Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка
Оценка 4.9

Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
11.03.2019
Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка
Материал урока должен расширить кругозор обучающихся в области инструментальной музыки. На уроке проводится групповая работа по определению групп народных инструментов, а также в конце урока практическая деятельность - игра на шумовых инструментах. Обязательно выбирается дирижёр детского оркестра. В процессе урока дети не только узнают самостоятельно и с помощью учителя об истории создания и развитии народного оркестра, но и самостоятельно апробируют на себе роль дирижёра и исполнителя.
Открытый урок в 4.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КЕРЧЕНСКИЙ УЧЕБНО­ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ­КОМПЛЕКС­ ИНТЕРНАТ ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ» ОТКРЫТЫЙ УРОК «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» 4 КЛАСС                                             учитель музыки: первой квалификационной категории                                                                                         Хоменко Лилия Владимировна Керчь, 2019 Открытый урок в 4 – Б классе Предмет: музыка. 1 Урок №1 Тема урока: Музыкальные инструменты. Место занятия в учебном разделе: изучение нового материала 3 четверти по теме  «В концертном зале». Форма занятия: с применением ИКТ. УУД: Личностные:  Музыкальное развитие кругозора учащихся посредством знакомства с русскими народными инструментами, входящими в состав народного оркестра. Познавательные: Формирование умения самостоятельно выполнять проект по теме урока.         Осваивать   знания   о   музыкальных   инструментах   России,   историей   их   возникновения и бытования.   Учиться   различать   тембровую   окраску   наиболее   популярных   в   России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Коммуникативные:  Выражать   художественно­образное   содержание   произведений   в исполнительской   деятельности   (пение,   музицирование).   Проявлять   интерес   к   применению творческих подходов к выполнению заданий предложенных учителем. Регулятивные:    Овладевать   элементарными   умениями,   навыками   и   способами   музыкально­ творческой деятельности. Осваивать знания  о музыкальных  инструментах России, историей их возникновения и бытования.  Расширять представление о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (музыка, литература, изобразительное искусство). Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Вид: урок открытия новых знаний. Этапы урока: ­ этап организации начала урока; ­ этап подготовки учащихся к активной основной учебно­познавательной деятельности (этап актуализации субъективного опыта учащихся); ­ основной этап; ­ этап подведения итогов урока; ­ рефлексия. Виды деятельности: ­ восприятие и анализ музыки; ­ выполнение проблемно­творческих заданий; ­ записи определений в рабочих тетрадях; ­ знакомство с материалом презентации; ­ построение проекта; ­ игра на шумовых инструментах; ­ вокально­хоровая работа. Определения понятий: Оркестр (греч. orchestra) ­ коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно. исполняющих музыкальные произведения. Тембр (франц. timbre)  ­ качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки голоса или инструмента. 2 Технологии: технология развития познавательных интересов, технология развития восприятия музыкальных произведений.  Оборудование   к   уроку:  доска,   магниты,   компьютер   (презентация),   плакат   и   карточки   для оформления проекта, шумовые инструменты. Музыкальный материал и элементы интеграции:  р.н.п. «Светит месяц», запись исполнения на народных инструментах, норвежская народная песня «Волшебный смычок», стихотворения и поговорки. План урока: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач вместе с обучающимися. Изучение нового материала. Построение проекта. Музыкальная разминка. (Игра на шумовых инструментах). Оценивание деятельности на уроке. Вокально­хоровая работа. Викторина. Закрепление нового материала. Рефлексия. Ход урока 1. Организационный момент. (Музыкальное приветствие: прозвенел звонок, начался урок!) Ребята,   посмотрите   друг   другу   в   глаза,   улыбнитесь,   передайте   частичку   своего   хорошего настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. 2.Актуализация знаний. Звучит «Светит месяц».  ­ В начале нашего урока  вы  услышали музыку.  Вы уже слышали подобную музыку?  Она вам нравится?  Как вы думаете, композиторская это музыка или народная? (ответы детей)  ­ Правильно! Это русская народная песня «Светит месяц». По каким признакам вы определили, что это народная музыка? Почему она называется народной? (ответы детей) ­   Да,   она   исполнялась   народными   инструментами,   а   народная   –   значит,   её   сочинил   не композитор, а народ. Есть ли среди всех услышанных инструментов, знакомые вам? (ответы детей) ­ Мы услышали звучание одновременно многих народных инструментов, значит её исполнял… Народный оркестр. ­ В нашей стране проживают разные народы, которые имеют свою   культуру,   традиции, свои народные инструменты.   Но сегодня мы познакомимся с русскими народными инструментами, которые   входят   в   состав   русского   народного   оркестра.   Дадим   точное   определение   этому понятию: оркестр (греч. orchestra) ­ коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно. исполняющих музыкальные произведения.  (Запись определения  в тетрадь). ­ Мы с вами знаем уже некоторые виды оркестров. Назовём их: (ответы детей, слайд№3) 1. 2. симфонический оркестр, духовой оркестр, 3 3. 4. 5. 6. 7. 8. струнный оркестр, оркестр народных инструментов, эстрадный оркестр, джазовый оркестр,  военный оркестр, школьный оркестр и другие. 3.Постановка учебной задачи. ­ А теперь, попробуем определить цель нашего урока. Поскольку наш урок начался с музыки в исполнении народного оркестра, значит, мы узнаем, какой оркестр и почему  называют народным и   какие группы инструментов входят в его состав.   И, конечно узнаем,   как звучат некоторые инструменты народного оркестра  (дети участвуют в формулировке цели и задач урока, слайд №4­6.)  Чтобы нам было интересней, и мы лучше всё запомнили, предлагаю создать наглядный проект   под   названием   «Народный   оркестр»   (обращаю   внимание   на   вывешенный   на   доску плакат с названием и карточки с  изображением народных инструментов).  ­   В   оркестре   русских   народных   инструментов,   как   и   в   симфоническом,   три   группы инструментов,   поэтому предлагаю разделиться на три группы. Задача каждой группы среди всех   картинок   находить   музыкальный   инструмент,   с   которым   мы   будем   знакомиться   и определять его в соответствующую группу народного оркестра, таким образом,  в течение урока оформить наш плакат­проект. 4.«Открытие нового знания» (построение проекта) ­ Обратите внимание на иллюстрацию, на ней музыкальные инструменты (слайд №7). Есть ли среди них знакомые вам? Какие из них мы отнесём к народным? (ответы детей)  Молодцы, а вместе они  образуют народный оркестр. (Обучающиеся  работаю в группах). ­ Своим появлением оркестр народных инструментов во многом обязан дворянину, музыканту, композитору,   виртуозу­балалаечнику   Василию   Васильевичу   Андрееву (слайд   №8,9   ).   Он являлся организатором и руководителем первого оркестра русских народных инструментов в России. Василий Андреевич не только усовершенствовал многие народные инструменты, но и объединил их  в группы так же, как и в симфоническом оркестре. И хотя с тех  пор  прошло  уже много­много  лет, все  известные   в  наше  время  инструменты  делятся  на  три  группы, давайте выясним, какие.   1.  ­   Инструменты,   в   которых   источником   звука   служат   вдуваемый   музыкантом   воздух   – называются… духовые    (учащиеся   находят   и   крепят   соответствующее   название   группы инструментов,  а в течение урока и название инструмента на плакат). Остановимся подробно с некоторыми из них. Жалейка  (запись в тетрадь, на доске карточка, показ инструмента на экране слайд №10)             Жалейку смастерить – простое дело, всего и нужно – бузина да нож.             Но чтоб она в твоих руках жалела, тут важно, что ты  в трубочку вдохнешь.   ( И. Таяновский) (Слушание музыки, дети выполняют пластическое интонироние под музыку). ­   Это небольшая трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия. Тембр жалейки – пронзительный, гнусавый .Вспоминаем определение понятия тембр.  4 Тембр (франц. timbre)  ­ качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки голоса или инструмента ( слайд №11­12, запись понятия в тетрадь). ­   Самый   близкий   ее   родственник   ­ пастуший  рожок. К   концу   дудочки   приделан   рожок,   он делает звук сильней. На них играли пастушки, звук в тишине полей и лесов разносился на многие километры и они перекликались между собой. (слайд №13) За лес тихонько солнце село, туман спустился на лужок, Жалейка жалобно запела, грустит о чем­то пастушок.      ­ Ребята, а  из чего можно сделать свистульки? Как из дерева, так и из глины. Им придавали форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета. Внутри было отверстие, в которое вдували   воздух.   В   середине   18   века   в   Тамбовской   области   своими   свистульками   славились мастера гончарных дел Епифан Гриднев и Филипп Алабьев  (слайд№ 14). На крылечке я сидел и в свистульку я свистел. Воробей меня услышал ­ на крылечко прилетел, он чирикал, я свистел.  (Слушание звучания свистульки). 2. ­   Инструменты, в которых источником звука служат колебания натянутой струны, звук из которых извлекается посредством воздействия на струны называются – струнные. Русские гусли (карточка с названием на доску; показ  инструмента). Пальцы скорые, струны тонкие, отзываются гусли звонкие. Песня длинная, песня славная, вся былинная, стародавняя. ­ Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Мы с вами знаем  русские сказки, где упоминаются гусли.   С ними Садко ­ новгородский купец, замечательно играющий на гуслях, который попав в подводное царство своей игрой пленяет морскую царевну, и она помогает ему вернуться на землю, домой (слайд №16­17), слушание и имитации игры на гуслях).  ­ Что из себя представляет инструмент? Это доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли. Домра  (карточку на доску, показ инструмента) – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя­четырьмя струнами. Почему «щипковый»? ­ да потому, что звук извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором. Этот инструмент – основа народного оркестра. ­ Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом  какого – либо народа. У русских это балалайка.  Балалайка (показ инструмента (слайд № 20)). ­   Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка – струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный   гриф,   на   который   натянуто   3   струны.   Извлекается   звук   щипками   или   ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство, и большие и маленькие. В 1887 г. В.В.Андреев организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», а сейчас он называется « Оркестр народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева». Послушаем звучание этого инструмента в оркестре народных инструментов  (слайд № 21­22). 5 Теперь   найдём   среди   карточек   инструменты,   относящиеся   к   этой   группе.  (Дети   находят карточки, размещают их в соответствующем месте плаката). Струнные — гусли (шлемовидные, трапециевидные и крыловидные, или звончатые), домра, балалайка и       др. ­   Какие   инструменты   называются   струнными?   Как   можно   играть   по   струнам? (струны натянуты на раму или резонатор, звук извлекается щипком пальцами или медиатором, или смычком). Запишем названия инструментов, входящих в группу струнных. 3.   ­ Осталась ещё одна группа, группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) называется: ударные.  Возникли эти инструменты раньше всех. Барабан   –   один   из   самых   распространенных   инструментов.   Две   разновидности   барабана   –   большой и малый – уже давно входят в состав симфонического оркестра. Большой барабан звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы. Поэтому его часто используют в изобразительных целях. Малый барабан имеет сухой, отчетливый звук. Его дробь хорошо подчеркивает ритм, иногда оживляет музыку, иногда вносит тревогу. Играют на нем двумя палочками.                                         Литавры – очень древние музыкальные инструменты. Они представляют собой медные котлы, отверстие   которых   обтянуто   кожей.   Ударяют   по   ним   специальными   палочками   с   мягкими наконечниками. Посредством винтов и зажимов, натягивающих кожу, литавра настраивается на определенную высоту звука. У литавр огромные выразительные возможности: от подражания раскатам грома, до тихого, еле уловимого шороха или гула. Ложки ­  русский   народный   инструмент,   состоит   из   двух   обычных   деревянных   ложек.   Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам   ложек   привязывали   маленькие   бубенчики.   Иногда   организуются   самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей (слайд №24) . И щи хлебают, и «Барыню» играют.   Трещотки ­ инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по­разному встряхивая   его,   извлекает   звонкие   и   сухие   звуки   в   различных   ритмах.(показ инструмента) (слайд №25). Бубен   ­ просто встряхивают, треугольни №26,27). Сначала ложкой съел я кашку,  Погладил рубелем рубашку,  Потом на рубеле и ложках  Я вам сыграл еще немножко. Ударные   инструменты     ­   барабан,   литавры,,   бубен,   погремушки,   трещотки,   ложки;   металлические   колокольчики   (трензель),   бубенцы,   коса   (показ   инструментов). (записывают названия инструментов группы ударных, слайд №28­29).  к ­ ударяют палочкой (показ инструмента) (слайд 6 Игрой на каком щипковом инструменте сопровождали своё пение сказители былин? ­   Посмотрите,   среди   инструментов   на   нашем   уроке   большинство   –  ударные.  Предлагаю организовать свой оркестр – народный оркестр шумовых инструментов. ( игра на м.ш.и., слайд №30). Игра на муз. Инструментах. »Светит месяц» ­ Теперь наш плакат заполнен, но почему у нас остались карточки? (ответы детей)  Кроме названных предыдущих, в состав народного оркестра входят также:      гармоники , баяны и аккордеоны     (общее название гармошки и баяна – они родственники) ­ запись в тетрадь, карточка на доску, (слайд № 31,32). Об этих инструментах вы расскажите самостоятельно (информационный раздаточный материла , дети выделяют главное, рассказывают ). Подведение итогов работы в группах. Выставление оценок. 5.Вокально­хоровая работа. Знакомство   с   песней   и   работа   над   интонацией   мелодии.   Норвежская   народная   песня «Волшебный смычок». 6.Итог урока. Закрепление знаний. Викторина «Угадай инструмент» ♫ (На гуслях.) ♫ Во времена Алексея Михайловича в целях искоренения язычества был издан указ «О борьбе со славянством». Какой музыкальный инструмент изымался и сжигался по этому указу? (Гусли.) ♫ Самый   древний   в   мире   музыкальный   инструмент   был   найден   на   территории   России.   Как называется этот инструмент и каков его возраст? (Свирель, которой около 34 тысяч лет.) 1.От калитки до калитки  Натянуты стальные нитки. Под нитками – яма, В яме­гамма (гусли) 2.Сам пустой, Голос густой, Дробь отбивает, Ребят созывает (барабан) 3.Ящик на коленях скачет ­ То поет, то горько плачет (гармонь) 4.Купи, денег не жалей, Со мной ехать веселей (колокольчик) 5.Треугольная доска, А на ней три волоска, Волосок тонкий, голосок звонкий (балалайка) 7.Рефлексия. А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения: Сегодня я узнал…………….Я удивился………………. Я хотел бы……………. 7 8

Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка

Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка

Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка

Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка

Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка

Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка

Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка

Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка

Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка

Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка

Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка

Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка

Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка

Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка

Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка

Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2019