Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
11.03.2019
Материал урока должен расширить кругозор обучающихся в области инструментальной музыки. На уроке проводится групповая работа по определению групп народных инструментов, а также в конце урока практическая деятельность - игра на шумовых инструментах. Обязательно выбирается дирижёр детского оркестра. В процессе урока дети не только узнают самостоятельно и с помощью учителя об истории создания и развитии народного оркестра, но и самостоятельно апробируют на себе роль дирижёра и исполнителя.
Открытый урок в 4.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КЕРЧЕНСКИЙ УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНЫЙКОМПЛЕКС
ИНТЕРНАТ ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
4 КЛАСС
учитель музыки:
первой квалификационной категории
Хоменко Лилия Владимировна
Керчь, 2019
Открытый урок в 4 – Б классе
Предмет: музыка.
1 Урок №1
Тема урока: Музыкальные инструменты.
Место занятия в учебном разделе: изучение нового материала 3 четверти по теме
«В концертном зале».
Форма занятия: с применением ИКТ.
УУД:
Личностные: Музыкальное развитие кругозора учащихся посредством знакомства с русскими
народными инструментами, входящими в состав народного оркестра.
Познавательные: Формирование умения самостоятельно выполнять проект по теме урока.
Осваивать знания о музыкальных инструментах России, историей их возникновения
и бытования. Учиться различать тембровую окраску наиболее популярных в России
музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Коммуникативные: Выражать художественнообразное содержание произведений в
исполнительской деятельности (пение, музицирование). Проявлять интерес к применению
творческих подходов к выполнению заданий предложенных учителем.
Регулятивные: Овладевать элементарными умениями, навыками и способами музыкально
творческой деятельности. Осваивать знания о музыкальных инструментах России, историей их
возникновения и бытования. Расширять представление о взаимосвязи музыки с другими видами
искусства (музыка, литература, изобразительное искусство).
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид: урок открытия новых знаний.
Этапы урока:
этап организации начала урока;
этап подготовки учащихся к активной основной учебнопознавательной деятельности (этап
актуализации субъективного опыта учащихся);
основной этап;
этап подведения итогов урока;
рефлексия.
Виды деятельности:
восприятие и анализ музыки;
выполнение проблемнотворческих заданий;
записи определений в рабочих тетрадях;
знакомство с материалом презентации;
построение проекта;
игра на шумовых инструментах;
вокальнохоровая работа.
Определения понятий:
Оркестр (греч. orchestra) коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных
инструментах и совместно. исполняющих музыкальные произведения.
Тембр (франц. timbre) качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки голоса или
инструмента.
2 Технологии: технология развития познавательных интересов, технология развития восприятия
музыкальных произведений.
Оборудование к уроку: доска, магниты, компьютер (презентация), плакат и карточки для
оформления проекта, шумовые инструменты.
Музыкальный материал и элементы интеграции: р.н.п. «Светит месяц», запись исполнения
на народных инструментах, норвежская народная песня «Волшебный смычок», стихотворения и
поговорки.
План урока:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Постановка целей и задач вместе с обучающимися.
Изучение нового материала.
Построение проекта.
Музыкальная разминка. (Игра на шумовых инструментах).
Оценивание деятельности на уроке.
Вокальнохоровая работа.
Викторина. Закрепление нового материала.
Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Музыкальное приветствие: прозвенел звонок, начался урок!)
Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего
настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.
2.Актуализация знаний.
Звучит «Светит месяц».
В начале нашего урока вы услышали музыку. Вы уже слышали подобную музыку? Она вам
нравится? Как вы думаете, композиторская это музыка или народная? (ответы детей)
Правильно! Это русская народная песня «Светит месяц». По каким признакам вы определили,
что это народная музыка? Почему она называется народной? (ответы детей)
Да, она исполнялась народными инструментами, а народная – значит, её сочинил не
композитор, а народ. Есть ли среди всех услышанных инструментов, знакомые вам? (ответы
детей)
Мы услышали звучание одновременно многих народных инструментов, значит её исполнял…
Народный оркестр.
В нашей стране проживают разные народы, которые имеют свою культуру, традиции, свои
народные инструменты. Но сегодня мы познакомимся с русскими народными инструментами,
которые входят в состав русского народного оркестра. Дадим точное определение этому
понятию: оркестр (греч. orchestra) коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на
различных инструментах и совместно. исполняющих музыкальные произведения.
(Запись определения в тетрадь).
Мы с вами знаем уже некоторые виды оркестров. Назовём их: (ответы детей, слайд№3)
1.
2.
симфонический оркестр,
духовой оркестр,
3 3.
4.
5.
6.
7.
8.
струнный оркестр,
оркестр народных инструментов,
эстрадный оркестр,
джазовый оркестр,
военный оркестр,
школьный оркестр и другие.
3.Постановка учебной задачи.
А теперь, попробуем определить цель нашего урока. Поскольку наш урок начался с музыки в
исполнении народного оркестра, значит, мы узнаем, какой оркестр и почему называют народным
и какие группы инструментов входят в его состав. И, конечно узнаем, как звучат некоторые
инструменты народного оркестра (дети участвуют в формулировке цели и задач урока, слайд
№46.) Чтобы нам было интересней, и мы лучше всё запомнили, предлагаю создать наглядный
проект под названием «Народный оркестр» (обращаю внимание на вывешенный на доску
плакат с названием и карточки с изображением народных инструментов).
В оркестре русских народных инструментов, как и в симфоническом, три группы
инструментов, поэтому предлагаю разделиться на три группы. Задача каждой группы среди
всех картинок находить музыкальный инструмент, с которым мы будем знакомиться и
определять его в соответствующую группу народного оркестра, таким образом, в течение урока
оформить наш плакатпроект.
4.«Открытие нового знания» (построение проекта)
Обратите внимание на иллюстрацию, на ней музыкальные инструменты (слайд №7). Есть ли
среди них знакомые вам? Какие из них мы отнесём к народным? (ответы детей) Молодцы, а
вместе они образуют народный оркестр. (Обучающиеся работаю в группах).
Своим появлением оркестр народных инструментов во многом обязан дворянину, музыканту,
композитору, виртуозубалалаечнику Василию Васильевичу Андрееву (слайд №8,9 ). Он
являлся организатором и руководителем первого оркестра русских народных инструментов в
России. Василий Андреевич не только усовершенствовал многие народные инструменты, но и
объединил их в группы так же, как и в симфоническом оркестре. И хотя с тех пор прошло уже
многомного лет, все известные в наше время инструменты делятся на три группы, давайте
выясним, какие.
1. Инструменты, в которых источником звука служат вдуваемый музыкантом воздух –
называются… духовые
(учащиеся находят и крепят соответствующее название группы
инструментов, а в течение урока и название инструмента на плакат).
Остановимся подробно с некоторыми из них.
Жалейка (запись в тетрадь, на доске карточка, показ инструмента на экране слайд №10)
Жалейку смастерить – простое дело, всего и нужно – бузина да нож.
Но чтоб она в твоих руках жалела, тут важно, что ты в трубочку вдохнешь.
( И. Таяновский)
(Слушание музыки, дети выполняют пластическое интонироние под музыку).
Это небольшая трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия.
Тембр жалейки – пронзительный, гнусавый .Вспоминаем определение понятия тембр.
4 Тембр (франц. timbre) качество звука (его окраска), позволяющее различать звуки голоса или
инструмента ( слайд №1112, запись понятия в тетрадь).
Самый близкий ее родственник пастуший рожок. К концу дудочки приделан рожок, он
делает звук сильней. На них играли пастушки, звук в тишине полей и лесов разносился на многие
километры и они перекликались между собой. (слайд №13)
За лес тихонько солнце село, туман спустился на лужок,
Жалейка жалобно запела, грустит о чемто пастушок.
Ребята, а из чего можно сделать свистульки? Как из дерева, так и из глины. Им придавали
форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета. Внутри было отверстие, в которое
вдували воздух. В середине 18 века в Тамбовской области своими свистульками славились
мастера гончарных дел Епифан Гриднев и Филипп Алабьев (слайд№ 14).
На крылечке я сидел и в свистульку я свистел.
Воробей меня услышал на крылечко прилетел, он чирикал, я свистел.
(Слушание звучания свистульки).
2. Инструменты, в которых источником звука служат колебания натянутой струны, звук из
которых извлекается посредством воздействия на струны называются – струнные.
Русские гусли (карточка с названием на доску; показ инструмента).
Пальцы скорые, струны тонкие, отзываются гусли звонкие.
Песня длинная, песня славная, вся былинная, стародавняя.
Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Мы с вами знаем
русские сказки, где упоминаются гусли. С ними Садко новгородский купец, замечательно
играющий на гуслях, который попав в подводное царство своей игрой пленяет морскую царевну,
и она помогает ему вернуться на землю, домой (слайд №1617), слушание и имитации игры на
гуслях).
Что из себя представляет инструмент? Это доска похожая на крыло с натянутыми на нее
струнами – старинные крыловидные гусли.
Домра (карточку на доску, показ инструмента) – струнный щипковый инструмент с овальным
корпусом, длинным грифом и тремячетырьмя струнами. Почему «щипковый»? да потому, что
звук извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором. Этот инструмент –
основа народного оркестра.
Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа. У
русских это балалайка.
Балалайка (показ инструмента (слайд № 20)).
Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым
распространенным народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали
сказки. Балалайка – струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус,
длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами
указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство, и большие и маленькие.
В 1887 г. В.В.Андреев организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», а
сейчас он называется « Оркестр народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева».
Послушаем звучание этого инструмента в оркестре народных инструментов (слайд № 2122).
5 Теперь найдём среди карточек инструменты, относящиеся к этой группе. (Дети находят
карточки, размещают их в соответствующем месте плаката).
Струнные — гусли (шлемовидные, трапециевидные и крыловидные, или звончатые), домра,
балалайка и
др.
Какие инструменты называются струнными? Как можно играть по струнам? (струны
натянуты на раму или резонатор, звук извлекается щипком пальцами или медиатором, или
смычком). Запишем названия инструментов, входящих в группу струнных.
3. Осталась ещё одна группа, группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается
ударом или тряской (покачиванием) называется: ударные.
Возникли эти инструменты раньше всех.
Барабан
– один из самых распространенных инструментов. Две разновидности барабана –
большой и малый – уже давно входят в состав симфонического оркестра. Большой барабан
звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы. Поэтому его часто
используют в изобразительных целях. Малый барабан имеет сухой, отчетливый звук. Его дробь
хорошо подчеркивает ритм, иногда оживляет музыку, иногда вносит тревогу. Играют на нем
двумя палочками.
Литавры – очень древние музыкальные инструменты. Они представляют собой медные котлы,
отверстие которых обтянуто кожей. Ударяют по ним специальными палочками с мягкими
наконечниками. Посредством винтов и зажимов, натягивающих кожу, литавра настраивается на
определенную высоту звука. У литавр огромные выразительные возможности: от подражания
раскатам грома, до тихого, еле уловимого шороха или гула.
Ложки русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их
ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к
ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Иногда организуются самостоятельные
ансамбли и даже целые оркестры ложкарей (слайд №24) .
И щи хлебают, и «Барыню» играют.
Трещотки инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены
одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, поразному
встряхивая его,
извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах.(показ
инструмента) (слайд №25).
Бубен просто встряхивают, треугольни
№26,27).
Сначала ложкой съел я кашку,
Погладил рубелем рубашку,
Потом на рубеле и ложках
Я вам сыграл еще немножко.
Ударные инструменты
барабан, литавры,, бубен, погремушки, трещотки, ложки;
металлические колокольчики (трензель), бубенцы, коса (показ инструментов). (записывают
названия инструментов группы ударных, слайд №2829).
к ударяют палочкой (показ инструмента) (слайд
6 Игрой на каком щипковом инструменте сопровождали своё пение сказители былин?
Посмотрите, среди инструментов на нашем уроке большинство – ударные. Предлагаю
организовать свой оркестр – народный оркестр шумовых инструментов. ( игра на м.ш.и., слайд
№30).
Игра на муз. Инструментах. »Светит месяц»
Теперь наш плакат заполнен, но почему у нас остались карточки? (ответы детей)
Кроме названных предыдущих, в состав народного оркестра входят также: гармоники , баяны
и аккордеоны
(общее название гармошки и баяна – они родственники) запись в тетрадь,
карточка на доску, (слайд № 31,32). Об этих инструментах вы расскажите самостоятельно
(информационный раздаточный материла , дети выделяют главное, рассказывают ).
Подведение итогов работы в группах. Выставление оценок.
5.Вокальнохоровая работа.
Знакомство с песней и работа над интонацией мелодии. Норвежская народная песня
«Волшебный смычок».
6.Итог урока. Закрепление знаний.
Викторина «Угадай инструмент»
♫
(На гуслях.)
♫ Во времена Алексея Михайловича в целях искоренения язычества был издан указ «О борьбе
со славянством». Какой музыкальный инструмент изымался и сжигался по этому указу?
(Гусли.)
♫ Самый древний в мире музыкальный инструмент был найден на территории России. Как
называется этот инструмент и каков его возраст?
(Свирель, которой около 34 тысяч лет.)
1.От калитки до калитки
Натянуты стальные нитки.
Под нитками – яма,
В ямегамма (гусли)
2.Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Ребят созывает (барабан)
3.Ящик на коленях скачет
То поет, то горько плачет (гармонь)
4.Купи, денег не жалей,
Со мной ехать веселей (колокольчик)
5.Треугольная доска,
А на ней три волоска,
Волосок тонкий, голосок звонкий (балалайка)
7.Рефлексия.
А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Для этого допишите предложения:
Сегодня я узнал…………….Я удивился………………. Я хотел бы…………….
7 8
Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка
Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка
Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка
Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка
Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка
Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка
Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка
Открытый урок по музыке на тему "Музыкальные инструменты" 4 класс, музыка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.