Открытый урок по истории 10 класс "Реформы Александра 2"
Оценка 4.7

Открытый урок по истории 10 класс "Реформы Александра 2"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
10 кл
16.01.2019
Открытый урок по истории 10 класс "Реформы Александра 2"
Открытый урок по истории 10 класс "Реформы Александра 2". Повторить и обобщить знания учащихся по теме, показать значение реформы 60-х гг. XIX в. для дальнейшего развития России. формировать учение грамотно излагать свои взгляды, участвовать в дискуссии, отстаивать свое мнение; воспитывать у учащихся уважение к историческим личностям, интереса в изучении истории.
Открытый урок по истории 10 класс реформы Александра 2.docx
Открытый урок по истории 10 класс реформы Александра 2 Цель урока: выявить особенности преобразований в России в середине XIX века,  охарактеризовать реформы  Александра II, проанализировать их итоги и  последствия, выяснить, в чем проявилась их незавершенность. Тип урока: комбинированный Методы и методические приемы: словесный (объяснение, рассказ, опережающее  задание­сообщение), наглядный (настенная карта, атласы, иллюстрации, схемы, видео метод), элементы метода проблемного обучения, исследовательского метода,  частично­поискового, системно­деятельностного, личностно­ориентированного  методов 1. Орг.момент Вступительное слово учителя: Здравствуйте. На протяжении нескольких уроков  мы изучали историю 19 века. Сегодня нам предстоит исследовать еще одну яркую,  удивительную , значимую страницу нашей истории, связанную с эпохой Александра  II.Я приглашаю вас к активной работе на уроке. Время правления Александра II  является переломной эпохой в истории России. В это время в стране происходили  преобразования, которые охватили все сферы жизни российского общества. Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий для развития  капитализма. Основные даты. 1855–1881 – Царствование Александра II 1861, 19 февраля – Обнародование Манифеста и «Положений о крестьянах,  вышедших из крепостной зависимости» 1863 – Выходит новый университетский устав 1864, 1 января – Издание «Положения о губернских и уездных земских  учреждениях» – начало Земской реформы 1864, 20 ноября – Издание новых Судебных уставов – начало Судебной реформы 1865, 6 апреля – «Временные правила о печати» 1870, 16 июня – Издание Городового положения 1874, 1 января – Устав о воинской повинности 2. Информационно­деятельностный этап По свидетельству многих современников и историков (Л. Захарова, В. Чернуха, Л.  Ляшенко), по своим внутренним убеждениям Александр II не был реформатором, и, в отличие от младшего брата Константина, никогда не увлекался либеральными  идеями. Более того, будучи главой Секретных Комитетов, он всегда возглавлял  консервативную партию, которая жестко отстаивала интересы помещиков­ крепостников. Однако, вступив на престол после смерти своего  отца, Александр II(1855–1881) нашел в себе мужество признать крах николаевской  политической системы и необходимость проведения широкомасштабных реформ в  стране.  Изменилось ли что в России со вступлением на престол Александра II? ( С постов   были   удалены   наиболее   консервативные   сподвижники   Николая   I. Постепенно смягчалась цензура, расширялась гласность.)  Что сказал Александр II в марте 1856 года, выступая перед предводителями дворянства?  Перечислите известные вам дворянские  проекты освобождения? («Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крепостного состояния. Это несправедливо,   а   от   этого   было   несколько   случаев   неповиновения   крестьян помещикам… Я не скажу вам, что я был совершенно против этого; мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что и вы одного мнения со мною: следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу»). Публичное   заявление   царя   о   неизбежности   отмены   крепостного   права активизировало обсуждение этой проблемы. До сих пор все проекты освобождения держались в тайне.  1.   Помещики   плодородных   черноземных   губерний   стремились   сохранить   в   своих руках максимум земли, поэтому предлагали освободить крестьян без земли или с ничтожными наделами. 2.   Помещики   нечерноземных   губерний   соглашались   предоставить   крестьянам большие наделы, но рассчитывали получить максимальный выкуп. 3.  Помещики   малонаселенных   многоземельных   степных   губерний,  боясь   нехватки рабочих рук, предлагали предоставить крестьянам большие наделы, но требовали на длительный срок обязать их выполнять повинности.  Кому   было   поручено   заняться   разработкой   и   подготовкой   проекта крестьянской реформы? (При Главном комитете были созданы Редакционные комиссии при председательстве Ростовцева,   которые   должны   были   проанализировать   и   обобщить   предложения губернских комитетов и выработать окончательный проект освобождения крестьян). Вслед за крестьянской реформой в 1860­1870­х гг. были проведены еще целая серия либеральных   буржуазных   реформ,   что   позволило   назвать   этот   период   «Эпоха великих реформ». Проблема.  В чем состояла незавершенность «Великих реформ»?                                                                           Задание 1 группе. Изучив содержание п. 49 по крестьянской реформе,  Манифеста 19 февраля  1861года и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости,  выполните  следующие задания: 1. Выделите главные положения реформы 19 февраля 1861 года? 2.Каковы были условия освобождения крестьян? 3.Чьи интересы – помещиков или крестьян – соблюдались в большей степени? 4. Какие  две основные цели преследовало наделение крестьян землей? Далее работа с интерактивной презентацией и заполнение таблицы в тетрадях. Задание 2 группе. Изучив содержание п. 49 по Земской и Городской реформе и документы выполните  следующие задания: 1. Раскройте основное содержание Земской реформы? 2. Сформулируйте главные задачи российских земств. 3. С какой целью была проведена Городская реформа? 4. Что нового внесла она в жизнь российских городов? Далее работа с интерактивной презентацией и заполнение таблицы в тетрадях. Схема. Органы земского самоуправления.  Представительство каких сословий, на ваш взгляд было наиболее урезано в  данных органах? На основании чего вы пришли к данному выводу? Задание 3 группе. Изучив содержание п. 49 по  Судебной реформе и документы  выполните  следующие задания: 1. Раскройте основное содержание Судебной реформы? 2. Что нового появилось в Судебной реформе? 3. Судебную реформу считают самой последовательной из всех реформ 1860­1870­х  гг. На чем  основано это утверждение? 4. Что из введенного в систему судопроизводства в 1864 году применяется в  современной системе судопроизводства? Далее работа с интерактивной презентацией и заполнение таблицы в тетрадях. Схема. Судебные органы. Задание 4 группе. Изучив содержание п. 49 по  реформе образования выполните  следующие задания: 1. Раскройте основное содержание  реформ образования? 2. В чем заключались изменения системы образования? 3.Какие новые типы учебных заведений появились в России? 4. Какие права получали высшие учебные заведения по Университетскому уставу  1863 года. Далее работа с интерактивной презентацией и заполнение таблицы в тетрадях. Задание 5 группе. Изучив содержание п. 49 по  Военной  реформе и документы  выполните  следующие задания: 1. В чем состояла необходимость проведения данной реформы? 2. Раскройте основное содержание Военной реформы? 3. Кто явился главным разработчиком данной реформы? 4. Кто освобождался от службы в армии? 3. Значение либеральных реформ 60­70­х годов XIX в. Воплощение реформы в жизнь проходило очень сложно. Реформы разрабатывали  молодые либералы, а претворяли в жизнь старые чиновники­консерваторы.  Александр II стремился корректировать реформы, чтобы сохранить социальную  стабильность в стране. Либеральные реформы стали крупным явлением в истории России, они изменили  весь уклад жизни государства. Были созданы современные органы самоуправления и  суда. Реформы способствовали росту производительных сил страны, ее  обороноспособности. Резко выросло гражданское самосознание населения, быстрыми темпами стало распространяться просвещение, улучшилось качество жизни. Россия  сделала первые шаги в процессе создания цивилизованных форм государственности. 4. Домашнее задание: § 21—22  Тест 1. Когда впервые Александр II заговорил об отмене крепостного права? А) 30 марта 1856 г. Б) 15 февраля 1858 года В) 19 января 1560 г. 2. Александр II хотел, чтобы желание освободить крестьян исходило от: А) самих крестьян Б) губернаторов В) помещиков 3. 3 января 1857 года был(о) обнародован(о): А) Министерство по земельному делу; Б) Секретный комитет В) Комиссия по  разработке законопроекта об отмене крепостного права 4. Кто привёз императору адрес(обращение) от дворян Виленского, Ковенскогои  Гродненской губерний? А) П.И. Игнатьев Б) В.И. Назимов В) Я.И. Ростовцев 5. Письмо монарха к подданному называется: А) рескрипт Б) манускрипт В) петиция 6. Кто был назначен председателем Главного комитета? А) великий князь Константин Николаевич Б) Сам Александр II В) Н.А. Милютин 7. Какой государственный орган занимался рассмотрением материалов,  представленных губернскими комитетами? А) министерства Б) Редакционные комиссии В) Государственный совет 8. Я.И. Ростовцев, ставший сторонником отмены крепостного права, предлагал: А) освободить крестьян без земли Б) освободить крестьян и дать им землю в  арендное пользование на 100 лет В) освободить крестьян с земельным наделом. 9. Кто из ниже перечисленных не занимался разработкой реформы отмены  крепостного права? А) Н.А. Милютин Б) Ю.Ф. Самарин В) С.Ю. Витте 10. Когда был обнародован манифест об отмене крепостного права? А) 19 февраля1861 года Б) 21 сентября 1861 года В) 13 января 1862 года 11. Какого положения не было в данном документе? А) крестьяне объявлялись свободными Б) наделялись гражданскими правами В) получали землю в неограниченно количестве и бесплатно 12. Часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после реформы в пользу помещика, если надел превышал установленную норму, называется: А) прирезок Б) отрезок В) дарственный надел 13. Временнобязанными назывались: А) помещики, которым крестьяне должны были платить деньги за пользование  землёй Б) крестьяне, которые должны были платить за землю помещику В) солдаты, которые служили в царской армии 14. В течении скольких лет крестьянин должен был рассчитаться с государством за  кредит? А) 50 лет Б) 49 лет В) 45 лет 15. Значение крестьянской реформы заключается в том, что: А) произошёл переломный моментом, гранью между феодализмом и капитализмом Б) крестьяне получили Ответы: ( сл.4) 1 – а, 2 – в, 3 – б, 4 – б, 5 – а, 6 – а, 7 – б, 8 – в, 9 – в, 10 – а, 11 – в, 12  – б, 13 – б, 14 – б, 15 – а. Критерии оценки:     Менее 7 – «2» От 7 до 10 ­ «3» От 11 до 14 – «4» 15 – «5»

Открытый урок по истории 10 класс "Реформы Александра 2"

Открытый урок по истории 10 класс "Реформы Александра 2"

Открытый урок по истории 10 класс "Реформы Александра 2"

Открытый урок по истории 10 класс "Реформы Александра 2"

Открытый урок по истории 10 класс "Реформы Александра 2"

Открытый урок по истории 10 класс "Реформы Александра 2"

Открытый урок по истории 10 класс "Реформы Александра 2"

Открытый урок по истории 10 класс "Реформы Александра 2"

Открытый урок по истории 10 класс "Реформы Александра 2"

Открытый урок по истории 10 класс "Реформы Александра 2"

Открытый урок по истории 10 класс "Реформы Александра 2"

Открытый урок по истории 10 класс "Реформы Александра 2"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2019