курьих ножках.
Старуха умерла, старик женился на другой.
Баба –Яга заставила девочку топить баню.
Старуха послала падчерицу на реку мыть нитки
Девочка вымыла в бане детей Яги.
Девочка пришла красный сундук и пришла домой к отцу.
Девочка носила воду решетом.
5/Ы
6/Д
4/Л
1/О
2/О
3/М
7/Ц
С обратной стороны цифр прочитайте слово.
М О Л О Д Ц Ы !
Расставьте цифры рядом с предложениями так, чтобы они
располагались соответственно содержанию сказки. Потом пошла и говорит Бабе Яге, что она затопила баню.
(4)
Отец обрадовался, открыл сундук, а в сундуке были
деньги.(6)
Баба Яга заставила её топить баню.(3)
Нитки доплыли до леса и утонули.(2)
Пришла она из бани, Баба Яга послала её в подвал.(5)
Старуха не любила падчерицу и всё старалась погубить её.
(1)
Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.
У меня ___________ позади бани! А эти дрова были человеческие
_________ . Пошла девка__________ баню, натаскала_________ и положила
их _________, но как не старалась, не могла их __________: кости только
курились. Только она сидит да __________ и видит: к ней прилетел
_____________ и говорит:
Не плачь, ____________! А ты поди в __________ и набери там
__________ и затопи ___________!
(дрова, кости, топить, костей, печь, зажечь, плачет, воробей, девушка,
лес, дров, печь)
Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"
Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"
Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"
Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"
Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"
Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"
Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"
Открытый урок литературного чтения Тема: Образ Бабы Яги в русских народных сказках "Падчерица и мачехина дочка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.