Цели:
- способствовать формированию у учащихся умения складывать числа с разными знаками пользуясь правилом;
- развивать умение устанавливать логические связи, анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах;
- воспитывать чувство коллективизма, стремление и способность к адекватной самооценке через выполнение разноуровневых заданий;
- способствовать повышению ИКТ - компетентности.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Организационные формы урока: фронтальная, групповая,
индивидуальная
Технология: информационно-коммуникационная
технология
с
элементами уровневой
дифференциации
Средства
обучения: Презентация к уроку (переход по щелчку), карточки
с
разноуровневыми
заданиями,
карточки для работы в группах,
мультимедийная установка,
ноутбуки для работы
в группах.
Ход урока
Учитель: «Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг» эти слова принадлежат немецкому математику Фе́ликсу Хаусдо́рфу.
-давайте попробуем определить, что же может нас с вами привести в восторг.
1. Организационный этап
– Сегодня в нашей школе открыт научно-исследовательский институт. На месте кабинетов организованны лаборатории, а вы - учащиеся школы его научные сотрудники. В кабинете математики открыта лаборатория № 1. Заведующей лабораторией назначили меня. Сегодня на уроке мы будем проводить исследования.
Поэтому лаборатория поделена на три экспериментальные площадки. Мне будут помогать консультанты:
1)________________________________________________________
2)________________________________________________________
3)________________________________________________________
– За нашей работой наблюдают старшие научные сотрудники – это наши гости.
Давайте повернёмся и поприветствуем их.
– А теперь в ваших журналах наблюдения запишите свою фамилию и имя.
На улице прекрасная погода, пригревает солнце, осталось всего несколько дней до наступления долгожданной весны. Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке у вас было хорошее весеннее настроение. Но весна – это пора, когда наш организм нуждается в защите и укреплении здоровья.
С помощью следующей таблицы вы сможете узнать названия веществ, которые способствуют укреплению здоровья, увеличивают сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям, повышают работоспособность.
|
A |
B |
C |
D |
E |
1 |
а |
е |
л |
с |
ч |
2 |
б |
ё |
н |
х |
э |
3 |
в |
з |
о |
т |
я |
4 |
г |
и |
п |
у |
ы |
5 |
д |
к |
р |
ц |
м |
Нужно выбрать из таблицы последовательность букв из следующих клеток:
A3; B4; D3; A1; E5; B4; C2; E4
Итак, нашими помощниками будут сегодня витамины, они будут помогать нам на протяжении всего урока.
Ребята, а вы знаете, что означает слово « витамин»?
Вита – жизнь, амин – остаток аммиака.
2..Актуализация знаний
Первый наш помощник - витамин В1.
В1 способствует росту, повышает работоспособность при умственной работе.
Нам даны числа: -6; 2; -14; 10; -2; 6; -10
· Расположите числа в порядке возрастания (-14; -10; -6; -2; 2; 6; 10 );
· Продолжите ряд на три числа (-14; -10; -6; -2; 2; 6; 10 ;14; 18; 22);
· По какому принципу вы продолжили ряд?
· Из каких чисел состоит данный ряд?
· Назовите все отрицательные среди них числа
· Назовите все положительные среди них числа
· Где на координатной прямой расположены отрицательные числа? Положительные числа?
· Какие числа имеют равные модули?
· Как называются такие числа?
3. Ориентировочно-мотивационный этап.
В ваших рабочих журналах записаны примеры. Рядом с каждым примером написана буква. Здесь зашифровано имя математика Древней Индии, который ввел в обиход отрицательные числа. Кто этот математик? Ответить на этот вопрос вы можете, решив примеры,
Выберите правильный ответ из двух предложенных:
1) -1 + (-3) =
а) 4; б) -4.
2) -4,5 + (-4,5) =
п) -9,1; р) -9.
3) -0,5 + (-1,25) =
а) -1,75; б) -1,3.
4)-1,1 + (-5) =
ф) -1,6; х) -6,1.
5) -3 + (-0,5) =
м) -3,5; н) -0,8.
6) -1,5 + (-2,6) =
а) -4,1; б) -3,11.
7) 0 + (-5) =
в) 0; г) -5.
8) 4 + 0 =
у) 4; п) 0.
9) -5 + (-9) =
п) -14; р)14.
10) -4 + 0 =
с) 0; т) -4.
11) -10 + (-9,6) =
а) -19,6; б) -10,6.
Сложите полученные ответы в таблицу:
Номер примера |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Соответствующая буква |
Б |
р |
а |
х |
м |
а |
г |
у |
п |
т |
а |
Если вы все правильно сделаете, у вас получится имя индийского математика (7-й век).
Складывать и вычитать отрицательные числа научились ещё до нашей эры. Индийский математик Брахмагупта, живший в VII веке, пользовался отрицательными числами. Положительные числа он представлял как “имущества”, а отрицательные числа как “ долги”.
· Сумма двух имуществ есть имущество.
· Сумма двух долгов есть долг.
Как можно перевести эти древнеиндийские правила на современный язык?
Применяя данные правила, решим устно примеры:
Какой пример отличен от других и почему? (с разными знаками) Умеете ли вы выполнять сложение с разными знаками? Чему вы сегодня должны научиться? Подумайте и назовите тему сегодняшнего урока и цель.
Цель урока:
l На основе наблюдения сформулировать правило сложения чисел с разными знаками
l Научиться применять правило при решении примеров
l – А теперь в ваших журналах наблюдения запишем , тему исследования:
« Сложение положительных и отрицательных чисел».
4. Операционально-деятельностный этап
Мы научились складывать числа с одинаковыми знаками. Попробуем прийти к алгоритму сложение чисел с разными знаками, рассмотрев несколько заданий.
Для выполнения заданий помощником вам будет – витамин Р.
Витамин Р оказывает благотворное влияние на деятельность почек, желудка, кишечника и всего организма.
Сейчас вам предстоит работа в группах, где вы должны проявить коллективизм и слаженность как единый организм, только так вас ждёт успех.
Каждой экспериментальной площадке нужно решить задачу и заполнить таблицу в ноутбуке. Правильность выполнения задания можно проверить, если расчёты верны, то напротив задания будет высвечиваться слово правильно, если высветится ошибка, то подумайте ещё.
Результаты исследования запишите в журнал наблюдений.
(группы работают на ноутбуках с заданиями, выполненными в Excel).
Выполнив задания, получили примеры и ответы. Давайте поделимся наблюдениями:
· Чему равна сумма противоположных чисел? (Учащиеся от каждой группы сообщают результаты)
· Мы видели, сумма может быть как положительной, так и отрицательной.
От чего зависит знак суммы?
Знак суммы совпадает со знаком числа, модуль которого больше.
· Как найти модуль суммы?
Нужно из большего модуля вычесть меньший.
· Сформулируем правило сложения чисел с разными знаками.
Чтобы сложить два числа с разными знаками, нужно из большего модуля вычесть меньший и поставить знак числа с большим модулем.
Физминутка
– Как и у каждого учреждения у нас перерыв.
А теперь все дружно встанем
Руки к солнышку протянем
Примем витамин D3
Для здоровья и красоты
Встали .Закрыли глаза. Вспомнили теплое весеннее солнышко.
-Протяните руки к нему. Обнимите его.
-Наклонитесь вперед, назад. Потянитесь. Присели, встали.
-Вам приятно и спокойно. Вы бодры и полны сил.
- Откройте глаза, и продолжим нашу работу.
Запишите в журнал наблюдений алгоритм сложения положительных и отрицательных чисел.
5. . Первичное закрепление
Практическая часть
– Все научно-исследовательские институты решают задачи, которые потом применяются на практике. Сейчас мы тоже решим несколько задач, в которых увидим, где применяются положительные и отрицательные числа.
¨ Помогать нам в этом будет – витамин С.
¨ Витамин С предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, ускоряет заживление ран.
В биологии.
Задача 1. Птица клест-еловик несет яйца и высиживает птенцов зимой. На улице температуре воздуха – 35°С, а в гнезде температура на 49°С выше. Какова температура в гнезде ?
Решение.Чтобы определить температуру в гнезде , нужно
1) - 35+49= 14°С. – температура в гнезде.
Ответ: 14°С.
Задача 2. Шмели выдерживают температуру до – 7,8°С, пчелы – выше этой на 1,4°С. Какую температуру выдерживают пчелы?
Решение.Чтобы найти на какую температуру выдерживают пчелы, нужно к числу – 7,8 прибавить число 1,4.
1) – 7,8 + 1,4 = - 6,4 °С выдерживают пчелы.
Ответ: - 6,4°С.
В географии. отрицательными числами обозначают глубину морей, а положительными –высоту гор.
Задача 3. Черное море имеет глубину -2500м, а Средиземное море на 3000м глубже. Какая глубина Средиземного моря?
Решение: 1) -2500+(-3000)= -5500м глубина Средиземного моря. Ответ:-5500м
Задача 4. Марианский желоб имеет глубину -11000м, который глубже Каспийского моря на 10000м. Какова глубина Каспийского моря?
Решение: 1)-11000+10000= -1000м глубина Каспийского моря. Ответ: -1000м.
В истории.
Задача 5. Древнегреческий ученый Аристотель родился в 384г. до н.э. и прожил 62 года.
В каком году умер Аристотель?
Решение: -384+62 = -322 Ответ:В 322г. до н. э. родился Аристотель
Задача 6. Пифагор умер в 500г. до н.э., а прожил 70 лет. В каком году родился Пифагор? Решение:-500+(-70)= -570 . Ответ: В570г до н. э. родился Пифагор.
В жизни.
Задача 7. Если на балансе вашего телефона было 48 рублей, а ты с другом проговорил 84 рубля. Каким будет твой баланс? Мама тебе положила 100 рублей. Сколько теперь будет у тебя на счету?
Попробуйте записать решение этой задачи самостоятельно.
Объясните решение этой задачи.
Решение.1)48 +(-84) = -36(р) баланс после разговора
2) – 36+100 = 64 (р) на счету Ответ: 64 рубля
VI.Этап применения знаний и умений
Учащиеся выполняют дифференцированные тренировочные упражнения, работая индивидуально.
Проверим, как вы усвоили данную тему, решив самостоятельную работу
На данном этапе урока решим примеры, используя правило сложения чисел с разными знаками.
Помощник – витамин А. Он отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний.
У каждого в журнале наблюдений записаны примеры. Ответы развешаны на доске. Решив пример вы подходите, берёте свой ответ и возвращаетесь на место .
. Получили набор букв, составьте пожелание из этих букв.
Получили: «Будем здоровы!».
Ответим на вопросы.
· Какой знак будет иметь сумма, если больший модуль имеет отрицательное слагаемое?
· Какой знак будет иметь сумма, если больший модуль имеет положительное слагаемое?
VII. Итог урока
Чтобы лучше вам решать, нужно дома повторять.
Запишем домашнее задание.
О правиле сложения чисел с разными знаками Брахмагупта говорил: «Сумма имущества и долга равна их разности». Давайте ещё раз повторим правило сложения чисел с разными знаками.
Чтобы сложить два числа с разными знаками, нужно из большего модуля вычесть меньший и поставить знак числа с большим модулем.
VIII.Рефлексия
Притча:
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли тележки с камнями для строительства. Мудрец задал каждому по вопросу: «Что ты делал целый день?»
Первый с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
Второй ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу.»
Третий улыбнулся, лицо его засветилось радостью и удовольствием:«А я принимал участие в строительстве храма!»
А как работали вы?
Кто работал как первый человек?
Кто работал добросовестно?
Кто принимал участие в «строительстве храма»?
Все работали очень хорошо, вы узнали о пользе витаминов для организма, и давайте укреплять наше здоровье с помощью витаминов.
Урок закончен. Всем спасибо и будьте здоровы!
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.