открытый урок по литературному чтению "Чебурашка"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

тест

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала открытый урок.docx

Тема: Эдуард Николаевич Успенский  «Чебурашка».

 

Цели: знакомство с отрывком из повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья»; развивать навыки выразительного беглого чтения, память, внимание, мышление

Задачи урока:

Обучающие:

1)      познакомить с жизнью и творчеством Э. Успенского;

2)      вспомнить его произведение «Крокодил Гена и его друзья».

Развивающие:

1)      развивать навыки выразительного и беглого чтения;

2)      развивать умения отвечать на вопросы по прочитанному;

3)      развивать память, внимание, мышление;

4)      обогащать словарный запас.

Воспитывающие:

1)      воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям;

2)      воспитывать дисциплинированность;

3)      воспитывать любовь к чтению.

Планируемые результаты:

·         Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения;

·         Понимать юмор в произведении;

·         Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки;

·         Восстанавливать последовательность событий по вопросам.

·         УУД:

·         Личностные-  формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности, эмоционально «проживать», понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам

·         Регулятивные -  умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, работать со словарем и с материалом предварительного чтения.

·         Познавательные- умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;        умение на основе анализа объектов делать выводы, ориентироваться в       содержании учебника.

·         Коммуникативные- умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать других; умение работать в паре,  группе, участвовать в выразительном чтении по ролям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·          

Этапы урока

Цели и задачи на этапе

Оборудование

Деятельность учителя

  Деятельность учеников

Хроно-метраж

1

2

3

4

5

6

I.Организационный момент. релаксация, фиксирование оса-нки, положитель-

ная мотивация дея-

тельности учащих-

ся

 

 

Поприветствовать гостей, настроить детей на работу, создать хорошее настроение.

Интерактивная доска,

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

  Прозвенел звонок и смолк, он зовёт всех на …(УРОК)                                                                               - Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Повернитесь к ним, поздоровайтесь.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Садитесь!

 

Учащиеся здороваются с гостями, поворачиваются к своим соседям по парте и улыбаются друг другу, потом учителю. Тихо садятся за парты, фиксируют осанку. 3 человека становятся за конторки.

0,5 минут

II.Актуализация знаний. Постановка задач урока.

Поставить учебные задачи; развивать мышление, речь.

 Девиз урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться.»

- Прочитайте девиз нашего урока.

- Объясните смысл пословицы.

- Какие задачи мы ставим перед собой на уроке чтения?

Дети читают пословицу, объясняют её смысл; ставят задачи:

- учиться читать бегло, грамотно, выразительно;

-учиться мыслить, выражать своё мнение;

-развивать память, речь, мышление;

- получить хорошую отметку.

1,5 минуты

III.Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Физминутка для глаз.

 

 

Проверить усвоение пройденного материала. Развивать интерес к участию в конкурсе чтецов,  умение читать выразительно стихи, развивать творческие способности.

 

Сохранение зрения, снятие усталости.

1. Вопросы:

- Кто написал книгу «Винни-Пух и все-все-все»?

- Кто научил Винни-Пуха разговаривать по – русски?

- Что приготовили к сегодняшнему уроку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Все вы читали книгу «Винни-Пух и все-все-все». Кто её написал?

- Кто научил Винни-Пуха разговаривать по-русски?

- Что интересного вы приготовили для меня?

 

 

 

   1.Дети отвечают на вопросы, проверяют правильность ответов на интерактивной доске:

- Английский писатель Алан Милн.

- Борис Заходер.

-Учили наизусть песенки Винни-Пуха.

Выступление детей.

выразительно рассказывают наизусть песенки. (5 человек)

    

Ребята встают, глазами следят за движениями..

 7 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5 минут

V. Сообщение темы урока.

Учить самостоятельно формулировать тему урока.

 Разгадывание загадки.

 

- Сегодня мы с вами будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, если сможете правильно разгадать загадку.    

 

                                                     Этот милый, странный душка

Безымянною игрушкой

Был когда - то в магазине,

Сказки ждал он на витрине.

И дождался. Стал известным

Своей сказкою чудесной.

Ты меня, малыш, послушай,

У него большие уши,

Он коричневого цвета,

Его любят все на свете,

Знает каждая дворняжка

Друга Гены - ..... (ЧЕБУРАШКУ)

- Правильно – это Чебурашка. Кто написал это произведение? Посмотрите на портреты, которые вы видите на экране, и выберите портрет незнакомого автора.

 

Учащиеся разгадывают загадку,  отвечают на вопросы и формулируют тему урока:

- Сегодня мы будем изучать произведение «Чебурашка».

1 минута

VI. Подготовитель-

ная работа.

Познакомить с жизнью и творчеством Э. Успенского; развивать речь, мышление, обогатить словарный запас.

1.Портрет  Э. Н. Успенского.  

 

 

 

 

 

2.Выставка книг             Э. Н. Успенского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Чтение трудных слов:

тро-пи-че-ским

гип-по-по-там

от-пра-вил-ся

а-пель-си-на-ми

пе-ре-дви-гать-ся

пу-те-ше-стви-е

не-из-вест-ным

соб-ствен-но-го

 

5.Лексическое значение слов.

Гиппопотам.

Слайд

Тропический лес.

Слайд .

Каюта.

Уценённые товары.

Телефонная будка.

1. Знакомство с биографией писателя.

- Арина нам подготовила небольшое сообщение о творчестве Э. Успен-

ского.

2.Рассматривание книг.

- Посмотрите на выставку книг, здесь представлены самые известные и любимые его произведения. - Эти интересные книги можно   прочитать.  Некоторые из них есть в нашей школьной библиотеке.

-  Сформулируйте тему урока.

А теперь каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (Учиться быстро читать, внимательно слушать, получить хорошую отметку

- Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их.

 

- А что бы хотели узнать о Чебурашке?                           

 

 

- Прежде чем начнем читать текст, давайте выясним значение некоторых слов:

 

 

 

3.Словарно-лексическая работа.

- Прежде чем начнем читать текст:

а)прочитайте слова по слогам, (глазами), затем целыми словами;

б) прочитайте с разной интона-цией (радостно, как будто большой секрет)

 

 

- Какие слова не понятны? (Выяснение значения слов)

Показ картинок: телефонная будка, гиппопотам, каюта, тропический лес).

Рассказывает подготовленный ученик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Почему его так назвали? Откуда он появился?  С кем подружился?...)

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают слова на экране по слогам, потом целыми словами с разной интонацией.

 

 

 

 

 

 

 

Ребята объясняют значение слов и проверяют правильность своих суждений.

 

 

7,5  минут

VII. Первичное чтение текста.

Познакомить детей с отрывком «Чебурашка» из произведения Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»

Учебники у детей.

 

– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (2-3 ученика)

- Откройте учебник на с.139. Следите.

 

 

Дети читают «цепочкой» по одному предложению.

5  минут

VIII. Физкультми-нутка.

 

Дать возможность детям отдохнуть, подвигаться.

 

 

.

 

2 мин

IX. Проверка первичного восприятия текста.

 

 

 

 

 

Выборочное чтение текста.

Проверить понимание содержания.

Учебники у детей.

  - Понравилось произведение?

- К какому жанру относится это произведение: повесть, сказка или  рассказ?

   - Кто является главным героем отрывка?

                        

 

 - Где жил Чебурашка?

- Как попал в ящик с апельсина-ми?

- Как оказался в магазине?

- Почему у него такое странное имя?

- Куда директор магазина отнёс Чебурашку?

- Как вы думаете, почему Чебурашке некому было звонить?

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

3 минуты

X. Вторичное чтение и анализ произведения.

Развивать навыки беглого выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, речь, внимание, мышление.

Учебники у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.Иллюстрация к тексту.

  - Давайте осмысленно прочитаем рассказ, постараемся читать без ошибок. После прочтения я буду задавать вопросы..

  - Где жил Чебурашка?

- Как попал в ящик с апельсина-ми?

- Как оказался в магазине?

- Почему у него такое странное имя?

- Куда директор магазина отнёс Чебурашку?

- Как вы думаете, почему Чебурашке некому было звонить                                                                      - Что делал Чебурашка, когда проснулся утром?

- Как он позавтракал?

- Почему ему трудно было передвигаться?

- Что случилось со спящим Чебурашкой?

- Кого увидели продавцы магазина в ящике?

- Как вы думаете, почему он был толстым-претолстым?

       3. Найдите ответы на вопросы:

- Как Чебурашка узнал, что его имя Чебурашка?

- Почему его не приняли в зоопарк?

- Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник?

 

«Жужжащее чтение» учащихся и ответы на вопросы по прочитанному.

 

 

 

(Дети читают “цепочкой”.)                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

Выборочное чтение.

7 минут

XI. Физминутка для глаз

смена позы учащихся, двигательная активность.

Сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время урока.

 

.

Дети встают из-за парт и выполняют упражнения для глаз.

2 минут

XII. Упражнения на внимание и мышление.

Игра «Продолжи предложение

 

 

Развивать внимание, мышление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, мы прочитали отрывок из повести - сказки “Крокодил Гена и его друзья”.

- Давайте проверим, как вы внимательно и осознанно читали произведение.

Чебурашка жил в густом…………(тропическом лесу).

Чебурашка забрался в ящик с апельсинами, чтобы……(позавтракать).

Чебурашка стоял в витрине магазина и привлекал……………..(внимание прохожих).

 

 

 

 

 

 

 

Расшифровывают названия животных у доски: заяц, волк, сова, жук.

 

 

 

 

3 минуты

XIII.Работа по выполнению задания.

Проверить усвоение учащимися нового материала.

 

 

 

 

 

Задание№1

Выпиши из текста предложение, которое помогает понять, почему Чебурашку так назвали?

___________________

Задание№2

Ответь на вопросы

1.Как узабавного зверька появилось имя?

____________________

2.Почему Чебурашку не приняли взоопарк?

____________________

3.Где жил Чебурашка?

____________________

Дети по карточкам проверяют задание

 

 

3 минуты

 

 

 

2 минуты

   Работа с пословицами.

Проверка выполнения задания.

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 XIV. Итог урока.

Саморефлексия

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

   Подвести итоги работы на уроке.

 

 

 

 

 

 

  - Какая же пословица подойдет к нашему тексту: Продолжите пословицы.                                     

“Не имей 100 рублей, … а имей 100 друзей”,                                                                                           

“Нет друга - ищи,  … а нашел - береги”,

 «Хочешь дружить –  … сам будь другом»

Учитель: дружбой надо дорожить . Только у добрых людей бывает много друзей.

    

   - А теперь вспомним, какие цели мы  ставили в начале урока. Добились мы целей или нет? Как мы работали? (Ответы детей).

  Оцените вашу работу на уроке.

                                                                    - С произведением какого автора вы познакомились?

- Назовите основную мысль текста?

         

Дети собирают пословицы и читают их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

                                               Дети отвечают на вопросы.

- Основная мысль текста: трудно жить одному, хорошо, когда есть верные друзья.

 

 

1,5 минуты

XV. Домашнее задание. . (дифференцированное).

 

 

 

 1) пересказать самые интересные отрывки.

2)нарисовать иллюстрацию к тексту (по желанию).

 

 

0,5 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Тест

 

1. Как называется сказка, отрывок которой ты прочитал?

       A) «Приключения Чебурашки»

     Б) «Крокодил Гена и его друзья»

        B)«Чебурашка и старуха Шапокляк»

2. Объясни значение выражения «Уценённые товары».

       A) мелкие бытовые товары
     
 Б) товары, которые стоят меньше прежней стоимости

       B) непродовольственные товары

3. Где жил Чебурашка?

       A)  в пустыне

      Б) на необитаемом острове

      B)   в тропическом лесу

 

4. Почему его сначала  никак не звали?

      A)  он был ещё маленький

      Б) он ещё не встречался с людьми

    B) другие звери с ним не дружили

 

5.  Как он попал в ящик с апельсинами?

A)            его поймали и     посадили туда

B)            он туда полез за апельсинами

C)          он туда случайно упал с дерева

 

6. Куда привезли ящик с апельсинами?

А) во фруктовый магазин большого города

Б) в зоопарк большого города

В) на деревенский рынок