Открытый урок литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Оценка 4.9

Открытый урок литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
29.10.2019
Открытый урок литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Открытый урок литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Цели: 1. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”. Обогащать словарный запас учащихся. Формировать умение прогнозировать текст. 2. Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей. 3. Воспитывать любовь к чтению, к книге.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС.docx
Открытый урок литературного чтения в 4­м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Цели: 1. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи  богатырях”. Обогащать словарный запас учащихся. Формировать умение прогнозировать текст. 2. Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей. 3. Воспитывать любовь к чтению, к книге. Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”,  иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С. Пушкина, толковые словари, листы  самооценки. Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска 1. Орг.момент Доброе утро ребята, уважаемые гости, повернитесь друг другу улыбнитесь и подарите   хорошее настроение, пожелайте друг другу удачи. 2. Актуализация знаний. Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с творчеством и стихотворениями  какого русского поэта? ­ А.Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его  в самом раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его  произведений. Дальше с его произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе,  перейдя в среднее и старшее звено, вы тоже будете читать его произведения. ­ Вот и сегодня на уроке мы будет говорить о сказке А.Пушкина «Сказке о мертвой  царевне и семи богатырях» ­ Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин? /слайд / ­ Кто был лучшим другом поэта? ­ Где учился А. С. Пушкин? ­ С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин? ­ Какие стихи Пушкина вы знаете наизусть? ­ Кто готов сегодня их прочесть? 3. Проверка домашнего задания. У. Прочитайте стихотворение “Осень” наизусть. Д. Чтение стихотворения 1­м учеником наизусть. У. Какое чувство возникает у тебя при чтении этого стихотворения? Д. Возникает чувство грусти, так как приближается зима. Д. Чтение стихотворения 2­м учеником наизусть. У. Какую иллюстрацию нарисовал бы ты к этому стихотворению? Д. Позднюю осень. 4. Постановка цели урока. ­ В своих стихотворениях А.Пушкин воспевает красоту природы, замечает  необыкновенные изменения в ней, оживляет природу, будто в сказке. А какие чудеса в  сказках? ­ Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Как старуха называла старика в сказке “Золотая рыбка”? (Простофиля) 2. Птица, которая была посажена на спину для охраны границ. (Петушок) 3. Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. (Белка) 4.Пристают к заставе гости …. Гвидон зовёт их в гости. (Князь) 5.Глядь: опять пред ними землянка, А пред нею разбитое …(Корыто) 6.И послушалась…. . Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. (Волна) У. Какое слово объединяет все отгаданные слова? Д. Сказка. У. Молодцы, справились с заданием. 5. Работа над сказкой. ­ Сегодня мы начнем читать одну из самых замечательных лиричных, добрых сказок.  Возможно, сказка вам уже знакома, может быть, вы даже видели мультфильм, на  уроках труда мы делали с вами творческую коллективную работу, а сегодня посмотрим на Пушкинский удивительно красивый язык. ­ Ребята, скажите, к какому литературному жанру относится наше  произведение? (Сказка) Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1.  Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный  повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. ) ­ Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это  такое ­ Добро и Зло? Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на  уроке? (Борьба добра и зла, добро побеждает зло) ­ Правильно, ребята, цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло”  на примере сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст. (Учащиеся объясняют своими словами, как они понимают значение этих слов,  затем находят их значение в словаре С.И. Ожегова) Вам необходимо найти в толковом словаре значение этих слов. ( работа в парах) (Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря ) Добро ­ 1) всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.) Зло – 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье,  неприятность. ­ Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?  (Да, добро и зло – противоположные понятия.) У. Кто догадался тему нашего урока? Д. Мы познакомимся со сказкой А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи  богатырях”. У. В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней. Многие эпизоды  введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. Эта  сказка – одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок. ­ При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих  устаревших слов. Лексическая работа. Инда очи разболелись – глаза разболелись Сочельник – вечер накануне Рождества Перст – палец Девичник – вечеринка. Чтение сказки. ­ Ребята, вы сейчас прослушайте 1 часть сказки, внимательно слушаете, т.к. нужно  будет отвечать на вопросы. Беседа о прочитанном. ­ С какими героями сказки вы познакомились? ­ Какое время года описывается в данной части? ­ Сколько месяцев ждала царица своего царя? ­ Какое чудо произошло накануне Рождества? ­ Когда воротился царь­отец? ­ Что произошло с царицей? ­ Через сколько времени царь женился на другой? _ Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы. ­ Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем, представив себя богатырями  как в сказке А. Пушкина. 5. Физкультминутка Дружно встали – раз, два, три. Мы теперь богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из – под ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце – руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу! 6. Самостоятельное чтение учащимися. С. 73 – 74 ­ Вы сейчас самостоятельно прочитываете 2 часть сказки в парах. 1 вариант читает  половину части 2варианту, а потом наоборот 2 вариант читает 2 часть 1 варианту.  Читаете внимательно, так как вам предстоит найти ответы на следующие вопросы: ­ Найти и прочитать описание царицы. ­ Что было дано ей в приданое? ­ Какое свойство имело зеркало? ­ Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы. 7. Чтение по цепочке 3 части с. 74 ­ 76 ­ А сейчас мы прочитаем 3 часть по цепочке. ­ Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части. 8. Беседа о прочитанном. ­ Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении? ­ Какой была молодая царица? ­ Как звали её жениха? ­ Какое приданое приготовил царь своей дочери? ­ Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало? ­ Как повела себя царица с зеркалом? ­ О каком качестве царицы этот поступок говорит? ­ Зависть – это положительное или отрицательное чувство? ­ Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие  поступки?  Злые, низкие, мстительные. 9. Рефлексия ­ С каким настроением вы заканчиваете урок? ­ За что бы вы себя похвалили сегодня. ­ Как вы себя бы оценили. 10. Подведение итогов урока ­ Как, в виде кого представлено зло? ­ Подумайте и распределите героев по группам положительных, отрицательных,  нейтральных, герои­помощники (Обучающиеся называют героев и заполняют таблицу) ­ Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют? ­ Как автор относится к главным героям? Докажите. ­ Царица была не только злой, но и очень завистливой. Она завидовала молодости и  красоты царевне. Зависть ­ это негативная эмоция, которая побуждает человека  совершать злонамеренные действия. Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере. ­ Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы  и узнаем. 11. Домашнее задание. Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам «своенравный», «мерзкий»,  «желанный», «грозно», «изумлённый»; подобрать антонимы к словам «жданный»,  «грешен»,; выписать 5 наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. ­ Спасибо за урок!

Открытый урок литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Открытый урок литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Открытый урок литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Открытый урок литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Открытый урок литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Открытый урок литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Открытый урок литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Открытый урок литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Открытый урок литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Открытый урок литературного чтения в 4-м классе А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.