Открытый урок на тему "Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»" (8 класс)
Оценка 4.9

Открытый урок на тему "Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»" (8 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
10.04.2019
Открытый урок на тему "Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»" (8 класс)
Данный урок позволит систематизировать знания учащихся , полученные в процессе изучения комедии "Ревизор". Раскрыть значение понятия "хлестаковщина" и актуальность этого понятия в современной жизни; развивать умение строить аргументированный ответ с опорой на текст, развивать творческие способности, умение строить свою жизнь по законам чести, справедливости, уважения к окружающим.
Урок Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя Ревизор.doc
Открытый урок литературы в 8 классе Тема урока: Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (заседание «Клуба литературных детективов»). ЦЕЛИ:  *  Вырабатывать  умение принимать решение при постановке учебных задач на уроке, умение работать самостоятельно, участвовать в дискуссии; * систематизировать знания, полученные в процессе изучения комедии  "Ревизор", раскрыть значение понятия "хлестаковщина" и актуальность этого  понятия в современной жизни; развивать умение строить аргументированный  ответ с опорой на текст, развивать творческие возможности учащихся.  * воспитывать умение строить свою жизнь по законам чести, справедливости,  уважения к окружающим. Задачи: 1 . Актуализировать знания, приобретенные при изучении темы посредством  создания кластеров творческих работ (устных и письменных).  2. Дать ученикам возможность ощутить радость успеха в проявлении своих  знаний. 3. Совершенствование коллективных форм работы и творческой  деятельности.  Методические приёмы: аналитическая беседа, практический опыт , слово  учителя, работа в группах. Оборудование: портрет писателя, тексты комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»,  карточки с заданиями,  элементы декорации,  2 спиртовки, спички,  фарфоровые чашечки, письмо , написанное молоком, бумага , маркеры. Форма проведения : аукцион знаний. Дидактическая модель обучения: поисково – развивающая. Планируемый результат:  осмыслить глубину и огромную обобщающую  силу великого произведения, владение культурой речи, умение принимать  решение при постановке учебных задач на уроке, умение работать  самостоятельно, участвовать в дискуссии, отражение в письменной форме  результатов своей деятельности (через схемы, презентации сочинений­  миниатюр).  Ход урока Эпиграф урока:  «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом посмеяться над всем"  I.Организация урока . Сообщение цели урока. (Н.В.Гоголь) И вновь – Николай Васильевич Гоголь,  одна из значимых фигур в литературе первой   половины   19   века,   одинокая   «звезда»   в   русской   словесности, неповторимая   писательская   индивидуальность.   О   «тайне»,   «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий.     Учитель: ­ Господа, сегодня мы собрались на экстренное заседание клуба литературных детективов. Звучит детективная музыка II. Постановка задач урока. Учитель: ­ Вчера к нам с экстренным тайным визитом приезжал знаменитый детектив­ господин   Шерлок   Холмс.   Детектив   завален   работой,   у   него   срочнейшее задание в Лондоне, и он очень надеется на помощь юных друзей­любителей детективных историй ­ в одном на редкость туманном деле. Он передал нам письмо. Стук в дверь . Посыльный вносит письмо. Посыльный : Господа, Вам письмо от Шерлока Холмса.  Учитель вскрывает письмо, а на бумаге ничего не написано( удивляется). Как же прочесть письмо? Учащиеся должны расшифровать письмо Учитель:  Итак,   вам   предстоит   поработать   профессионально.   Невозможно сидеть сложа руки, когда нам оказано столь высокое доверие! Письмо   состоит   из   2  частей   .  Для  того  чтобы   его  прочесть   ,  надо   2 спиртовки и бумага , на которой молоком написан текст .                                   Учащиеся читают письмо.                       Глубокоуважаемый мистер Шерлок Холмс! Честь   имею   просить   Вас   пожаловать   на   экстренное   заседание Президиума Всемирного Сообщества Плутов. В повестке дня: приём в почётные   члены   Сообщества   героя   комедии   Н.В.Гоголя   господина Ивана Александровича Хлестакова.                          Президент Всемирного Сообщества Плутов Остап Бендер. Учитель:   Мистер   Шерлок   Холмс   не   уверен,   надо   ли   принимать   героя гоголевской комедии в почётные члены Всемирного Сообщества Плутов, и хотел бы поручить расследование «дела о плутовстве» господина Хлестакова вам. Учитель:  Чтобы   решить  эту   задачу   и  оправдать   столь   высокое   доверие   я предлагаю вам вспомнить , как выглядит Иван Александрович Хлестаков . Определить   качества   характера   героя,  его   привычки,   жизненные   ценности, положение в обществе.                                Видеоматериал о Хлестакове ( явление 6 ) Учитель: Господа , хочу Вам напомнить о том, что не всегда видеоматериал является   достоверным   и   соответствует   действительности.   Он   может   быть смонтирован, сфабрикован . К тому же , может порочить честь и достоинство вполне уважаемого господина. Мы не можем в полной мере доверять этому видеодокументу. Наша   задача:   добраться   до   истины   и   помочь   раскрыть   истинное   лицо господина Хлестакова.      Чтобы ускорить данный процесс , вам необходимо  поработать в группах. Деление учащихся на 2 группы ( « Лидер ». Нужно выбрать участников своей группы .) III. Реализация домашнего задания.  Учитель: ­Детективы, вы,  на протяжении некоторого времени неспешно знакомились с характером,  привычками,   портретом   героя.   Итак,   что   же   за   человек   Иван Александрович Хлестаков? 1   группа:  «   Словесный   портрет   героя»,   т.е   необходимо   составить фоторобот образа Хлестакова. Рассказ о Хлестакове по плану: внешность, возраст, положение в обществе, привычки, жизненные ценности, особые приметы. 2 группа: « Атрибутивный анализ текста». Цель приезда Хлестакова в город N и его встречи с чиновниками города Учитель: Господа, на основе предложенных фактов, можно ли сделать вывод о том , кто такой Хлестаков – плут, мошенник или честный человек? Учащиеся: Нет. Приведенных доказательств не достаточно. IV. Работа с текстом. Работа учащихся по группам.  А) 1 группа : Прием « Лови ошибку». Учащиеся находят верные и неверные ответы и поясняют их. ­ Хлестаков имел чин Коллежского регистратора ?(елистратишка … простой) ­ В Петербурге жил на 6 этаже?   ­ Хлестаков едет в Саратовскую губернию к возлюбленной?  ­ Он   провел в городе N 2 месяца ? ­  « Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт­ Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню» . ­ Он «с Пушкиным на дружеской ноге»? ­ На столе у Хлестакова «арбуз в 700 рублей»? 2 группа.  Прием «  Перевертыш».  Фраза Герой Городничий Хлестаков Надзиратель за богоугодным  заведением ­ Земляника Смотритель училищ Почтмейстер Судья Ляпкин­Тяпкин «подлец, пьет  горькую» «протухнул насквозь  луком» «в сильнейшей  степени моветон» «совершенная свинья  в ермолке» «глуп как сивый  мерин» Б) Работа в парах. Учитель: Господа, а сейчас я предлагаю вам парный выход. Итак , кавалеры  приглашают дам.   Каждой паре раздаются конверты со словами. Нужно  выбрать только те, которые  характеризуют  Хлестакова . На листах ватмана крепят ответы . ­ хитрость ­ доброта ­ лицемерие                         ­ ехидство ­ самоуверенность ­ тщеславие ХЛЕСТАКОВЩИНА ­ авантюризм ­ коварство                                  ­ обман ­ выдумка ­ щегольство ­ изворотливость ­ невежество ­ амбициозность ­ самонадеянность ­ чуткость ­ внимание ­ честность В ходе работы учащиеся выходят на понятие «хлестаковщина» Вывод:  По   имени   Хлестакова   названо   целое   явление   ­   «хлестаковщина». Оно   подразумевает   и   безудержное   вранье,   и   легкомысленность,   и поверхностность, и глупость, и стремление выдать себя не за того, кем ты являешься на самом деле, и безответственность. Звучит музыка В)   Индивидуальная работа. «Черный ящик » (Предлагается   поочерёдно   командам   угадать,   что   находится   в   «Чёрном ящике».)   Необходимо   из   угаданных   предметов   определить   тот   предмет   , который раскрыл тайну Хлестакова. 1. Вещь,   которая,   по   мнению   Осипа,   всегда   в   дороге   пригодится (Верёвочка) 2. Предмет, который раскрыл тайну Хлестакова. (Письмо) 3. Кулинарная редкость на балу у Хлестакова . («Суп в кастрюльке») 4. То, чем полагает  себя  Анна Андреевна, и то, чем считает её Марья Антоновна.  (Дама трефи, дама червей. Карты) 5. Вещь, которой однажды пожелал стать Хлестаков.  (Платочек) 6. То, что может отличить Бобчинского от Добчинского. (Пластырь) V. Итог. Решение клуба. Общее открытое голосование. Учитель: Итак, детективы, за дело! Вы рассмотрели  материалы дела. Теперь должны  вынести решение  : плут ли Хлестаков?   Приступаем к открытому голосованию.  ­   Можно   ли   на   основании   ваших   выводов   утверждать,   что   Хлестаков   ­ настоящий плут и мошенник? Учащиеся : Да. Учитель: Прошу вынести вердикт клуба литературных детективов. ВЕРДИКТ заседателей клуба литературных детективов Хлестаков И. А. , действительно,  совершил преступление, предусмотренное частью 3 статьи 89 У.К. Р. Империи­ мошеннические действия, в результате которых им было присвоено ___ рублей, принадлежащих чиновникам города. Суд   установил   обстоятельства,   смягчающие   вину   господина   Хлестакова: подсудимый   не   собирался   обманывать   никого,   т.   е.   у   него   отсутствовал умысел   преступления.   Ревизором   его   сделал   страх   перед   возмездием   за совершенные   преступления   со   стороны   господина   городничего   и подведомственных   ему   чиновников.   Исходя   из   вышеизложенного,   клуб литературных детективов  выносит решение :  принять в почётные члены Сообщества Плутов и обманщиков господина Ивана Александровича Хлестакова и применить  к господину Хлестакову следующую меру наказания: 1) Деньги, полученные мошенническим образом, вернуть в городскую казну 2)   Уведомить   департамент,   в   коем   служит   Хлестаков,   в   мошеннических действиях. 3) За аморальный образ жизни господина Хлестакова предать общественному осуждению и публичной казни смехом. Приговор окончателен, обжалованию не подлежит. Рефлексия. « Путь к успеху».  ­  Каким я вижу свой путь к успеху? IX. Домашнее задание на выбор. а)   Написать   письмо   господину   Шерлоку   Холмсу   с   уведомлением   о выполнении поручения касательно дела господина Хлестакова. Б)   Ответить   на   вопрос:   «Почему   чиновники   во   главе   с   городничим   так обманулись по поводу Хлестакова?»

Открытый урок на тему "Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»" (8 класс)

Открытый урок на тему "Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»" (8 класс)

Открытый урок на тему "Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»" (8 класс)

Открытый урок на тему "Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»" (8 класс)

Открытый урок на тему "Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»" (8 класс)

Открытый урок на тему "Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»" (8 класс)

Открытый урок на тему "Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»" (8 класс)

Открытый урок на тему "Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»" (8 класс)

Открытый урок на тему "Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»" (8 класс)

Открытый урок на тему "Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»" (8 класс)

Открытый урок на тему "Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»" (8 класс)

Открытый урок на тему "Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2019