Открытый урок по литературному чтению
Тема: В. Осеева «Товарищи» («Хрестоматия»)
Цель: Формировать представление обучающихся о дружбе.
Задачи:
Учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков, развивать умение эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении чувства и характер действующих лиц, развивать критическое мышление,
воспитывать желание быть лучше, добрее, дружелюбнее.
Ход урока. 1. Орг. момент. Психологический настрой
2. Актуализация знаний. Целеполагание.
Задание: составьте из букв слово и узнаем тему нашего урока.(дружба)
Проверим правильный ответ. (звучит мелодия к песне «Дружба крепкая»)
3. Составление кластера
-А зачем человеку друг?
- Ребята, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»?
Критерий: составьте кластер к слову дружба
Дескрипторы: -Подумайте, кого можно назвать другом, товарищем
Напишите на листе слова, касающиеся дружбы
Каждое слово должно отвечать на вопрос ЧТО? КТО?
-Мы познакомимся с отрывком из повести В.А. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи».
Какие рассказы В.Осеевой вы читали?
- Сегодня мы поговорим о дружбе и друзьях. Выясним, ДОСКА какой человек может быть достоин этого звания. Узнаем, что надо делать, чтобы нас всегда окружали верные друзья.
-Прочитав текст, мы выясним, кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?
4 .Знакомство с новой темой.
А) Целеполагание
Сегодня речь пойдет о закадычных друзьях и о их дружбе.
Б) Словарная работа
- В тексте вам встретятся новые слова.
Закадычные друзья- давнишние и близкие
Овдовел (вдовец)- похоронил жену (мужчина, у которого умерла жена)
Закипел гневом- очень разозлился
Шевелюра- пышные и густые волосы на голове.
Канавка- небольшое продолговатое полукруглое углубление в чем-либо (синоним: ямка)
а) Первичное чтение текста учениками с остановками. (закрывая листом бумаги)
-Как зовут мальчиков?
- Ребята, каким вы себе представляете отца Пети? Опишите.
-Давайте прочитаем описание внешности отца Пети.(до слов: Петька съёживался и молчал.)
-Как вы думаете, папа действительно наказывал мальчика ремнём?
-Почему он так говорил? Почему папа был так строг с сыном?
-Как вы понимаете выражение: «Петька съёживался и молчал»?
Продолжение чтения. (до слов:…надувая толстые щёки…)
-Подумайте, что мог придумать Мазин Коля, чтобы помочь своему товарищу.
Как ему можно было помочь? Обсудите в группе. (работа в группах)
- Давайте прочитаем и узнаем, насколько вы были правы. (до слов:…и айда к твоему отцу!)
-Итак, какое решение принял Коля?
- А как бы вы поступили?
- Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Продолжение чтения. (до слов:…Я не сюрпризы, я нечаянно.)
-Испугался ли Коля отца Пети? Докажите строчками из текста.
-Правильно ли поступил Коля, взяв вину на себя? Поделитесь своим мнением с соседом.(обсуждение в парах)
-Что вы решили?
-Разве человек не должен отвечать за свои поступки сам?
-Как вы думаете, признается ли Петя папе, что выбил стекло он?
Продолжение чтения. (самостоятельно до конца.)
-Признался ли Петя? Почему?
- Как вы думаете, догадался ли папа, что это сделал его сын? Почему? (…приятеля хорошего имеешь, вот что!)
- Как вы думаете, чем закончилась эта история?
-Послушайте, я прочитаю
Когда мальчики вышли, Мазин сказал:
— Сбегай в аптеку за порошком от мигрени, а я пойду в угловую дачу сознаваться.
Вечером Мазин ходил за своей матерью и говорил:
— Ты, мама, приляг… И не волнуйся. Ни один человек не проживет так, чтобы стекла не разбить.
После случая со стеклом ребята выработали особую систему самозащиты.
Теперь, что бы ни случилось, перед отцом Русакова виновным всегда выступал Мазин, а перед матерью Мазина — Петя.
-Ребята, чему учит этот рассказ? (выручать в беде, но отвечать самому за свои поступки)
5. Самостоятельная работа. Групповая работа
Правила работы в группе
Активно работать в группе
Слушать мнения других
Отвечать на вопросы
Помогать своим товарищам
Не шуметь
Соблюдай дисциплину
Сделай соответствие Петя разбил стекло Русаков рогатка мать кораблики Коля Мазин отец жалко товарища
Дескрипторы:
1 группа выберите слова, касающиеся Пети
2 группа выберите слова, касающиеся Коли
Правильный ответ
Петя, Русаков , разбил стекло, отец, рогатка, я в канавке кораблики пускал.
Коля , Мазин, мать, жалко товарища,
Игра «Собери пословицу».
-В народе сложено много пословиц о дружбе. (карточка на группу)
Друзья а товарища выручай.
Крепкую дружбу лучше новых двух.
Сам погибай, познаются в беде.
Старый друг и топором не разрубишь.
- Какая пословица больше всего подходит содержанию произведения?
6. Итог. Рефлексия
Что значит быть хорошим другом?
- Невозможно научиться дружить на одном уроке. Я надеюсь произведения В. Осеевой помогут вам задуматься о дружбе.
- С каким настроением заканчиваем урок?
- Будьте добрыми, отзывчивыми. Берегите своих близких и друзей.
7. Домашнее задание
Подобрать 2 пословицы о дружбе и написать мини рассказ из 5-7 предложений о своем друге
8. Оценивание в группах
Дескриптор: активно работать в группе
Слушать мнения других
Отвечать на вопросы
Помогать своим товарищам
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.