Открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"
Оценка 5

Открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
07.10.2019
Открытый урок литературного чтения во 2 классе  по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"
Открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе" Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, познакомить с произведением “Федорино горе” Задачи: дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения; развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения; развивать образное мышление и творческое воображение учащихся; обогащение словарного запаса; воспитывать интерес к чтению, чувство любви, добра и радости общения на основе произведений автора; ответственное отношение к труду. Оборудование: выставка книг К.И.Чуковского, портрет автора, аудиозапись сказки “Федорино горе”, презентация к уроку, иллюстрации к сказке, карточки с отрывками из произведений К.И.Чуковского
Открытый урок по литературному чтению 2 класс И.Чуковский Федорино горе .docx
МКОУ «Чапаевская  СОШ№2» МО «Новолакский район» Открытый урок литературного чтения во 2 классе  по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе" Разработала урок учитель начальных классов Рашкуева М.А. Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, познакомить с произведением “Федорино горе” Задачи: дать учащимся первоначальное представление о необычном построении произведения; развивать умение формировать свои эмоционально­оценочные суждения; развивать образное мышление и творческое воображение учащихся; обогащение словарного запаса; воспитывать интерес к чтению, чувство любви, добра и радости общения на основе  произведений автора; ответственное отношение к труду. Оборудование: выставка книг К.И.Чуковского, портрет автора, аудиозапись сказки “Федорино горе”, презентация к уроку, иллюстрации к сказке, карточки с отрывками из произведений  К.И.Чуковского 1. Организационный момент –  Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Работать на уроке будет веселее, когда у всех замечательное настроение. Девиз урока: «Кто много читает – тот много знает». А как вы понимаете? 2.Сообщение темы и цели урока. Сегодня мы с вами догадаетесь решив продолжим нашу тему, а вот о какой теме вы сами  «Фишбоун». Такой ли у вас фишбоун получился? Что вы заметили? Обосновать свой ответ. Как вы думаете о каком произведении пойдет речь? Назовите автора? Что о нем знаете? Попробуйте поставить перед собой задачи, которые вы должны решить на уроке. ­ Будем учиться выразительно читать; ­Давать оценку персонажам; ­Отвечать на вопросы и попробуем превратиться в художников. 3. Подготовительная работа групп: 1.Сбор информации по теме «Жизнь и творчество К.И. Чуковского». 2.Обработка информации (исследовательская работа в группах): 1­я группа: Как  появился псевдоним  Н.В.Корнейчуков? 2­я группа: Как появилась сказка «Крокодил»? 3­я группа: Как появилась сказка «Мойдодыр»? 4­я группа: Как появилась сказка «Муха­Цокотуха»? 5­я группа: Как появилась сказка «Доктор Айболит»? 6­я группа: Как появилась сказка «Федорино горе»? 3.Презентация исследовательской работы. ­Вернёмся к портрету Чуковского. ­Каждая группа провела  исследование и выяснила как Чуковский стал детским  поэтом,  как появились на свет удивительные сказки Дедушки Корнея. Послушаем  результаты работы групп. ( дети выходят берут каждый свою книгу с выставки книг) 1 группа:  Корней – это не совсем его имя. По­настоящему его звали Николай Васильевич  Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось «Корней  Чуковский». Свой псевдоним или литературное имя Корней Иванович придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам. ­     Как же стал Корней Иванович детским писателем? А вот как. Было у Чуковского 4  детей. И часто кто­то из них болел, а то и просто капризничал. И он, чтобы утешить,  стал придумывать для своих детей стихи и сказки. Стихи его веселые, легкие, хорошо  запоминаются. Всем детям они нравятся. 2 группа: Однажды, в 1916 году, заболел  маленький сынишка Корнея Чуковского, а  они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть  как­то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку ( демонстрация книги ) Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил, Папиросы курил, По­турецки говорил – Крокодил, Крокодил Крокодилович. Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. На утро,  проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вечернюю сказку.  Оказалось, что сынишка запомнил ее всю, слово в слово. 3 группа: ­Однажды, работая в своём кабинете, Чуковский  услышал громкий плач. Это плакала  его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он  вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо  сказал Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым трубочистам Стыд и срам, стыд и срам. Так появился «Мойдодыр». (демонстрация книги) 4 группа: ­29 августа 1923 года у Корнея Ивановича было радостное настроение, такое, что  хотелось вспорхнуть и полететь, взмахнув крыльями. Именно в этот день он и сочинил  сказку о двойном празднике Мухи – её именинах и свадьбе, а в роли жениха автор  представил себя. «Муха­Цокотуха». (представление книги) 5 группа: ­А однажды вдохновение нахлынуло на него на Кавказе, во время купания в море.  Корней Иванович заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и  черноморской волны у него сами собой сложились стихи Ах, если я утону, Если пойду я ко дну, Что станет с ними, С больными, С моими зверями лесными... ­Побежал он по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал  мокрыми руками записывать стихи на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же,  у самой волны. Он сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не  было. Это был... Доктор Айболит   ( представление книги) 6 группа: ­Корней Иванович очень любил детей. Летним днем он часа три лепил с детьми из  глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко.  Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с  удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было  вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе» (представление  книги) 4. Работа с текстом. О теме, идее произведения. Мы с вами уже прочитали сказку. Скажите, о чем это стихотворение? (О том, как убежала посуда. О том, как бабушка не мыла посуду и она от нее убежала. О том, как бабушка уговаривала посуду вернуться и посуда все­таки вернулась). Для кого была написана эта сказка? Для чего она была написана, как вы думаете? ( Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду. Для всех, кто не любит убираться в квартире. Для детей.автор хочет показать, что получается, если кругом грязно. Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.) О жанре. Молодцы! А почему это стихотворение названо сказкой? (все, что там было, в жизни не бывает. Там еще коты разговаривают и курица. И посуда тоже разговаривает.) Об образах. Очень хорошо. А кто персонажи в этой сказке? (Федора, животные, посуда.) Да, в сказке персонажами являются не только Федора, животные, но и домашняя утварь – посуда, мебель... А как ведут себя эти предметы? (Как люди.) 5. Физминутка   Дыхательное упражнение « Ветерок» ­ветерок дует на дорожку; ­ветерок дует на листочки; ­ветерок дует в ямку; ­ветерок катается с горки; ­ветерок –художник. 6. Продолжение работы по теме ­ Давайте подумаем, какими словами можно охарактеризовать Федору? ­Какая она была вначале сказки? ­Какой стала потом? неряшливая                 опрятная грязная                         аккуратная ленивая                        трудолюбивая ­Какая Федора понравилась вам больше 1 или 2? 7. Работа над пословицей . ­Прочитайте пословицы. ­Какая пословица подходит к этой сказке? Почему ты думаешь, что эта пословица подходит к этой сказке?                   Порядок – душа всякого дела. ­ Как вы ее понимаете? Вывод: В природе и жизни людей всё подчинено определённым правилам. Чтобы  не случилось беды, надо стремиться к порядку, жить по определённым правилам  и законам. 8. Закрепление Тест 1.Как звали главную героиню сказки? А)Мария Николаевна Б)Федора Егоровна В)Елизавета Васильевна 2.Какое животное испугалось и «растопырило глаза»? А)Корова Б)Коза В)Свинья 3.Как кто скакали тарелки? А)как зайцы Б)как белки В) как кенгуру 4.Кто остался в доме у Федоры? А)кошки Б)тараканы В)попугай 5.Что делала Федора, когда звала посуду домой? А)читала стихи Б)пела тихую песню 6.На чем стоял самовар в конце сказки? А)на столе с белой скатертью Б)на подоконнике В)на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке 9.Итог урока ­ Понравилась ли вам сказка? Что вы взяли для себя? ­ Наше знакомство со сказкой не закончилось. На следующем уроке мы снова  продолжим работать над стихотворением "Федорино горе". СЛАЙД 12 8. Дом. задание С.13­22 выразительное чтение сказки, в тетрадь выписать слова и названия посуды,  которые вам непонятны, попробовать их объяснить. 10. Рефлексия. ­ Сегодня на уроке я узнал, что... ­ Самым интересным для меня было... ­ Мне бы хотелось... Директор МКОУ «Чапаевская СОШ№2» ___________ Ахмедов К.А. Зам. директора по УВР МКОУ «Чапаевская СОШ№2» ________Алилова М.Р. МКОУ «Чапаевская  СОШ№2» МО «Новолакский район» Отзыв коллег об уроке литературного чтения во 2 классе  по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе", учителя начальных классов МКОУ «Чапаевская СОШ№2»  Рашкуевой М.А. С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в  самом начале урока высокого уровня вовлеченности в учебную деятельность.  Использование приѐма театрализации позволило плавно перейти к определению темы  урока, обеспечило готовность к следующему этапу работы, включению ребят в  продуктивную обучающую деятельность. На уроке происходит развитие мыслительной  деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы.  Работа с текстом развивает внимание к авторскому слову, способствует глубокому  пониманию произведения. Технология «6 шляп мышления» способствует развитию  умения детей анализировать произведение, выражать своѐ отношение к прочитанному,  развитию речи обучающихся. Каждый вопрос ­ учебная задача, для решения которой  требуется поисковое, просмотровое и выборочное чтение. Дети глубже вникают в  смысл текста, что помогает им выразить своѐ отношение к произведению. На уроке  совершенствуется навык чтения, развивается читательская зоркость, обращается  внимание на отдельные слова, обогащается словарный запас учащихся. Каждый ребѐнок в этот момент является активным участником обсуждения проблемы. Включение в  урок мультимедийной презентации позволило сделать урок насыщенным и  иллюстративным, а также способствовало повышению мотивации к учебной  деятельности и интереса к предмету. Прослеживается чѐткость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока  соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся. Материал урока  носил научный характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объѐму материал был большим. Дети  не испытывали больших трудностей в выполнении заданий. Дети работали в парах, в группах, что позволило включиться в работу как учащимся с  высоким уровнем развития, так и «слабым» детям. На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности.  Использованы различные виды контроля на уроке: ученик­ ученик (при групповой  работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель. Порядок и дисциплина  учащихся на уроке поддерживалась организацией, интересным материалом, степенью  корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей,  поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать  внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на  уроке. Содержание урока имело развивающий характер, поддерживалась познавательная  активность учащихся, воспитывались коммуникативные качества личности. Дети были  активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли  задания, проверяли их. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремлѐнность,  ответственность. Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного  чтения. Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у  детей к уроку. Использование информационных технологий целесообразно при  проведении данного урока. В соответствии с поставленной целью урока эффективным  было использование презентации, обеспечивает высокий уровень наглядности,  эффективное использование времени на уроке. Проведение уроков с использованием ИКТ является системой. На уроке были соблюдены все санитарно­гигиенические требования к учебным  занятиям: правила техники безопасности работы за компьютером. В течение урока  чередовались различные виды деятельности учащихся. Проводилась физкультминутка  в игровой форме. Использование информационных технологий эффективно повлияло  на результативность урока: мотивацию учащихся, отразило итоги работы учащихся на  уроке. Перегрузки учащихся на уроке не было, т.к. проведены физминутки, чередовались  письменные и устные задания, учитывались возрастные и психологические особенности  детей. Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС. План урока выполнен  полностью; урок достиг целей, что подтверждают осознанные ответы учащихся на  итоговые вопросы урока. Директор МКОУ «Чапаевская СОШ№2» ___________ Ахмедов К.А. Зам. директора по УВР МКОУ «Чапаевская СОШ№2» ________Алилова М.Р. МКОУ «Чапаевская  СОШ№2» МО «Новолакский район» Отзыв родителей об уроке литературного чтения во 2б классе  по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе", учителя начальных классов МКОУ «Чапаевская СОШ№2»  Рашкуевой М.А. Содержание урока  способствовало развитию личных качеств и психических процессов  учащихся: восприятие через аудильные, визуальные, кинестетические каналы;  презентация слайдов – внимание эффективное, произвольное, положительные эмоции;  при выполнение заданий – дифференциация по уровням способствовала созданию  ситуаций успеха, развитию коммуникативных умений, конструктивному поведению,  рефлексии. Большое внимание уделено самому чтению текста: прослушивание на фоне  музыки( интеграция музыки и поэзии),речевая разминка, повторное чтение про себя для полного осознания, просмотровое и выборочное чтение. Проблемные ситуации  способствовали развитию умения рассуждать, высказываться ,осмысливать  услышанное. На момент проведения урока у учащихся сформированы понятия: жанр, сказка,  стихотворение, олицетворение, сюжет, персонажи, композиция, язык . Учащиеся  владеют приемами работы на персональных компьютерах. Актуализация знаний проводится в форме презентации исследовательской работы в  группах. Использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины,  анимации, тестовая программа, цифровые модули) способствовали формированию у  детей образных представлений, а на их основе ­ понятий. Чтобы эффективность работы со слайдами на уроке становилась намного выше, следует дополнять ее  самостоятельной работой детей. Данный урок помог сформировать представление об эпическом стихотворении ;  систематизировать и обобщить знания учащихся о жизни и творчестве К.И.Чуковского; формировать представление о жанре « сказка». Качество усвоения материала проверяется с помощью разноуровневого теста,  презентации исследовательской работы групп. В течение всего урока используется интерактивные формы обучения, направленные на  то, чтобы ученик научился самостоятельно мыслить, искать нужную информацию. Каждый этап урока сопровождался использованием информационных компьютерных  технологий. Ребята показали хорошее умение использования персональной  компьютерной техники. На этапе изучения нового материала использована  мультимедийная презентация, что значительно увеличивает контакт учителя с классом. Родители учащихся 2б класса

Открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе  по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе  по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе  по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе  по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе  по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе  по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе  по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе  по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

Открытый урок литературного чтения во 2 классе  по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"
Скачать файл