Открытый урок по географии материков и океанов «Знакомая незнакомка Южная Америка» (Общие сведения и географическое положение материка)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал содержит подробную разработку проведения первого урока по изучению материка Южная Америка в курсе географии материков и океанов. Урок составлен с опорой на мультимедийную презентацию и включает работу с физической картой атласа по географии материков и океанов, контурными картами по данному курсу. В продолжении урока ребята сами добывают информацию о географическом положении Южной Америки и её общих сведениях. Используется жизненный опыт самих детей и навыки чтения географических карт. Все этапы урока, включая физкультминутку на мелодию "Ламбада", непосредственно связаны с конкретным материком - Южная Америка. Закрепление новой темы составлено разноуровневое, согласно способностям и возможностям учащихся класса. Домашнее задание нацеливает ребят на поиск интересных фактов об изучаемом материке.
Иконка файла материала Открытый урок по географии.docx

 

Луганская областная специальная общеобразовательная школа – интернат

 

Открытый урок

по географии материков и океанов

 

«Знакомая незнакомка Южная Америка»

(Общие сведения и географическое положение материка)

7класс

 

 Учитель географии I категории

Бледнова Татьяна Александровна

 

Картинка 40 из 84000         

 

 

                              Луганск - 2014                                     

Тема урока: Знакомая незнакомка Южная Америка

(Общие сведения и географическое положение материка)          Слайд1

Цель: начать формирование у учащихся представлений и знаний о природе материка; продолжить формировать умение определять географическое положение материка  на основе имеющихся знаний, умений и навыков; рассмотреть особенности береговой линии Южной Америки; продолжить формировать навыки работы с различными видами карт, контурными картами.

Задачи урока:

 Образовательные:

1) сформировать представление о характерных особенностях географического положения материка и его положении на физической карте полушарий;

2) формировать простейшие научные представления о природном окружении через закрепление понятия «географическое положение»;

3) закрепить умение оформлять учебную информацию в рабочую тетрадь, в контурные карты;

4) формировать умение «читать»  физическую карту полушарий;

5) расширить кругозор, познакомив с картиной И. Крамского «Неизвестная»

Коррекционно-развивающие:

1) упражнять мыслительную деятельность, развивая умение сопоставлять физическую карту и контурную;

2) корригировать пространственное восприятие через закрепление зрительного образа материка посредством компьютерной презентации;

3) активизировать процессы запоминания и воспроизведения вербальной памяти через описание географического положения материка;

4) корригировать эмоционально-волевую сферу учащихся через осуществление рефлексии собственной деятельности;

5) обогащать словарь учащихся, работать над внятностью речи.

Воспитательные:

1) прививать интерес к процессу обучения через использование «ситуации успеха» в ходе самостоятельной работы учащихся;

2) развивать коммуникативные компетенции.

 

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта Южной Америки, атлас стр. 27, контурная карта Южной Америки стр. 12, мультимедийная презентация, тетради, словарные слова на доске, раздаточный материал.

Словарь: художник Иван Крамской, незнакомка, уникальность=

неповторимость, джунгли, карнавал, футбол, кофе, ламбада, пиранья, омывается, граничит, крайние точки, береговая линия, слабоизрезанная

 

Тип урока: изучения нового материала.

Формы и методы урока: методы: словесный (беседа), наглядный (демонстрация видов Южной Америки), практический (работа с физической  и контурной картой Южной Америки);по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.      Структура урока.

1.     Организационный момент

(Элемент арт-терапии: использование произведений искусства через их интерпретацию; работа по репродукции И. Крамского «Неизвестная») Слайд 2

 Перед вами картина русского художника Ивана Крамского «Неизвестная», написанная в 1883 году. Картина является как самым известным произведением Крамского, так и самым загадочным и интригующим. Назвав картину «Неизвестная», художник окружил её ореолом таинственности.

«Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной.

Так и для нас материк, который мы сегодня начнем изучать,  до сегодняшнего дня остается неизвестным, загадочным материком. Но в отличие от картины Крамского, у нас есть инструменты (учебники, атласы, контурные карты), которые нам помогут разгадать тайны материка.

2.     Актуализация опорных знаний, умений и навыков.  Слайд 3

Игра «Географическая разминка»

·        Сколько материков на нашей планете? Покажите их на карте.

·        О каких материках идёт речь:

Экватор проходит почти посередине;

Самый малонаселенный материк;                                          

Самый маленький по площади материк.

Самый жаркий материк;                                                                                                                               

Занимает по площади второе место;

Самый большой по размерам;

Находится самая большая пустыня.

·        Какие материки относятся к южным материкам?

·        А какой из южных материков вы изучили?

Сегодня мы познакомимся со вторым материком южного полушария: Южной Америкой. А много вы о ней знаете? Предлагаю наш урок назвать «Знакомая незнакомка  Южная Америка». Запишите тему урока в тетрадь.         Слайд 4

3. Изучение нового материала.    Слайд 5

·        Зачитываем стихотворение:

Моя дружная команда

 Отправляемся мы в путь.

Много взять с собою надо…

 Атлас, карту не забудь!

          Откройте атласы на странице 27.

·        Зачитываем план урока         Слайд 6

·        Выясняем размер материка Южная Америка (находим площадь в атласе на стр. 27)   Слайд 7

Географы сравнивают Южную Америку с гроздью винограда, висящей на черенке Панамского перешейка среди вод омывающих её океанов и морей. Давайте, сравним площадь материка с другими материками.

Южная Америка занимает площадь  17,8 млн. кв. км., и 4 место после Евразии, Африки, Северной Америки.

В чём же уникальность этого материка? Что интересного вы знаете о нём? (Известна бразильским футболом(Пеле), карнавалом, пряными травами(перец, корица, гвоздика),кровожадной рыбой пиранья). Слайд 8

2. Это самый влажный материк Земли.

По количеству уникальных вещей Южная Америка уступает только Евразии.           Слайд 9 - 12

Самые длинные горы Анды, самое большое высокогорное озеро Титикака, самая полноводная река Амазонка, самый высокий в мире водопад Анхель.

Что такое географическое положение материка?    Слайд 13

3. Южная Америка расположена: по отношению к экватору большей частью в южном полушарии и меньшей частью в северном полушарии, по отношению к нулевому меридиану-в западном полушарии, омывается водами Тихого океана на западе и Атлантического океана на востоке, граничит на севере с Северной Америкой (через Панамский канал) и на юге с Антарктидой (через пролив Дрейка).      Слайд 14

Откройте контурные карты на стр. 12 и подпишите на карте океаны и соседние материки.

4. Крайняя точка на севере мыс Гальинас.

Крайняя точка на юге мыс Фроуэрд. 

Крайняя точка на западе мыс Париньяс.

Крайняя точка на востоке мыс Кабу-Бранку.  Слайд 15

Подпишите на контурной карте крайние точки материка.

5. Береговая линия материка слабоизрезанная: Слайд 16

на севере-Панамский канал, Карибское море, Малые Антильские острова;

на востоке-залив Ла-Плата;

на юго-востоке Фолклендские острова;

на юге-остров Огненная Земля, Магелланов пролив, пролив Дрейка.

Подпишите на контурной карте элементы береговой линии материка.

Слайд 17-27    Физкультминутка

Слайд 28  Ламбада

Слайд 29-36   Слайды береговой линиии

4. Закрепление изученного материала

Разноуровневая работа с раздаточным материалом      Слайд 37

 

5. Подведение итога урока  Слайд 38

Южная Америка относится к группе южных материков, потому что…

Крайние точки имеют только западную долготу, потому что…

У берегов Южной Америки выделяется небольшое количество морей и заливов, потому что береговая линия…   Слайд 39

6.Рефлексия     Слайд 40-41

 

7. Домашнее задание                 Слайд 42

 Выучить конспект, найти в интернете: «Что такое страна Эльдорадо?»

 

Знакомая незнакомка Южная Америка

                               1 вариант  

Задание №1. Ответь письменно на вопросы.

При ответе пользуйся физической картой Южной Америки (стр. 27) и физической картой полушарий (на доске)

  В каком полушарии  расположена Южная Америка по отношению к нулевому меридиану?

 

 

 

  В каком полушарии  расположена Южная Америка по отношению к экватору?

 

 

  Водами каких океанов омывается Южная Америка?

 

 

 

 

 

  Назови крайние точки материка.

 

 

 

 

 

  Какова береговая линия материка? (назови части береговой линии: моря, заливы…)

 

 

 

 

 

 

 

 

  Назови материки, с которыми граничит Южная Америка.

 

 

Знакомая незнакомка Южная Америка

2 вариант

Задание №1.

Ответь письменно на вопросы, используя слова для справок и физическую карту Южной Америки (стр.27). Слова для справок: в западном, в восточном, большей частью в южном, меньшей частью в северном, Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического, Индийского, мыс Гальинас, мыс Фроуэрд, мыс Париньяс, мыс Кабу-Бранку, слабоизрезанная, изрезанная, с Антарктидой, с Северной Америкой .

 

  В каком полушарии  расположена Южная Америка по отношению к нулевому меридиану?

 

  В каком полушарии  расположена Южная Америка по отношению к экватору?

 

 

  Водами каких океанов омывается Южная Америка?

 

 

 

  Назови крайние точки материка.

 

 

 

 

 

  Какова береговая линия материка? (назови части береговой линии: моря, заливы…)

 

 

 

  Назови материки, с которыми граничит Южная Америка.

 

 

 

Знакомая незнакомка Южная Америка

3 вариант

Задание №1.

Выбери из предложенных ответов единственно правильный ответ и подчеркни его снизу. При ответе пользуйся физической картой Южной Америки (стр.27) и физической картой полушарий ( на доске).

  В каком полушарии  расположена Южная Америка по отношению к нулевому меридиану?

 

 

(в западном полушарии, в восточном полушарии)

  В каком полушарии  расположена Южная Америка по отношению к экватору?

 

(в северном полушарии, только в южном полушарии, в северном и южном полушариях)

  Водами каких океанов омывается Южная Америка?

 

(Северного Ледовитого океана, Тихого океана, Атлантического океана, Индийского океана)

  Назови крайние точки материка.

 

Северная — мыс Гальинас

Южная — мыс Фроуэрд 

Западная — мыс Париньяс

Восточная — мыс Кабу-Бранку

Восточная — мыс Байрона,

 Западная — мыс Стип-Пойнт,

Северная — мыс Йорк,

Южная — мыс Саут-Ист-Пойнт

 

  Какова береговая линия материка? (назови части береговой линии: моря, заливы…)

 

 

( изрезанная со всех сторон, слабоизрезанная)

  Назови материки, с которыми граничит Южная Америка.

 

 

 (граничит с Австралией на юге, с Евразией на западе, с Северной Америкой на севере, с Антарктидой на юге, с Африкой на востоке)

 

 

Конспект на дом

1. Южная Америка занимает площадь  17,8 млн. кв. км., и 4 место после Евразии, Африки, Северной Америки.

2. Это самый влажный материк Земли.Самые длинные горы Анды, самое большое высокогорное озеро Титикака, самая полноводная река Амазонка, самый высокий в мире водопад Анхель.

3. Южная Америка расположена: по отношению к экватору большей частью в южном полушарии и меньшей частью в северном полушарии, по отношению к нулевому меридиану-в западном полушарии, омывается водами Тихого океана на западе и Атлантического океана на востоке, граничит на севере с Северной Америкой (через Панамский канал) и на юге с Антарктидой (через пролив Дрейка).

  4. Крайняя точка на севере мыс Гальинас.

Крайняя точка на юге мыс Фроуэрд. 

Крайняя точка на западе мыс Париньяс.

Крайняя точка на востоке мыс Кабу-Бранку.    

 5. Береговая линия материка слабоизрезанная:

на севере-Панамский канал, Карибское море, Малые Антильские острова;

на востоке-залив Ла-Плата;

на юго-востоке Фолклендские острова;

на юге-остров Огненная Земля, Магелланов пролив, пролив Дрейка.

1. Южная Америка занимает площадь  17,8 млн. кв. км., и 4 место после Евразии, Африки, Северной Америки.

2. Это самый влажный материк Земли.Самые длинные горы Анды, самое большое высокогорное озеро Титикака, самая полноводная река Амазонка, самый высокий в мире водопад Анхель.

3. Южная Америка расположена: по отношению к экватору большей частью в южном полушарии и меньшей частью в северном полушарии, по отношению к нулевому меридиану-в западном полушарии, омывается водами Тихого океана на западе и Атлантического океана на востоке, граничит на севере с Северной Америкой (через Панамский канал) и на юге с Антарктидой (через пролив Дрейка).

  4. Крайняя точка на севере мыс Гальинас.

Крайняя точка на юге мыс Фроуэрд. 

Крайняя точка на западе мыс Париньяс.

Крайняя точка на востоке мыс Кабу-Бранку.    

 5. Береговая линия материка слабоизрезанная:

на севере-Панамский канал, Карибское море, Малые Антильские острова;

на востоке-залив Ла-Плата;

на юго-востоке Фолклендские острова;

на юге-остров Огненная Земля, Магелланов пролив, пролив Дрейка.