Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная)
школа-интернат станицы Старолеушковской
Открытый урок письма и развития речи
в 8 «Б» классе
Тема урока
«Обобщение знаний о глаголе».
Учитель письма и развития речи
Мастер Людмила Викторовна
2016 год.
Тема урока: Обобщение знаний о глаголе.
Цель урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи.
Задачи.
Образовательные:
Учить выделять глаголы из текста, подбирать синонимы, антонимы;
- развивать умения распознавать спряжение глаголов, правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов;
- совершенствовать знания о временных формах глагола.
Развивающие:
Развивать устную и письменную речь, внимание, орфографическую зоркость.
Воспитательные:
Воспитывать чувство красоты, любви к родной природе, доброе, чуткое отношение к окружающему.
Здоровьесберегающие:
Создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся через:
· эмоциональный настрой на урок;
· гимнастику для пальчиков и гимнастику для глаз;
· оздоровительные упражнения для снятия утомляемости;
· наблюдение за правильной посадкой учащихся.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
Сегодня у нас у всех хорошее настроение, потому что необычный урок и на улице весна – чудесное время года, когда ярко светит солнышко, бегут ручейки. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое интересное. Я надеюсь, что наш урок для вас будет интересным.
II. Сообщение темы урока
Ребята, какую часть речи мы с вами сейчас изучаем?
III. Актуализация знаний.
Давайте вспомним грамматические признаки глагола (На доске).
Глагол
по временам
прошедшее настоящее будущее
числам по лицам и числам (спряжение)
единственное множественное
по родам
ж.р. м.р. ср.р.
Выполнить тест.
1. Глаголы обозначают:
А. действия предметов;
Б. признаки предметов;
В. предмет.
2. Выберите верное утверждение.
А. Глаголы изменяются по временам.
Б. Глаголы не изменяются по временам.
3. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются:
А. по родам.
Б. по лицам и числам.
В. по падежам.
4. Глаголы прошедшего времени изменяются:
А.по родам;
Б.по лицам;
В.по родам и числам.
5. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам называется:
А. склонение;
Б. спряжение.
1.Работа над предложением. (прочитать отрывок из рассказа)
Много книг написано о войне, много создано кинофильмов. Все меньше и меньше остается в живых тех, кто был участником и свидетелем военных действий. Мы должны помнить о людях, которые ценой собственной жизни одержали Победу над фашистской Германией. Победу, которая принесла народу освобождение.
Так воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье.
-Разбор предложения по членам, по частям речи.
–
В форме какого времени употреблены глаголы в этом предложении?
– Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (сказуемым)
2.Письменно. У доски поочередно, все в остальные в тетради. Определи время, лицо, число глагола, род в пр.в., ед.ч.
Мечтаешь о кукле, верим в сказку, витал в облаках, желтеют листья, рубят дрова, поищем дорогу, наблюдаю за кошкой, грузили вещи.
3.Работаем устно.
Приготовили карточки с Ь. Я говорю слова, а вы где пишется Ь знак, поднимаете карточку. Давайте вспомним правило правописания –тся-, -ться-. (Что нам поможет? Вопрос)
Наслаждается летом, дети любят кувыркаться, нам надо купаться, Маша учится, разносится над планетой, обязан научиться, друзья остаются, туман расходится над долиной, продолжают готовиться, можешь перепачкаться, время лечиться, продолжают готовиться.
Физминутка.
Прослушивание музыкальной композиции.
Минутка релаксации.
- Весна – красивое время года. Многие писатели, поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения описанию весенней природы. Давайте сейчас послушаем отрывок одной из пьес великого русского композитора П.И.Чайковского о том времени года, которое особенно любимо всеми. Каждый из вас выступит в роли художника и нарисует в своем воображении картину весны, а музыка поможет нам в этом.
- Что представили?
4.Игра “Найди пару синонимов”.
Цель игры — развитие речи. Столбик слов на доске, а остальные слова у детей на партах.
Бояться |
Трусить |
Бранить |
Ругать |
Закрывать |
Запирать |
Исчезать |
Пропадать |
Спешить |
Торопиться |
Плакать |
Рыдать |
Погасить |
Потушить |
Работать |
Трудиться |
Радоваться |
Веселиться |
Смеяться |
Хохотать |
Разложите перед собой слова, которые я буду называть, а теперь найдите близкие им по значению. На какие вопросы отвечают эти слова? Чем они необычны?
5.Проспрягать глагол ПИСАТЬ в наст. времени
Ед. ч. Мн. Ч.
1л. Я пишу мы пишем
2л. Ты пишешь вы пишете (1 спряжение) пишИте, только в форме повелит. наклонения.
3л. Он пишет они пишут
Выделите окончания у глагола, ударные ли окончания глагола? Как определить правописание окончания глаголов. Работа с таблицей.
6. Разноуровневые задания
1 уровень:
– Спишите, поставив глаголы в будущем времени. Поставьте запятые. Определите число глаголов. Подчеркните орфограммы.
Весной лучи солнца согрели землю. Подули тёплые ветры. Зазвенели весёлые ручейки побежали мимо кустов ольхи и ивы.
2 уровень:
– Запишите глаголы в 3 столбика по временам. Определите число глагола.
Растут, застыла, будут летать, сидит, подует, пошёл, будет светить, вспомню, дрожал.
7.Образуйте от данных существительных глаголы трех времен.
Работа у доски, в тетрадях.
Крик –
кричал – кричит – будет кричать.
Свет – светил – светит – будет светить.
Зелень – зеленел – зеленеет – будет зеленеть.
Шаг – шагал – шагает – будет шагать.
8.Игра «Четвертый лишний»
На экране:
Встречает |
Поскрипывал |
Прочитает |
Вытащила |
Празднует |
Визжал |
Засмеется |
Рассказала |
Отвечал |
Жужжит |
Оживет |
Одевает |
Трещит |
Пролетал |
Удивил |
Уточнила |
IV.Домашнее задание.
Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы.
Укажите время глаголов.
П..ля опустели. Цв..ты исчезли. Ж..лтая тр..ва клонится к з..мле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..лёным к..вром. Корешки хлеба сохранят...ся невредимыми. В…сной они выгл…нут на свет зе...леными ст…бельками.
Когда работа сделана на местах, один ученик у доски объясняет, а все сравнивают с доской, предварительно обменявшись работами с соседом.
V.Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Подведём итоги.
-Что нового узнали на уроке?
Выставление оценок.
Тест.
1. Глаголы обозначают:
А. действия предметов;
Б. признаки предметов;
В. предмет.
2. Выберите верное утверждение.
А. Глаголы изменяются по временам.
Б. Глаголы не изменяются по временам.
3. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются:
А. по родам.
Б. по лицам и числам.
В. по падежам.
4. Глаголы прошедшего времени изменяются:
А.по родам;
Б.по лицам;
В.по родам и числам.
5. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам называется:
А. склонение;
Б. спряжение.
Тест.
1. Глаголы обозначают:
А. действия предметов;
Б. признаки предметов;
В. предмет.
2. Выберите верное утверждение.
А. Глаголы изменяются по временам.
Б. Глаголы не изменяются по временам.
3. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются:
А. по родам.
Б. по лицам и числам.
В. по падежам.
4. Глаголы прошедшего времени изменяются:
А.по родам;
Б.по лицам;
В.по родам и числам.
5. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам называется:
А. склонение;
Б. спряжение.
Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы.
Укажите время глаголов.
П..ля опустели. Цв..ты исчезли. Ж..лтая тр..ва клонится к з..мле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..лёным к..вром. Корешки хлеба сохранят...ся невредимыми. В…сной они выгл…нут на свет з...леными ст…бельками.
Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы.
Укажите время глаголов.
П..ля опустели. Цв..ты исчезли. Ж..лтая тр..ва клонится к з..мле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..лёным к..вром. Корешки хлеба сохранят...ся невредимыми. В…сной они выгл…нут на свет з...леными ст…бельками.
Тест.
1. Глаголы обозначают:
А. действия предметов;
Б. признаки предметов;
В. предмет.
2. Выберите верное утверждение.
А. Глаголы изменяются по временам.
Б. Глаголы не изменяются по временам.
3. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются:
А. по родам.
Б. по лицам и числам.
В. по падежам.
4. Глаголы прошедшего времени изменяются:
А.по родам;
Б.по лицам;
В.по родам и числам.
5. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам называется:
А. склонение;
Б. спряжение.
Тест.
1. Глаголы обозначают:
А. действия предметов;
Б. признаки предметов;
В. предмет.
2. Выберите верное утверждение.
А. Глаголы изменяются по временам.
Б. Глаголы не изменяются по временам.
3. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются:
А. по родам.
Б. по лицам и числам.
В. по падежам.
4. Глаголы прошедшего времени изменяются:
А.по родам;
Б.по лицам;
В.по родам и числам.
5. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам называется:
А. склонение;
Б. спряжение.
Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы.
Укажите время глаголов.
П..ля опустели. Цв..ты исчезли. Ж..лтая тр..ва клонится к з..мле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..лёным к..вром. Корешки хлеба сохранят...ся невредимыми. В…сной они выгл…нут на свет з...леными ст…бельками.
Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы.
Укажите время глаголов.
П..ля опустели. Цв..ты исчезли. Ж..лтая тр..ва клонится к з..мле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..лёным к..вром. Корешки хлеба сохранят...ся невредимыми. В…сной они выгл…нут на свет з...леными ст…бельками.
Тест.
1. Глаголы обозначают:
А. действия предметов;
Б. признаки предметов;
В. предмет.
2. Выберите верное утверждение.
А. Глаголы изменяются по временам.
Б. Глаголы не изменяются по временам.
3. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются:
А. по родам.
Б. по лицам и числам.
В. по падежам.
4. Глаголы прошедшего времени изменяются:
А.по родам;
Б.по лицам;
В.по родам и числам.
5. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам называется:
А. склонение;
Б. спряжение.
Тест.
1. Глаголы обозначают:
А. действия предметов;
Б. признаки предметов;
В. предмет.
2. Выберите верное утверждение.
А. Глаголы изменяются по временам.
Б. Глаголы не изменяются по временам.
3. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются:
А. по родам.
Б. по лицам и числам.
В. по падежам.
4. Глаголы прошедшего времени изменяются:
А.по родам;
Б.по лицам;
В.по родам и числам.
5. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам называется:
А. склонение;
Б. спряжение.
Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы.
Укажите время глаголов.
П..ля опустели. Цв..ты исчезли. Ж..лтая тр..ва клонится к з..мле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..лёным к..вром. Корешки хлеба сохранят...ся невредимыми. В…сной они выгл…нут на свет з...леными ст…бельками.
Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы.
Укажите время глаголов.
П..ля опустели. Цв..ты исчезли. Ж..лтая тр..ва клонится к з..мле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..лёным к..вром. Корешки хлеба сохранят...ся невредимыми. В…сной они выгл…нут на свет з...леными ст…бельками.
Бояться |
Трусить |
Бранить |
Ругать |
Закрывать |
Запирать |
Исчезать |
Пропадать |
Спешить |
Торопиться |
Плакать |
Рыдать |
Погасить |
Потушить |
Работать |
Трудиться |
Радоваться |
Веселиться |
Смеяться |
Хохотать |
Бояться |
Трусить |
Бранить |
Ругать |
Закрывать |
Запирать |
Исчезать |
Пропадать |
Спешить |
Торопиться |
Плакать |
Рыдать |
Погасить |
Потушить |
Работать |
Трудиться |
Радоваться |
Веселиться |
Смеяться |
Хохотать |
Бояться |
Трусить |
Бранить |
Ругать |
Закрывать |
Запирать |
Исчезать |
Пропадать |
Спешить |
Торопиться |
Плакать |
Рыдать |
Погасить |
Потушить |
Работать |
Трудиться |
Радоваться |
Веселиться |
Смеяться |
Хохотать |
Бояться |
Трусить |
Бранить |
Ругать |
Закрывать |
Запирать |
Исчезать |
Пропадать |
Спешить |
Торопиться |
Плакать |
Рыдать |
Погасить |
Потушить |
Работать |
Трудиться |
Радоваться |
Веселиться |
Смеяться |
Хохотать |
Бояться |
Трусить |
Бранить |
Ругать |
Закрывать |
Запирать |
Исчезать |
Пропадать |
Спешить |
Торопиться |
Плакать |
Рыдать |
Погасить |
Потушить |
Работать |
Трудиться |
Радоваться |
Веселиться |
Смеяться |
Хохотать |
Бояться |
Трусить |
Бранить |
Ругать |
Закрывать |
Запирать |
Исчезать |
Пропадать |
Спешить |
Торопиться |
Плакать |
Рыдать |
Погасить |
Потушить |
Работать |
Трудиться |
Радоваться |
Веселиться |
Смеяться |
Хохотать |
Глагол изменяется
по временам
прошедшее настоящее будущее
числам по лицам и числам (спряжение)
единственное множественное
по родам
ж.р. м.р. ср.р.
Глагол изменяется
по временам
прошедшее настоящее будущее
числам по лицам и числам (спряжение)
единственное множественное
по родам
ж.р. м.р. ср.р.
Глагол изменяется
по временам
прошедшее настоящее будущее
числам по лицам и числам (спряжение)
единственное множественное
по родам
ж.р. м.р. ср.р.
Глагол изменяется
по временам
прошедшее настоящее будущее
числам по лицам и числам (спряжение)
единственное множественное
по родам
ж.р. м.р. ср.р.
Глагол изменяется
по временам
прошедшее настоящее будущее
числам по лицам и числам (спряжение)
единственное множественное
по родам
ж.р. м.р. ср.р.
Глагол изменяется
по временам
прошедшее настоящее будущее
числам по лицам и числам (спряжение)
единственное множественное
по родам
ж.р. м.р. ср.р.
Глагол изменяется
по временам
прошедшее настоящее будущее
числам по лицам и числам (спряжение)
единственное множественное
по родам
ж.р. м.р. ср.р.
Запомни
К 1 спряжению относятся глаголы с личными окончаниями
–ешь, -ем, -ете, -ут (-ют).
Ко 2 спряжению относятся глаголы с личными окончаниями –ишь, -ит, -им, -ите, -ат ( -ят).
Запомни
К 1 спряжению относятся глаголы с личными окончаниями
–ешь, -ем, -ете, -ут (-ют).
Ко 2 спряжению относятся глаголы с личными окончаниями –ишь, -ит, -им, -ите, -ат ( -ят).
Запомни
К 1 спряжению относятся глаголы с личными окончаниями
–ешь, -ем, -ете, -ут (-ют).
Ко 2 спряжению относятся глаголы с личными окончаниями –ишь, -ит, -им, -ите, -ат ( -ят).
Запомни
К 1 спряжению относятся глаголы с личными окончаниями
–ешь, -ем, -ете, -ут (-ют).
Ко 2 спряжению относятся глаголы с личными окончаниями –ишь, -ит, -им, -ите, -ат ( -ят).
Запомни
К 1 спряжению относятся глаголы с личными окончаниями
–ешь, -ем, -ете, -ут (-ют).
Ко 2 спряжению относятся глаголы с личными окончаниями –ишь, -ит, -им, -ите, -ат ( -ят).
Запомни
К 1 спряжению относятся глаголы с личными окончаниями
–ешь, -ем, -ете, -ут (-ют).
Ко 2 спряжению относятся глаголы с личными окончаниями –ишь, -ит, -им, -ите, -ат ( -ят).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.