Общеобразовательное частное учреждение
«ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ШКОЛА»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
«Утверждено»
Директор ОЧУ
«Финансовоэкономическая школа»
________________/ Бондаренко А.С.
__________________/ Голубкова Н.С.
Основное общее образование
Рабочая программа по русскому языку
для 8 класса
Уровень: общеобразовательный
Фамилия, имя, отчество учителя
Кудряшкина Елена Владимировна
Квалификационная категория
высшая 2018.2019 учебный год
2 1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и рабочей Программы по
русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. (М.:
Просвещение, 2012) с учётом целей и задач Программы развития школы, требований стандартов второго поколения ФГОС и с учетом рекомендаций
Т.Н. Трунцевой по составлению рабочей программы к УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (М.: ВАКО, 2014). Программа рассчитана на 140
часов (4 часа в неделю). Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса,
последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся.
Преподавание ведётся по учебнику «Русский язык. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений, / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,
Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2013.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между
различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Учтены возможности для постоянно расширяющейся сферы реализации ФГОС в части применения ИКТ в образовательном процессе,
постоянного формирования и развития ИКТ компетентности обучающихся на уроках: становление и развитие учебной (общей и предметной) и
общепользовательской ИКТ – компетентности, а именно: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению,
пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением
средств ИКТ. Элементы ИКТ компетентности формируются и используются на уроках русского языка в интегративных межпредметных проектах,
нестандартных уроках, во внепредметной активности. В то же время, освоение ИКТкомпентентности в рамках предмета содействует формированию
метапредметной ИКТ компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий. В соответствии с ФГОС
(требования к условиям) рабочая программа исходит из того, что весь образовательный процесс отображается в информационной среде. Школьные
средства ИКТ, используемые в различных элементах образовательного процесса: работа с компьютером, распечатывание текстовых файлов,
размножение больших объемов текстовых и графических материалов (учебных, информационных, детских работ), выступление с компьютерной
поддержкой, оцифровку изображений (сканер), фотоаудиовидео фиксацию хода образовательного процесса.
2.Общая характеристика предмета.
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью
духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством обучения.
Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со
всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией.
В 8 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и
культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса
и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о
лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национальнокультурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения
знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского
литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека,
владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические
нормы общения. Рабочая программа для 6 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения,
информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями
общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей
программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую
деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления,
указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе
изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в
4 школе.
Разделы, указанные в программе, неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только
получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности,
различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национальнокультурном феномене. Таким образом,
процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно
связанными друг с другом.
Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе:
• Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского
сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры,
осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство
освоения моральноэтических норм, принятых в обществе;
• овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
• приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, ана
лизировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности,
развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных
ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности
родного языка;
• совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести
диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов
развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 7 классе на высоком, но
доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается
раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. По
высить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством
5 учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной
деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются
процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами.
Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года
выделяются специальные часы. В 8 классе в разделе «Повторение изученного в 5—7 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано
необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического
повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 8 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены
интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи:
речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность
действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над
текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его
организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и
влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Форма организации образовательного процесса: классноурочная система и дистанционная.
Технологии, используемые в обучении развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских
навыков, информационнокоммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий — в
форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических,
творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов;
итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
6 Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение
метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и
развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная
компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и
способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого
поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы направлено на развитие логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках
русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и
осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования
форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Одно из важнейших требований к словарной работе
— развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться
словарямисправочниками.
Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при
выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений
анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал,
правильно отбирать языковые средства.
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебнонаучной и публичной (ораторской) на
основе знакомства с основными видами бытового, общественнополитического и академического красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как
знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как
науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка;
обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений
7 нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования
орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой
для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов
языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые
используются прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе является формирование навыков грамотного письма.
Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.
Кульmуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание
взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры
межнационального общения; способность объяснять значения слов с национальнокультурным компонентом.
Рабочая программа составлена с учётом того, что в 8 классе у учащихся сохраняется высокая работоспособность, активность. Они
интеллектуально развитые дети, которые в состоянии освоить программу по предмету не только на базовом, но и на продвинутом, творческом уровне.
Это позволило включить в содержание уроков материал повышенного уровня сложности, увеличить объём самостоятельных, творческих заданий и
отдать предпочтение групповым, парным и индивидуальным формам работы.
Базовый уровень усвоен всеми учениками. Анализ проведенных диагностических работ позволяет заключить, что недостаточно усвоены
следующие орфограммы: безударные гласные в корне слова, падежные окончания имен существительных, личные окончания глаголов, отличие
приставки от предлога. Учащиеся испытывают затруднения в постановке запятой между однородными членами предложения, слабо усвоили
лексические понятия. Недостаточно отработаны практические навыки орфографического, морфемного, фонетического, синтаксического разборов.
Контингент учащихся неоднороден, в связи с чем в основе организации работы на уроках – уровневая дифференциация, индивидуальный подход.
Технологии, используемые в работе:
Чтение и письмо для развития критического мышления
ИКТ
Обучение в сотрудничестве
Исследовательские методы обучения
ТРИЗ
Здоровьесберегающие технологии
8 Игровые методы обучения
Проектирование
Система инновационной оценки «портфолио»;
Технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
Коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урокбеседа, повторительно
обобщающий урок, урок лекция, урок игра, урок исследование, урокпрактикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; опрос с помощью перфокарт;
выборочная проверка упражнения; взаимопроверка; самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ).
3.МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Базисный учебный (образовательный план) на изучение русского языка в 8 классе основной школе отводит 4 учебных часа в неделю в течение 35
недель обучения, всего 140 уроков (учебных занятий).
9 4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.
Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системнодеятельностный, компетентностный,
дифференцированный, личностноориентированный и проблемный подходы.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую
русский язык выполняет в системе школьного образования. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно
деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы. В процессе обучения ученик
получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и
предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми
видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно
важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование,
оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников,
умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию).
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Требования к результатам учащихся по русскому языку:
Программа направлена на достижение ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
10 Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяв ющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и
отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
11 • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на
уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какойлибо задачи,
участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформаль
ного межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,
диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официальноделовой стили, язык художественной лите
ратуры; жанры научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование,
12 описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации
речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств
языка;
8) понимание коммуникативноэстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Критерии и нормы оценки знаний соответствуют Положению «Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по русскому
языку»
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного
общего образования
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
13 способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе
словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовои речи с лицами, имеющими
нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социальнобытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом
пространстве с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и
социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.».
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
14
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне
(на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какихлибо
задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального
и неформального межличностного и межкультурного общения.
Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
15 формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического
работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи
педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического
работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей
помощи тьютора;
формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогупсихологу, социальному педагогу) в
случае личных затруднений в решении какоголибо вопроса;
формирование умения активного использования знаковосимволических средств для представления информации об изучаемых
объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагогапсихолога и тьютора;
развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных
источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников»
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
16 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых основ лингвистики;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
7) проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
8) понимание коммуникативноэстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература»
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма,
общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной
17 направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки
прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации
и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
понимание, интерггретация и комментирование текстов различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в
устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности
изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный
ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и
самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств,
18 мыслей и коммуникативных потребностей;
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать
свои языковые умения и планировать
их совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативноэстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики,
лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение;
сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
уместное использование фразеологических оборотов в речи;
корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение
систематизация научных
и
знаний о языке,
его
единицах и категориях;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным
грамматическим признакам;
распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических
признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;
распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;
19 распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;
распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;
5) формирование
видов
анализа
навыков
словосочетания
проведения
и
различных
а
предложения,
также
многоаспектного
слова,
анализа
синтаксического
текста:
анализа
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова),
лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в
предложении;
анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы,
разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления,
подбор синонимов, антонимов;
деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;
проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического
значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;
опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
20 умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании,
определение его вида;
определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
определение грамматической основы предложения;
распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры,
полных и неполных;
распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленньк членов предложения;
обращений; вводных и вставньк конструкций;
опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение
средств синтаксической связи между частями сложного предложения;
определение функциональносмысловьк типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной
разновидности язьжа, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и
целесообразность их использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых
средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
умение использовать словари (в том числе мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого
высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их
строения и способах конструирования информационных запросов;
21 пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего для определения лексического
значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и
переносного значения, особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного
грамматическими,
пунктуационньгми,
анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими,
лексическими,
стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами
лексики и фразеологии языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; освоение правил правописания служебных частей речи и
умения применять их на письме;
орфографическими,
применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи,
цитировании, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в
22 соответствии с акцентологическими нормами;
выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового
различия, стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;
соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен
существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи
предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголовсказуемых в
связном тексте;
8) для слепых, слабовидящих обучающихся: формирование навыков письма на брайлевской печатной машинке;
9) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся формирование и развитие основных видов речевой
деятельности обучающихся слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов),
говорения, чтения, письма;
10)для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами
речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных,
письменных, альтернативных высказываний;
стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию;
видение традиций и новаторства в произведениях;
восприятие художественной действительности как выражение мыслей автора о мире и человеке.
23 №
раздела
и темы
Учебно – тематический план
Контрольные работы
Развитие речи
Четверть
Наименование разделов и тем
Всего
часов по
программе
Всего часов с
учетом
компонента
1
2
3
4
5
6
7
8
9
I
четверть
II
четверть
III
четверть
10
IV
Введение
Повторение пройденного материала
Синтаксис. Пунктуация. Культура
речи. Словосочетание
Простое предложение
Двусоставные предложения.
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Односоставные предложения.
Простое осложненное предложение
Однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения.
Слова, не связанные с членами
1
8+2
8+2
2+2
8+2
8+3
14+4
1
15+4
20+5
1
6+2
7+1
2+1
6+2
6+2
9+2
1
12+2
18+2
24
м
и
к
с
е
ч
и
т
а
м
м
а
р
г
с
т
н
а
т
к
м
и
е
д
и
н
а
д
а
з
1
1
1
1
К
Ш
В
ы
т
с
е
т
ы
т
к
е
о
р
П
я
и
н
е
н
и
ч
о
с
я
и
н
е
ж
о
л
з
и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 четверть
Всего:
предложения.
Обращение
Вводные и вставные конструкции
Чужая речь
Повторение и систематизация
изученного в 8 классе
11
12
4
5+2
6+1
5+1
105 ч.
4
7+2
10+2
5+1
140 ч.
1
1
1
1
9
1
3
4
1
1
10
1
1
1
9
1
6
Основное содержание по
темам
Русский язык в
современном мире (1ч)
Пунктуация и орфография.
Знаки препинания, знаки
завершения, разделения,
выделения
Знаки препинания в
сложном предложении
Буквы к и нн в суффиксах
прилагательных, причастий
и варений
Слитное и раздельное
написание не с различными
частями речи
Основные единицы
синтаксиса
Текст как единица
6. Содержание тем учебного курса.
Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Составляют опорный конспект для пересказа текста. Аргументируют основные положения о роли русского языка в современном мире (устно и
письменно). Выполняют письменное дифференцированное задание.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 57 КЛАССАХ (8+2)
Разграничивают знаки препинания по их функциям. Анализируют таблицу в учебнике. Обобщают наблюдения и делают выводы. Работают в группах
по дифференцированному заданию. Выполняют дома дифференцированное задание.
Самостоятельно наблюдают особенности языкового материала. Выразительно читают стихотворный текст. Соотносят обобщённый ответ по теме с
таблицей в учебнике. Создают графические схемы сложных предложений. Конструируют сложные предложения. Выполняют дома дифференци
рованное задание.
Готовят устный рассказ по таблице. Формулируют правило в соответствии с графической схемой в учебнике. Отрабатывают практически ор
фограмму. Осуществляют самоконтроль в выборе орфограммы.
Осуществляют работу по развитию речи. Пишут изложение с грамматическим заданием.
Анализируют теоретические сведения из учебника. Работают с таблицей учебника. Иллюстрируют таблицу своими примерами. Осуществляют тре
нинговые упражнения и самоконтроль в выборе написаний. Работают с текстами разных стилей. Выполняют дома дифференцированное задание.
Развивают речь: пишут сочинение в форме письма. Пишут контрольный диктант.
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (8+2)
Работают с таблицей учебника над единицами языка. Учатся разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям — номинативной и
коммуникативной. Конструируют свои предложения, используя слова поэзии А. С. Пушкина. Учатся выразительно читать стихотворение Н. Рубцова.
Доказывают, что предложения, приведённые в упражнении, являются текстом. Анализируют текст со стороны языковых средств связи. Выполняют
25 синтаксиса
творческие задания в группах. Конструируют текст.
Предложение как единица
синтаксиса
Словосочетание как единица
синтаксиса
Виды словосочетаний
Синтаксические связи слов в
словосочетаниях
Синтаксический разбор
словосочетаний
Грамматическая
(предикативная) основа
предложения
Порядок слов в
предложении
Интонация
Описание памятника
культуры
Подлежащее
Сказуемое
Простое глагольное
сказуемое
Наблюдают соотнесённость содержания предложения с ситуацией, фрагментом действительности. Анализируют слова, словосочетания и предло
жения. Конструируют предложения. Пишут сжатое изложение от 3го лица.
Распознают словосочетание в составе предложения. Конструируют словосочетания, опираясь на схему. Дифференцируют слова и словосочетания.
Распределяют слова по значению и структуре.
Распознают различные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
Составляют таблицу, используя графические обозначения. Заполняют таблицу примерами словосочетаний разных видов. Пишут выборочный диктант.
Выполняют домашнее задание дифференцированного характера.
Определяют виды подчинительной связи в словосочетаниях.
Составляют схемы словосочетаний. Конструируют словосочетания с разными видами подчинительной связи. Контролируют употребление формы
зависимого слова по нормам русского литературного языка.
Изучают порядок и образец разбора. Выполняют разбор словосочетаний. Дифференцированно закрепляют тему на тренировочном материале. Готовят
индивидуальные задания. Отвечают на контрольные вопросы. Пишут минисочинение.
Простое предложение (2+2)
Опознают простые предложения. Наблюдают, пользуясь схемой, особенности связи подлежащего и сказуемого. Определяют предикативность
предложения. Пишут миниизложение.
Исследуют языковой материал..Сопоставляют порядок слов в предложениях на разных языках. Сравнивают порядок слов в разных предложениях и
делают вывод. Выписывают предложения с обратным порядком слов.
Работают со схемой как зрительной опорой для самостоятельных наблюдений. Знакомятся с теоретическими сведениями. Читают этимологическую
справку о словах интонация, пауза. Наблюдают и делают выводы об интонации и паузах в предложениях. Воссоздают ситуации, требующие разной
интонации. Придумывают ситуации, в которых могут быть использованы предложения. Пишут интонационный диктант. Наблюдают за звучащей речью
(по телевидению, радио) и корректируют её интонационные недочёты. Анализируют таблицу.
Работают со специально подобранным иллюстративным материалом (видеозапись, презентация). Читают текст и сопоставляют публицистическое
описание двух картин с изображением памятника. Делятся своими впечатлениями с помощью презентации. Пишут сочинение — публицистическое
описание двух картин с изображением одного и того же памятника.
Двусоставные предложения
Главные члены предложения (8+2 )
Активизируют знания о подлежащем и его роли в предложении.
Анализируя русские пословицы, фрагменты текстов художественной литературы, находят подлежащие и определяют способ их выражения, от
рабатывая при этом правописные навыки. Составляя предложения с приведёнными в рамках словами, развивают творческие способности и учатся
использовать в собственной письменной речи подлежащие, имеющие разный способ выражения. Пишут сочинение по картине.
Активизируют знания о сказуемом и его роли в предложении. Анализируя фрагменты текстов художественной литературы, находят подлежащие и
определяют способ их выражения, отрабатывая при этом правописные навыки.
Определяют простое глагольное сказуемое.
Расширяют знания в области лексики, применяя их при создании собственных предложений на основе заданных условий. Готовят устное сообщение на
заданную тему, руководствуясь сведениями таблицы учебника. На основе текста развивают свои правописные навыки, закрепляют теоретические
сведения, полученные в параграфе, развивают творческие способности, грамматически видоизменяя текст упражнения в соответствии с заданием.
26 Составное глагольное
сказуемое
Составное именное
сказуемое
Тире между подлежащим и
сказуемым
Роль второстепенных
членов предложения
Дополнение
Определение
Приложение. Знаки
препинания при нём
Обстоятельство
Синтаксический разбор
двусоставного предложения
Характеристика человека
Повторение
Пишут сочинение на заданную тему.
Определяют составное глагольное сказуемое.
Анализируют различные способы выражения составных глагольных сказуемых, заменяя вспомогательный глагол кратким прилагательным в составе
сказуемого. Анализируют текст с точки зрения представленности в нём составных глагольных сказуемых, определяют способ их выражения. Пишут
сочинение на заданную тему.
Определяют составное именное сказуемое.
Находят в предложениях грамматическую основу, определяют тип сказуемых и способы выражения именной части в составном именном сказуемом,
отрабатывая при этом правописные навыки. Классифицируют предложения в соответствии с типом сказуемых, активизируют сведения из области
лексики (архаизмы, синонимы). Распознают различные типы сказуемых. Анализируют тексты с точки зрения представленности в них разных типов
сказуемых, определяют их функцию в текстах. Составляют план текста и выделяют в нём микротемы.
Развивают навык выразительного чтения. Усваивают правило употребления тире между подлежащим и сказуемым.
Анализируют способ выражения грамматической основы в предложениях. Активизируют знания из области стилистики. Готовят устное сообщение
на заданную тему. Анализируют предложения, находя в них грамматическую основу, отмечая особенности интонации, объясняя постановку тире,
сопоставляя сведения о типах сказуемых. Составляют высказывания о знаменитых людях. Пишут диктант.
Второстепенные члены предложения (8+3)
Воспроизводят изученный ранее материал о предложении и его членах. Актуализируют на основе материала для наблюдений информацию о членах
предложения. Извлекают информацию по теме из учебной статьи. Записывают и выделяют грамматические основы и второстепенные члены в
предложениях.
Опознают дополнение.
Анализируют морфологическую выраженность дополнений. Читают текст и определяют его основную мысль. Составляют устную характеристику
личности. Оценивают грамматическую правильность предложений с дополнениями. Работают с текстами, развивая способность адекватного
понимания содержания. Усваивают роль дополнений (прямых и косвенных) в предложенных текстах.
Опознают определение. Дифференцируют согласованные и несогласованные определения. Производят замены определений синонимичными. Создают
устный и письменный текст на основе данного, производят самопроверку.
Распознают в словосочетаниях определяемое слово и приложение. Подбирают приложения с нужными значениями. Работают над нормой упо
требления приложений в нужной форме.
Опознают обстоятельство.
Дифференцируют обстоятельства по значению. Составляют предложения, употребляя обстоятельства с разными значениями. Расставляют знаки
препинания в упражнениях и уточняют морфологическую выраженность обстоятельств.
Выполняют синтаксический разбор двусоставных предложений. На примере одного из текстов осознают роль русского языка. Характеризуют тру
довую деятельность, включив в свои предложения разные виды обстоятельств.
Читают, изучая, текст об известном лингвисте, учатся вычленять главное в содержании. Продуцируют свой текст, извлекая материалы из справочной
литературы. Пишут сочинение по групповому портрету.
Систематизируют изученный материал по вопросам и заданиям учебника. Работают с научнопопулярным текстом из энциклопедии, попутно
выполняя задания по орфографии, пунктуации и синтаксису. Вырабатывают своё мнение и аргументируют его по вопросам русского языка.
Исправляют ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы. Оценивают свою речь с точки зрения своей манеры говорить, используя слова
для справок.
Односоставные предложения (14+4)
27 Главный член
односоставного
предложения
Назывные предложения
Определённоличные
предложения
Неопределённоличные
предложения
Инструкция
Безличные предложения
Рассуждение
Неполные предложения
(=4ч)
Синтаксический разбор
односоставного
предложения
Повторение
Понятие об осложнённом
предложении
Понятие об однородных
членах
Характеризуют односоставные предложения со стороны грамматической основы. Различают односоставные предложения с разной грамматической
основой. Распространяют односоставные предложения второстепенными членами.
Опознают назывные предложения.
Наблюдают за функцией и семантикой назывных предложений. Составляют назывные предложения. Осознают уместность употребления назывных
предложений в текстах определённого типа. Пишут диктант.
Опознают определённоличные предложения.
Определяют морфологическую выраженность главного члена в определённоличных предложениях и функцию этих предложений. Уместно упо
требляют данный вид предложений в своём тексте. Пишут диктант.
Опознают неопределённоличные предложения.
Определяют значение и морфологическую выраженность главного члена неопределённоличных предложений. Аргументируют употребление одно
составных предложений данного вида подобранными пословицами.
Анализируют употребление односоставных предложений в жанре инструкций. Выбирают нужную форму глаголасказуемого для односоставных
предложений в инструкции. Создают свои текстыинструкции, употребляя уместно односоставные предложения.
Опознают безличные предложения.
Определяют морфологическую выраженность главного члена в безличных предложениях. Трансформируют двусоставные предложения в одно
составные безличные предложения. Подбирают свои тексты с примерами безличных предложений из разных учебников.
Воспринимают на слух текстрассуждение, выделяют в нём структурные части. Создают своё рассуждение на предложенную тему. Работают над
текстом для изложения, определяя коммуникативноцелесообразные языковые средства выражения мысли. Подбирают рабочие материалы на опре
делённую тему на основе межпредметных связей с уроками литературы. Пишут диктант. Готовят устное выступление по картине.
Определяют неполные предложения и опознают их типы. Составляют диалоги с использованием неполных предложений.
Выполняют устные и письменные синтаксические разборы односоставных предложений. Тренируются в разборе предложений разных видов, со
поставляя двусоставные и односоставные предложения.
Отвечают на контрольные вопросы, систематизируя изученный материал. Тренируются в использовании разных односоставных предложений, выбирая
наиболее уместные и следя за нормой их употребления. Размышляют над синтаксическими ресурсами в оформлении связных текстов с помощью
простых предложений разных видов. Пишут сочинение, употребляя односоставные предложения. Развивают свою способность устного пересказа
текста об учёном с оценкой его деятельности. Выполняют тестовые задания.
Простое осложнённое предложение (1ч)
Определяют, чем осложнены предложения, приведённые в упражнении, списывают их, расставляя пропущенные знаки препинания.
Однородные члены предложения (15+4)
Осознают условия однородности членов предложения. Производят наблюдение за языковым явлением (сравнивают черновую и окончательную
редакции одного из предложений поэмы Л. С. Пушкина «Цыганы»). Читают предложения с нулевой интонацией. Указывают средства связи между
однородными членами. Выполняют упражнение по развитию речи, составляют текст на одну из предложенных тем, употребляя однородные члены.
Выписывают из учебников по естественным наукам предложения с однородными членами. Пишут диктант, объясняя правописание пропущенных букв
и употребление знаков препинания.
28 Однородные члены,
связанные только
перечислительной интона
цией, и пунктуация при них
Однородные и
неоднородные определения
Однородные члены,
связанные сочинительными
союзами, и пунктуация при
них
Обобщающие слова при
однородных членах и знаки
препинания при них
Синтаксический разбор
предложения с однородными
членами
Пунктуационный разбор
предложения с однородными
членами
Повторение
Понятие об обособленности
Обособленные определения.
Выделительные знаки
препинания при них
Рассуждение на
дискуссионную тему
Обособленные приложения.
Выделительные знаки
препинания при них
Обособленные
обстоятельства.
Выделительные знаки
Читают и записывают тексты, графически обозначая перечислительную интонацию, расставляя пропущенные разделительные запятые между од
нородными членами. Письменно формулируют основную мысль текста. Продолжают незаконченные предложения, ставя на месте пропусков од
нородные члены предложения. Пишут изложение, основанное на сравнительной характеристике.
Распознают однородные и неоднородные определения. Пишут изложение. Читают текст выразительно вслух, соблюдая интонацию перечисления при
однородных членах. Пишут диктант.
Выделяют разделительные союзы в предложениях.
Определяют, одиночными или повторяющимися являются эти союзы. Расставляют знаки препинания в текстах. Пишут текст, расставляя про
пущенные запятые. Подчёркивают однородные члены как члены предложения и грамматические основы сложносочинённых предложений с союзом и.
Составляют схемы сложносочинённых предложений. Находят в тексте обращения, однородные главные и однородные второстепенные члены.
Составляют предложения. Формулируют основную мысль текстаописания. Выполняют творческую работу. Пишут сочинение, основанное на
сравнительной характеристике. Рассматривают репродукцию картины, описывают и обсуждают её в классе.
Распределяют предложения на две группы: с обобщающим словом после однородных членов и перед ним. Читают выразительно предложения с
интонацией предупреждения, с интонацией пояснения. Подбирают к однородным членам предложенные обобщающие слова. Записывают предложения
с обобщающим словом при однородных членах, классифицируя их по группам. Пишут диктант.
Проводят письменный синтаксический разбор предложения с однородными сказуемыми. Устно разбирают предложения с однородными второ
степенными членами. Составляют схемы простых предложений с однородными определениями.
Производят устные и письменные пунктуационные разборы простых предложений с однородными членами, входящими в состав сложного. Пишут
предложения, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами предложения.
Определяют и формулируют основную мысль текста. Списывают его, расставляя недостающие запятые и подчёркивая однородные члены. Читают
отрывок из статьи. Находят однородные и неоднородные определения в тексте. Находят однородные обстоятельства. Определяют, сколько рядов
однородных членов в указанном предложении.
Обособленные члены предложения (20+5 )
Понимают сущность и общие условия обособления.
Выделяют запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Обозначают паузы, которые выделяют обосо
бленные члены. Списывают текст, подчёркивая грамматические основы сложных предложений.
Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными определениями.
Графически обозначают обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Объясняют, при каких условиях они обособлены, а при каких
нет. Читают предложения с обособленными членами и интонацией обособления. Сравнивают по смыслу данные предложения.
Анализируют текст и формулируют его основную мысль. Пишут сочинениерассуждение. Продумывают основной тезис рассуждения, аргументы.
Определяют тему текста, выписывают предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Редактируют
предложения.
Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными приложениями. Указывают, как морфологически выражены и пунктуационно
оформлены приложения, обозначают графически их синтаксическую роль. Записывают отрывки из стихотворений и указывают распространённые
приложения. Пишут диктант.
Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными обстоятельствами. Читают тексты, записывают их, графически обозначая обосо
бленные обстоятельства. Указывают обращения. Читают зарисовку писателя Ю. Олеши, формулируют главную мысль. Выписывают предложения с
обособленными обстоятельствами, определениями и приложениями. Указывают, в каких предложениях они являются однородными. Находят ошибки
29 препинания при них
в построении предложений с деепричастными оборотами и записывают предложения в исправленном виде.
Обособленные уточняющие
члены предложения.
Выделительные знаки
препинания при уточняющих
членах предложения
Синтаксический разбор
предложения с
обособленными членами
Пунктуационный разбор
предложения с
обособленными членами
Повторение
Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными уточняющими членами предложения.
Выделяют запятыми и подчёркивают обособленные члены предложений. Записывают предложения, подчёркивая обособленные обстоятельства
уступки и выделяя их запятыми. Выписывают из текста предложения с обособленными определениями и приложениями. Выполняют упражнение по
развитию речи: составляют рассказ о какомлибо изобретении, используя обособленные члены предложения.
Производят письменный и устный синтаксический разбор предложений, осложнённых обособленными членами. Читают и списывают текст, расставляя
пропущенные запятые.
Производят устный и письменный пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. Списывают текст, выделяя запятыми обо
собленные члены предложения.
Записывают текст, расставляя недостающие запятые и графически обозначая обособленные члены предложения. Составляют схемы предложений.
Указывают условия для обособления второстепенных членов предложения. Читают текст, прослеживают развитие мысли писателя, продолжают
текст, учитывая стилистические особенности авторского описания. Выразительно читают и записывают тексты. Графически отмечают обособленные
члены предложения, называя условия их обособления.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение (4 ч)
Назначение обращения
Распространённые
обращения
Выделительные знаки
препинания при обращении
Употребление обращений
Осознают основные функции обращения.
Выделяют графически и интонационнообращения, расставляют знаки препинания. Составляют предложения с обращениями.
Опознают и правильно интонируют предложения с распространёнными обращениями. Составляют небольшой текст с использованием распростра
нённых обращений. Выписывают из текстов художественной и публицистической литературы примеры употребления разных обращений.
Выписывают текст с выделением обращений знаками препинания, обозначают графически обращения, чертят схемы с обозначением местоположения
обращений.
Составляют письма и моделируют разговор по телефону. Описывают различные ситуации общения с употреблением обращений. Составляют пред
ложения с последующим их прочтением с определённой тональностью. Списывают тексты с постановкой запятых и графическим выделением об
ращений. Приводят примеры обращений. Составляют поздравления и тексты деловой корреспонденции на различные темы.
Вводные и вставные конструкции (7 + 2 ч)
Вводные конструкции
Осознают функции вводных конструкций в речи. Выписывают предложения с обозначением вводных слов. Графически выделяют вводные слова.
Группы вводных слов и
вводных сочетаний слов по
значению
Выделительные знаки
препинания при вводных
словах, вводных сочетаниях
слов и вводных предло
Узнают группы вводных слов и предложений по значению.
Рассматривают схему. Составляют предложения с различными по значению вводными словами и сочетаниями слов. Читают текст, определяют тему
текста и основную мысль, находят вводные слова. Формулируют свой ответ на поставленный автором текста вопрос.
Выписывают текст с постановкой знаков препинания при вводных словах. Вставляют вводные слова в текст л расставляют знаки препинания,
указывают значения слов. Готовят высказывание типа рассуждения на заданную тему с последовательным изложением аргументов с помощью вводных
слов. Переписывают текст, заменяя вводные слова и сочетания слов вводными предложениями. Определяют части речи.
30
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Рабочие программы по русскому языку и литературе 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.