М.Ю. Лермонтов «Узник», «Пленный рыцарь»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Образовательная цель: 1. Раскрыть структуру мотива «желание», показать связь мотива с основными темами лирики Лермонтова (свободы, одиночества, вызова высшим силам, в том числе смерти) 2. Показать специфику лирического героя Лермонтова Развивающая цель: 1. Анализировать, сравнивать, обобщать объекты чтения 2. Владеть литературоведческой терминологией (лирический герой, лирический сюжет, мотив, образ) Воспитательная цель: 1. Уметь работать в группе 2. Отвечать за персональную работу Оборудование: 1. Художественное чтение стихотворения «Пленный рыцарь» в исполнении В.Самойлова; 2. Романс Е.Шашина «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Д.Хворостовского 3. Тексты стихотворений Лермонтова и вопросы к произведениям в конвертах (для жеребьевки). 4. Запись художественного чтения стихотворений «Узник» и «Сосед» в исполнении С.Старчикова.
Иконка файла материала 00050d21-343982db.doc
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ М.Ю. Лермонтов «Узник», «Пленный рыцарь» Тип урока: семинар­практикум Образовательная цель: 1. Раскрыть структуру мотива «желание», показать связь мотива с основными темами  лирики Лермонтова (свободы, одиночества, вызова высшим силам, в том числе  смерти) 2. Показать специфику лирического героя Лермонтова Развивающая цель: 1. Анализировать, сравнивать, обобщать объекты чтения 2. Владеть литературоведческой терминологией (лирический герой, лирический  сюжет, мотив, образ) Воспитательная цель: 1. Уметь работать в группе 2. Отвечать за персональную работу Опережающее задание: 1. Написать эссе о смысле желаний, о том, может ли человек преодолеть свои желания или они окажутся сильнее, «задавят» человека; прокомментировать слова  шекспировского героя герцога Орсино из комедии «Двенадцатая ночь»: «Желание  надо напоить, пресытить, чтобы, изнешившись, угомонилось». 2. Познакомиться со стихотворениями Лермонтова «Желание», «Пленный рыцарь»,  «Выхожу один я на дорогу» и вопросами к произведениям. Оборудование: 1. Художественное чтение стихотворения «Пленный рыцарь» в исполнении  В.Самойлова; 2.  Романс Е.Шашина «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Д.Хворостовского 3. Тексты стихотворений Лермонтова и вопросы к произведениям в конвертах (для  жеребьевки). 4. Запись художественного чтения стихотворений «Узник» и «Сосед» в исполнении  С.Старчикова. Форма урока: групповая работа Ход урока: I. Установка на восприятие темы – комментарий к сочинениям­эссе о смысле  желаний, выборочное чтение фрагментов работ       II. Слово учителя.       Сегодня на уроке мы посмотрим, как Лермонтов и его герои выражают свои                     желания, каковы эти желания. Запись темы в тетради. Жеребьевка задания (представительот группы выбирает конверт с заданием – стихотворением и вопросами к нему). По ходу  работы заполняем таблицу: «Желание» (1832г.) «Пленный рыцарь»(1840г.) «Выхожу один я на дорогу» (1841г.) Вывод:      III. Анализ стихотворения «Желание».      Чтение стихотворения учителем. 1. Обратите внимание на то, что стихотворение является лирическим монологом, т.е.  речь звучит от 1­го лица. Представьте, как выглядит говорящий, опишите его  внешность. 2. Почему ЛГ требует дать «на жизнь и волю, как на чуждую мне долю, посмотреть  поближе мне»? Предположите, где он находится, какова его судьба. 3. О чем мечтает узник? – Первая строфа. Полнота жизни и радость свободы,  красоты и любви. Это, казалось, самые обыкновенные желания. Но этим его  желания не исчерпываются. 4. Почему ЛГ не требует крепкую ладью, а требует «челнок дощатый с полусгнившею  скамьей», ветхий парус, «ознакомленный с грозой»? – Вторая строфа. ЛГ желает  бросить вызов стихии, вырвать ощущение силы в борьбе со стихией. Объясните,  почему он хочет быть «беззаботен и один»? Тягостно ли, горестно ему такое  одиночество? – Нет, он мечтает обрести в «буйном споре с дикой прихотью  пучин» не только силу и физическую крепость, Но и доказать свою удаль, силу  духа, мужество в поединке со стихией. В этом проявляется настоящее  молодечество ­ «потешусь». 5. Говоря о своих желаниях, обращаясь к неизвестным силам, ЛГ выбирает несколько  даже странную для его положения узника форму. В каком наклонении использованы  глаголы, выражающие мечту? Каков смысл употребления императива? Сколько раз  повторяется воззвание­приказание? – Обращаясь к высшим силам, узник не молит,  а дерзновенно приказывает, требует волю, смелости поступка и любви – всего, без чего невозможна человеческая жизнь. 6. С какой интонацией следует выразить чувства ЛГ, читая первые две строфы? 7. Перечитайте про себя третью строфу и подумайте, как должна измениться интонация  и почему? – Умиротворение и покой мечтает найти ЛГ в дивном месте,  напоминающем райский сад. Опишите его. – Великолепный восточный дворец,  фонтаны, аромат и сияние винограда, тишина, в которой так нежно убаюкивает  журчание воды… 8. Чем отличаются 1,2 и 3 строфы? – Антитеза: движение и покой, дерзновение,  мятежность и умиротворение, благодатное ощущение красоты мира. Однако  желания ЛГ не противоречивы. Узник не смиряется с неволей. 9. Почему в финале стихотворения многоточие? – ЛГ как будто, мечтая,  погружается в дремоту. IV. Анализ баллады «Пленный рыцарь»Слушаем балладу в исполнении В.Самойлова. 1. Почему баллада называется «Пленный рыцарь»? Что мы знаем о судьбе героя? 2. Чем герой баллады близок герою «Желания» и чем отличается от него? – Он  тоже узник и размышляет в заточении о свободе. 3. Чью речь могут услышать? Чей монолог звучит как обращение к слышащим? –  Пленный рыцарь молчит, это его внутренний монолог. 4. Что он видит из окошка темницы? Какие чувства он переживает, глядя на «синее небо» и «вольных птиц»? Какие чувства это вызывает у читателей? – Рыцарь  смотрит на мир из окна на небо и птиц снизу вверх. Это положение  просителя. Он, кажется, не уверен в возможности что­то изменить.  5. Какие воспоминания могут ненадолго утешить рыцаря? Почему? 6. Как вы понимаете смысл 3­ей строфы? Как раскрывается аллегория в 4­ой  строфе? Как называется художественный прием? 7. Почему герой в своем внутреннем монологе обращается к «быстрому, летучему  времени»? – Он, подобно ЛГ стихотворения «Желание», дерзает повелевать  самой свободной стихией – временем. Здесь он первый и единственный раз (но с какой силой!) говорит требовательно (глагол в императиве).  8. Как вы понимаете две последние строчки баллады? К кому устремляется в  своем последнем походе рыцарь? Обратите внимание, как встретит рыцаря  смерть, кем она предстанет перед ним, что сделает для него? – Смерть будет  служить рыцарю, она будет держать его стремя, будет его слугой.  9. Почему, встретившись со смертью, рыцарь «сдернет с лица… забрало»? – Вызов  времени и смерти. 10. О чем это произведение – о поражении и гибели пленного рыцаря или о  торжестве свободного человека над временем и смертью? V. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Послушаем романс Е.Шашиной в исполнении Д.Хворостовского. 1. Какое впечатление произвело на вас это произведение, музыкальное истолкование  стихотворение Лермонтова? – Светлая надежда, тихая печаль, задумчивость,  умиротворенность, тоска… 2. Какие цвета и оттенки вы бы использовали, если бы создавали иллюстрацию­пейзаж  к 1,2 строфам стихотворения? 3. Что поражает героя в открывшемся мире? 4. Почему ему «больно и трудно»? Что он стремится обрести? 5. Кому может принадлежать голос, поющий про любовь? 6. Почему дуб назван «темным», а не старым и могучим? 7. Попробуйте разгадать смысл сна­мечты ЛГ: какой образ символизирует покой, а  какой – свободу? 8. Как, по­вашему, надо прочитать стихотворение? Каким будет темп чтения? Как  изменится мелодия интонации от начала к финалу? Какие строфы будут разделены  самой длительной паузой? VI. Вывод. 1. Какой мотив связывает три стихотворения? 2. Чем близки герои? 3. В чем разница выражения мотива «желание» в этих произведениях? 4. Из приведенного перечня высших смыслов бытия выберите те, которые выражены в  лермонтовском мотиве «желание» (на внутренней доске):Воля, покой, любовь, счастье, красота, свобода, творчество, радость жизни, удача,  умиротворение, любование миром 5. Как развивается этот мотив в лирических произведениях? 6. Какой смысл или смыслы, выраженные в прочитанных произведениях Лермонтова,  ценны для современного читателя? VII. Домашнее задание:        Прослушаем два стихотворения Лермонтова в исполнении С.Старчикова. Почему мы  их сейчас включили? Какое отношение они имеют к теме нашего разговора? Подумайте  дома, как мотив «желание» проявляется в стихотворениях Лермонтова «Узник» (1837г.) и  «Сосед»(1837г. Вопросы при подготовке домашнего задания к уроку Вопросы для анализа стихотворения «Желание»: 1.Обратите внимание на то, что стихотворение является лирическим монологом, т.е. речь звучит от 1­ го лица. Представьте, как выглядит говорящий, опишите его внешность. 2.Почему ЛГ требует дать «на жизнь и волю, как на чуждую мне долю, посмотреть поближе мне»?  Предположите, где он находится, какова его судьба. 3.О чем мечтает узник?                 4. Почему ЛГ не требует крепкую ладью, а требует «челнок дощатый с полусгнившею скамьей»,    ветхий парус, «ознакомленный с грозой»? Объясните, почему он хочет быть «беззаботен и один»? Тягостно ли,  горестно ему такое одиночество?  5.Говоря о своих желаниях, обращаясь к неизвестным силам, ЛГ выбирает несколько даже странную  для его положения узника форму. В каком наклонении использованы глаголы, выражающие мечту?  Каков смысл употребления императива? Сколько раз повторяется воззвание­приказание 6.С какой интонацией следует выразить чувства ЛГ, читая первые две строфы? 7.Перечитайте про себя третью строфу и подумайте, как должна измениться интонация и почему 8.Чем отличаются 1,2 и 3 строфы? 9.Почему в финале стихотворения многоточие?  Вопросы для анализа  баллады «Пленный рыцарь» 1. Почему баллада называется «Пленный рыцарь»? Что мы знаем о судьбе героя?        2. Чем герой баллады близок герою «Желания» и чем отличается от него?  3. Чью речь могут услышать? Чей монолог звучит как обращение к слышащим?        4.Что он видит из окошка темницы? Какие чувства он переживает, глядя на «синее             небо» и   «вольных птиц»? Какие чувства это вызывает у читателей?  5.Какие воспоминания могут ненадолго утешить рыцаря? Почему? 6.Как вы понимаете смысл 3­ей строфы? Как раскрывается аллегория в 4­ой строфе? Как называется  художественный прием? 7.Почему герой в своем внутреннем монологе обращается к «быстрому, летучему времени?  8.Как вы понимаете две последние строчки баллады? К кому устремляется в своем последнем походе  рыцарь? Обратите внимание, как встретит рыцаря смерть, кем она предстанет перед ним, что сделает для него.  9.Почему, встретившись со смертью, рыцарь «сдернет с лица… забрало»?  10.О чем это произведение – о поражении и гибели пленного рыцаря или о торжестве свободного  человека над временем и смертью? Вопросы для анализа стихотворения «Выхожу один я на дорогу» 1. Какое впечатление произвело на вас это произведение, музыкальное истолкование стихотворение  Лермонтова?  2. Какие цвета и оттенки вы бы использовали, если бы создавали иллюстрацию­пейзаж к 1,2 строфам  стихотворения? 3. Что поражает героя в открывшемся мире? 4. Почему ему «больно и трудно»? Что он стремится обрести? 5. Кому может принадлежать голос, поющий про любовь? 6. Почему дуб назван «темным», а не старым и могучим? 7. Попробуйте разгадать смысл сна­мечты ЛГ: какой образ символизирует покой, а какой – свободу? 8. Как, по­вашему, надо прочитать стихотворение? Каким будет темп чтения? Как изменится мелодия  интонации от начала к финалу? Какие строфы будут разделены самой длительной паузой?Вывод. 1. Какой мотив связывает три стихотворения? 2. Чем близки герои? 3. В чем разница выражения мотива «желание» в этих произведениях? 4. Из приведенного перечня высших смыслов бытия выберите те, которые выражены в лермонтовском  мотиве «желание» (на внутренней доске): Воля, покой, любовь, счастье, красота, свобода, творчество, радость жизни, удача, умиротворение,  любование миром 5. Как развивается этот мотив в лирических произведениях? 6. Какой смысл или смыслы, выраженные в прочитанных произведениях Лермонтова, ценны для  современного читателя?

Посмотрите также