Открытый урок по истории России
Оценка 4.7

Открытый урок по истории России

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
10 кл
24.01.2019
Открытый урок по истории России
Открытый урок по истории России отражает трагичные и кровопролитные события Великой Отечественной войны, первых лет. Урок формирует у обучающихся интерес к истории, создает осознанный мотив к самостоятельному изучению предмета, развивает эмоционально - творческую сферу деятельности подростков. Урок содержит нестандартную форму изучения материала
история Метод. разработка урока.docx
1 ГБПОУ «КПГТ» Верхнеуфалейский филиал Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме Начало Великой Отечественной войны ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Автор­разработчик: Болдин Игорь Петрович, преподаватель истории и обществознания первой квалификационной категории  Верхний Уфалей 2  2018 Содержание Пояснительная записка ………………………………………………….. I. План урока……………………………………………………................. II. Структура урока и продолжительность этапов урока……………. III. Ход урока………………………………………………………………... Литература и Интернет­ресурсы...……………………………………… 3 4 5 6 22 1. 2. 3. 4. 5. 6. 3   Петрович,   преподаватель Болдин общеобразовательных дисциплин Методическая разработка урока по теме   Начало Великой Отечественной войны Документ, презентация История Цель: сформировать представление об основных событиях начального периода Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Задачи: 1. Образовательная ­  изучить причины и основные события начального периода войны. 2.   Развивающая   –  способствовать   развитию   умения переориентироваться на разные формы работы в течение урока,   самостоятельно   анализировать   хронику   военных событий, исторические документы, извлекать необходимую информацию,  умение преобразовывать информацию в другую знаковую систему (карта­текст,   текст­таблица),  высказывать   свою   точку зрения перед аудиторией.  3.   Воспитательная   –  воспитание   чувства   патриотизма   и гордости   за   свою   Родину,   готовности   защищать   свою страну от любых проявлений форм агрессии. 15­18 лет, студенты техникума   делать   выводы,   сравнивать, Методическая разработка урока по теме   Начало Великой Отечественной   войны   может   быть   рекомендована преподавателям   средних   профессиональных   учебных заведений,   где   студенты   помимо   общеобразовательной подготовки,   получают   знания   и   обретают   умения   по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные   виды   заданий   также   могут   быть   уместны   при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России». Пояснительная записка Игорь   Автор (ФИО, должность) Название ресурса Вид ресурса Предмет, УМК Цель и задачи ресурса Возраст учащихся, для которых  предназначен ресурс Программа, в которой создан ресурс Microsoft Word 2010 7. 8. Методические рекомендации  по использованию ресурса 4 Тема раздела Тема урока Цель Задачи 1. Образовательная 2. Развивающая 3. Воспитательная Хронометраж урока Тип урока Вид урока Педагогические  технологии Метод обучения Приемы обучения Форма организации  познавательной  деятельности Средства обучения  Литература План урока теоретического обучения 11. Между мировыми войнами  Начало Великой Отечественной войны сформировать представление об основных событиях начального периода Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. изучить причины и основные события начального периода войны. способствовать развитию умения переориентироваться на разные формы работы в   течение   урока,   самостоятельно   анализировать   хронику   военных   событий, исторические   документы,   извлекать   необходимую   информацию,   сравнивать, делать выводы, умение преобразовывать информацию в другую знаковую систему (карта­текст, текст­таблица), высказывать свою точку зрения перед аудиторией. воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину, готовности защищать свою страну от любых проявлений форм агрессии 45 минут урок изучения нового материала комбинированный: рассказ, практикум «Кинолента начального периода войны» технология   критического   мышления,   информационная   технология,   технология проблемного обучения, технология схемно­знаковых моделей, игровая технология, творческая мастерская устный, письменный, частично­поисковый, сравнительный рассказ,   беседа,   сравнение,   анализ,   презентация,   работа   с   историческими документами, работа с исторической картой, просмотр видеоматериала, ответы на вопросы, оформление киноленты групповая, индивидуальная, бригадная 1. Компьютер. 2. Проектор. 3. Экран. 4. Акустическая система. 4. Презентация. 5. Видеоурок «22 июня. Начало Великой Отечественной войны». 6. Карта «Великая Отечественная война». 7. Настенная карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.». 8. Раздаточный материал к практикуму. 9. Кубик Блума. 10. Кинолента из бумаги. 11. Материалы для рефлексии. 1. Загладин Н.В., Козленко С.И. История России 20­нач.21 вв.: Учебник для 11 Метод контроля Межпредметные  связи Основные понятия,  термины Место проведения Формируемые знания Формируемые умения Общие компетенции 5 класса / 2007.  устный, письменный обществознание план   «Барбаросса»,   план   «Ост»,   антигитлеровская   коалиция,   партизаны, блицкриг, операция «Тайфун» учебная аудитория 1.   Объяснение   и   применение   в   историческом   контексте   понятий:   «план “Барбаросса”», «план “Ост”», «антигитлеровская коалиция», «партизаны». 2. Раскрытие значения создания антигитлеровской коалиции и роли дипломатии в годы войны. 1. Характеристика значения битвы под Москвой.  2.Показ   особенностей   развития   экономики   в   главных   воюющих   государствах, объяснение причин успехов советской экономики. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК   2.   Организовывать   собственную   деятельность,   выбирать   типовые  методы   и способы  выполнения  профессиональных  задач, оценивать  их  эффективность   и качество. ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,  необходимой   для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,  профессионального   и личностного развития. ОК   5. профессиональной деятельности. ОК   6.   Работать   в   коллективе   и   команде,   эффективно   общаться   с   коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК   8.   Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и  личностного развития,   заниматься   самообразованием,   осознанно   планировать   повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением  полученных профессиональных знаний (для юношей).   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии  в I. II. Организацио нный момент Мотивация и целеполагание Структура урока Ход урока: III. Формирование ориентировочны х основ знаний IV. Первичное закрепление нового материала 1 1 мин. 2 5 мин. 3 28 мин. 4 5 мин. I. Организационный момент 1. Приветствие студентов. 2. Проверка готовности студентов к уроку. 3. Проверка присутствующих и отсутствующих студентов. 4. Организация внимания. II. Мотивация и целеполагание Преподаватель: V. Домашнее задание и инструкции  по его выполнению 5 2 мин. VI. VII. Подведение Рефлексия итогов  урока 6 2 мин. 7 2 мин. «Дерзайте   отчизну   мужеством   прославить!»,   так   когда­то   сказал   великий   русский   ученый   М.В. Ломоносов.   Слова   ученого   не   потеряли   актуальности   и   в   наше   время.   Я   предлагаю   вам   посмотреть видеосюжет и определить, какие события мы будем рассматривать на уроке истории. 6   Начало   Отечественной   войны». Просмотр   видео   «22   июня. https://www.youtube.com/watch?v=V1MCvEkBHVI. Вопросы: 1. Каким событиям посвящен данный видеосюжет? 2. Опираясь на видеоматериал попытайтесь сформулировать тему нашего урока. 3. Используя кубик Блума, сформулируйте цель урока, в соответствии с выпавшей стороной (приложение 1). Преподаватель:  –   Режим   доступа: Итак, тема нашего урока, как вы сказали, будет посвящена Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., а именно ее начальному периоду и будет звучать так «Начало Великой Отечественной войны». План изучения нового материала 1. Основные этапы и события Великой Отечественной войны. 2. Начальный период Великой Отечественной войны. 1. Основные этапы и события Великой Отечественной войны. Преподаватель: 22 июня 1941 г., на рассвете, без объявления войны, немецко­фашистские войска вторглись на советскую землю, открыли огонь по советским пограничным заставам, по штабам и расположениям войск. Немецкая   авиация   нанесла   бомбовые   и   штурмовые   удары   по   аэродромам,   военным   и   промышленным объектам, по городам Прибалтики, Белоруссии, Украины. Вероломное нападение Германии застало врасплох большинство дивизий и полков приграничных военных округов. Итог   внезапного   удара   был   страшен.   Десятки   тысяч   убитых,   раненых,   пропавших   без   вести красноармейцев и мирных жителей. Июнь… Тогда еще не знали мы, Со школьных вечеров шагая, Что завра будет первый день войны. А кончится она лишь в сорок пятом – в мае. Задание:  чтобы путешествие по страницам военной истории прошло успешно, и мы не сбились с пути, предлагаю вам двигаться по разработанному маршруту. Для этого вспомните и назовите основные этапы и события Великой Отечественной войны. Запишите названные основные этапы и события войны. Запись в конспект Основные этапы и события Великой Отечественной войны I период. Начальный:  22.06.1941 г. – 18.11.1942 г. – от  нападения Германии на СССР  до начала контрнаступления  советских войск под  Сталинградом. II период. Коренной перелом в  войне: 19.11.1942 г. – 31.12.1943 г.  – от перехода советских войск в  контрнаступление под  Сталинградом до освобождения  Левобережной Украины. III период.  Завершающий:  01.01.1944 г. – 09.05.1945  г. – от наступательных  операций по  окончательному  освобождению территории  СССР до капитуляции  фашисткой Германии. 7 2.  Начальный период Великой Отечественной войны. Преподаватель: Вы   объединены   в   одну   команду,   которой   предстоит   на   протяжении   отведенного   времени разработать киноленту начального периода Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Ваша задача заключается в выполнении определенных заданий, а также при необходимости оказания своевременной помощи друг другу, связанных с данным периодом войны. Для   того,   чтобы   распределить   между   группой   работу,   предлагаю   вытянуть   жребий   и   начать выполнять указанное задание соответствующего номера. По жребию одному из студентов отводится роль главного   режиссера   фильма,   который   будет   осуществлять   общий   контроль   за   выполнением   заданий, распределением студентов при возникновении затруднений, оказывать помощь (приложение 2).  В папке с файлами, размещенными в хронологической последовательности находятся фрагменты киноленты,   иллюстративный   материал,   фотографии,   исторические   документы,   карты,   воспоминания (приложение 3). Вам необходимо извлечь из папки файл с номером определенному по жребию и начать оформление фрагмента киноленты из предложенных материалов. После изучения материала и оформление  фрагмента  киноленты вам необходимо  «смонтировать фильм» (склеить ленту в нумерологической последовательности) и подготовить краткую речь о изученных военных событиях, демонстрируемых на фрагменте киноленты перед аудиторией. Студент,   выполняющий   роль   главного   режиссера   осуществляет   помощь   и   контроль   за правильностью выполнения задания Практикум «Начальный период Великой Отечественной войны». Организация работы: групповая, индивидуальная, парная Хронометраж: 20 минут Задание: 1 сектор. Изучите предложенный материал, оформите фрагмент киноленты (см. файл 1). 2 сектор.  Изучите предложенный материал, оформите фрагмент киноленты (см. файл 2). 3 сектор. Изучите предложенный материал, оформите фрагмент киноленты (см. файл 3). 4 сектор. Изучите предложенный материал, оформите фрагмент киноленты (см. файл 4). 5 сектор. Изучите предложенный материал, оформите фрагмент киноленты (см. файл 5). Приложение 3 8 6 сектор. Изучите предложенный материал, оформите фрагмент киноленты (см. файл 6). 7 сектор. Изучите предложенный материал, оформите фрагмент киноленты (см. файл 7). 8 сектор. Изучите предложенный материал, оформите фрагмент киноленты (см. файл 8). 9 сектор. Изучите предложенный материал, оформите фрагмент киноленты (см. файл 9). Во время работы студентов демонстрируются музыкальные клипы о ВОВ 1941 – 1945 гг. 1. И все о той весне …  ­ Режим доступа: https://ok.ru/chestnyraz/topic/66810244298091. 2.Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch? v=iSFvf4kkDV8. Приложение 4 1. Причины нападения Германии на СССР 1. стремление нацистской Германии к мировому господству и захвату новых территорий; 2. потребность Германии в ресурсах для ведения войны за мировое господство; 3. противостояние коммунистической и фашисткой идеологии; 4. противоречия между социалистической и капиталистической общественными системами. Нападение Германии на СССР Москвичи слушают речь В.М. Молотова  22 июня 1941 г. 22.06.1941 г. о нападении Германии на СССР 9 Противовес вооруженных сил Германии и СССР Состав вооруженных сил Дивизии  Танки  Орудия и минометы  Боевые самолеты Корабли основных классов Германия  191 (5,5 млн. человек) 4,3 тыс. 47,2 тыс.  4,5 тыс.  СССР 179 (3 млн. человек) 13,1 тыс. 38 тыс. 1,4 тыс. 182 Потери красной Армии в оружии и технике в летне­осенней кампании 1941 г. (%). Танки  Самолеты  Орудия и минометы  Стрелковое оружие  91 90 90 67 Созданные фронты СССР 1) Северный фронт (М.М. Попов); 2) Северо­Западный фронт (Ф.И. Кузнецов); 3) Западный фронт (Д.Г. Павлов); 4) Юго­Западный фронт (М.П. Кирпсон); 5) Южный фронт (И.В. Тюленев). Для   оперативного   управления   фронтами   23   июня   была   образована Ставка   Главного   командования,   преобразованная   позднее   в   ставку Верховного   Главнокомандования   (СВГК):   И.В.   Сталин,   В.М.   Молотов, С.К. Тимошенко, С.М. Буденный, К.Е. Ворошилов, Б.М. Шапошников, Г.К. Жуков. Верховным   главнокомандующим   8   августа   1941   г.   был   назначен   И.В. Сталин. Вскоре он стал и наркомом обороны. Для   руководства   деятельностью   всех   государственных   ведомств   и учреждений   30.06.1941   г.   был   образован   Государственный   Комитет Обороны   (ГКО)   во   главе   с   И.В.   Сталиным.   30.06.1941   г.   утвержден мобилизационный   народнохозяйственный   план   на  III  квартал   1941   г. предусматривавший перевод всей промышленности на выпуск военной продукции. 2. Основные положения германского стратегического плана ведения войны против СССР 1. В книге «Майн кампф» Адольф Гитлер одной из главных целей своей политики провозгласил уничтожение СССР. 2. В декабре 1940 г. германским руководством был принят план ведения войны против СССР – план «Барбаросса». 3. В основу плана «Барбаросса» была положена стратегия молниеносной войны – «блицкриг»: ­ внезапное нападение на СССР без объявления войны; ­ вторжение на территорию СССР 4­х армейских группировок; Финляндской армии, группы армий «Север», «Центр», «Юг»; 10 ­  использование  тактики  фланговых  танковых  ударов,  окружения  и  последующего  уничтожения противника при массированном применении авиации; ­ разгром основных сил Красной Армии в приграничных сражениях; ­  быстрое продвижение германских войск вглубь СССР и выход на линию Архангельск­Волга; ­ победоносное завершение войны против СССР за 6 – 8 недель (до осени 1941 г.). Союзники Германии в войне против СССР Объявили войну и участвовали в ней: ­ Финляндия, Словакия, Венгрия, Румыния, Италия; Объявили войну, но не послали на территорию СССР свои войска Болгария. Принимали участие, но не объявили войну – например: «Голубая дивизия» из Испании. На   протяжении   всей   войны   сохранялась   угроза   нападения   на   СССР   со   стороны  Турции   и Японии. 3. Вторжение германских войск на территорию СССР Начальный период длился с 22.06.1941 г. по 18.11.1942 г. (от нападения Германии на СССР до начала контрнаступления советских войск под Сталинградом). Вторжение германских войск на территорию СССР, их быстрое продвижение в глубь страны и оккупация к осени 1941 г. Прибалтики, Белоруссии, Молдавии, Украины. Уже к 10.07. немецкие войска продвинулись на северо­западном направлении на 500 км, на запад – на 600 км, на юго­запад – на 350 км. Они захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины. Тем не менее с первых же минут войны враг встретил упорное и отчаянное сопротивление. Многие погранзаставы в течение нескольких дней вели бои с превосходящими силами противника. Более 11 дней держалась 13­я пограничная застава лейтенанта А.В. Лопатина. 11 4. Отступление советских войск с большими потерями, героическая оборона Брестской крепости, Одессы, Севастополя и других городов. В течение месяца сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости под командованием майора П.М. Гаврилова и полкового комиссара Е.М. Фомина. На   Крайнем   Севере   в   течение   всего   периода   войны   удерживали   границу   морские   пехотинцы, защищавшие полуостров средний. Оборона Брестской крепости Кривоногов П.А. Защитнки Брестской крепости Денейка А. Оборона Севастополя 5. Смоленское сражение. 10.06. – 10.09.1941 г. – Смоленское сражение. В начале  июля на  центральном  направлении  немецкие  войска  подошли  к Смоленску. Увязнув в тяжелых боях, противник был вынужден временно приостановить свое наступление на Москву. 12 Смоленское сражение Оборона Смоленска 6. Начало блокады Ленинграда. Сентябрь 1941 г. – поражение советских войск под Киевом, начало блокады Ленинграда. На Ленинградском направлении крупные немецкие танковые соединения прорвались к Ладожскому озеру, отрезав тем самым Ленинград с суши. Началась 900­дневная блокада Ленинграда. Командующим Ленинградским   фронтом   был   назначен   Г.К.   Жуков,   взялся   за   укрепление   обороны   города.   К   концу сентября 1941 г. фронт под Ленинградом стабилизировался, угроза была ликвидирована.  КОТЫ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА В   1941   году   в   блокадном   Ленинграде   начался   страшный   голод.   Есть   было нечего. Зимой с улиц города начали исчезать собаки и кошки – их употребляли в пищу. Когда есть было уже совсем нечего, единственным шансом выжить было съесть своего домашнего питомца. Поначалу   окружающие   осуждали   «кошкоедов».   «Я   питаюсь   по   второй категории, поэтому имею право», ­ оправдывался осенью 1941 года один из них.   Потом   оправданий   уже   не   требовалось:   обед   из   кошки   часто   был единственной возможностью сохранить жизнь. Извлечения из исторических документов: Один   из   ленинградцев   написал   объявление:  «Меняю   кошку   на   десять   плиток столярного клея». «Соседского кота мы съели всей коммунальной квартирой еще в начале блокады», ­ говорит Зоя Корнильева. «3   декабря   1941   года.   Съели   жареную   кошку,   ­   пишет   в   своем   дневнике 13 десятилетний   мальчик   Валера   Сухов.   –   Очень   вкусно».   Из   костей   животных   варили   столярный   клей, который тоже шел в пищу. «У нас был кот Васька. Любимец в семье. Зимой 41­го мама его унесла куда­то. Сказала, что в приют, мол, там его будут рыбкой кормить, а мы то не можем... Вечером мама приготовила что­то на подобие котлет. Тогда я удивилась, откуда у нас мясо? Ничего не поняла... Только потом... Получается, что благодаря Ваське мы выжили ту зиму...». «Глинский (директор театра) предложил мне взять его кота за 300 грамм хлеба, я согласился: голод дает себя   знать,   ведь   вот   уже   как   три   месяца   живу   впроголодь,   а   в   особенности   декабрь   месяц,   при уменьшенной норме и при абсолютном отсутствии каких­либо запасов продовольствия. Поехал домой, а за котом решил зайти в 6 часов вечера. Холодина дома страшная. Термометр показывает только 3 градуса. Было   уже   7   часов,   я   уже   было   собрался   выйти,   но   ужасающей   силы   артиллерийский   обстрел Петроградской стороны, когда каждую минуту ждал что вот­вот, и снаряд ударит в наш дом, заставил меня воздержаться выйти на улицу, да притом и находился в страшно нервном и лихорадочном состоянии от мысли, как это я пойду, возьму кота и буду его убивать? Ведь до сих пор я и птички не трогал, а тут домашнее животное!» Известно,   что   одному   коту   в   блокаду   точно   удалось   выжить.   Это   кот   Максим,   он   жил   в   семье   Веры Вологдиной. Во время блокады она жила с мамой и с дядей. Из домашних питомцев у них были Максим и попугай Жаконя. В довоенное время Жако пел и разговаривал, но в блокаду, как и все, голодал, поэтому сразу притих, а перья у птицы вылезли. Чтобы как­то прокормить попугая, семье пришлось выменять ружье отца на несколько семечек подсолнуха. Кот Максим тоже был еле жив. Он даже не мяукал, прося еду. Шерсть у кота вылезала клоками. Дядя чуть ли не с кулаками требовал, что кот пошел на съедение, но Вера и ее мама защищали животное. Когда женщины уходили из дома, они запирали Максима в комнате на ключ. Однажды во время отсутствия хозяев кот смог залезть в клетку к попугаю. В мирное время быть беде: кот бы непременно съел свою добычу. Что же увидела Вера, вернувшись домой? Максим и Жаконя спали, крепко прижавшись друг к другу в клетке, чтобы спастись от холода. С тех пор дядя перестал заводить разговоры про съедение кота. К сожалению, через несколько дней после этого случая Жако погиб от голода. Максим выжил. Возможно, он стал единственным ленинградским котом, пережившим блокаду. После 1943 года в квартиру Вологдиных водили экскурсии – посмотреть на кота. Максим оказался долгожителем и умер только в 1957 году в двадцатилетнем возрасте. Тем не менее, некоторые горожане, несмотря на жестокий голод, пожалели своих любимцев. Весной 1942 года   полуживая   от  голода   старушка   вынесла   своего   кота   на  улицу   погулять.  К   ней   подходили   люди, благодарили, что она его сохранила. Одна бывшая блокадница вспоминала, что в марте   1942   года   вдруг  увидела   на   городской  улице  тощую   кошку.   Вокруг   нее стояли   несколько   старушек   и   крестились,   а   исхудавший,   похожий   на   скелет милиционер следил, чтобы никто не изловил зверька. 12­летняя девочка в апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. «Увидев ее, я поняла, что мы выжили», ­ вспоминала эта женщина много лет спустя. В своем дневнике блокадница Кира Логинова вспоминала,  "Тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту (ныне проспекту Обуховской обороны) прямо к мельнице, где мололи муку для всего города. Это был враг организованный, умный и жестокий...».  Все виды   оружия,   бомбежки   и   огонь   пожаров   оказались   бессильными   уничтожить   «пятую   колонну», объедавшую умиравших от голода блокадников. Как только была прорвана блокада в 1943 году, было принято решение доставить в Ленинград кошек, года вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости «выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград дымчатых кошек».  Ярославцы не могли не выполнить стратегический заказ и наловили нужное количество дымчатых кошек, считавшихся тогда лучшими крысоловами. Четыре вагона кошек прибыли в полуразрушенный город. Часть кошек была выпущена тут же на вокзале, часть была   роздана   жителям.   Очевидцы   рассказывают,   что   когда   мяукающих   крысоловов   привезли,   то   для получения кошки надо было отстоять очередь. Расхватывали моментально, и многим не хватило. Тогда, вскоре после прорыва блокады, в апреле 1943 года, в Ленинград из Ярославля привезли четыре вагона дымчатых кошек. Именно дымчатые кошки считались лучшими крысоловами. За кошками сразу же выстроилась   многокилометровая   очередь.   Котенок   в   блокадном   городе   стоил   500   рублей.   Примерно столько же он мог бы стоить на Северном полюсе в довоенное время. Для сравнения, килограмм хлеба 14 продавали с рук за 50 рублей, зарплата сторожа составляла 120 рублей. Ярославские   кошки   спасли   город   от   крыс,   однако   не   смогли   решить проблему полностью.  Как только блокада была снята, прошла еще одна «кошачья мобилизация». На этот раз мурок и барсиков набирали в Сибири специально для нужд Эрмитажа и других ленинградских дворцов, и музеев. «Кошачий призыв» прошел   успешно.   В   Тюмени,   например,   собрали   238   котов   и   кошек   в возрасте от полугода до 5 лет. Многие сами приносили своих любимцев на сборный   пункт.   Первым   из   добровольцев   стал   черно­белый   кот   Амур, которого хозяйка лично сдала с пожеланиями «внести свой вклад в борьбу с ненавистным врагом». Всего в Ленинград было направлено 5 тысяч омских, тюменских, иркутских котов, которые с честью справились со своей задачей ­ очистили Эрмитаж от грызунов. Среди современных петербургских кошек коренных жителей города не осталось. Все они имеют сибирские корни.  В   память   о   хвостатых   героях   на   Малой   Садовой   улице   установили   скульптуры   кота   Елисея   и   кошки Василисы.   Василиса   прогуливается   по   карнизу   второго   этажа   дома   №   3,   а   Елисей   сидит   напротив   и наблюдает за прохожими. Считается, что к человеку, который сможет забросить монетку на небольшой постамент к коту, придет удача. 7. Битва за Москву 30 сентября 1941 г. – январь 1942 г. – Московская битва: оборонительный этап с 30.09. по 04.12.1941 г. (германская операция «Тайфун»), наступательный этап с 5 – 6 декабря 1941 г. по январь 1942 г. 16   августа   1941   г.  был  подписан  приказ   Ставки   за   №   270:   приказ   объявлял   всех   без   разбора военнопленных предателями и изменниками. Упорное   сопротивление   Красной   Армии   под   Смоленском,   Ленинградом,   Киевом,   Одессой   и   на других участках фронтов не позволило осуществить план немецкого командования и захватить Москву к началу осени.  Только   после   поражения   войск   Юго­западного   фронта,   окружения   и   пленения   Киевской группировки советских войск немцы смогли начать подготовку операции по захвату Москвы – «Тайфун». Генеральное наступление немецких войск группы «Центр» началось 30.09.1941 г. ударом танковой армии генерала Гудериана в направлении Орел­Тула­Москва. Гитлеровцам удалось прорвать оборону и к 7 октября окружить 4 советские армии западнее Вязьмы и 2 – южнее Брянска. Немцы захватили Калинин, Можайск, Малоярославец. Бои шли уже в 80 – 100 км от столицы. В   середине   октября   1941   г.   началась   эвакуация   из   Москвы   правительственных   учреждений, дипломатического корпуса, промышленных предприятий, населения. В середине ноября 1941 г. немецкие войска вновь перешли в наступление, но встретили упорное сопротивление советских воинов. Бои шли у стен Тулы, в районе Наро­Фоминска, Клина, под Дмитровым и Каширой. Наступление немецких войск стало выдыхаться. В конце ноября 1941 г. войска Западного фронта (Жуков Г.К.) получили подкрепления: 3 армии, 11 дивизий, 14 стрелковых и танковых бригад. Контрнаступление началось 5 – 6 декабря 1941 г., освобождены города Калинин, Солнечногорск. Клин, Истра. В ходе зимнего наступления советские войска разгромили 38 немецких дивизий. Враг был отброшен от Москвы на 100 – 250 км.  Победа советских войск под Москвой окончательно похоронила немецкий план «блицкрига». 15 8. Поражение советских войск под Харьковом и в Крыму. Май 1942 г. – поражение советских войск под Харьковом и в Крыму. Советские войска в мае 1942 г. перешли в наступление в Крыму и под Харьковом. Оно закончилось тяжелым   поражением,   в   июле   пал   Севастополь,   были   оккупированы   Донбасс   и   важные сельскохозяйственные   районы   Украины   и   юга   России.   Враг   перешел   к   Северному   Кавказу,   стремясь захватить   богатые   нефтяные   месторождения,   и   одновременно   начал   штурм   Сталинграда   с   целью перерезать Волгу. Значение I периода: срыв плана молниеносной войны и создание условий для коренного перелома в войне. Бои за Харьков Потопленное судно в Севастополе 9. Животные на войне Великая   Отечественная   война   1941  –  1945   гг.   унесла   жизни   множества   людей,  которые   боролись  за освобождение   своей   страны   от   немецко­фашистских   захватчиков.   Однако   не   только   люди   были участниками боев. Интересные факты говорят о том, что активную роль играли различные животные.  16 Собаки Собаки,   как   верные   друзья, помогали   очень   во   многом: доставляли   раненых   из­под обстрелов, приносили боеприпасы   во   время   боев, выполняли   роль   связистов,   передавая важные сообщения. Некоторых собак готовили как подрывников.   С   тротилом   на спине   они   взбирались   под танки   и   взрывали   машины противников. Известна  собака Джульбарс, с помощью которой было обнаружено и разминировано   более   7000   мин.   Он   должен   был участвовать   в   параде   победы   в   Москве.   Но   был ранен. И.В. Сталин отдал распоряжение нести его на шинели. Верблюды Наряду лошадьми   использовали и других тягловых с   животных. В   28   резервной   армии,   сформированной   в Астрахани,   во   время   боев   за   Сталинград использовали   верблюдов.   Многие   из   «кораблей пустыни» погибли, но некоторые дошли до Берлина. Выживших   животных   впоследствии   отправили   в зоопарки.   Кошки Кошки,   как   и   собаки приносили   пользу.   От природы   эти   животные обладают повышенной чувствительностью.   Кошки чувствовали   приближение бомбардировки.   И   хозяева, предупрежденные   кошкой,   активно   выражающей свое   беспокойство,   имели   возможность   заранее спрятаться.   Неоценима   роль кошек   в   Ленинграде.   Они охраняли   продукты   и   Эрмитаж от   крыс.   Были   случаи,   когда кошки   приносили   свою   добычу хозяевам.   Когда   становилось совсем голодно, кошки служили едой для людей. На фронте   бойцы   тоже   держали   кошек.   Они   гоняли разных   грызунов,   спасая   бойцов   от   разных инфекций. Лоси   При   организации   партизанского движения использовали прирученных   и   обученных   лосей. Лосиные следы в лесу не вызывали подозрения, тогда как лошадиные подковы были хорошо заметны.  Олени Лошади   Хорошо себя зарекомендовал на дорогах войны северный олень карибу.   Его   использовали   в   Заполярье.   В   ноябре 1941   г.   было   сформировано три   транспортных   группы,   в каждой   из   которых   было около тысячи оленей. Эти   северные   животные перевозили оружие, вывозили   раненых,   легкие нары   использовались   связистами   для   доставки срочных сообщений.  Устав   оленьей   армии   был   прописан   самым детальным образом ­ чтобы олень не уставал, был всегда сыт и ухожен.   Во время второй мировой войны было много техники. Но лошади в ней сыграли большую роль. По статистическим   данным   в Советской   армии   было   около двух   миллионов   лошадей.   Их активно   использовали   как   тягловую   силу   при перевозке вооружения. Продовольственные   обозы   и   полевые   кухни   были тоже на лошадиной тяге. различного     Связные   чаще   использовали лошадь,   нежели   мотоцикл   или машину.   Раненых   животных часто   выхаживали   наравне   с людьми:   делали   операции, выхаживали после ранения.  Голуби Мыши Во время войны уже были и радио, и телефоны. Но техника   была   крайне   ненадежной   и   обладала малым   радиусом   действия.   На  выручки   приходили голуби. Нацисты специально ставили стрелков для отстрела   этих   птиц,   содержали   ястребов.   За Мышей­диверсантов использовали для разрушения немецких танков. В Смоленском университете была разработана   специальная   программа   по   обучению мышей проживанию в танке. В любом танке всегда есть технологические отверстия, а мышь способна 17 содержание   голубей   хозяина расстреливали   на   месте.   За время   войны   птицами   было доставлено   более   15   тысяч сообщений. просочиться   в   дырку   вдвое меньшего   диаметра,   чем   ее собственное   тело.   Мыши проникали   в   танки   через технические   отверстия   и прогрызали Таким образом, животные несли службу и все тяготы войны наравне с людьми. электропроводку на двигателях IV. Первичное закрепление нового материала 1.   Соединение   в   хронологической   последовательности   отдельных   фрагментов   бумажной киноленты. 2. Выступление студентов с краткими рассказами о изученном событии начального периода Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Преподаватель: А наш урок я хочу закончить словами из письма, найденного при раскопках в Смоленской области.  «Дорогие русские люди, соотечественники. Не забывайте нас. Мы, как могли боролись с фашистским псом. Но вот пришёл конец. Мы истекаем кровью. Кто после нас будет живой, пусть помнят, что люди боролись за свою Родину, любили её, как мать. Мы непобедимы. Красноармеец Крутов С.И.». Давайте будем помнить, и чтить память о героях Великой Отечественной войны и любить нашу Родину! V. Домашнее задание и инструкции по его выполнению Загладин Н.В., Козленко С.И. История России 20­нач.21 вв.: Учебник для 11 класса / 2007. – с. 75 – 83; ­ вопросы и задания – с. 83; ­ конспект урока; ­ работа с историческими документами – с. 84; ­ работа с Интернет­ресурсами (на выбор) «Мнение историков о вступлении СССР во вторую мировую войну».      VI. Подведение итогов урока ­ оценка работы группы; ­ оценка работы отдельных студентов; ­ аргументация выставленных оценок.     VII. Рефлексия Метод «Георгиевская ленточка». На каждой строчке ленты продолжите фразу предложений: 1. На уроке мне понравилось… 2. На уроке мне показалось сложным… 3. Особый интерес у меня вызвало… 4. Я хотел бы еще узнать… 5. Мое настроение после урока… Приложение 5 18 Литература Загладин Н.В., Козленко С.И. История России 20­нач.21 вв.: Учебник для 11 класса / 2007.  Видеоресурсы 1. 22 июня. Начало Отечественной войны. URL: https://www.youtube.com/watch?v=V1MCvEkBHVI (дата  обращения: 09.04.2018). 2. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. URL: https://www.youtube.com/watch?v=iSFvf4kkDV8 (дата  обращения: 13.04.2018). 3. И все о той весне …  URL: https://ok.ru/chestnyraz/topic/66810244298091 (дата обращения: 13.04.2018). Интернет­ресурсы Кубик Блума. URL: https://arhivurokov.ru/multiurok/c/9/7/c97554bef03db0f98e13db6f25c726f8175af419/kubik­ bluma­priiom­tiekhnologhii­kritichieskogho­m_1.jpeg (дата обращения: 12.04.2018).  (дата обращения: 13.04.2018). Портрет И.В. Сталина. URL: http://pobeda1945­art.ru/gal1/2­21.jpg (дата обращения: 13.04.2018). Смоленское сражение. URL: https://cs8.pikabu.ru/post_img/2016/07/28/5/1469688929190446481.jpg (дата  обращения: 13.04.2018). Бои за Харьков. URL: https://sfw.so/uploads/posts/2008­03/1204620631_tmp2fe­100.jpg (дата обращения:  13.04.2018). Юон К.Ф. Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 г. URL: http://publ.tmbadm.ru/wp­ content/uploads/2016/11/%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4­7­%D0%BD%D0%BE%D1%8F %D0%B1%D1%80%D1%8F­1941.jpg (дата обращения: 13.04.2018). 22 июня 1941 г. URL: http://avt.nn.ru/images/stories/Dlya_saita/O_raione/Vremj.Sobutij.Lydi/3.jpg (дата  обращения: 13.04.2018). Москвичи слушают речь В.М. Молотова 22.06.1941. URL:https://mez.su/uploads/__22__1941__5218057162.jpg (дата обращения: 13.04.2018). Боевые действия на Харьковском направлении. URL:  https://rodoslovnaya.files.wordpress.com/2015/03/kharkov­battle2.jpg (дата обращения: 13.04.2018). Бои за Харьков. URL: http://xt.ht/1942/tmp2FE.files/tmp2FE­89.jpg (дата обращения: 13.04.2018). Военно­исторический календарь. URL: https://files.polkrf.ru/pic_news/795x­/7663.jpg (дата обращения:  13.04.2018). Георгиевская лента. URL: http://www.progimp.ru/i/articles/upload/2013/05/1550/10.jpg (дата обращения:  12.04.2018). Герои Великой Отечественной войны. URL: https://bookz.ru/authors/mihail­vostri6ev/geroi­ve_932/i_026.jpg  (дата обращения: 13.04.2018). Денейка А. Оборона Севастополя. URL: http://www.newscrimea.ru/wp­ content/uploads/2015/10/sevastopoloborona.jpg (дата обращения: 13.04.2018). Дербышева Ю.Е.  Разработка урока «Начало Второй мировой войны». URL:  https://multiurok.ru/files/razrabotka­uroka­nachalo­vtoroi­mirovoi­voiny.html (дата обращения: 09.04.2018). Дорога жизни. URL: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0afb/00064c8a­c689ebd0/img10.jpg (дата обращения:  13.04.2018). Еремеева Е.И. Разработка урока истории «Великая Отечественная война». URL: https://xn­­j1ahfl.xn­­ p1ai/lessons/razrabotka_uroka_istorii_%C2%ABvelikaya_otechestvennaya_vo_200144 (дата обращения:  11.04.2018). Жители блокадного Ленинграда. URL: http://waralbum.ru/wp­ content/uploads/yapb_cache/b96e_37947a57_orig.21rbmtnpw5no8cgwwgk8s8kwg.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th. jpeg (дата обращения: 13.04.2018). 19 Карат «Общий ход военных действий на советско­германском фронте летом и осенью 1941 г.». URL:  http://hamster02.narod.ru/039.jpg (дата обращения: 13.04.2018). Карта «Великая Отечественная война Советского Союза». URL:  http://images.myshared.ru/4/42487/slide_3.jpg (дата обращения: 13.04.2018). Карта «Общая схема операции «Тайфун». URL: https://img­ fotki.yandex.ru/get/9265/128731516.46/0_9e560_8e50a9b2_XL.jpg (дата обращения: 13.04.2018). Карта «Смоленское сражение». URL: https://cs4.pikabu.ru/post_img/2016/08/17/8/1471440538128036275.jpg  (дата обращения: 13.04.2018). Карточка на хлеб. URL: http://cdn.fishki.net/upload/post/201311/22/1215891/3_002.jpg (дата обращения:  13.04.2018). Коты блокадного Ленинграда. URL:  http://jornal.drougmagazine.ru/upload/iblock/907/9079f54320d3d8a143c70d40aefc112a.jpg (дата обращения  31.03.2018). Коты блокадного Ленинграда. URL: http://smolbattle.ru/threads/%D0%9A%D0%BE%D1%88%D0%BA %D0%B8­%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B.33972/ (дата обращения 31.03.2018). Кривоногов П.А. Защитнки Брестской крепости. URL:  http://photo.brestcity.com/2012/all/krivinogov_terespol.jpg Нападение Германии на СССР. URL: https://img.tsn.ua/cached/1518092914/tsn­ 4c1b893df1bb74bb46a39549f1c3605e/thumbs/1200x630/ad/1d/58fcc6c25e150eb78f1616a26bf31dad.jpg (дата  обращения: 13.04.2018). Ни шагу назад! URL: http://xn­­i1abbnckbmcl9fb.xn­­p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C %D0%B8/652377/Image68.jpg (дата обращения: 13.04.2018). Норма хлеба в блокадном Ленинграде. URL: http://agonia­ru.com/wp­content/uploads/2017/09/img41.jpg (дата  обращения: 13.04.2018). Оборона Брестской крепости. URL: http://mccvu.ru.opt­images.1c­bitrix­ cdn.ru/upload/medialibrary/80f/80fb917ddabc5d054781f304f8cdb0ae.jpg?1435046327247760 (дата обращения:  13.04.2018). Оборона Смоленска. URL: https://xn­­­­etbdepbfg4adasf1g.xn­­p1ai/wp­content/uploads/2016/08/Foto.jpg (дата  обращения: 13.04.2018). Одесса была и будет советской. URL:  https://www.kpu.ua/uploads/2016/08/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE %D1%80%D0%B8%D1%8F/odessa_07.jpg (дата обращения: 13.04.2018). Основные этапы Великой Отечественной войны. URL: https://cf.ppt­ online.org/files/slide/y/y0L3xsgJ9PqVzkQ7R2tTBdhKjulYrUfEpicZD6/slide­5.jpg (дата обращения: 11.04.2018). Отстоим Москву! URL: https://pbs.twimg.com/media/DK8SCwUWsAAl4xV.jpg (дата обращения: 13.04.2018). Первый этап Великой Отечественной войны. URL:  https://myslide.ru/documents_3/0dea6eaced5c750cc128127b4c958733/img28.jpg (дата обращения: 11.04.2018). План Барбаросса. URL: http://to­name.ru/images/historical­events/barbarossa­plan.jpg (дата обращения:  13.04.2018). Потопленное судно в Севастополе. URL: https://www.burn­media.ru/images/galleries/Krym_VOV/78.jpg (дата  обращения: 13.04.2018). Смоленское сражение. URL: http://victory.rusarchives.ru/sites/default/files/44_big.jpg (дата обращения:  13.04.2018). Сооружение советского противотанкового рва. URL: http://waralbum.ru/wp­ content/uploads/yapb_cache/0_4f813_cedd5d4a_orig.3abzt6f111c00o4s8wgs8ko80.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.t h.jpeg (дата обращения: 13.04.2018). Сорокина Н.Н. Открытый урок по истории в 11 классе «Начальный период Великой Отечественной  войны».ds03.infourok.ru›uploads/doc/0237…b687557f.docx (дата обращения: 11.04.2018). Титульный лист книги А. Гитлера  «Майн кампф». URL: http://virtoo.ru/wp­content/uploads/2016/09/3698_1000­820x546.jpg (дата обращения:  13.04.2018). Урок на тему «Великая Отечественная война». URL: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/urok­na­tiemu­ vielikaia­otiechiestviennaia­voina (дата обращения: 11.04.2018). Фрагменты киноленты. URL: http://s56.radikal.ru/i153/0808/fd/43cc00dc04e4.jpg (дата обращения: 13.04.2018). Хвостатые герои. От грызунов блокадный Ленинград спасли кошки // Аргументы и факты: газета. — 2014. — 28  февраля. URL: http://www.spb.aif.ru/leningrad/1115954 (дата обращения: 10.02.2018). Хронология Великой Отечественной войны. URL:  http://s2.thingpic.com/images/h8/qSC58VJN4udWNMAJGcb3Ankp.png (дата обращения: 11.04.2018). 20 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России

Открытый урок по истории России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2019