Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _________________С.П. Попова «29» августа 2022 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23» ___________________________А.А. Устинов Приказ № 112 о/д от «31» августа 2022 г |
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Чтение»
для обучающихся 3 «А» класса
на 2022/23 учебный год
Учитель: Ворукова Фатимат Инальевна
Квалификационная категория: высшая
Рассмотрено на заседании школьного методического совета
Протокол № 1 от «29» августа 2022 г.
Невинномысск, 2022 г.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный уровень:
Региональный уровень:
Уровень ОУ:
Федеральный уровень: |
Требования закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации». |
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
|
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021г. №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». |
|
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». |
|
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». |
|
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" |
|
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии». |
|
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020г. №254 «О федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность». Перечень учебников, учебных пособий, используемых в учебном процессе ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23" в 2022/23 учебном году. |
|
Федеральный закон от 31 июля 2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Программа воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23» на 2021/25 гг. |
|
Региональный уровень: |
Письмо министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, совместно с ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» от 08 июня 2016г. №04-20/5680 «Рекомендации по разработке и утверждению учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся с ОВЗ в условиях перехода на ФГОС НОО образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями». |
Уровень ОУ: |
Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23 для детей с ограниченными возможностями здоровья». |
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1). |
|
Требования закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации». | |
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
|
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021г. №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». |
|
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». |
|
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». |
|
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" |
|
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии». |
|
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020г. №254 «О федеральном перечне учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность». Перечень учебников, учебных пособий, используемых в учебном процессе ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23" в 2022/23 учебном году. |
|
Федеральный закон от 31 июля 2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Программа воспитания ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23» на 2021/25 гг. |
|
Письмо министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, совместно с ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» от 08 июня 2016г. №04-20/5680 «Рекомендации по разработке и утверждению учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся с ОВЗ в условиях перехода на ФГОС НОО образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями». | |
Устав государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23 для детей с ограниченными возможностями здоровья». | |
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1). |
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета. Соответствует учебному плану школы.
1.1.1.Цели реализации программы
Процесс обучения литературному чтению неразрывно связан с основной целью специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Цель: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимания, осмысление и пересказ содержания прочитанного.
Основными задачами обучения чтению учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются:
- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное;
- формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
- формировать умение отвечать на поставленные вопросы, читать по ролям, пересказывать прочитанное;
- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя»;
- осмысленно воспринимать прочитанное.
Наряду с основными задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора и общественно-политических представлений, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе и труда в народном хозяйстве.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглость чтения, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Постепенно, от класса к классу, возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении анализа произведений. В то же время на любом году обучения виды работ, требующие более сложных умственных действий, выполнятся с помощью учителя.
Большое внимание на уроках уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Внеклассное чтение ставит задачу познакомить учащихся с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирует у них интерес к чтению, умение выбирать книгу по интересу, навыки самостоятельно чтения.
1.1.2. Принципы формирования и механизмы реализации программы
В основу программы положены следующие принципы:
― принципы государственной политики РФ в области образования[1] (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
― онтогенетический принцип;
― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков, отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
― принцип сотрудничества с семьей.
Механизмы реализации Программы учитывают особенности и образовательные потребности обучающихся, традиции ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23», имеющееся ресурсное обеспечение программы.
К основным механизмам реализации программ относятся урочная и внеурочная деятельность школьников, построенная на принципах дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, в т.ч. обучение по индивидуальным учебным планам.
1.1.3. Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение в 3 классе включает следующие разделы: «Техника чтения», «Понимание читаемого», «Развитие устной речи», «Внеклассное чтение».
Раздел «Техника чтения».
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Сначала учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Раздел «Понимание читаемого».
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Раздел «Развитие устной речи».
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Раздел «Внеклассное чтение»
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Раздел «Примерная тематика»
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
2. Содержательный раздел
2.1. Планируемые результаты
Освоение обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Русский язык» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие;
- - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- -высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Предметные результаты
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по чтению на конец обучения в 3 классе.
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами; пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений. |
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; определение основной мысли текста после предварительного его анализа; чтение текста молча с выполнением заданий учителя; определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; выразительное чтение наизусть 7-8стихотворений. |
2.2. Система оценки знаний обучающихся (промежуточная аттестация)
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Знания и умения обучающихся с интеллектуальными нарушениями по русскому языку оцениваются на основе их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ, устных ответов и письменных работ. Устный опрос обучающихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающемуся образовательной организации для детей с ОВЗ. При оценке ответов по предмету принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
- полнота ответа,
- умение практически применять свои знания,
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Итоговая оценка знаний и умений учащихся.
За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих оценок.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, ответов на вопросы, проверки техники чтения.
2.3.Содержание учебного предмета «Чтение»
Произведения о Родине, о Москве, о Государственных символах, о школе, об отношении детей к труду, о том, как трудятся дети, об отношении людей к животным, произведения о жизни детей в школе, об особенностях школьников, о хороших и плохих поступках детей, о дружбе и товарищеской взаимопомощи, о семье, об участии в домашнем труде детей, о сезонных произведениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года. Рассказы, сказки, стихотворения, пословицы на морально - этические темы, о явлениях окружающей действительности.
Осознанное и правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение «про себя» простых по содержанию текстов. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям, составление картинного плана, рисование словесных картин, подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Драматизация простейших сценок из рассказов и сказок. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. Заучивание в течение года небольших стихотворений, чтение их перед классом.
2.4.Программа формирования БУД средствами учебного предмета «Чтение»
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия включают следующие умения:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
2.5. Метапредметные учебные действия
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель − класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях)
2.6. Межпредметные связи учебного предмета
Предметная область «Язык и речевая практика», цель которой - овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка.
Обучение чтению имеет практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми умениями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Межпредметные связи:
Математика. Название чисел в пределах 500. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
В 3 классе программа рассчитана на 170 часов; в неделю 5 часов.
В случае перехода на дистанционный формат обучения планируется выдать весь материал в соответствии с расписанием путем уплотнения тем, схожих по содержанию.
3. Организационный раздел.
3.1. Система реализации условий программы
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) |
Учебники |
Методический материал |
Дидактический материал |
Дополнительная литература |
Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, , реализующих адаптированные основные общеобразовательные . программы, в 2-х ч. Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. Москва, Просвещение 2016 г.
|
Э.В. Якубовская, Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации. 1-4 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные . программы. |
Коррекционные упражнения, физминутки, речевые разминки, игровые упражнения, наглядные пособия, рисунки, игрушки, плакаты. |
3.2. Тематическое планирование по «Чтению» с использованием ЦОР и ЭОР
|
Наименование разделов и тем |
Кол - во часов |
Электронные образовательные ресурсы (виды) |
Раздел 1. |
Повторение |
14 |
Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ Сайт «Я иду на урок русского языка»: http://rus.1september.ru Сайт «СПЕКТР учебно-наглядные пособия»: http://www.posobiya.ru/NACH_SKOOL Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей – Pedsovet.su – интернет-сообщество учителей: http://pedsovet.su Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru |
Раздел 2. |
Звуки и буквы |
78 |
|
Раздел 3. |
Слово |
61 |
|
Раздел 4. |
Предложение и текст |
17 |
|
Раздел 5. |
Повторение |
резерв |
|
|
Итого |
|
Приложение 1
Календарно- тематическое планирование уроков по предмету «Чтение» 3 класс (1 вариант)
№ |
Дата |
Тема урока |
Кол-во час |
Тип урока |
|
план |
факт |
||||
|
|
|
Здравствуй школа! |
|
|
1. |
01.09 |
|
М. Садовский. «Сентябрь». |
1 |
Комбинированный |
2. |
02.09 |
|
По В. Воскобойникову «Веселая улица» |
1 |
Комбинированный |
3. |
05.09 |
|
В. Берестов «Первое сентября». |
1 |
Комбинированный |
4. |
06.09 |
|
По В. Драгунскому «Завтра в школу». |
1 |
Комбинированный |
5. |
07.09 |
|
По Э. Шиму «Пятерки». |
1 |
Комбинированный |
6. |
08.09 |
|
В. Бирюков «Кто лучшим будет». |
1 |
Комбинированный |
7. |
09.09 |
|
По В. Хомченко «Обида» |
1 |
Комбинированный |
8. |
12.09 |
|
А. Аксенова « Наша учительница». |
1 |
Комбинированный |
9. |
13.09 |
|
Школьные загадки. |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
10. |
14.09 |
|
Обобщение по теме. |
1 |
|
|
|
|
Осень наступила… |
|
|
11. |
15.09 |
|
О. Высоцкая «Осень». |
1 |
Комбинированный |
12. |
16.09 |
|
По Ю. Ковалю «Последний лист». |
1 |
Комбинированный |
13. |
19.09 |
|
А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». |
1 |
Комбинированный |
14. |
20.09 |
|
По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе». |
1 |
Комбинированный Модуль «школьный урок» из программы воспитания |
15. |
21.09 |
|
В. Степанов «Воробей». |
1 |
|
16. |
22.09 |
|
По А. Баркову «Лето на веревочке». |
1 |
|
17. |
23.09 |
|
Е. Благинина «Улетают, улетели…». |
1 |
|
18. |
26.09 |
|
По Э. Шиму «Ворона и лисица». |
1 |
Комбинированный |
19. |
27.09 |
|
По Л. Воронковой «За кормом для птиц». |
1 |
Комбинированный |
20. |
28.09. |
|
Г. Ладонщиков «В октябре». |
1 |
Комбинированный |
21. |
29.09 |
|
По Н. Сладкову «Страшный невидимка». |
1 |
Комбинированный |
22. |
30.09 |
|
А. Плещеев «Осень наступила». |
1 |
Комбинированный |
23. |
03.10 |
|
По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре». |
1 |
Комбинированный |
24. |
04.10 |
|
Н. Майданик «Доскажи словечко». |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
25. |
05.10 |
|
Обобщение по теме. |
1 |
|
|
|
|
Учимся трудиться. |
|
|
26. |
06.10 |
|
Ю. Тувим «Все для всех». |
1 |
Комбинированный |
27. |
07.10 |
|
По Д. Габе «Работа». |
1 |
Комбинированный |
28. |
10.10 |
|
В. Орлов «Мои помощники». |
1 |
Комбинированный |
29. |
11.10 |
|
С. Васильева «Смешинка». |
1 |
Комбинированный |
30. |
12.10 |
|
По А. Потаповой «Бабушка и внучка». |
1 |
Комбинированный |
31. |
13.10 |
|
Б. Заходер «Повара». |
1 |
Комбинированный |
32. |
14.10 |
|
По М Дружининой «Сюрприз». |
1 |
Комбинированный |
33. |
17.10 |
|
О. Высоцкая «Маргарика». |
1 |
Комбинированный |
34. |
18.10 |
|
По В. Хомченко «Пуговица». |
1 |
Комбинированный Модуль «школьный урок» из программы воспитания |
35. |
18.10 |
|
Г. Ладонщиков «Портниха». |
1 |
|
36. |
19.10 |
|
В. Осеева «Пуговица». |
1 |
|
37. |
20.10 |
|
А. Усачев «Смешинка». |
1 |
|
38. |
21.10 |
|
По В. Голявкину «Как я помогал маме мыть пол». |
1 |
Комбинированный |
39. |
24.10 |
|
По С. Баруздтну «Как Алешке надоело учиться». |
1 |
Комбинированный |
40. |
25.10 |
|
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла». |
1 |
Комбинированный |
41. |
26.10 |
|
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла». |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
42. |
27.10 |
|
Обобщение по теме. |
1 |
|
|
|
|
Ребятам о зверятах |
|
|
43. |
28.10 |
|
По Е. Чарушину «Лисята». |
1 |
Комбинированный |
44. |
07.11 |
|
По Е. Чарушину «Лисята». |
1 |
Комбинированный |
45. |
08.11 |
|
По Н. Сладкову «Лисица и еж». |
1 |
Комбинированный |
46. |
09.11 |
|
Е. Тараховская «Заяц». |
1 |
Комбинированный |
47. |
10.11 |
|
По М. Пришвину «Еж». |
1 |
Комбинированный |
48. |
11.11 |
|
А. Богданова «Смешинка». |
1 |
Комбинированный |
49. |
14.11 |
|
По А. Баркову «Материнская забота». |
1 |
Комбинированный |
50. |
15.11 |
|
По Г. Снегиреву «Белек» |
1 |
Комбинированный |
51. |
16.11 |
|
В. Приходько «Пин и Гвин». |
1 |
Комбинированный Модуль «школьный урок» из программы воспитания |
52. |
17.11 |
|
В. Приходько «Пин и Гвин». |
1 |
|
53. |
18.11 |
|
По Б. Житкову «Галка». |
1 |
|
54. |
21.11 |
|
По В. Гаранжину «Куринный воспитанник». |
1 |
|
55. |
22.11 |
|
По М. Тарловскому «Добрый волк» |
1 |
Комбинированный |
56. |
23.11 |
|
По Н. Носову «Живая шляпа». |
1 |
Комбинированный |
57. |
24.11 |
|
По Л. Вершинину «Смешинка». |
1 |
Комбинированный |
58. |
25.11 |
|
По Н. Павловой «Котята». |
1 |
Комбинированный |
59. |
28.11 |
|
В. Бересттов «Кошкин щенок». |
1 |
Комбинированный |
60. |
29.11 |
|
В. Бересттов «Кошкин щенок». |
1 |
Комбинированный |
61. |
30.11 |
|
По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль». |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
62. |
01.12 |
|
Обобщение по теме. |
1 |
|
|
|
|
Чудесный мир сказок |
|
|
63. |
02.12 |
|
РНС «Лиса и журавль» |
1 |
Комбинированный |
64. |
05.12 |
|
РНС «Храбрый баран». |
1 |
Комбинированный |
65. |
06.12 |
|
РНС «Лиса и тетерев». |
1 |
Комбинированный |
66. |
07.12 |
|
Укр.НС «Овечка и волк». |
1 |
Комбинированный |
67. |
08.12 |
|
Башкирская НС «Медведь и пчелы». |
1 |
Комбинированный |
68. |
09.12 |
|
Таджикская НС «Тигр и лиса». |
1 |
Комбинированный |
69. |
12.12 |
|
Французская НС «Лиса икуропатка». |
1 |
Комбинированный |
70. |
13.12 |
|
Абхазская НС «Куцый хвост». |
1 |
Комбинированный |
71. |
14.12 |
|
Удмуртская НС «Глупый котенок». |
1 |
Комбинированный |
72. |
15.12 |
|
Обобщение по теме. |
1 |
Комбинированный |
|
|
|
Зимушка- зима |
|
|
73. |
16.12 |
|
РНС «Ой ты, зимушка- зимушка». |
1 |
Комбинированный |
74. |
19.12 |
|
По В. Бианки «Заяц, Косач, Медведь и Дед мороз». |
1 |
Комбинированный |
75. |
20.12 |
|
М. Садовский «Декабрь». |
1 |
Комбинированный |
76. |
21.12 |
|
По Л. Воронковой «Как елку наряжали». |
1 |
Комбинированный |
77. |
22.12 |
|
О. Григорьев «Смешинка». |
1 |
Комбинированный |
78. |
23.12 |
|
С. Попов «В новогоднюю ночь». |
1 |
Комбинированный |
79. |
26.12 |
|
По В. Ячменевой «Смешинка». |
1 |
Комбинированный |
80. |
27.12 |
|
По В. Усачеву «Как Дед Мороз сделал себе помощников». |
1 |
Комбинированный |
81. |
28.12 |
|
По В. Усачеву «Как Дед Мороз сделал себе помощников». |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
82. |
29.12 |
|
По А. Потаповой «Такой вот герой». |
1 |
|
83. |
30.12 |
|
Новогодние сказки. |
1 |
|
84. |
09.01 |
|
С. Есенин «Зима» (отрывок). |
1 |
Комбинированный |
85. |
10.01 |
|
С. Суворова «Подарок». |
1 |
Комбинированный |
86. |
11.01 |
|
По В. Голявкину «У Ники новые лыжи». |
1 |
Комбинированный |
87. |
12.01 |
|
И. Шевчук «С прогулки». |
1 |
Комбинированный |
88. |
13.01 |
|
По М. Быковой «Неудачная находка». |
1 |
Комбинированный |
89. |
16.01 |
|
И. Суриков «Детство» (в сокращении). |
1 |
Комбинированный |
90. |
17.01 |
|
О. Григорьев «Смешинка». |
1 |
Комбинированный |
91. |
18.01 |
|
По Е. Чарушину «Что за зверь?». |
1 |
Комбинированный |
92. |
19.01 |
|
По Э. Шиму «Не стучать – все спят». |
1 |
Комбинированный |
93. |
20.01 |
|
В. Степанов «Зайка». |
1 |
Комбинированный |
94. |
23.01 |
|
По Н. Сладкову «Еловая каша». |
1 |
Комбинированный |
95. |
24.01 |
|
З. Александрова «Снежок» (в сокращении). |
1 |
Комбинированный |
96. |
25.01 |
|
По С. Баруздтну «Коллективная печка». |
1 |
Комбинированный |
97. |
26.01 |
|
Доскажи словечко (Зимние загадки» |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
98. |
27.01 |
|
Обобщение по теме. |
1 |
|
|
|
|
Так нельзя, а так можно. |
|
|
99. |
30.01 |
|
По А. Яговаровой «Снегирь и Синичка». |
1 |
Комбинированный |
100. |
31.01 |
|
По В. Хомченко «Птица-синица». |
1 |
Комбинированный |
101. |
01.02 |
|
Г. Ладонщиков «Дельный совет». |
1 |
Комбинированный |
102. |
02.02 |
|
Г. Лагздынь «Положили на ладошки». |
1 |
Комбинированный |
103. |
03.02 |
|
По Л. Толстому «Косточка». |
1 |
Комбинированный |
104. |
06.02 |
|
По С. Георгиеву «Праздничный стол». |
1 |
Комбинированный |
105. |
07.02 |
|
В. Берестов «За игрой». |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
106. |
08.02 |
|
С. Баруздин «Бревно». |
1 |
|
107. |
09.02 |
|
А. Седугин «Как Артемка котенка спас». |
1 |
|
108. |
10.02 |
|
По В. Осеевой «Мечтатель». |
1 |
Комбинированный |
109. |
20.02 |
|
И. Демьянов «Девочка-копуша». |
1 |
Комбинированный |
110. |
21.02 |
|
По В. Бирюкову «Лесные доктора». |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
111. |
22.02 |
|
Обобщение по теме. |
1 |
|
|
|
|
Весна в окно стучится |
|
|
112. |
27.02 |
|
Ф. Тютчев «Зима недаром злиться». |
1 |
Комбинированный |
113. |
28.02 |
|
По В. Бирюков «Весенняя песенка». |
1 |
Комбинированный |
114. |
01.03 |
|
Украинская НС «Веснянка». |
1 |
Комбинированный |
115. |
02.03 |
|
По Э. Шиму «Сосулька». |
1 |
Комбинированный |
116. |
03.03 |
|
РНС «Выгляни, Солнышко…». |
1 |
Комбинированный |
117. |
06.03 |
|
С. Вербова «Мамин портрет». |
1 |
Комбинированный |
118. |
07.03 |
|
П. Синявский «Разноцветный подарок». |
1 |
Комбинированный |
119. |
07.03 |
|
А. Седугин «Тихо-тихо». |
1 |
Комбинированный |
120. |
09.03 |
|
Р. Сеф. «Лицом к весне». |
1 |
Комбинированный |
121. |
10.03 |
|
С. Вербова «Ледоход». |
1 |
Комбинированный |
122. |
13.03 |
|
По Р. Фархади «Сон Медвежонка». |
1 |
Комбинированный |
123. |
14.03 |
|
Г. Ладонщиков «Медведь проснулся». |
1 |
Комбинированный |
124. |
15.03 |
|
З. Хасанова, С. Шамсугдинова «Смешинка» |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
125. |
16.03 |
|
По В. Бианки «Заяц на дереве». |
1 |
|
126. |
17.03 |
|
В.ч. «Дед Мазай и зайцы» |
1 |
|
127. |
20.03 |
|
С. Погореловский «Наши гости». |
1 |
Комбинированный |
128. |
21.03 |
|
По Г. Скребицкому «Скворушка». |
1 |
Комбинированный |
129. |
22.03 |
|
И. Белоусов «Весенняя гостья». |
1 |
Комбинированный |
130. |
30.03 |
|
По К. Ушинскому «Пчелки на разведках». |
1 |
Комбинированный |
131. |
31.03 |
|
По А. Баркову «Тюльпаны». |
1 |
Комбинированный |
132. |
03.04 |
|
Е. Савельева «Доскажи словечко» |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
133. |
04.04 |
|
Обобщение по теме. |
1 |
|
|
|
|
Веселые истории |
|
|
134. |
05.04 |
|
Р. Фархади «Перепутаница». |
1 |
Комбинированный |
135. |
06.04 |
|
В.ч. К. Чуковский «Путаница». |
1 |
Комбинированный |
136. |
07.04 |
|
По Г. Остеру «Эхо». |
1 |
Комбинированный |
137. |
10.04 |
|
По В. Шибаеву «Кто кем становиться». |
1 |
Комбинированный |
138. |
11.04 |
|
А. Усачев «Волшебный барабан». |
1 |
Комбинированный |
139. |
11.04 |
|
М. Пляцковский «Шишки». |
1 |
Комбинированный |
140. |
12.04 |
|
По Ю. Степанову «Портрет». |
1 |
Комбинированный |
141. |
13.04 |
|
М. Бородицкая «Булочная песенка». |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
142. |
14.04 |
|
Обобщение по теме. |
1 |
|
|
|
|
Родина любимая. |
|
|
143. |
17.04 |
|
Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине». |
1 |
Комбинированный |
144. |
18.04 |
|
В.ч «Из истории моего города» |
1 |
Комбинированный |
145. |
19.04 |
|
По К. Ушинскому «Наше Отечество». |
1 |
Комбинированный |
146. |
20.04 |
|
По Т. Кудрявцевой «Флаг России». |
1 |
Комбинированный |
147. |
21.04 |
|
М. Ильин «Главный город страны». |
1 |
Комбинированный |
148. |
24.04 |
|
«Путешествие по Москве» |
1 |
Комбинированный |
149. |
26.04 |
|
В. Степанов «Песня». |
1 |
Комбинированный |
150. |
27.04 |
|
В.ч «Что такое День Победы?» |
1 |
Комбинированный |
151. |
28.04 |
|
А. Усачев «День Победы». |
1 |
Комбинированный |
152. |
02.05 |
|
По С. Баруздину «Страшный клад». |
1 |
Комбинированный |
153. |
03.05 |
|
По С. Баруздину «Страшный клад». |
1 |
Комбинированный |
154. |
04.05 |
|
По С. Алексееву «Тульские пряники». |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
155. |
05.05 |
|
Обобщение по теме. |
1 |
|
|
|
|
Здравствуй лето! |
|
|
156. |
10.05 |
|
А. Усачев «Что такое лето?» |
1 |
Комбинированный |
157. |
11.05 |
|
«Что такое лето» (Просмотр и обсуждение мультфильма) |
1 |
Систематизация и обобщение полученных знаний |
158. |
12.05 |
|
По Л. Воронковой Что сказала бы мама?» |
1 |
|
159. |
15.05 |
|
По Л. Воронковой Что сказала бы мама?» |
1 |
Комбинированный |
160. |
16.05 |
|
М. Дружинина «Земляника». |
1 |
Комбинированный |
161. |
17.05 |
|
С. Васильева «Смешинка». |
1 |
Комбинированный |
162. |
18.05 |
|
По В. Хомченко «Куда исчез гриб». |
1 |
Комбинированный |
163. |
19.05 |
|
По В. Хомченко «Куда исчез гриб». |
1 |
Комбинированный |
164. |
22.05 |
|
По В. Бианки «Еж-спаситель». |
1 |
Комбинированный |
165. |
23.05 |
|
Р. Фархади «Жарко». |
1 |
Комбинированный |
166. |
24.05 |
|
По Э. Шиму «Верное время». |
1 |
Комбинированный |
167. |
25.05 |
|
По Э. Шиму «Верное время». |
1 |
Комбинированный |
168. |
26.05 |
|
По В. Орлову «Почему лето короткое». |
1 |
Комбинированный |
169. |
29.05 |
|
Е. Савельева «Доскажи словечко». |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
170. |
30.05 |
|
Обобщение по теме. |
1 |
Скачано с www.znanio.ru
[1] Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.