Открытый урок по элективному курсу «Международное гуманитарное право»
Тема: «Задачи, принципы, история возникновения, основные документы МГП и механизмы
их применения»
Учитель : Заика Вячеслав Сергеевич.
Класс 9.
Цель:
выяснить сущность понятия «международное гуманитарное право
уяснить значения международных договоренностей о защите прав
человека в условиях вооруженных конфликтов;
способствовать воспитанию у учащихся патриотизма,
готовности отстаивать интересы своей страны.
развивать умения сравнивать, анализировать события и документы,
высказывать свою точку зрения по предложенным конфликтам.
(МГП)»
Элементы технология «кейс» метода конкретных ситуаций;
педагогических информационнокоммуникационные технологии;
технологий: личностноориентированный;
технология анализа правовых документов;
тестовые технологии;
технология дифференцированного обучения;
Учащиеся должны знать:
О нарушении прав человека во время военных действий.
Основные положения МГП.
О независимой гуманитарной организации Международный комитет
Красного Креста (МККК).
Учащиеся должны понимать, что такое:
международное гуманитарное право;
жертвы войны;
гражданские объекты;
конвенция.
Основные понятия: международное гуманитарное право, жертвы войны, гражданские и
военные лица, военнопленные.
Термины: вооруженный конфликт, военные преступления.
Тип урока: Проблемноразвивающий урок комбинированного типа.
Оборудование:
Мультимедийный комплекс.
видеофрагмент.
Кейсы для учащихся.
Документы МГП.
Мы с вами сегодня продолжаем изучение факультативного курса МГП. Давайте вспомним,
что он изучает? совокупность международноправовых норм и принципов, регулирующих защиту
жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.
Как вы думаете, что могло привести к идее создания правового механизма защиты
гражданских лиц и военнопленных в условиях боевых действий?
Стремление людей облегчить участь пострадавших в боевых действиях.
Одной из организаций, призванной облегчить положение раненых и пострадавших в ходе
боевых действий стал Международный комитет Красного Креста.
Сегодня мы узнаем о человеке, который стоял у основания Всемирного Движения
Красного Креста – Анри Дюнане.
( Сообщение учащегося)
На прошлом занятии мы говорили о документах, в которых прописаны нормы МГП.
Назовите их?
Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских
Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных
Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других
документах.
Прежде, чем мы начнем работать над темой сегодняшнего занятия, я предлагаю вам
подумать: Актуальны ли нормы МГП сегодня? Стало ли человечество гуманнее за 70
лет после Второй Мировой войны?
Предварительно разделенный на две группы класс просматривает фильм о правилах ведения войны,
затем группам предлагается ответить на вопросы к нему. Учащиеся открывают в кейсе документ №
1, работают на листах, которые предварительно дает учитель. При необходимости просматривают в
компьютерах эпизоды фильма.
Ответы группы записывают в таблицу к кейсу, спикеры групп зачитывают свои ответы, дополняя
ответы другой команды.
Вопрос к фильму:
1. Что привело к разработке Женевской конвенции
1864г и появлению современного МГП?
Ответ:
2. Кого защищают нормы МГП
3. Как нормы МГП обязуют относиться к
гражданским лицам?
4. Что, с точки зрения норм МГМ является военным
преступлением?
5. Какие права имеют гражданские лица по нормам
МГП?
6. Что запрещает МГП по отношению к пленным?
7. Какие права имеют согласно норм МГП лица,
Содержащиеся под стражей?
8. Что говорят нормы МГП о работе сотрудников
Красного Креста?
9. Какие права имеют раненые и больные согласно
норм МГП?
10. Что говорят нормы МГП об ограничении методов войны и средств военных действий?
Ответы. 1. Гуманность. 2. Тех, кто не участвует в боевых действиях и тех, кто больше не может
принимать в них участие. 3. Не допускать нападения на гражданских лиц. 4. Нападения на
гражданских лиц. 5. На всю необходимую помощь. 6. Запрет на пытки.7.Право на еду и воду, на
контакт с родными. 8. У сотрудников МККК должна быть возможность выполнять свои
обязанности, они не должны подвергаться нападениям. 9. Раненые и больные должны получат
медицинскую помощь, независимо от того, к какой стороне они принадлежат. 10. Должно
соблюдаться различие между лицами, участвующими в боевых действиях и гражданским
населением.
Примерные варианты ответов учитель выводит на экран, после выслушивания ответов групп.
Далее учащимся предлагается работа с кейсом № 2. Группа №1 – Заполняет графы 1 и 2 Гаагские
конференции, 1, 2 Женевские конвенции.
Группа №2 3,4 Женевские конвенции, Дополнительные протоколы №1,2.
Рассмотрите основные источники МГП. Выпишите их в таблицу и определите, чьи интересы они
призваны защищать?
Основные источники МГП:
Какие нормы регулирует
Женевские конвенции 1949г.
Источник МГП
Первая Гаагская
конференция 1899 г.
Вторая Гаагская
конференция 1907 г
1 Конвенция
2 Конвенция
3 Конвенция
4 Конвенция
Дополнительные протоколы 1977г к Женевским конвенциям 1949г
1 Протокол
2 Протокол
Основные источники МГП: Источник МГП
Первая Гаагская
конференция 1899 г.
Какие нормы регулирует
Приняла 3 конвенции:
О мирном решении международных столкновений;
О законах и обычаях сухопутной войны;
О применении к морской войне начал Женевской
конвенции 10 августа 1864 года.
А также 3 декларации:
О запрещении на пятилетний срок метания снарядов и
взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи
иных подобных новых способов;
О неупотреблении снарядов, имеющих единственным
Вторая Гаагская
конференция 1907 г
назначением распространять удушающие или вредоносные
газы;
О неупотреблении пуль, легко разворачивающихся или
сплющивающихся в человеческом теле[4]
О мирном решении международных столкновений;
Об ограничении случаев обращения к силе для взыскания по
договорным долговым обязательствам;
Об открытии военных действий;
О законах и обычаях сухопутной войны;
О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в сухопутной
войне;
О положении неприятельских торговых судов при открытии
военных действий;
Об обращении торговых судов в военные;
Об установке автоматических контактных подводных мин;
О бомбардировке морскими силами во время войны;
О применении к морской войне начал Женевской конвенции
1864;
О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в
морской войне;
Об учреждении Международного призового суда;
О правах и обязанностях нейтральных держав в морской войне.
Кроме того, была принята декларация о воспрещении метания
снарядов и взрывчатых веществ с воздушных судов
1 Конвенция
Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях
Женевские конвенции 1949г.
2 Конвенция
Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших
кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море
3 Конвенция
Об обращении с военнопленными
4 Конвенция
о защите гражданского населения во время войны
Дополнительные протоколы 1977г к Женевским конвенциям 1949г
1 Протокол
О защите жертв международных вооруженных конфликтов 2 Протокол
О защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного
характера
При наличии времени предлагаем учащимся решить ситуацию с позиции норм МГП. При
необходимости определить, каким документом МГП необходимо руководствоваться в
данной ситуации.
Приложение № 1 для первой группы. Приложение №2 для 2 группы.
В случае, если позволяет время, предлагаем учащимся озвучить примеры нарушения норм
МГП, найти которые в интернете или иных источниках им было предложено на
предыдущем занятии.
Предлагаем учащимся посмотреть на диаграммы потерь среди мирного населения в ходе
военных действий в 20 веке. Какие выводы можно сделать?
Рефлексия Давайте вернемся к началу урока и попробуем ответить на вопрос: актуальны
ли нормы МГП сегодня? Стало ли человечество гуманнее за 70 лет после Второй
Мировой войны?
После обобщения и дополнения ответов предлагаем группам выполнить кластер.
С чем у вас ассоциируется термин «Международное гуманитарное право»
Открытый урок по обществознанию 9 класс «Международное гуманитарное право»
Открытый урок по обществознанию 9 класс «Международное гуманитарное право»
Открытый урок по обществознанию 9 класс «Международное гуманитарное право»
Открытый урок по обществознанию 9 класс «Международное гуманитарное право»
Открытый урок по обществознанию 9 класс «Международное гуманитарное право»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.