М.Ю. Лермонтов «Узник», «Пленный рыцарь»
Оценка 4.6

М.Ю. Лермонтов «Узник», «Пленный рыцарь»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
23.01.2019
М.Ю. Лермонтов «Узник», «Пленный рыцарь»
Образовательная цель: 1. Раскрыть структуру мотива «желание», показать связь мотива с основными темами лирики Лермонтова (свободы, одиночества, вызова высшим силам, в том числе смерти) 2. Показать специфику лирического героя Лермонтова Развивающая цель: 1. Анализировать, сравнивать, обобщать объекты чтения 2. Владеть литературоведческой терминологией (лирический герой, лирический сюжет, мотив, образ) Воспитательная цель: 1. Уметь работать в группе 2. Отвечать за персональную работу Оборудование: 1. Художественное чтение стихотворения «Пленный рыцарь» в исполнении В.Самойлова; 2. Романс Е.Шашина «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Д.Хворостовского 3. Тексты стихотворений Лермонтова и вопросы к произведениям в конвертах (для жеребьевки). 4. Запись художественного чтения стихотворений «Узник» и «Сосед» в исполнении С.Старчикова.
00050d21-343982db.doc
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ М.Ю. Лермонтов «Узник», «Пленный рыцарь» Тип урока: семинар­практикум Образовательная цель: 1. Раскрыть структуру мотива «желание», показать связь мотива с основными темами  лирики Лермонтова (свободы, одиночества, вызова высшим силам, в том числе  смерти) 2. Показать специфику лирического героя Лермонтова Развивающая цель: 1. Анализировать, сравнивать, обобщать объекты чтения 2. Владеть литературоведческой терминологией (лирический герой, лирический  сюжет, мотив, образ) Воспитательная цель: 1. Уметь работать в группе 2. Отвечать за персональную работу Опережающее задание: 1. Написать эссе о смысле желаний, о том, может ли человек преодолеть свои желания или они окажутся сильнее, «задавят» человека; прокомментировать слова  шекспировского героя герцога Орсино из комедии «Двенадцатая ночь»: «Желание  надо напоить, пресытить, чтобы, изнешившись, угомонилось». 2. Познакомиться со стихотворениями Лермонтова «Желание», «Пленный рыцарь»,  «Выхожу один я на дорогу» и вопросами к произведениям. Оборудование: 1. Художественное чтение стихотворения «Пленный рыцарь» в исполнении  В.Самойлова; 2.  Романс Е.Шашина «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Д.Хворостовского 3. Тексты стихотворений Лермонтова и вопросы к произведениям в конвертах (для  жеребьевки). 4. Запись художественного чтения стихотворений «Узник» и «Сосед» в исполнении  С.Старчикова. Форма урока: групповая работа Ход урока: I. Установка на восприятие темы – комментарий к сочинениям­эссе о смысле  желаний, выборочное чтение фрагментов работ       II. Слово учителя.       Сегодня на уроке мы посмотрим, как Лермонтов и его герои выражают свои                     желания, каковы эти желания. Запись темы в тетради. Жеребьевка задания (представитель от группы выбирает конверт с заданием – стихотворением и вопросами к нему). По ходу  работы заполняем таблицу: «Желание» (1832г.) «Пленный рыцарь»(1840г.) «Выхожу один я на дорогу» (1841г.) Вывод:      III. Анализ стихотворения «Желание».      Чтение стихотворения учителем. 1. Обратите внимание на то, что стихотворение является лирическим монологом, т.е.  речь звучит от 1­го лица. Представьте, как выглядит говорящий, опишите его  внешность. 2. Почему ЛГ требует дать «на жизнь и волю, как на чуждую мне долю, посмотреть  поближе мне»? Предположите, где он находится, какова его судьба. 3. О чем мечтает узник? – Первая строфа. Полнота жизни и радость свободы,  красоты и любви. Это, казалось, самые обыкновенные желания. Но этим его  желания не исчерпываются. 4. Почему ЛГ не требует крепкую ладью, а требует «челнок дощатый с полусгнившею  скамьей», ветхий парус, «ознакомленный с грозой»? – Вторая строфа. ЛГ желает  бросить вызов стихии, вырвать ощущение силы в борьбе со стихией. Объясните,  почему он хочет быть «беззаботен и один»? Тягостно ли, горестно ему такое  одиночество? – Нет, он мечтает обрести в «буйном споре с дикой прихотью  пучин» не только силу и физическую крепость, Но и доказать свою удаль, силу  духа, мужество в поединке со стихией. В этом проявляется настоящее  молодечество ­ «потешусь». 5. Говоря о своих желаниях, обращаясь к неизвестным силам, ЛГ выбирает несколько  даже странную для его положения узника форму. В каком наклонении использованы  глаголы, выражающие мечту? Каков смысл употребления императива? Сколько раз  повторяется воззвание­приказание? – Обращаясь к высшим силам, узник не молит,  а дерзновенно приказывает, требует волю, смелости поступка и любви – всего, без чего невозможна человеческая жизнь. 6. С какой интонацией следует выразить чувства ЛГ, читая первые две строфы? 7. Перечитайте про себя третью строфу и подумайте, как должна измениться интонация  и почему? – Умиротворение и покой мечтает найти ЛГ в дивном месте,  напоминающем райский сад. Опишите его. – Великолепный восточный дворец,  фонтаны, аромат и сияние винограда, тишина, в которой так нежно убаюкивает  журчание воды… 8. Чем отличаются 1,2 и 3 строфы? – Антитеза: движение и покой, дерзновение,  мятежность и умиротворение, благодатное ощущение красоты мира. Однако  желания ЛГ не противоречивы. Узник не смиряется с неволей. 9. Почему в финале стихотворения многоточие? – ЛГ как будто, мечтая,  погружается в дремоту. IV. Анализ баллады «Пленный рыцарь» Слушаем балладу в исполнении В.Самойлова. 1. Почему баллада называется «Пленный рыцарь»? Что мы знаем о судьбе героя? 2. Чем герой баллады близок герою «Желания» и чем отличается от него? – Он  тоже узник и размышляет в заточении о свободе. 3. Чью речь могут услышать? Чей монолог звучит как обращение к слышащим? –  Пленный рыцарь молчит, это его внутренний монолог. 4. Что он видит из окошка темницы? Какие чувства он переживает, глядя на «синее небо» и «вольных птиц»? Какие чувства это вызывает у читателей? – Рыцарь  смотрит на мир из окна на небо и птиц снизу вверх. Это положение  просителя. Он, кажется, не уверен в возможности что­то изменить.  5. Какие воспоминания могут ненадолго утешить рыцаря? Почему? 6. Как вы понимаете смысл 3­ей строфы? Как раскрывается аллегория в 4­ой  строфе? Как называется художественный прием? 7. Почему герой в своем внутреннем монологе обращается к «быстрому, летучему  времени»? – Он, подобно ЛГ стихотворения «Желание», дерзает повелевать  самой свободной стихией – временем. Здесь он первый и единственный раз (но с какой силой!) говорит требовательно (глагол в императиве).  8. Как вы понимаете две последние строчки баллады? К кому устремляется в  своем последнем походе рыцарь? Обратите внимание, как встретит рыцаря  смерть, кем она предстанет перед ним, что сделает для него? – Смерть будет  служить рыцарю, она будет держать его стремя, будет его слугой.  9. Почему, встретившись со смертью, рыцарь «сдернет с лица… забрало»? – Вызов  времени и смерти. 10. О чем это произведение – о поражении и гибели пленного рыцаря или о  торжестве свободного человека над временем и смертью? V. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Послушаем романс Е.Шашиной в исполнении Д.Хворостовского. 1. Какое впечатление произвело на вас это произведение, музыкальное истолкование  стихотворение Лермонтова? – Светлая надежда, тихая печаль, задумчивость,  умиротворенность, тоска… 2. Какие цвета и оттенки вы бы использовали, если бы создавали иллюстрацию­пейзаж  к 1,2 строфам стихотворения? 3. Что поражает героя в открывшемся мире? 4. Почему ему «больно и трудно»? Что он стремится обрести? 5. Кому может принадлежать голос, поющий про любовь? 6. Почему дуб назван «темным», а не старым и могучим? 7. Попробуйте разгадать смысл сна­мечты ЛГ: какой образ символизирует покой, а  какой – свободу? 8. Как, по­вашему, надо прочитать стихотворение? Каким будет темп чтения? Как  изменится мелодия интонации от начала к финалу? Какие строфы будут разделены  самой длительной паузой? VI. Вывод. 1. Какой мотив связывает три стихотворения? 2. Чем близки герои? 3. В чем разница выражения мотива «желание» в этих произведениях? 4. Из приведенного перечня высших смыслов бытия выберите те, которые выражены в  лермонтовском мотиве «желание» (на внутренней доске): Воля, покой, любовь, счастье, красота, свобода, творчество, радость жизни, удача,  умиротворение, любование миром 5. Как развивается этот мотив в лирических произведениях? 6. Какой смысл или смыслы, выраженные в прочитанных произведениях Лермонтова,  ценны для современного читателя? VII. Домашнее задание:        Прослушаем два стихотворения Лермонтова в исполнении С.Старчикова. Почему мы  их сейчас включили? Какое отношение они имеют к теме нашего разговора? Подумайте  дома, как мотив «желание» проявляется в стихотворениях Лермонтова «Узник» (1837г.) и  «Сосед»(1837г. Вопросы при подготовке домашнего задания к уроку Вопросы для анализа стихотворения «Желание»: 1.Обратите внимание на то, что стихотворение является лирическим монологом, т.е. речь звучит от 1­ го лица. Представьте, как выглядит говорящий, опишите его внешность. 2.Почему ЛГ требует дать «на жизнь и волю, как на чуждую мне долю, посмотреть поближе мне»?  Предположите, где он находится, какова его судьба. 3.О чем мечтает узник?                 4. Почему ЛГ не требует крепкую ладью, а требует «челнок дощатый с полусгнившею скамьей»,    ветхий парус, «ознакомленный с грозой»? Объясните, почему он хочет быть «беззаботен и один»? Тягостно ли,  горестно ему такое одиночество?  5.Говоря о своих желаниях, обращаясь к неизвестным силам, ЛГ выбирает несколько даже странную  для его положения узника форму. В каком наклонении использованы глаголы, выражающие мечту?  Каков смысл употребления императива? Сколько раз повторяется воззвание­приказание 6.С какой интонацией следует выразить чувства ЛГ, читая первые две строфы? 7.Перечитайте про себя третью строфу и подумайте, как должна измениться интонация и почему 8.Чем отличаются 1,2 и 3 строфы? 9.Почему в финале стихотворения многоточие?  Вопросы для анализа  баллады «Пленный рыцарь» 1. Почему баллада называется «Пленный рыцарь»? Что мы знаем о судьбе героя?        2. Чем герой баллады близок герою «Желания» и чем отличается от него?  3. Чью речь могут услышать? Чей монолог звучит как обращение к слышащим?        4.Что он видит из окошка темницы? Какие чувства он переживает, глядя на «синее             небо» и   «вольных птиц»? Какие чувства это вызывает у читателей?  5.Какие воспоминания могут ненадолго утешить рыцаря? Почему? 6.Как вы понимаете смысл 3­ей строфы? Как раскрывается аллегория в 4­ой строфе? Как называется  художественный прием? 7.Почему герой в своем внутреннем монологе обращается к «быстрому, летучему времени?  8.Как вы понимаете две последние строчки баллады? К кому устремляется в своем последнем походе  рыцарь? Обратите внимание, как встретит рыцаря смерть, кем она предстанет перед ним, что сделает для него.  9.Почему, встретившись со смертью, рыцарь «сдернет с лица… забрало»?  10.О чем это произведение – о поражении и гибели пленного рыцаря или о торжестве свободного  человека над временем и смертью? Вопросы для анализа стихотворения «Выхожу один я на дорогу» 1. Какое впечатление произвело на вас это произведение, музыкальное истолкование стихотворение  Лермонтова?  2. Какие цвета и оттенки вы бы использовали, если бы создавали иллюстрацию­пейзаж к 1,2 строфам  стихотворения? 3. Что поражает героя в открывшемся мире? 4. Почему ему «больно и трудно»? Что он стремится обрести? 5. Кому может принадлежать голос, поющий про любовь? 6. Почему дуб назван «темным», а не старым и могучим? 7. Попробуйте разгадать смысл сна­мечты ЛГ: какой образ символизирует покой, а какой – свободу? 8. Как, по­вашему, надо прочитать стихотворение? Каким будет темп чтения? Как изменится мелодия  интонации от начала к финалу? Какие строфы будут разделены самой длительной паузой? Вывод. 1. Какой мотив связывает три стихотворения? 2. Чем близки герои? 3. В чем разница выражения мотива «желание» в этих произведениях? 4. Из приведенного перечня высших смыслов бытия выберите те, которые выражены в лермонтовском  мотиве «желание» (на внутренней доске): Воля, покой, любовь, счастье, красота, свобода, творчество, радость жизни, удача, умиротворение,  любование миром 5. Как развивается этот мотив в лирических произведениях? 6. Какой смысл или смыслы, выраженные в прочитанных произведениях Лермонтова, ценны для  современного читателя?

М.Ю. Лермонтов «Узник», «Пленный рыцарь»

М.Ю. Лермонтов «Узник», «Пленный рыцарь»

М.Ю. Лермонтов «Узник», «Пленный рыцарь»

М.Ю. Лермонтов «Узник», «Пленный рыцарь»

М.Ю. Лермонтов «Узник», «Пленный рыцарь»

М.Ю. Лермонтов «Узник», «Пленный рыцарь»

М.Ю. Лермонтов «Узник», «Пленный рыцарь»

М.Ю. Лермонтов «Узник», «Пленный рыцарь»

М.Ю. Лермонтов «Узник», «Пленный рыцарь»

М.Ю. Лермонтов «Узник», «Пленный рыцарь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2019