Открытый урок "Образ богатыря в русских былинах" 7 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Открытый урок по литературе в 7-А классе.Образ богатыря в русских былинах" 7 класс Тема. Образ богатыря в русских былинах. Цели: обучающая: обобщить знания о былине, раскрыть образ русского богатыря, формировать умения характеризовать главного героя в былине и давать собственную оценку поступкам героев; продолжать учить работать с текстом;конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Открытый урок по литературе в 7­А классе Тема. Образ богатыря в русских былинах. Цели: обучающая: обобщить знания о былине, раскрыть образ            русского богатыря, формировать умения  характеризовать главного героя в былине    и давать собственную оценку поступкам героев; продолжать учить работать с текстом;           развивающая: развивать устную речь учащихся,                                 мышление, внимание, память, навыки  выразительного чтения отрывков поэтического  произведения; воспитательная: на основе былинных текстов и текстов  поэтических произведений к уроку       воспитывать у детей интерес к русскому  фольклору, любовь  к своему отечеству, народу,  такие  человеческие качества, как: силу воли,  мужество, бескорыстие, героизм; Оборудование:­ интерактивная доска, ­  аудиозаписи музыки и песен современных русских композиторов, ­ выставка детских рисунков к уроку, ­ русский костюм I Вступительная часть Ход урока 1. Организационный момент (проверка наличий тетрадей, установка  на урок, приветствие гостей) II Основная часть Слово учителя. 1. ­ Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы с вами  сейчас не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоббыл у нас мир да лад, да согласие согласие и велась наша беседа речью плавною. А поговорим­то мы с вами о мудрых и славных богатырях  русских, преисполненных ратного духа, и пусть ещё больше укрепится  ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. А всего то  было богатырей больше ста с лишним, да пришли они к нам из времён  далёких. ­ Кто же это, откуда они к нам пришли, как они выглядели,  давайте посмотрим, ребята, на них и вы, дорогие гости тоже  посмотрите.  (и тут идут слайды с картинками Святой Руси,  русских  богатырей, под музыку) Слово учителя. 2. – Да, Святая Русь, русский народ, могучие богатыри – всё это  положено в основу русской былины – бесконечно прекрасной,  необычной по звучанию и несравненной по сравнению с другими жанрами устного народного творчества. ­ Ребята, давайте вспомним, а что такое былина? (Былина – это  песнь о русских богатырях, в которой говорится о борьбе  русского народа с завоевателями). ­  Ребята, а какие былины мы изучали с вами на уроках  литературы? («Илья Муромец и Соловей разбойник», «Вольга и Микула Селянинович») 3. –Ребята, внимательно прослушайте очень красивое  стихотворение под музыку Эдварда Грига (учитель читает) Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову!                           (музыка выключается)4. – Ребята, скажите, а кто же это были такие, которые не боялись стать за честь против недруга, за неё в нужде сложить голову?  (Это были богатыри) ­ О каких богатырях мы с вами узнали и которые были известны на Руси? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович,  Вольга, Микула селянинович). ­Найдите и прочитайте в тексте, откуда родом был Илья  Муромец. (с.10, дети читают отрывок) ­ Слово учителя об Илье Муромце. Совершенно верно, в городе Муроме, в селе Карачарове, живет  Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может  подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды,  когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами  останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им  ворота и впустить в дом. Тот отвечает. Что не может встать, но они  повторяют свою просьбу. Тогда Илья  поднимается, впускает калик, а  те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разгоревается, и  он чует в себе силу неимоверную. Илья благодарит калик, а те говорят  ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не  грозит смерть в бою, он будет биться со многими силами и побеждать  их. Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает  в чистое поле. ­Расскажите, что вам известно о Добрыне Никитиче. (Добрыня  происходил из княжеской семьи, был воспитан, образован, умел  прекрасно петь на гуслях, играть в шахматы, всегда сдержан, тактичен). ­ А кто такой был Алеша Попович? (происходил из семьи священника,  жизнерадостный сам по себе, веселый и самый младший среди всех  богатырей). ­ Найдите и прочитайте, как появляется в былине Вольга? (с.29) ­Чем занимался Микула Селянинович. Кто он такой? ­ Почему у него такое отчество? Найдите и прочитайте. (с. 29)II Проверка домашнего задания. Слово учителя. ­ Они такие разные, а как вы думаете, что их объединяет? (ответы  детей: любовь к родине, мужество, сила) ­Не найдутся такие люди, которые не видели бы картину известного  русского художника Васнецова «Три богатыря».  ­ Давайте посмотрим на эту картину и попробуем охарактеризовать  этих богатырей. На интерактивной доске картина Васнецова «Три богатыря» На картине изображены три богатыря. В центре Илья Муромец, справа ­ Добрыня Никитич, слева ­  Алеша Попович.  ­ Какие они? (Они сильные и величественные, сурово глядят вдаль) ­ Как выдумаете, а почему у них такой суровый взгляд, о чем они  думают? (Они думают, не посягает ли враг на Русскую землю) ­ Что держат богатыри в руках? (они готовы в любой момент встать на  защиту Отечества). ­ Ребята, а как вы думаете, были ли еще богатыри на Руси или это и  всё? (конечно, были. Ими не оскудеет  земля русская никогда) ­ А теперь ребята в качестве домашнего задания приготовили свои  собственные работы, где представили русского богатыря таким, каким  они его видят. ­ Расскажите, ребята, кого вы представили в своей работе и каким, по  вашему мнению, должен быть богатырь? (Ответы детей у доски  каждого со своей работой, обязательно, с цитатой из учебника). 5. Слово учителя ­ Молодцы, ребята, вы хорошо приготовились. А теперь давайте  обобщим всё сказанное вами и составим небольшую  характеристику богатырю.  Какими чертами характера, по  вашему мнению, должен обладать богатырь.  На интерактивной доске слова, характеризующие человека.Выберите те, которыми,  по вашему мнению, должен обладать богатырь и запишите в тетрадь, начиная со слов: по моему мнению, я считаю, мне кажется, я думаю… Храбростью, трусливостью, скромностью, честностью, добротой,  лаской, мужеством, силой, мудростью, отвагой, жадностью, силой,  умом, обидчивостью, грубостью, смелостью, впечатлительностью,  простотой, смекалкой, черствостью, щедростью, справедливостью,  наглостью, слабостью, любовью… III Заключительная часть Слово учителя ­ Ребята, давайте вернёмся в наше время.  Есть такое  крылатое выражение, его многие слышали:  Не перевелись богатыри еще на Руси Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время?  ­ Где их можно встретить? ( Богатыри в наше время – это те, кто  защищает нашу землю от врага, это сильные люди патриоты своей  родины)_ ­ В каких профессиях можно встретить настоящих богатырей? ­ Армия (солдаты) ­ Милиция ­Пограничники ­Пожарники ­Охранники ­ Можем ли мы их назвать современными богатырями и почему? Да.  Они охраняют днём и ночью нашу Родину, отдают свои жизни для  спасения других. Богатыри наши награждены медалями и орденами за  заслуги перед отечеством. Многие из воинов награждены посмертно.  Мы гордимся ими! Нам есть на кого равняться! ­ Сейчас в наше современное время происходит столько катаклизм: и  наводнения, и землетрясения, взрывы, теракты. И кто первый приходит  на помощь пострадавшим людям? Конечно, армия, а потом уже и все  люди, кто не безразличен к чужому горю.  ВОТ ЭТО НАСТОЯЩИЕ СОВРЕМЕННЫЕ БОГАТЫРИ! ­ Как и в старину матушка Русь всегда рождала и будет рождать  сильных сыновей, патриотов своей родины. ­ Ребята, а кто из вас не хотел бы стать таким сильным, могучим  богатырем, как Илья Муромец?­ Как вы считаете, что вам нужно для того, чтобы стать тоже  настоящими богатырями своего Отечества? (для начала хорошо  учиться, помогать дома родителям, защищать слабого, обязательно  пойти служить в армию, стремиться прийти на помощь к людям,  оказавшимся в беде, проявлять участие). IV Выводы Слово учителя ­ Многие поэты  считают за честь говорить о русских богатырях. В  заключение нашего урока хочу дать вам возможность услышать  стихотворение о богатырях. Слово учителя: А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю русскую. Не затмить им солнце наше красное Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся!

Посмотрите также