Тема: Эдуард Николаевич Успенский «Чебурашка».
Цели: знакомство с отрывком из повести-сказки «Крокодил Гена и его друзья»; развивать навыки выразительного беглого чтения, память, внимание, мышление
Задачи урока:
Обучающие:
1) познакомить с жизнью и творчеством Э. Успенского;
2) вспомнить его произведение «Крокодил Гена и его друзья».
Развивающие:
1) развивать навыки выразительного и беглого чтения;
2) развивать умения отвечать на вопросы по прочитанному;
3) развивать память, внимание, мышление;
4) обогащать словарный запас.
Воспитывающие:
1) воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям;
2) воспитывать дисциплинированность;
3) воспитывать любовь к чтению.
Планируемые результаты:
· Учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения;
· Понимать юмор в произведении;
· Сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки;
· Восстанавливать последовательность событий по вопросам.
· УУД:
· Личностные- формировать интерес к чтению как особому способу изображения действительности, эмоционально «проживать», понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать, высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам
· Регулятивные - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий, работать со словарем и с материалом предварительного чтения.
· Познавательные- умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение на основе анализа объектов делать выводы, ориентироваться в содержании учебника.
· Коммуникативные- умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать других; умение работать в паре, группе, участвовать в выразительном чтении по ролям.
·
Этапы урока |
Цели и задачи на этапе |
Оборудование |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Хроно-метраж |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I.Организационный момент. релаксация, фиксирование оса-нки, положитель- ная мотивация дея- тельности учащих- ся
|
Поприветствовать гостей, настроить детей на работу, создать хорошее настроение. |
Интерактивная доска, Итак, друзья, внимание, Ведь прозвенел звонок, Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок. |
– Прозвенел звонок и смолк, он зовёт всех на …(УРОК) - Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Повернитесь к ним, поздоровайтесь. - Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Садитесь!
|
Учащиеся здороваются с гостями, поворачиваются к своим соседям по парте и улыбаются друг другу, потом учителю. Тихо садятся за парты, фиксируют осанку. 3 человека становятся за конторки. |
0,5 минут |
II.Актуализация знаний. Постановка задач урока. |
Поставить учебные задачи; развивать мышление, речь. |
Девиз урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться.» |
- Прочитайте девиз нашего урока. - Объясните смысл пословицы. - Какие задачи мы ставим перед собой на уроке чтения? |
Дети читают пословицу, объясняют её смысл; ставят задачи: - учиться читать бегло, грамотно, выразительно; -учиться мыслить, выражать своё мнение; -развивать память, речь, мышление; - получить хорошую отметку. |
1,5 минуты |
III.Проверка домашнего задания.
IV. Физминутка для глаз.
|
Проверить усвоение пройденного материала. Развивать интерес к участию в конкурсе чтецов, умение читать выразительно стихи, развивать творческие способности.
Сохранение зрения, снятие усталости. |
1. Вопросы: - Кто написал книгу «Винни-Пух и все-все-все»? - Кто научил Винни-Пуха разговаривать по – русски? - Что приготовили к сегодняшнему уроку?
|
- Все вы читали книгу «Винни-Пух и все-все-все». Кто её написал? - Кто научил Винни-Пуха разговаривать по-русски? - Что интересного вы приготовили для меня?
|
1.Дети отвечают на вопросы, проверяют правильность ответов на интерактивной доске: - Английский писатель Алан Милн. - Борис Заходер. -Учили наизусть песенки Винни-Пуха. Выступление детей. выразительно рассказывают наизусть песенки. (5 человек)
Ребята встают, глазами следят за движениями.. |
7 минут
0,5 минут |
V. Сообщение темы урока. |
Учить самостоятельно формулировать тему урока. |
Разгадывание загадки.
|
- Сегодня мы с вами будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, если сможете правильно разгадать загадку.
Этот милый, странный душка Безымянною игрушкой Был когда - то в магазине, Сказки ждал он на витрине. И дождался. Стал известным Своей сказкою чудесной. Ты меня, малыш, послушай, У него большие уши, Он коричневого цвета, Его любят все на свете, Знает каждая дворняжка Друга Гены - ..... (ЧЕБУРАШКУ) - Правильно – это Чебурашка. Кто написал это произведение? Посмотрите на портреты, которые вы видите на экране, и выберите портрет незнакомого автора.
|
Учащиеся разгадывают загадку, отвечают на вопросы и формулируют тему урока: - Сегодня мы будем изучать произведение «Чебурашка». |
1 минута |
VI. Подготовитель- ная работа. |
Познакомить с жизнью и творчеством Э. Успенского; развивать речь, мышление, обогатить словарный запас. |
1.Портрет Э. Н. Успенского.
2.Выставка книг Э. Н. Успенского.
4. Чтение трудных слов: тро-пи-че-ским гип-по-по-там от-пра-вил-ся а-пель-си-на-ми пе-ре-дви-гать-ся пу-те-ше-стви-е не-из-вест-ным соб-ствен-но-го
5.Лексическое значение слов. Гиппопотам. Слайд Тропический лес. Слайд . Каюта. Уценённые товары. Телефонная будка. |
1. Знакомство с биографией писателя. - Арина нам подготовила небольшое сообщение о творчестве Э. Успен- ского. 2.Рассматривание книг. - Посмотрите на выставку книг, здесь представлены самые известные и любимые его произведения. - Эти интересные книги можно прочитать. Некоторые из них есть в нашей школьной библиотеке. - Сформулируйте тему урока. А теперь каждый из вас поставьте для себя на уроке цель и попытайтесь достичь её к концу урока. (Учиться быстро читать, внимательно слушать, получить хорошую отметку - Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их.
- А что бы хотели узнать о Чебурашке?
- Прежде чем начнем читать текст, давайте выясним значение некоторых слов:
3.Словарно-лексическая работа. - Прежде чем начнем читать текст: а)прочитайте слова по слогам, (глазами), затем целыми словами; б) прочитайте с разной интона-цией (радостно, как будто большой секрет)
- Какие слова не понятны? (Выяснение значения слов) Показ картинок: телефонная будка, гиппопотам, каюта, тропический лес). |
Рассказывает подготовленный ученик.
(Почему его так назвали? Откуда он появился? С кем подружился?...)
Учащиеся читают слова на экране по слогам, потом целыми словами с разной интонацией.
Ребята объясняют значение слов и проверяют правильность своих суждений.
|
7,5 минут |
VII. Первичное чтение текста. |
Познакомить детей с отрывком «Чебурашка» из произведения Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» |
Учебники у детей. |
– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. (2-3 ученика) - Откройте учебник на с.139. Следите.
|
Дети читают «цепочкой» по одному предложению. |
5 минут |
VIII. Физкультми-нутка.
|
Дать возможность детям отдохнуть, подвигаться. |
|
|
.
|
2 мин |
IX. Проверка первичного восприятия текста.
Выборочное чтение текста. |
Проверить понимание содержания. |
Учебники у детей. |
- Понравилось произведение? - К какому жанру относится это произведение: повесть, сказка или рассказ? - Кто является главным героем отрывка?
- Где жил Чебурашка? - Как попал в ящик с апельсина-ми? - Как оказался в магазине? - Почему у него такое странное имя? - Куда директор магазина отнёс Чебурашку? - Как вы думаете, почему Чебурашке некому было звонить? |
Дети отвечают на вопросы.
|
3 минуты |
X. Вторичное чтение и анализ произведения. |
Развивать навыки беглого выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, речь, внимание, мышление. |
Учебники у детей.
.Иллюстрация к тексту. |
- Давайте осмысленно прочитаем рассказ, постараемся читать без ошибок. После прочтения я буду задавать вопросы.. - Где жил Чебурашка? - Как попал в ящик с апельсина-ми? - Как оказался в магазине? - Почему у него такое странное имя? - Куда директор магазина отнёс Чебурашку? - Как вы думаете, почему Чебурашке некому было звонить - Что делал Чебурашка, когда проснулся утром? - Как он позавтракал? - Почему ему трудно было передвигаться? - Что случилось со спящим Чебурашкой? - Кого увидели продавцы магазина в ящике? - Как вы думаете, почему он был толстым-претолстым? 3. Найдите ответы на вопросы: - Как Чебурашка узнал, что его имя Чебурашка? - Почему его не приняли в зоопарк? - Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник?
|
«Жужжащее чтение» учащихся и ответы на вопросы по прочитанному.
(Дети читают “цепочкой”.)
Выборочное чтение. |
7 минут |
XI. Физминутка для глаз смена позы учащихся, двигательная активность. |
Сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время урока. |
|
. |
Дети встают из-за парт и выполняют упражнения для глаз. |
2 минут |
XII. Упражнения на внимание и мышление. Игра «Продолжи предложение
|
Развивать внимание, мышление. |
|
Итак, мы прочитали отрывок из повести - сказки “Крокодил Гена и его друзья”. - Давайте проверим, как вы внимательно и осознанно читали произведение. Чебурашка жил в густом…………(тропическом лесу). Чебурашка забрался в ящик с апельсинами, чтобы……(позавтракать). Чебурашка стоял в витрине магазина и привлекал……………..(внимание прохожих).
|
Расшифровывают названия животных у доски: заяц, волк, сова, жук.
|
3 минуты |
XIII.Работа по выполнению задания. |
Проверить усвоение учащимися нового материала. |
|
Задание№1 Выпиши из текста предложение, которое помогает понять, почему Чебурашку так назвали? ___________________ Задание№2 Ответь на вопросы 1.Как узабавного зверька появилось имя? ____________________ 2.Почему Чебурашку не приняли взоопарк? ____________________ 3.Где жил Чебурашка? ____________________ |
Дети по карточкам проверяют задание
|
3 минуты
2 минуты |
Работа с пословицами. Проверка выполнения задания.
XIV. Итог урока. Саморефлексия
|
Подвести итоги работы на уроке. |
|
- Какая же пословица подойдет к нашему тексту: Продолжите пословицы. “Не имей 100 рублей, … а имей 100 друзей”, “Нет друга - ищи, … а нашел - береги”, «Хочешь дружить – … сам будь другом» Учитель: дружбой надо дорожить . Только у добрых людей бывает много друзей.
- А теперь вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Добились мы целей или нет? Как мы работали? (Ответы детей). Оцените вашу работу на уроке. - С произведением какого автора вы познакомились? - Назовите основную мысль текста? |
Дети собирают пословицы и читают их
Дети отвечают на вопросы. - Основная мысль текста: трудно жить одному, хорошо, когда есть верные друзья.
|
1,5 минуты |
XV. Домашнее задание. . (дифференцированное).
|
|
|
1) пересказать самые интересные отрывки. 2)нарисовать иллюстрацию к тексту (по желанию).
|
|
0,5 минуты |
Приложение 1.
Тест
1. Как называется сказка, отрывок которой ты прочитал?
A) «Приключения Чебурашки»
Б) «Крокодил Гена и его друзья»
B)«Чебурашка и старуха Шапокляк»
2. Объясни значение выражения «Уценённые товары».
A) мелкие бытовые
товары
Б) товары, которые
стоят меньше прежней стоимости
B) непродовольственные товары
3. Где жил Чебурашка?
A) в пустыне
Б) на необитаемом острове
B) в тропическом лесу
4. Почему его сначала никак не звали?
A) он был ещё маленький
Б) он ещё не встречался с людьми
B) другие звери с ним не дружили
5. Как он попал в ящик с апельсинами?
A) его поймали и посадили туда
B) он туда полез за апельсинами
C) он туда случайно упал с дерева
6. Куда привезли ящик с апельсинами?
А) во фруктовый магазин большого города
Б) в зоопарк большого города
В) на деревенский рынок
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.