Открытый урок на тему: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
Оценка 4.7

Открытый урок на тему: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
17.10.2019
Открытый урок на тему:  «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства ; Выяснить, что может привести к конфликту между людьми, выделив его сильные и слабые стороны; научиться выходить из конфликтной ситуации. Задачи: Обучающая: продолжить обучение целостному анализу текста произведения ,остановившись подробнее на эпизоде спора Базарова и Павла Петровича; закрепить знания учащихся героях романа, их роли в композиции романа. Развивающая: развивать умение анализировать текст , отстаивать свою точку зрения, умение соотносить произведение с общественно-политической обстановкой в России в 60-ые годыXIX века; способствовать развитию речи, пополняя активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения
отцы и дети.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 41» Открытый урок на тему: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») 10 класс Урок подготовила: учитель русского языка и литературы Абдурахманова Р.Р. Махачкала Конспект урока литературы в 10 классе по теме: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства ; Выяснить, что может привести к конфликту между людьми, выделив его сильные и слабые стороны; научиться выходить из конфликтной ситуации. Задачи: Обучающая: продолжить обучение целостному анализу текста произведения ,остановившись подробнее на эпизоде спора Базарова и Павла Петровича; закрепить знания учащихся героях романа, их роли в композиции романа. Развивающая: развивать умение анализировать текст , отстаивать свою точку зрения, умение соотносить произведение с общественно-политической обстановкой в России в 60-ые годыXIX века; способствовать развитию речи, пополняя активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям , к мнению одноклассников, интересам и увлечениям людей другого поколения; способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.)Развивать интерес учащихся к чтению романа. Обломки старых поколений, Вы, пережившие свой век: Как ваших жалоб, ваших пений Неправый праведен упрек! Как грустно полусонной тенью, С изнеможением в кости, Навстречу солнцу и движенью, За новым племенем брести! Ф.И. Тютчев Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарий учителя, элементы анализа текста романа, словарная работа. Оборудование: - текст романа - тетради по литературе - мультимедийная презентация к уроку - компьютер, мультимедийный проектор, экран Ход урока. Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех странах и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в своем творчестве. Семьи Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов, Катерина и «темное царство». «Да, были люди в наше время – могучее, лихое племя, богатыри – не вы!» - восклицал герой Лермонтова. Поколение – это общность людей, живущих в определенный исторический отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений – процесс всегда непростой Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой. Эту проблему - конфликт поколений - мы будем освещать не только с позиции современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно». «Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю. В. Лебедев) В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу! Кто прав с споре отцов и детей?» Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главным героям. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений. Д. Д. Минаев – писатель-пародист написал отзыв-стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.) Уж много лет без утомленья Ведут войну два поколенья, Кровавую войну; И в наши дни в любой газете Вступают в бой «Отцы» и «Дети». Разят друг друга те и эти, Как прежде, в старину. Мы проводили, как умели, Двух поколений параллели Сквозь мглу и сквозь туман. Но разлетелся пар тумана: Лишь от Тургенева Ивана Дождались нового романа – Наш спор решил роман. И мы воскликнули в задоре: «Кто устоит в неравном споре?» Которое ж из двух? Кто победил? Кто лучших правил? Кто уважать себя заставил: Базаров ли, Кирсанов Павел, Ласкающий наш слух? * * * Ответ готов: ведь мы недаром Имеем слабость к русским барам – Несите ж им венцы! И мы, решая все на свете, Вопросы разрешили эти… Кто нам милей – отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы! -Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на старшее поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей – отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы! Мы тоже сегодня попытаемся ответить на вопрос : кто же прав в споре отцов и детей? Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»; выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также выявить сильные и слабые стороны конфликта и научиться выходить из конфликтной ситуации. На прошлом уроке мы познакомились с главными героями романа И.С.Тургенева - Н.П. Кирсановым, П.П. Кирсановым, Е.Базаровым. Совершенно разные по своим взглядам, они живут в одно время, сталкиваются друг с другом, стремятся отстоять свои принципы и привычки. - Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Н.П. и П.П. Кирсановых? /Оба сына должны были пойти по военной стезе. Николай Петрович не стал военным, он закончил университет, увлекается искусством и литературой. В философии и литературе тогда сосредоточивалась духовная жизнь русского общества. Революция во Франции, произошедшая в 1848 году, не позволила Николаю Петровичу уехать за границу. Он поселился в деревне со своей женой, жил с ней душа в душу, воспитывал сына, пережил страшное событие – смерть жены. Оправившись, Николай Петрович принялся за преобразования в хозяйстве. Николай Петрович – дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры. Павел Петрович – человек с другой судьбой. Он стал военным, но любовь к княгине Р и уход в отставку не позволили ему стать генерал-адъютантом./ Итак, страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография поколения «отцов». Николай Петровичи Павел Петрович– это хранители старых традиций, привычных устоев жизни. В жизни этих людей все размеренно, все определено. Так и в современной семье жизнь родителей идет по определенному сценарию: получили образование, устроились на работу, создали семью, появились дети… И каждый родитель знает, что для его ребенка хорошо, а что плохо. И вот в доме Кирсановых появляется новый человек - Евгений Базаров, друг Аркадия, сына Н.П.Кирсанова. - Кто он, Базаров? Что вы знаете о нем? /Базаров – сын дивизионного лекаря, занимается естественными науками и медициной./ - Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего облика Базарова. Найдите в тексте описание Базарова.[1] УЧАЩИЕСЯ ЗАЧИТЫВАЮТ ОПИСАНИЕ БАЗАРОВА Итак, Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича своим внешним видом. - А если бы вы увидели человека в таком обличии, какую характеристику вы дадите ему? /высказывания учащихся/ - Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? /Свою независимость./ - А как современные подростки демонстрируют свою независимость перед взрослыми? /высказывания учащихся/ - Какую реакцию это вызывает у взрослых? /Негативную./ Вызвать критическое отношение к герою – было главной задачей писателя. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста. Прочитаем эту сцену . [2] РАБОТА С ТЕКСТОМ РОМАНА - Как на этот заявление реагируют П.П.и Н.П.Кирсановы? /Оба брата растеряны. Ведь слово нигилист от латинского «ничего» и переводится как отрицатель, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и ничего не признает на веру/ - Принимают и понимают ли Кирсановы взгляды Базарова? /Нет/. - А как об этом говорит Тургенев? - /Павел Петрович поднял на воздух нож с маслом и остался неподвижен. Николай Петрович пытается объяснить значение слова нигилист. Павел Петрович иронизирует по поводу воззрений Базарова, но каждый раз разговор между героями заканчивается спором/. Итак, Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не стесняет, занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего поколения свои воззрения. -Как относился Павел Петрович к Базарову? /Павел Петрович всей душой возненавидел Базарова/ - А Николай Петрович? /Николай Петрович побаивался молодого нигилиста, но охотно его слушал, сомневался в пользе его влияния на Аркадия/ -А как Базаров относился к старикам Кирсановым? К Н.П..Кирсанову? Зачитайте текст. [3] РАБОТА С ТЕКСТОМ /Базаров о Николае Петровиче: «Твой отец добрый малый, но отставной, его песенка спета». Базаров советует Аркадию предложить отцу книгу посерьезней, например, «Материя и сила»/ - Понимает ли Базаров интересы Николая Петровича? /ответы учащихся/ -Почему он называет поэзию А.С.Пушкина «ерундой»? /Она ему неинтересна. Увлечения у всех разные, и это часто является причиной непонимания интересов другого человека./ - Во всем ли Николай Петрович согласен с Павлом Петровичем, давая оценку Базарову? Ведь Николай Петрович охотно слушал Базарова, сам присутствовал при опытах, которые проводил молодой естествоиспытатель. Николай Петрович несколько лет жил в Петербурге, стремясь не отставать от сына. Найдите в тексте высказывание Николая Петровича о Базарове [4] РАБОТА С ТЕКСТОМ /Николай Петрович: «Может быть, Б. и прав, но мне одно больно: я надеялся теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, а он ушел вперед и понять мы друг друга не можем»./ - Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта. - А что такое конфликт? Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов. - Николай Петрович понимает, что молодое поколение имеет другие взгляды на общественно-политическую жизнь, на литературу, искусство, поэтому в спорах он не принимает участия, молчит, слушает, болезненно взглядывает на Аркадия. Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть человек, который отрицает все, чем живет он сам. В 10 главе происходит столкновение между Базаровым и Павлом Петровичем. Прочитаем эту сцену. [5] РАБОТА С ТЕКСТОМ -Задели ли Павла Петровича слова Базарова об аристократах? Конечно! Зачитайте, как автор характеризует героев в эту минуту?/«Павла Петровича задрожали губы, он побледнел. Базаров был спокоен»!/ - Обратите внимание, как построен спор! «Спорящие не стремятся к истине. Весь спор построен по принципу «общих» и «противоположных мест». Базаров полагает, что русское дворянство уже не способно играть передовую общественную роль. Для него мысль Павла Петровича – бесполезные слова. Павел Петрович, наоборот, выдвигает на первое место такие качества, как святость преданий, патриархальность. И слова Базарова его пугают». [6] РАБОТА С ТЕКСТОМ - Что явилось почвой для конфликта?/ Разные мнения по предложенному вопросу, разные жизненные позиции/. - В конце 10 главы Николай Петрович вспоминает о своей ссоре с матушкой. Прочитаем этот эпизод [7] РАБОТА С ТЕКСТОМ -Одинакова ли основа конфликта в обоих эпизодах? Да. И Николай Петрович объясняет причину конфликта: «Мы принадлежим к двум различным поколениям». Итак, непонимание интересов другого человека ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта. -А можно ли было избежать этого конфликта? /мнение учащихся/ - Как? (Если бы герои романа уважали мнение друг друга.) Надо бояться не конфликтов, а неумения и нежелания их решать. Одна из целей нашего урока – выявить сильные и слабые стороны конфликта, а так же научиться выходить из конфликтной ситуации. Мы видим, что конфликт имеет разрушительные функции: значительно ухудшается настроение, ухудшаются межличностные отношения. - А как вы думаете, есть ли у конфликта положительные стороны? /мнение учащихся./ - Вспомните известную поговорку: «В споре рождается истина». О какой истине идет речь? /мнение учащихся/. - Иногда конфликт способствует поиску новых, продуктивных решений проблемы. Помогает нам выявить мнение другого человека по поводу сложившейся ситуации. Разве это плохо? -Ребята, а вы, всегда уважаете мнение своих товарищей, взрослых, учителей, родителей? Назовите причины, по которым происходят конфликты с родителями /мнение учащихся/. -Как вы думаете, чем обоснованы требования родителей? Заботой о вас. -Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений между родителями и детьми? /мнение учащихся/ -Что недопустимо в отношениях детей и родителей? /Непонимание, неуважение, обиды/. Для большинства родителей дети являются важнейшей частью жизни. И, несмотря на то, что иногда отношения с этими близкими людьми не всегда складываются просто, социологические опросы показывают, что для большинства подростков родители и родной дом имеют в жизни очень большое значение. Подтверждение этой мысли мы находим и в романе И.С.Тургенева: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки». Подведение итогов урока. - Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения? - Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.) - Как вы считаете, на чьей стороне автор? - Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса Действительно, смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. Значит, эта проблема вечна и неизбежна. «Когда старое поколение задумчиво смотрит на новое, то ему хочется извиниться перед предыдущим поколением.» Вильгельм Швебель « Новое поколение нередко может оценить созданное предками лишь тогда, когда разрушит его и с большим трудом начнет восстанавливать.» Вильгельм Швебель «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков». /Лао Цзы/ Выставление и комментирование оценок. Задание на дом: Написать сочинение-рассуждение на тему «Конфликт поколений в романе И.С. Тургенев «Отцы и дети» Кто прав?» Список литературы: 1. Тургенев И.С. Накануне; Отцы и дети: Романы. Степной король Лир: повесть.- Л.: Худож. Лит., 1985.- 368с. (Классики и современники, Русская классич. Литература), глава 2, стр.136. 2. Глава 5. со слов «Ну, а сам господин Базаров, собственно что такое?» До слов «Нигилисты – отчетливо проговорил Базаров». 3. Глава10, с.166 4. Глава 10, с.168 5. Глава 10, с. 169-170 со слов «Схватка произошла в тот же день…» до слов «…я уважаю в себе человека» 6. Мурин Д.Н. Русская литература 2 половины ХІХ века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования; 10 класс, - Санкт- Петербург, СМИО Пресс,- 2000год, с.191. с. 45-46 7. Глава 10, с.176 со слов «Знаешь, что я вспомнил, брат, …»

Открытый урок на тему: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему:  «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему:  «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему:  «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему:  «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему:  «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему:  «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему:  «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему:  «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему:  «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Открытый урок на тему:  «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
Скачать файл