Открытый урок по физике "Тепловые явления" (8 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Открытый урок по теме «Тепловые явления и строение вещества» 8 класс Урок проводится в форме дидактической игры «Физико-химическое кафе» Цель: обобщение и систематизация полученных знаний учащихся по физике и химии на тему «Тепловые явления и строение вещества». Задачи урока: 1. Образовательные: проверить уровень усвоения основных понятий, формул по теме; умения и навыки применения на практике; уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в разных ситуациях. 2. Развивающие: развитие умственной, познавательной и творческой деятельности учащихся; развитие культуры умственного труда. 3. Воспитательные: воспитание самодисциплины, взаимопонимания, устойчивого отношения к учебной деятельности и развитие интереса к предметам естественных наук. Оформление кабинета Кабинет оформляется в стиле кафе со столиками, меню с названием блюд, набор карточек с заданиями, часы, таблица для расчета результатов по конкурсам. Технология игры За неделю до проведения урока класс делится на 4 команды, и оглашаются правила игры. Для жюри приглашаются ученики-отличники, администрация школы. В роли официантов выступают обучающиеся 10-11 классов. За каждый столик закрепляется официант, в обязанности которого входит раздача меню, принятие от команды заказа в соответствии с которым раздаются карточки с заданиями, передача выполненного задания жюри для проверки и подведения итогов. В роли администраторов кафе выступает учителя физики и химии, которые напоминают правила игры учащимся, следят за регламентом времени, объявляют итоги. Проводят рефлексию. Правила игры 1. Каждая команда должна выбрать по одному первому, второму и третьему блюду. 2. На решение каждого блюда отводится определенное время 5-7 минут. 3. Выбрать следующее блюдо можно после того, как съешь предыдущее. 4. Съеденное блюдо (выполненное задание) отдает команда официанту, который передает его в жюри. 5. Жюри проверяет задание и выставляет баллы в табло. План проведения урока 1. Организационный момент Представление жюри Знакомство с правилами игры Знакомство с меню 2. Прохождение игры согласно выбранному меню 3. Рефлексия 4. Подведение итогов
Иконка файла материала Otkrytyy_urok_po_teme_1418631792_67863.doc
Открытый урок по теме «Тепловые явления и строение вещества» 8 класс Урок проводится в форме дидактической игры «Физико­химическое кафе» Цель: обобщение и систематизация полученных знаний учащихся по физике и  химии на тему «Тепловые явления и строение вещества». Задачи урока: 1. Образовательные: проверить уровень усвоения основных понятий,  формул по теме; умения и навыки применения на практике; уровень  самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в разных ситуациях. 2. Развивающие: развитие умственной, познавательной и творческой  деятельности учащихся; развитие культуры умственного труда. 3. Воспитательные: воспитание самодисциплины, взаимопонимания,  устойчивого отношения к учебной деятельности и развитие интереса к  предметам естественных наук. Оформление кабинета Кабинет оформляется в стиле кафе со столиками, меню с названием блюд,  набор карточек с заданиями, часы, таблица для расчета результатов по  конкурсам. Технология игры За неделю до проведения урока класс делится на 4 команды, и оглашаются  правила игры. Для жюри приглашаются ученики­отличники, администрация  школы. В роли официантов выступают обучающиеся 10­11 классов. За каждый столик закрепляется официант, в обязанности которого входит раздача меню,  принятие от команды заказа в соответствии с которым раздаются карточки с  заданиями, передача выполненного задания жюри для проверки и подведения  итогов.В роли администраторов кафе выступает учителя физики и химии, которые  напоминают правила игры учащимся, следят за регламентом времени,  объявляют итоги. Проводят рефлексию. Правила игры 1. Каждая команда должна выбрать по одному первому, второму и  третьему блюду. 2. На решение каждого блюда отводится определенное время 5­7 минут. 3. Выбрать следующее блюдо можно после того, как съешь предыдущее. 4. Съеденное блюдо (выполненное задание) отдает команда официанту,  который передает его в жюри. 5. Жюри проверяет задание и выставляет баллы в табло. План проведения урока 1. Организационный момент Представление жюри Знакомство с правилами игры Знакомство с меню 2. Прохождение игры согласно выбранному меню 3. Рефлексия  4. Подведение итогов Ход урока 1. До звонка на урок учащиеся заходят в класс и садятся за столики  своими командами. Учителя приветствуют ребят, представляет членов жюри, официантов и говорит: Пусть кипит работа, Сильней соревнованье. Успех решает не судьба, А ваши знания! Учитель предлагает командам познакомиться с меню, которое лежит на  каждом столике. (Приложение 1) 2. Официанты подходят к своим столикам и принимают заказ от команд и  приносят им соответствующую карточку с заданием (приложение 2).  После выбора всеми командами салатов начинается отсчет времени навыполнение первого задания. По окончанию времени официанты  собирают «съеденные блюда» и передают на проверку в жюри. Игра  продолжается, пока команды не съедят все блюда. 3. Жюри подводит итоги игры, и учителя объявляют результаты.  Учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты: С каким настроением вы пришли на урок? С каким настроением вы уходите с урока? Понравился ли вам урок? Что запомнилось больше всего? Нужно ли такие уроки проводить?МЕНЮ САЛАТЫ: 1. Теплая закуска с начинкой 2. Энергетический салат ПЕРВЫЕ БЛЮДА: 1. Молекулярный суп 2. Суп харчо 3. Сказочный суп ВТОРЫЕ БЛЮДА: 1. Физическое пюре 2. Картофель ПРИ 3. Сложный гарнир НАПИТКИ: 1. Физико­химический коктейльСАЛАТЫ: 1. Теплая закуска с начинкой – это карточки с расчетными задачами  (базовый уровень ) по теме «Тепловые явление и строение вещества». Наименьшая частица вещества, которая сохраняет химические свойства  – это…………… Наименьшая частица вещества, не делящаяся при химических реакциях  – это…….. Беспорядочное и хаотичное движение молекул называют ………….. Явление самопроизвольного взаимного проникновения молекул одного  вещества между молекулами другого – это…………. Реакции, сопровождающиеся выделением теплоты, называются ……. Количество теплоты, поглощающейся или выделяющейся в процессе  химической реакции, называется…… Уравнение реакции, в котором указан тепловой эффект,  называется………. 2. Энергетический салат А ρ h g Б = P S В V F ÷ 1 2 3 1. Б2Б1А1А3А2 2. Б2Б1В2В3Б3 3. В2Б1А1А3В1ПЕРВЫЕ БЛЮДА: 1. Молекулярный суп. Обучающимся предлагается качественные вопросы и задачи:  Стальную деталь поместили в печь. Как изменится скорость  движения молекул детали?  Можно ли заменить в опыте Торричелли заменить ртуть водой?  Какой длины трубку нужно было бы взять в этом случае?  Можно ли в оловянной ложке расплавить свинец?  Почему для разжигания костра применяют небольшие веточки и  щепки?  Какова роль воды при тушении пожара?  Почему плавая на спине, легче держаться на воде?  Почему спасательные пояса часто делают из пробки? 2. Суп харчо. Учащиеся должны закончить определения:  Смачивание – это…  Капиллярное явление – это…  Дайте формулировку закону Паскаля.  Эндотермические реакции – это…  Как обозначается тепловой эффект в уравнении экзотермической  реакции?  Кристаллизацией называется процесс…  Кристаллическая решетка – это….  Аморфное твердое тело – это… 3. Сказочный суп. Учащимся предлагается ответить на вопросы к отрывкам сказок:  Из русской сказки «Байка про тетерева» Некому выстроить тетереву в зимнюю стужу домишко, а сам не  умеет. Одну­то ночь всего надо пережить…»Эх,­ подумал он, ­ куда  ни шло!» и бултых в снег! В снегу и ночевал. Ничего! Тепло было.  Поутру рано встал, по вольному свету полетел, куда надо было…. Что спасло тетерева от холода во время ночевки в снегу?  Из русской сказки «Лисичка­сестричка и волк»Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Вслед за ним и лиса явилась,  ходит около волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звезды!  Мерзни, мерзни волчий хвост!». Хвост и замерз. Почему хвост не замерз? Какие виды теплопередачи имел место?  Из русской сказки «Два Ивана – солдатских сына» Начал Иван – солдатский сын биться смертным боем со Змеем –  Горынычем. Он так быстро и сильно махал своей саблей, что она  докрасна раскалилась, нельзя в руках держать!.... Как поступить Ивану – солдатскому сыну, чтобы удержать саблю в  руках?  Из финской сказки «Ольховая чурка, или Синий крест» Никак не хотели хозяева дочь замуж отдавать пришедшему гостю.  Разные отговорки придумывали. Вот и говорят: «Не отдадим дочку,  пока воды решетом не наносите». Соседи шепчутся: «Да разве ж вода в решете удержится!» Но жених с товарищами согласились:  «Давайте решето, наносим!» Как удалось жениху наносить воду?  Из китайской сказки «Как пытали каменную плиту» У мальчика, торговавшего пончиками, украли монеты. Для  разоблачения вора судья Бао­Гун приказал срочно притащить  большой чан с водой. И каждому присутствующему велел монету в  чан бросить. Сам стоит рядом и смотрит… Что придумал судья для разоблачения вора?  Из кхмерской сказки «Сироты» Старшему брату захотелось пить, и он говорит младшему: «Брат, мне пить хочется». А младший отвечает: «Вспомни, что делал отец, когда он хотел пить…» Что делал отец братьев, чтобы напиться?ВТОРЫЕ БЛЮДА: 1. Физическое пюре Что будет наблюдаться, если в банку с воздухом поместить горящую свечу и закрыть пробкой?(Погаснет) Какое условие, необходимое для  взаимодействия веществ, будет нарушено?(Отсутствует доступ кислорода) Какие условия нужны для горения? Какая реакция называется реакцией  окисления? (свободный кислород. Реакция взаимодействия с кислородом) Что получается при горении сложных веществ? (Получается столько  оксидов, сколько элементов входит в состав сложных веществ) На чем основано плавание судов? (за счет выталкивающей силы) От каких величин зависит выталкивающая сила? (плотность, ускорение  свободного падения и объем) 2. Картофель ПРИ Расшифровать физические термины, и найти великих ученых на  раздаточном материале. 3. Сложный гарнир Учащимся предлагается назвать 10 способ применения мензурки, штатива,  калориметра.НАПИТКИ: 1. Физический коктейль. Командам предлагается текст с ошибками, они должны их найти и  объяснить. «Проснувшись утром, Петя вспомнил, что договорился с Колей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. С пятого этажа ему хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег уже весь стаял, и только на крышах домов еще  лежал мохнатыми шапками. Петя пошел в ванную и принял душ, не вытираясь он глубоко вздохнул – по всему телу разлилсь тепло. Покушав, он выбежал на  улицу. Коля был уже там. «Вот погодка сегодня! – вместо приветствия  восхищенно произнес он. Солнце­то какое, а температура с утра – 2 градуса».  «Нет, ­ 4», ­ возразил Петя. Они заспорили, потом Коля сообразил, в чем дело. «У меня термометр на ветру висит, ­ сказал он, ­ а у тебя нет, в укромном  месте, поэтому и показывает больше». (все наоборот, на ветру ­4, в укромном  месте ­2)РАЗГАДАЙТЕ ЗАШИФРОВАННЫЕ ТЕРМИНЫ 1. 23776330 2. 45423641 3. 164567251 4. 21142432 5. 6418311432 6. 1654 1 АБВГ 4 ЛМН 7 ФХЦ 2 ДЕЁЖ 5 ОПР 8 ЧШЩ 0 ЭЮЯ 3 ЗИЙК 6 СТУ 9 ЪЫЬА Б А Р М Е Н Д Е Л Е Е В Ь Л Б Ц У К А Я Ы Ч Ц Ы К А П В К К О Я Й У К Ч В Т С В Ф Ы В А П Р Т О Л А М П И Р О Л Х Ъ Ф Ы О Б Ю Й Ц У К М Е Н Г Ш Щ З С М И Т Ь Б Р П Р О У Н Ы В А Н Ь Ю Т О Н У К Е Н Г Ш Щ З Х Ъ Ф Ы В И И Й Ц У К Р Ч Ч Я С М А И Т Ь П Е Г Ш Щ З Х Ъ Э Б Ю Э Ж Д О Н О С Т Е Ф Ы В А С П Р О Л Д Ж Э Х О О Л У К Е Н К Г Ш Щ З Х Д Л Ц В Л Ь В Л И Ч А П Р С М И Л И Т А О Д Ж Э Ш Г Н Е Ь Б Ю Ж Д К О Р Й Ц У К Е Н Ь Ш Щ О Р П А В С А М П И Р Т О Ь Р Х И М Е В Д И Й НАЙДИТЕ ФАМИЛИИ 7 ВЕЛИКИХ УЧЕНЫХ