Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».
Оценка 4.9

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
20.02.2019
Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».
в новых учебниках под редакцией В. Я. Коровиной в 5-9 классах М. Горький представлен всего лишь двумя произведениями: повестью «Детство» и рассказом «Челкаш». При этом произведения, ранее обязательные для изучения, – «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике»- видимо, в связи с тем, что имеют революционную проблематику, оказались за пределами программы. Но мне кажется, что эти произведения нужно изучать, может быть, акцентируя внимание немного на других моментах, а именно: языке произведений, использовании пейзажа для передачи внутреннего состояния героев. В любом случае, знакомство с творчеством Максима Горького позволяет учащимся глубже понять личность писателя, его творческий метод, расширить представление о мире.
урок по тв-ву М.Гоького.doc
Тема: «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького». Технологическая карта урока ­ мастерской. Этапы 1этап. 1)Организационный. 2) Вступительное слово  учителя. 2этап. Индуктор. Зэтап. Социализация. 4этап. Промежуточная рефлексия. 5этап. Социализация. 6этап. Рефлексия. Задачи Актуализация знаний по  теме. Погружение в  проблему на  эмоциональном и  интеллектуальном  уровнях. Преломление  содержания знаний по  теме на изученных ранее  произведениях. Коррекция дальнейшей деятельности. Выдвижение версий,  обмен мнениями, выбор своего пути. Оценка деятельности  учащихся на уроке. 7этап.       Творческое  задание      (домашняя  работа) Возможность самореализации каждого. Приемы Рассказ учителя, демонстрация картины моря, слушание  музыки. Беседа. Результат Создание у  учащихся мотивации к усвоению  материала. Определение  учащимися темы. Хронометраж 4 минуты 5 минут Работа в группах с учебным  материалом. Выступление групп. 10 минут Беседа, вопросы учителя. Найдена общая  закономерность. Работа с раздаточным  материалом (произведения М.  Горького)индивидуальная и в  парах. Рассказ учащихся о чувствах,  испытываемых на уроке, об  изменении настроения. Творческая работа (на  выбор) Выступление  учащихся. Выработка  самооценки.  Появление новых эмоций. Представление  учащимися своих работ. 5 минут 13 мин 2 минуты 1минута Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М.  Горького».   Задачи:  Обучающая:  расширить круг произведений М. Горького, изученных   в 8 классе. Развивающая:  научить   мыслить   творчески   и   раскованно;   развивать   личность   ребенка;   умение   анализировать художественное  произведение. Воспитывающая:  воспитывать интерес к литературе, живописи, умение чувствовать прекрасное.  Тип урока: урок­ практикум Форма урока: урок­ мастерская. Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал с произведения М. Горького, музыкальное произведение М. Чюрлёниса «Море»(симфоническая поэма) и К Дебюсси «Диалог ветра с морем»( из симфонической сюиты «Море»).   Мотивационное обеспечение урока:  в новых учебниках под редакцией В. Я. Коровиной в 5­9 классах М. Горький представлен всего лишь двумя произведениями: повестью «Детство» и рассказом «Челкаш». При этом произведения, ранее обязательные для изучения, – «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике»­ видимо, в связи с тем, что имеют  революционную проблематику, оказались за пределами программы. Но мне кажется, что эти произведения нужно изучать, может быть, акцентируя внимание немного на других моментах, а именно: языке произведений, использовании пейзажа для передачи внутреннего состояния героев. В любом случае, знакомство с творчеством Максима Горького позволяет учащимся глубже понять личность  писателя, его творческий метод, расширить представление о мире. Название этапа. 1 этап. Организационный Слайд №1. Звучит   музыка   (произведение   М.   Чюрлёниса   «Море»)   На   экране морской пейзаж. Вступительное слово учителя. Слайд №2. ­Глядя на этот морской пейзаж, какие ассоциации возникают у вас? ­ Что же такое пейзаж? (   Художник   рисует   красками,   а   писатель   ­   словами.   Мы   знаем много поэтических пейзажей А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова  и др. поэтов. Встречались нам и прозаические   произведения, где пейзаж играл немаловажную роль.) ­ Для чего нужен пейзаж в художественном произведении? (Несомненно,   роль   пейзажа   велика   в   произведении.   По   этим описаниям   легче   понять   характер   героев,   что   они   задумали, складывается представление о том, что будет дальше. Благодаря   пейзажу,     раскрывается   концепция   человека   в творчестве М. Горького. Не обошелся без этого и Максим Горький в   рассказе   «Челкаш».  Рассказ,   собственно,   и   начинается   с художественных зарисовок.  Писатель  использует темные краски («потемневшее   от  пыли   голубое   южное  небо  ­  мутно»,   «солнце смотрит   сквозь   серую   вуаль»,   «закованные   в   гранит   волны», «вспененные,   это   уже   загрязненные   разным   хламом»), Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Слушают  музыку, смотрят на экран. Запись в тетради. Запись в тетради. ­ Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада вас видеть. Пейзаж – изображение природы. Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее настраивает   на   определенный   лад,   заставляет   задуматься, насторожиться, быть начеку.) противоречие. 2.Индуктор.Слайд №3,4. ­Итак,   как   вы   думаете,   почему   именно   с   данной   музыки   и изображения  морского пейзажа, мы начали урок? (  Мы   дома   находили   описание   моря   в   рассказе   М.   Горького «Челкаш».) ­ Чему будет посвящен наш урок? («Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького») 3.Социализация. Слайд №5,6. ­Почему автор изображает море по ­ разному? ( Два героя – Челкаш и Гаврила – совершенно по ­ разному относятся к морю.) Формулируют тему урока. ­ Прочитайте  отрывки об отношении к морю Челкаша, Гаврилы. Выступления по группам. Зачитывают отрывки, анализируют . (Ночь, тишина, плывущие по  небу тучи, спокойное море, спавшее здоровым   крепким   сном   «работника,   который   сильно   устал   за день». Оба героя тоже спокойны, однако за этим спокойствием кроется   внутреннее   напряжение.   По   мере   того   как   это напряжение   из   внутреннего   перерастает   во   внешнее,   Горький показывает, как пробуждается море, как шумят волны, и этот шум   страшен.   Этот   страх   рождается   и   в   душе   у   Гаврилы. Челкаш оставил Гаврилу одного, а сам ушел за «добычей». И снова все   затихло,   было   холодно,   темно,   зловеще,   а   главное   ­   все молчало.   И   от   этого   глухого   молчания   становилось   жутко. Гаврила чувствовал себя раздавленным этой тишиной, и, хотя он презирал Челкаша, все же был рад его возвращению. Между тем, ночь   становилась   все   темней   и   молчаливей,   и   это   придавало уверенности   и   силы   для   завершения   успешной   «операции»,   море стало   спокойным,   и   к   обоим   героям   вновь   вернулось   душевное равновесие.  Природа  как   бы   помогала   героям   преодолеть   все преграды   и   успешно   добраться   до   берега.   Пейзажные   зарисовки отражают   внутреннее   состояние   героев:   все   спокойно,   и   море спокойно… В последней сцене ­ сцене конфликта между Челкашом и Гаврилой ­ мы видим картину дождя, сначала он идет мелкими каплями, а затем   все   крупнее     и   крупнее.   Это   точно   соответствует назревающему   конфликту:   сначала   он   основывался   просто   на выпрашивании   денег,   а   затем   ­     на   драке.   Струйки   дождя сплетали целую сеть из ниток воды., М. Горький хотел показать, что   Гаврила   запутался   в   сети   собственных   мыслей:   он   хотел получить   деньги,   причем   не   просто   свою   долю,   а   все «заработанные»   деньги,   во­   вторых,   задумал   убийство   человека, если тот добровольно не отдаст деньги, и, в ­ третьих, за все это он хотел получить прощение, чтобы его совесть была чиста. А дождь все лил, его капли и брызги воды смыли следы драмы, небольшого конфликта, разгоравшегося между старым волком и молодым человеком. Очень точно смог передать автор внутреннее состояние каждого через   отношение   к   морю.   Челкаш   любил   море,   ему   нравилось плыть   по   спокойной   и   гладкой   воде,   окутанной   черной   пеленой ночи, и ощущать соленый привкус на губах. Он «любил видеть себя лучшим   тут,   среди   воды   и   воздуха».   Он   верил,   что   морская тишина вносит «в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты». За загрубевшей от алкоголя     и   тяжелой   жизни   оболочкой   еще   теплится   вера   в прекрасное, умение увидеть и ощутить это прекрасное. А Гаврила, охваченный   только   практическим   интересом   и   страхом, оказавшись в море, чувствовал себя «раздавленным этой мрачной тишиной».  Для него  море  —  это  вода  и  опасность,   а  в  данный момент — возможность легко заработать деньги. Пейзаж   в   рассказе   не   только   фон,   но   и   значимый   элемент, раскрывающий авторский замысел.   Если в начале рассказа море подавлено гранитными берегами, то в финале оно свободно: "Море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену". Пейзажное   обрамление   характерно   для   ранних   рассказов Горького.) 2.Соотнесите следующие слайды с образами главных героев. ­Запишите номера слайдов в тетради. Слайды №7­21 Демонстрация слайдов Запись в тетрадях. с изображением морских пейзажей. 3 этап. Промежуточная рефлексия. ­Почему вы решили, что именно эти слайды характеризуют Челкаша или  Гаврилу. (В ранних романтических рассказах Максим Горький выразил свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов — так называемые босяки. Писатель изображает их   людьми   смелыми,   сильными   душой.   Главное   для   них   —   это свобода, которую босяки, как и все мы, понимают по­своему. Они страстно   мечтают   о   какой­то   особой   жизни,   далекой   от обыденности.   Но   найти   ее   не   могут,   поэтому   уходят бродяжничать,   спиваются,   кончают   жизнь   самоубийством.   В письме   Чехову   Горький   говорил,   что   “настало   время   нужды   в героическом”,   и   слова   Изергиль   “в   жизни   всегда   есть   место подвигам”   определяют   пафос   всего   романтического   творчества Горького,   развившего   эту   идею   в   “Макаре   Чудре”,   “Песне   о Соколе”,   “Песне   о   Буревестнике”.   Писатель   считал,   что Нахождение общих закономерностей. Показываются слайды с изображением моря. Коррекция дальнейшей деятельности. Беседа. современная литература должна “прикрашивать жизнь”, и тогда люди “заживут быстрее, ярче.») Пейзажное обрамление характерно для ранних рассказов Горького. Это не только описание моря, но и степи, и леса. 4 этап. Социализация.Слайд № 22 1)Художественное   чтение   отрывка   из   «   Песни   о   Соколе»   М. Горького. «Море —   огромное,   лениво   вздыхающее   у берега, —   уснуло и неподвижно   в дали,   облитой   голубым   сиянием   луны.   Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит,   отражая   в себе   прозрачную   ткань   перистых   облаков, неподвижных   и не скрывающих   собою   золотых   узоров   звёзд. Кажется,   что   небо   всё   ниже   наклоняется   над   морем,   желая понять то,   о чём   шепчут   неугомонные   волны,   сонно   всползая на берег.   Горы,   поросшие   деревьями,   уродливо   изогнутыми   норд­остом, резкими   взмахами   подняли   свои   вершины   в синюю   пустыню   над ними, суровые контуры их округлились, одетые тёплой и ласковой мглой   Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали   чёрные   тени   и одевают их,   как бы   желая   остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи южной     ночи.          Читает наизусть один из учащихся. Восприятие произведения на слух. Отработка выразительного чтения.   вершинами.   старик.   и мудрый пены — все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг   вместе   с голубым   серебром   сияния   луны,   ещё   скрытой за горными   — А­ала­ах­а­акбар!. — тихо вздыхает Надыр­Рагим­Оглы, старый крымский   чабан,   высокий,   седой,   сожжённый   южным   солнцем, сухой   Мы с ним   лежим   на песке   у громадного   камня,   оторвавшегося от родной   горы,   одетого   тенью,   поросшего   мхом, —   у камня печального,   хмурого.   На тот   бок   его,   который   обращён   к морю, волны   набросали   тины,   водорослей,   и обвешанный   ими   камень кажется   привязанным   к узкой   песчаной   полоске,   отделяющей море   от гор.   Пламя   нашего   костра   освещает   его   со стороны, обращённой   к горе,   оно   вздрагивает,   и по старому   камню, изрезанному   частой   сетью   глубоких   трещин,   бегают   тени.   Мы с Рагимом   варим  уху   из только  что   наловленной   рыбы  и оба находимся   в том   настроении,   когда   всё   кажется   прозрачным, одухотворённым, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать.   А море   ластится   к берегу,   и волны   звучат   так   ласково,   точно просят пустить их погреться к костру. Иногда в общей гармонии плеска   слышится   более   повышенная   и шаловливая   нота —   это одна   из волн,   Рагим   лежит   грудью   на песке,   головой   к морю,   и вдумчиво смотрит   в мутную   даль,   опершись   локтями   и положив   голову на ладони.   Мохнатая   баранья   шапка   съехала   ему   на затылок, с моря веет свежестью в его высокий лоб, весь в мелких морщинах. Он философствует,   не справляясь,   слушаю ли   я его,   точно он говорит   — Верный   богу   человек   идет   в рай.   А который   не служит   богу   подползла   ближе   к нам.   посмелее,   с морем: он же.   может, и пророку? Может, он — вот в этой пене. И те серебряные пятна на воде,   Тёмное, могуче размахнувшееся море светлеет,  местами на нём появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла из­за   мохнатых   вершин   гор   и теперь   задумчиво   льёт   свой   свет на море,   тихо   вздыхающее   ей навстречу,   на берег   и камень, у которого мы лежим.»   кто   знает? ­  Это   отрывок   из   другого   произведения   М.   Горького   «Песня   о Соколе». ­Но что мы опять видим? ­Какой основной прием использован.(Олицетворение) 2) Знакомство с новыми произведениями М. Горького. М. Горький писал: «Литератор должен так писать, чтобы, читая или слушая его, можно   как бы слышать звуки реального мира, видеть реальные образы окружающей действительности.» ­ Именно в этом и заключается для Горького мастерство писателя. Такая   объемистость   речи   достигается   ее   образностью   и   точностью определений. ­Проанализируем тексты ранних произведений М. Горького. Оценка восприятия. Выдвижение версий, обмен мнениями, выбор своего пути. Работа в группах. Подготовка выступлений от каждой группы 1группа «Песня о Соколе» 2 группа « Песня о Буревестнике» ­Выпишите   наиболее   выразительные   слова   и   словосочетания   из произведений М. Горького, описывающие море. Подумайте, для чего используется описание моря в каждом произведении.  ­ Прочитайте слова и выражения, которые вы выписали. ­Для чего создан данный пейзаж в произведении? 6. Рефлексия. Слайд №23. ( Звучит музыка: К Дебюсси «Диалог ветра с морем») ­Ребята, понравилось ли вам работать на уроке? Какие чувства вы испытали? Что изменилось в вас? Что вы открыли для себя на уроке? Выдвижение версий,  обмен мнениями,  выбор своего пути. Работа в группах. Подготовка выступлений от каждой группы Творчество М. Горького – это не только рассказы о людях, но и прекрасные пейзажи, заключающие в себе огромный философский смысл. Деление на группы. Анализ произведений. Выписывание словосочетаний, слов.             Высказывания учащихся. Запись в тетрадях. Выработка самооценки, появление новых эмоций. Рассказ о чувствах, испытанных на уроке. 7. Домашнее задание. Как вы думаете, что мы теперь сможем сделать дома? Придумать сочинение­ миниатюру, используя пейзаж. Возможность самореализации каждого. Нарисовать пейзаж. Найти картины, изображающие море. Найти  произведения, в которых пейзаж играет важную роль. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга! — Ну, что же — небо?— пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно .. тепло и сыро! Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе И так подумал: «Летай иль ползай, конец известен: над нею за эти бредни. все в землю лягут, все прахом будет...» Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повел очами. в ущелье темном и пахло гнилью. Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: — О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. А Уж подумал: «Должно быть, в небе и в самом деле О, счастье битвы!.. пожить приятно, коль он так стонет!..» И предложил он свободной птице: — А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут, и поживешь ты ПЕСНЯ О СОКОЛЕ. свернувшись в узел и глядя в море. в небо, и бились волны внизу о камень... Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба навстречу морю, гремя камнями... и падал в море, сердито воя. Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях... в бессильном гневе о твердый камень... С коротким криком он пал на землю и бился грудью Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел жизни птицы две-три минуты... он ей прямо в очи: — Что, умираешь? — Да, умираю!— ответил Сокол, вздохнув глубоко.— Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. еще немного в твоей стихии. И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня. грудью, сверкнул очами и — вниз скатился. И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела А волны моря с печальным ревом о камень бились... И трупа птицы не видно было в морском пространстве... падал, ломая крылья, теряя перья... в пену, умчала в море. небу. В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о — А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в Сказал и — сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и небо хоть ненадолго. счастье. края? полетам в небо? узкой лентой блеснул на солнце. Забыв об этом, он пал па камни, но не убился, а рассмеялся. . Рожденный ползать — летать не может!.. — Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье! Смешные птицы! Земли не зная, на ней они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Я сам все знаю! Я — видел небо... Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я. И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою. речи! тоскуя, Блестело море, все в ярком свете; и грозно волны о берег В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной бились. песни: «Безумству храбрых поем мы славу. Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, Безумству храбрых поем мы песню!..» призывом гордым к свободе, к свету! Примерный ответ учащихся. «Песня...» М. Горького прочитана. И сразу возникают вопросы: почему она открывается   и   завершается   пейзажем,   как   будто   не   имеющим   отношения   к   ее основному содержанию? Для чего нужны фигуры рассказчика (автора) и старого чабана   Рагима?   Можно   предположить,   что   с   помощью  пейзажного   обрамления писатель хотел сначала как бы подготовить читателя к восприятию сказочного сюжета, а затем, в конце, после пережитого подъема чувств, дать возможность ему выйти из эмоционального   напряжения,   отдохнуть   душой,   как   это   часто   бывает   в   финале серьезных   музыкальных   произведений.   Но,   может   быть,   значение   пейзажного обрамления в «Песне...» богаче и глубже? Обратимся к ее композиции. Первый,   вступительный   пейзаж.   Природа   одухотворена:   море   лениво вздыхает... крепко спит... шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег... горы важно задумчи вы... одна волна, посмелее, подползла ближе к людям... луна задумчиво льет свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу... Природа очеловечена, а человек жаждет слиться с природой. Мир объемлет тишина, полная тайны. И люди — рассказчик и его старый  приятель Рагим — готовы умом и сердцем проникнуть в неведомое. На душе у рассказчика чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать. Рагим, философствуя, словно разговаривая  с морем,  по­своему  пытается  сформулировать мысли о загадках жизни и смерти. Далее следует песня Рагима о Соколе и Уже. В ней два пейзажа: картина сырого, душного,  гнилого ущелья, «благословенного»  приюта Ужа,  и панорама широко разметнувшегося вольного моря, принявшего останки гордой птицы. В отличие от обрамления   «Песни...»,   море   здесь   не  спокойное,   сонное,   умиротворенное,   а сначала бурное, затем, после гибели Сокола, — грозно ревущее, сотрясающее своими ударами скалы. Но это в сказке. А в жизни? После высочайшего взлета поэтической интонации: «Безумству храбрых поем мы песню!..» — по контрасту следует фраза, открывающая заключительный пейзаж: «Молчит опаловая даль моря...» Тишина продолжает обнимать землю, и мотивы, звучавшие в начале «Песни...», как бы повторяются вновь. Повторяются — но не совсем. В свежем дыхании моря  на горы рассказчику чудится теперь много мощной, сдержанной силы. В  дремоте природы явственнее обозначается  тайна. И душа человека рвется  познать  неразгаданное, ожидая какого­то высокого откровения... Так в чем же смысл такого обрамления «Песни...»? Конечно, и в том, о чем сказано в  начале : создать фон для развертывания сказочного сюжета; одухотворенность  природы во вступительном пейзаже помогает естественнее воспринять грозную песню  волн в главной части произведения. Но значение обрамления и в том, что оно  побуждает читателя задуматься над серьезнейшим вопросом о сущности жизни, о пред­ назначении человека на земле, о смерти и бессмертии, и тем связывает сказку с  окружающей действительностью. ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ. Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет буревестник, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат черной молнии подобный. То крылом волны касаясь, радость в смелом крике птицы. В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти в уверенность в победе Чайки стонут перед бурей,— стонут, мечутся над слышат тучи в этом крике. морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей. И гагары тоже стонут,— им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому. Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. в пыль и брызги изумрудные громады. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, Вот он носится, как демон,— гордый, черный демон бури, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает. — и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от В гневе грома,— чуткий демон,— он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца,— нет, радости рыдает! Ветер воет... Гром грохочет... Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих не скроют! молний. — Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы: — Пусть сильнее грянет буря!.. Примерный ответ учащихся. В этом произведении также используется описание моря . Можно сказать, что море здесь является действующим лицом. Оно также неотъемлемо , как другой элемент пейзажа – тучи. Потому что буревестник, мечущийся между тучами и морем, одинаково грозными , является воплощением гордого, не сдающегося перед бурей (или перед испытаниями) человеком. При этом буря и бездна моря – его стихия: «Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.»

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».

Урок – мастерская «Морской пейзаж как средство создания характеристики героя в ранних произведениях М. Горького».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019