литература
УМК: В.Я. Коровина. Учебник литературы в 2-х частях для 7 класса. М., «Просвещение», 2015.
Тема занятия: «Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
ип занятия: изучение нового материала
Цель урока: раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и выяснить идейно - композиционное значение эпизода кулачного боя (кульминационного момента).
Образовательные Воспитательные Развивающие
Показать, что Степан Калашников – носитель лучших черт русского национального характера;
дать понятие о способах раскрытия авторского отношения к изображаемому;
углубить знания о теме, идее, композиции художественного произведения;
Развивать мотивацию изучения предмета при обращении к знаниям, жизненному опыту учащихся.
воспитывать культуру общения, умения работать в группе, организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя;
владеть основами самоконтроля и самооценки.
побудить учащихся обдумать и пережить конфликт, связанный с защитой героем чести и человеческого достоинства, выразить своё отношение к этому,
воспитывать высокие нравственные качества (благородство, уважение к семье, к национальным традициям) в процессе работы с художественным текстом.
Работать с текстовым материалом:
совершенствовать навыки выразительного чтения и продуктивного монологического высказывания;
развивать умения сравнивать героев и на этом основании проникать в глубины их характеров;
обучать анализу эпизода;
применять знания и умення в общении, формировать готовность к сотрудничеству с товарищами, умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, выразительное чтение, презентация.
Технологическая карта открытого урока по литературе в 7 классе
. Предмет:
литература
УМК: В.Я.
Коровина. Учебник литературы в 2х частях для 7 класса. М., «Просвещение», 2015.
Тема занятия: «Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
ип занятия: изучение нового материала
Цель урока: раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и
выяснить идейно композиционное значение эпизода кулачного боя (кульминационного момента).
Образовательные
Показать, что Степан Калашников – носитель
лучших черт русского национального характера;
дать понятие о способах раскрытия авторского
отношения к изображаемому;
углубить знания о теме, идее, композиции
художественного произведения;
Воспитательные
Развивать мотивацию изучения предмета при обращении к
знаниям, жизненному опыту учащихся.
воспитывать культуру общения, умения работать в группе,
организовывать выполнение учебных задач согласно
инструкциям учителя;
владеть основами самоконтроля и самооценки.
побудить учащихся обдумать и пережить конфликт,
связанный с защитой героем чести и человеческого
достоинства, выразить своё отношение к этому,
воспитывать высокие нравственные качества
(благородство, уважение к семье, к национальным
традициям) в процессе работы с художественным текстом.
Развивающие
Работать с текстовым материалом:
совершенствовать навыки выразительного чтения и
продуктивного монологического высказывания;
развивать умения сравнивать героев и на этом основании
проникать в глубины их характеров;
обучать анализу эпизода;
применять знания и умення в общении, формировать
готовность к сотрудничеству с товарищами, умение слушать
одноклассников и учителя, отвечать на вопросы: решать
творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах: сообщение,
выразительное чтение, презентация.
Планируемые результаты обучения
Предметные
Выяснить историческую обусловленность поступков
героев, выявить воплощение этого произведения в
изобразительном искусстве, а также в других
произведениях литературы, в нашей современности;
уметь характеризовать героев произведения, строить
и обосновывать умозаключения;
приводить оценки действий, поступков героев;
применять понятийный аппарат темы идея,
композиция, тема, характер;
проводить поиск необходимой информации в
текстовых источниках;
составлять описание действий, характера героев
произведения;
аргументировать свое отношение к героям
Метапредметные
Познавательные УУД;
умение работать с различными источниками информации;
осуществлять подбор критериев для характеристики героев
произведения;
устанавливать причинноследственные связи, решать
творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах: сообщение, диалог,
выразительное чтение
Регулятивные УУД:
принятие и удержание цели и задач урока;
умение организовывать выполнение учебных задач согласно
инструкциям учителя;
владеть основами самоконтроля и самооценки.
Коммуникативные УУД:
готовность к сотрудничеству с товарищами, коллективной
1
Личностные
способность выбирать целевые и смысловые установки
своей деятельности.
осмысление глубины конфликта, связанного с защитой
Калащниковым чести и человеческого достоинства;
воспитание высоких нравственных качеств (благородства,
чести, достоинства, уважения к семье, национальным
традициям)работе, умение слушать одноклассников и учителя, отвечать
на вопросы, сообщать содержание своей работы в устной
форме:
аргументировать свою точку зрения и уважительно и
относиться к чужой.
Ход урока
Этапы урока. Приемы
I этап урока. Организационный момент (1
-2 мин.)
Прием «индикатор настроения»
II этап урока. Стадия «вызова» ( 5-7 мин.)
Деятельность учителя
Приветствие учителя.
Определение отсутствующих,
проверка подготовленности
учащихся к уроку, организация
внимания.
[ Создание эмоционального
настроя.
Деятельность ученика
Парты в классе расставлены так, чтобы
ученики сидели группами (заранее
учащиеся были разделены на группы, при
этом учитель учитывал их
интеллектуальные возможности,
активность, чувство симпатии друг к другу)
Учащиеся приветствуют учителя и садятся
по группам.
Планируемые результаты
Метапредметные: готовность к
сотрудничеству с товарищами;
освоение основ межкультурного
взаимодействия. Осознание
психологической цели и
внутренней готовности к её
осуществлению.
Владеть основами самоконтроля и
2.1 Прием эстетического и
эмоционального воздействия для
мотивации дальнейшей работы
2.2 Коммуникация и мотивация.
Фронтальная работа
2.3 Целеполагание, определение целей и
задач урока
III.Стадия осмысления. (15- 20 мин.). Новая
информация и ее осмысление.
Вызов уже имеющихся
знаний по изучаемому
вопросу, активизация
учащихся, мотивация для
дальнейшей работы.
Учитель подводит учащихся
к осознанию главной
проблемы урока «Какой
смысл столкновения героев
произведения?»
Ученики внимательно слушают и
обдумывают вопросы учителя.
Отвечают на вопросы.
Излагают суждения о причинах и
следствиях поведения героев:
сравнивают действия и поступки
Ученики в доступной форме, на
конкурентной основе формулируют
цель и задачи урока
Личностные:
освоение основ межкультурного
взаимодействия. Умение слушать
одноклассников и учителя,
отвечать на вопросы, сообщать
содержание своей работы в устной
форме.
Личностные: способность
выбирать целевые и
смысловые установки своей
деятельности, принятие и
удержание цели и задач урока
2Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем в «Песне
про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова»
3.3 Практическая групповая работа учащихся.
Заполнение таблицы
IV. «Динамическая минута» (12 мин.)
V. Рефлексия. (10 15 мин.) Прием «индикатор
настроения»
VI. Домашнее задание (12 мин.)
Учитель предлагает ученикам
проанализировать 'содержание 3ей
части «Песни…»; дать
характеристику героям, обращается
к ученикам, которым | было
предложено подготовить
опережающее задание (сообщение,
электронная презентация
Учитель распределяет задания для
самостоятельной работы между
группами. С учетом физических
возможностей учащихся осуществлялась
дифференциация заданий В основу
дифференциации положены не только
объем и содержание, но и степень
помощи со стороны учителя, а также
степень участия каждого в работе на
уроке.
Учитель отслеживает ход выполнения
заданий, групповую и индивидуальную
работу обучающихся, отмечает успехи
учеников, корректирует ошибочные
суждения.
Чтобы сменить вид деятельности и дать
ученикам возможность отдохнуть,
учитель проводит физкультминутка
Учитель проводит рефлексию на
дифференцируемой основе:выполнение
тестовых заданий (базовый уровень
проверки); проведение сравнительного
анализа героев в форме таблицы
(повышенный | уровень): синквейн
При определении оптимального объема
домашнего задания, учитель учитывал
психологовозрастные особенности
учащихся 7 класса: Учитель предлагает
обучающимся, выбрать свой вариант
альтернативного задания. Сан. – пин.
3
Предметные: умение характеризовать
героев, строить и обосновывать
умозаключения об отношении гусляров и
автора к Калашникову и Кирибеевичу
Метапредметные: устанавливать причинно
следственные связи;
аргументировать свое отношение к
действиям, поступкам героев
Характеризуют действия, поступки героев, строят и
обосновывают умозаключения об отношении гусляров и
автора к Калашникову и Кирибеевичу, слушают
одноклассников и учителя, отвечают на вопросы;
решают творческие задачи, представляют результаты
своей деятельности в различных формах: сообщение,
диалог
Руководители координируют работу. Сотрудничество
осуществляется по формуле: ученикученик; ученик
учитель. Учащиеся анализируют информацию и
составляют кластер,. Затем представляют свои работы.
Применяют понятийный аппарат темы: идея,
композиция, тема, характер; раскрывают
подходы, объясняющие многообразие мира и
позволяющие проследить влияние этрусков на развитие
римской цивилизации, воспитывают культуру
общения, умение работать в группе, организовывать
выполнение учебных задач согласно инструкциям
учителя
Двое учеников по заданию учителя самостоятельно
подготовили комплекс упражнений, электронную
презентацию и провели зарядку для одноклассников.
Метапредметиые: умение организовывать
выполнение учебных задач согласно
инструкциям учителя; использовать
современные источники информации, в том
числе на электронных носителях
Ученики высказывают свое мнение о проделанной
работе, оценивают свою роль в выполнении общего
задания.
Ученики записывают домашнее задание в дневник.
Внимательно слушают инструктаж учителя по
выполнению домашнего задания. Выбирают вариант
альтернативного задания.
I
Метапредметные: умение организовывать
выполнение учебных задач согласно 1
инструкциям учителя;
владеть основами самоконтроля и
самооценки4