Открытый урок по развитию речи по картине В.Г. Перова "Тройка" 7 класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
28.05.2018
Открытый урок
по развитию речи по картине
В.Г. Перова "Тройка"
Цели: Обучающая: познакомить учащихся с великим русским художником В.Г. Перовым и его картиной “Тройка”; осмыслить содержание картины. Развивающая: развитие общего кругозора, устной и письменной речи учащихся. Воспитательная: вызвать чувства сострадания и любви к детям.
Ход урока
Организационная часть.
Деление на группы. Составить из разрезанных кусочков репродукции картин, назвать их названия и автора.
Сообщение темы и цели урока. Работа в группах. Заполнить таблицу.
Знаю Хочу знать Узнал
Знакомство с В.Г. Перовым . Работа в группах. Каждая группа читает фрагмент из жизни В.Г. Перова, а затем пересказывает.
1 группа. В 19 веке в искусстве шли бурные споры. Художники старшего поколения и их богатые покровители считали, что надо изображать только прекрасное, героическое, а не простое. Повседневное считалось “низким”. А молодые художники говорили, что такое искусство не только неправильно, но и вредно. Ведь оно приукрашивает жизнь, а значит, искажает её, обманывает людей.
Перов и его друзья тоже считали, что надо видеть в жизни другую красоту, подлинную, и находили её в русской природе, в жизни простых людей. Свои картины эти живописцы старались сделать близкими и понятными народу, посвящали их крестьянам, городской бедноте.
И вот молодые художники решили организовывать выставки сами и знакомить со своими произведениями не только жителей столицы, но и других городов. С картинами они ездили по всей России. Их стали называть художниками-передвижниками.
Василий Григорьевич Перов тоже был художником-передвижником. Родился он в 1833 году в сибирском городе Тобольске. Родители его были люди образованные, хотя и небогатые. В доме Вася слушал музыку, видел картины. Бывали у них и художники.
2 группа. Грамоте мальчика обучала мать. Когда из города переселились в деревню, он стал учиться у дьячка. Всё свободное время мальчик проводил с крестьянскими ребятами и очень с ними подружился.
Когда Васе исполнилось десять лет, для продолжения учения его отправили в город Арзамас. Здесь он учился в начальном училище, а затем два года в художественной школе А.В. Ступина. В ней проявились его большие способности как художника-живописца.
Родители решили продолжить художественное образование сына и привезли его в Москву. Он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое успешно закончил.
Академия художеств в Петербурге заметила талант Перова и направила его за границу, чтобы он пополнил своё образование, посетил музеи, мастерские художников. Живописец создал там немало замечательных картин.
3 группа. По возвращении на родину Василий Григорьевич стал много работать над портретом. Им созданы замечательные портреты русских писателей, таких как: Ф. Достоевского, И.С. Тургенева, А.Н. Островского. Художник написал много и других картин. Картина "Распятие" (находится в церкви села Никольского, Арзамасского уезда). В 1856 году, за представленный в императорской академии художественный этюд головы мальчика, получил малую серебренную медаль. За этой наградою последовали другие, присужденные ему академией: в 1858 году - большую серебренную медаль, за картину "Приезд станового на следствие", в 1860 году - малую золотую медаль, за картины "Сцена на могиле" и "Сын дьячка, произведенный в первый чин", в 1861 году - большую золотую медаль, за "Проповедь в селе". За “Тройку” и за картину “Приезд гувернантки в купеческий дом” Перов получил звание академика. Большинство картин В.Г. Перова в настоящее время украшают зал в знаменитой Третьяковской галерее в городе Москве. Они стали славой русского искусства.
В 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора года в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни ("Продавец статуэток", "Савояр", "Шарманщик", "Нищие на бульваре, "Музыканты и зеваки", "Тряпичники" и пр.), но вскоре убедился, что воспроизведение незнакомых, чужеземных нравов не дается ему столь же успешно, как изображение родного, русского быта, а потому, с разрешения академии, в 1864 году возвратился в Россию до окончания срока своего пенсионерства. Поселившись снова в Москве, Перов принялся работать в том же направлении, на которое вступил в начале своей артистической карьеры.
4 группа. В 1870 году, он получил звание профессора. Чем далее, тем все сильнее и сильнее увлекался он более возвышенными, по его мнению, задачами - пытался быть живописцем религиозных и аллегорических сюжетов ("Христос в Гефсиманском саду", "Снятие со креста", "Распятие", "Весна" и др.) и, наконец, пристрастился к темам из отечественной истории ("Плач Ярославны", "Первые русские христиане", "Поволжские хищники", "Пугачевцы", "Никита Пустосвят").
Личная жизнь художника с конца шестидесятых годов складывалась трагически. В 1869 году умерла его жена, а спустя некоторое время он похоронил и двух своих старших детей. В довершение всего в 1874 году Перов узнает, что болен чахоткой, излечить которую было тогда практически невозможно. 10 июня 1882 года, после тяжелой мучительной болезни, художник скончался в селе Кузьминках, неподалеку от Москвы. Под конец своей жизни Василий Григорьевич Перов напечатал в газете "Пчела" за 1875 год и в "Художественном Журнале" Н. Александрова за 1881-1882 годы несколько занимательных рассказов из быта художников и свои воспоминания.
Знакомство с П.М. Третьяковым.
- Как дошли до нас картины великих художников?
Ответ: Благодаря Павлу Михайловичу Третьякову, который, начиная с 1856 года, стал собирать картины русских художников, поставив целью создания общедоступного музея национального искусства. Родом он был богатым человеком, но крепко дружил с художниками, вышедшими из среды простого народа. После своей смерти он решил завещать галерею Москве.
Чтение с остановками.
История картины.
Однажды В.Г. Перов увидел на улице женщину с сыном. Мальчик был именно того типа, которого не хватало для «Тройки». Художник стал уговоривать мать, чтобы она разрешила писать сына, женщина не соглашалась, так как в те времена считалось плохой приметой изображать людей на картинах. Вскоре женщина согласилась и мальчик стал позировать художнику. Во время сеансов мать мальчика рассказывала о своей беде, о голоде, о смерти мужа, детей, и что в живых остался только Вася. Художник слушал ее внимательно и успел привязаться к ней и мальчику. Он сучувствовал бедной женщине и переживал в месте с ней. Прошло несколько лет. Художник больше не видел ни женщину ни мальчика. Но вдруг к Перову пришла мать Васи. Перов был рад ее приходу и спросил о судьбе мальчика. Мать сказала, что ...
- Как вы думаете, что рассказала о своем сыне женщина?
...её любимый сын умер. Она всё распродала и приехала купить картину, «где списан ей сын». Картины у Перова не было, он повёл мать Васи в Третьяковскую галерею. Там женщина долго стояла у картины, смотрела на своего сына и плакала. Перов решил написать портрет Васи. Через несколько месяцев, написав портрет Васи, Перов отправил его в золотой рамке, в глухую рязанскую деревню.
Мир детства - это не только мир ребенка.
Мир детства - это мечты, переживания, стремления очень многих детей и взрослых.
- Как вы считаете, каким должен быть мир ребенка?
В схеме это можно показать так:
Работа над понятием слова “тройка”.
- Что означает слово “тройка”? Оценка, цифра, сакральное число, карт, костюм, тройка лошадей, комиссия из трёх человек, картина В.Г. Перова “Тройка”.
- Почему картина называется “Тройка”? В коляску или сани запрягали трёх лошадей. Та лошадь, что находилась в центре, называлась “коренником”, а две по бокам – “пристяжными”.
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Тренинг цветового восприятия по картине “Тройка”.
- Какого цвета красок больше использовал автор? Ответ: Автор использовал больше темные цвета. Светлые краски только на лицах детей.
- Какое значение имеет цвет в картине?
“Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют”. Как хорошо, что мы живём в цветном мире. Цвет окружает и сопровождает нас повсюду. Природа очень богата разнообразными красками, и это делает нашу жизнь радостной.
- Давайте представим на миг мир чёрно-белым. Какова бы была тогда наша жизнь? Скучной, однообразной, монотонной, безрадостной…
Таким образом, цвета бывают окрашенные и обесцвеченные. Окрашенные – красный, жёлтый, зелёный, голубой, оранжевый, синий, розовый и т.д. Обесцвеченные – белые, серые, чёрные. Окрашенные цвета условно делят на тёплые и холодные. Тёплые – жёлтые, красные, оранжевые. Холодные – синие и голубые.
- Давайте ещё раз внимательно рассмотрим картину и определим, какие именно цвета красок использовал автор? В.Г. Перов пользуется больше серыми, коричневыми, чёрными, белыми, зелёными, розовыми красками.
Составление кластера цветов по картине. Работа в группах. Каждая группа работает с двумя цветами.
Серый цвет – нейтральный, он не образует никаких психологических реакций: не успокаивает и не возбуждает. Он отгораживает от внешних воздействий.
Зелёный – цвет, с добавлением голубизны, является выражением постоянства. Зелень – это символ жажды власти.
Красный – цвет с примесью жёлтого – это выражение жизненной силы.
Коричневый – смесь красного и жёлтого – обозначает чувственную впечатлительность, означает существование сильной потребности в отдыхе и расслаблении.
Чёрный цвет отражает процесс торможения, ограничения внешних воздействий и поэтому служит символом отречения.
Белый – цвет без признаков жизни.
Розовый – это смесь красного и белого – символ тепла.
Работа в группах.
1 группа. Составить три словосочетания по картине. Примыкание.
2 группа. Составить три словосочетания по картине. Управление.
4 группа. Составить три словосочетания по картине. Согласование.
4 группа. Составить три словосочетания по картине. Примыкание, управление, согласование.
Регламент со словом “дети”.
Дети – больные, уставшие, обессиленные, измученные, обездоленные, голодные, страдальческие, полусонные.
У детей очень трудная жизнь.
Детям нужен отдых.
Детям холодно.
У детей очень трудная жизнь.
Дети не рады жизни.
У детей жизнь хуже собачей жизни.
Даже ветер дует навстречу детей.
У детей непосильный труд.
- Как вы считаете, чем занимались дети, того времени, в течение дня? (режим дня)
Спор команд. Две группы утверждают (да), две группы утверждают (нет).
- Есть ли у этих детей будущее? Обоснуйте свой ответ.
Составление плана.
Синквейн.
Заполнение таблицы. Заполнить третий столбик «Что я узнал».Открытый урок по развитию речи по картине В.Г. Перова "Тройка" 7 класс
картина Перова Document.docx
Открытый урок
по развитию речи по картине
В.Г. Перова "Тройка"
Цели: Обучающая: познакомить учащихся с великим русским художником В.Г.
Перовым и его картиной “Тройка”; осмыслить содержание картины. Развивающая:
развитие общего кругозора, устной и письменной речи учащихся. Воспитательная:
вызвать чувства сострадания и любви к детям.
Ход урока
Организационная часть.
Деление на группы. Составить из разрезанных кусочков репродукции картин,
назвать их названия и автора.
Сообщение темы и цели урока. Работа в группах. Заполнить таблицу.
Знаю
Хочу знать
Узнал
Знакомство с В.Г. Перовым . Работа в группах. Каждая группа читает фрагмент
из жизни В.Г. Перова, а затем пересказывает.
1 группа. В 19 веке в искусстве шли бурные споры. Художники старшего поколения
и их богатые покровители считали, что надо изображать только прекрасное, героическое, а
не простое. Повседневное считалось “низким”. А молодые художники говорили, что такое
искусство не только неправильно, но и вредно. Ведь оно приукрашивает жизнь, а значит,
искажает её, обманывает людей.
Перов и его друзья тоже считали, что надо видеть в жизни другую красоту,
подлинную, и находили её в русской природе, в жизни простых людей. Свои картины эти
живописцы старались сделать близкими и понятными народу, посвящали их крестьянам,
городской бедноте.
И вот молодые художники решили организовывать выставки сами и знакомить со
своими произведениями не только жителей столицы, но и других городов. С картинами они
ездили по всей России. Их стали называть художникамипередвижниками.
Василий Григорьевич Перов тоже был художникомпередвижником. Родился он в
1833 году в сибирском городе Тобольске. Родители его были люди образованные, хотя и
небогатые. В доме Вася слушал музыку, видел картины. Бывали у них и художники.
2 группа. Грамоте мальчика обучала мать. Когда из города переселились в деревню,
он стал учиться у дьячка. Всё свободное время мальчик проводил с крестьянскими
ребятами и очень с ними подружился.
Когда Васе исполнилось десять лет, для продолжения учения его отправили в город
Арзамас. Здесь он учился в начальном училище, а затем два года в художественной школе
А.В. Ступина. В ней проявились его большие способности как художникаживописца.
Родители решили продолжить художественное образование сына и привезли его в
Москву. Он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое успешно закончил. Академия художеств в Петербурге заметила талант Перова и направила его за
границу, чтобы он пополнил своё образование, посетил музеи, мастерские художников.
Живописец создал там немало замечательных картин.
3 группа. По возвращении на родину Василий Григорьевич стал много работать над
портретом. Им созданы замечательные портреты русских писателей, таких как:
Ф.
Достоевского, И.С. Тургенева, А.Н. Островского. Художник написал много и других
картин. Картина "Распятие" (находится в церкви села Никольского, Арзамасского уезда).
В 1856 году, за представленный в императорской академии художественный этюд головы
мальчика, получил малую серебренную медаль. За этой наградою последовали другие,
присужденные ему академией: в 1858 году большую серебренную медаль, за картину
"Приезд станового на следствие", в 1860 году малую золотую медаль, за картины "Сцена
на могиле" и "Сын дьячка, произведенный в первый чин", в 1861 году большую золотую
медаль, за "Проповедь в селе". За “Тройку” и за картину “Приезд гувернантки в
купеческий дом” Перов получил звание академика. Большинство картин В.Г. Перова в
настоящее время украшают зал в знаменитой Третьяковской галерее в городе Москве. Они
стали славой русского искусства.
В 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около
полутора года в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин,
изображающих местные типы и сцены уличной жизни ("Продавец статуэток", "Савояр",
"Шарманщик", "Нищие на бульваре, "Музыканты и зеваки", "Тряпичники" и пр.), но вскоре
убедился, что воспроизведение незнакомых, чужеземных нравов не дается ему столь же
успешно, как изображение родного, русского быта, а потому, с разрешения академии, в
1864 году возвратился в Россию до окончания срока своего пенсионерства. Поселившись
снова в Москве, Перов принялся работать в том же направлении, на которое вступил в
начале своей артистической карьеры.
4 группа. В 1870 году, он получил звание профессора. Чем далее, тем все сильнее
и сильнее увлекался он более возвышенными, по его мнению, задачами пытался быть
живописцем религиозных и аллегорических сюжетов ("Христос в Гефсиманском саду",
"Снятие со креста", "Распятие", "Весна" и др.) и, наконец, пристрастился к темам из
отечественной истории ("Плач Ярославны", "Первые русские христиане", "Поволжские
хищники", "Пугачевцы", "Никита Пустосвят").
Личная жизнь художника с конца шестидесятых годов складывалась трагически. В
1869 году умерла его жена, а спустя некоторое время он похоронил и двух своих старших
детей. В довершение всего в 1874 году Перов узнает, что болен чахоткой, излечить
которую было тогда практически невозможно. 10 июня 1882 года, после тяжелой
мучительной болезни, художник скончался в селе Кузьминках, неподалеку от Москвы. Под
конец своей жизни Василий Григорьевич Перов напечатал в газете "Пчела" за 1875 год и в
"Художественном Журнале" Н. Александрова за 18811882 годы несколько занимательных
рассказов из быта художников и свои воспоминания.
Знакомство с П.М. Третьяковым.
Как дошли до нас картины великих художников?
Ответ: Благодаря Павлу Михайловичу Третьякову, который, начиная с 1856 года, стал
собирать картины русских художников, поставив целью создания общедоступного музея
национального искусства. Родом он был богатым человеком, но крепко дружил с художниками, вышедшими из среды простого народа. После своей смерти он решил
завещать галерею Москве.
Чтение с остановками.
История картины.
Однажды В.Г. Перов увидел на улице женщину с сыном. Мальчик был именно того
типа, которого не хватало для «Тройки». Художник стал уговоривать мать, чтобы она
разрешила писать сына, женщина не соглашалась, так как в те времена считалось плохой
приметой изображать людей на картинах. Вскоре женщина согласилась и мальчик стал
позировать художнику. Во время сеансов мать мальчика рассказывала о своей беде, о
голоде, о смерти мужа, детей, и что в живых остался только Вася. Художник слушал ее
внимательно и успел привязаться к ней и мальчику. Он сучувствовал бедной женщине и
переживал в месте с ней. Прошло несколько лет. Художник больше не видел ни женщину
ни мальчика. Но вдруг к Перову пришла мать Васи. Перов был рад ее приходу и спросил о
судьбе мальчика. Мать сказала, что ...
Как вы думаете, что рассказала о своем сыне женщина?
...её любимый сын умер. Она всё распродала и приехала купить картину, «где списан ей
сын». Картины у Перова не было, он повёл мать Васи в Третьяковскую галерею. Там
женщина долго стояла у картины, смотрела на своего сына и плакала. Перов решил
написать портрет Васи. Через несколько месяцев, написав портрет Васи, Перов отправил
его в золотой рамке, в глухую рязанскую деревню.
Мир детства это не только мир ребенка.
Мир детства это мечты, переживания, стремления очень многих детей и взрослых.
Как вы считаете, каким должен быть мир ребенка?
В схеме это можно показать так:
Работа над понятием слова “тройка”.
Что означает слово “тройка”? Оценка, цифра, сакральное число, карт, костюм,
тройка лошадей, комиссия из трёх человек, картина В.Г. Перова “Тройка”. Почему картина называется “Тройка”? В коляску или сани запрягали трёх лошадей.
Та лошадь, что находилась в центре, называлась “коренником”, а две по бокам –
“пристяжными”.
Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Тренинг цветового восприятия по картине “Тройка”.
Какого цвета красок больше использовал автор? Ответ: Автор использовал
больше темные цвета. Светлые краски только на лицах детей.
Какое значение имеет цвет в картине?
“Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции
и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют”. Как
хорошо, что мы живём в цветном мире. Цвет окружает и сопровождает нас повсюду.
Природа очень богата разнообразными красками, и это делает нашу жизнь радостной.
Давайте представим на миг мир чёрнобелым. Какова бы была тогда наша жизнь?
Скучной, однообразной, монотонной, безрадостной…
Таким образом, цвета бывают окрашенные и обесцвеченные. Окрашенные – красный,
жёлтый, зелёный, голубой, оранжевый, синий, розовый и т.д. Обесцвеченные – белые, серые,
чёрные. Окрашенные цвета условно делят на тёплые и холодные. Тёплые – жёлтые,
красные, оранжевые. Холодные – синие и голубые.
Давайте ещё раз внимательно рассмотрим картину и определим, какие именно
цвета красок использовал автор? В.Г. Перов пользуется больше серыми, коричневыми,
чёрными, белыми, зелёными, розовыми красками.
Составление кластера цветов по картине. Работа в группах. Каждая группа
работает с двумя цветами.
птицы
отдаляющиеся, тревожные,
предупреждающие о несчастье
буран
неожиданный,пр
иносит людям
несчастье
зима
холодная,суровая,
безжалостная,
заснеженная
ветер
холодный,
встречный,
свирепый,
безжалостный,
леденящий
ворота
пугающие,
неприветливые, как
щель в могилу
прохожий
(удаляющийся)
безжалостный,
невнимательный
лица детей
тёплые, добрые,смелые. нежные,
но измученные,
страдальческие,грустные
обездоленные и бессильные,
утомленные, полусонные, усталые
бочка
тяжёлая,огромная, полная,
обледенелая, накрененная
крепость
высокая, мрачная, недоступ
ная, каменная, неприветливая
суровая собака
злая,сердитая,
но свободная
дорога
крутая, скользкая,
заснеженная,
грязная
одежда
рваные,ветхие,
старые,изношенны
е, с чужого плеча
прохожий
(помогающий)
одинокий, не в силах
помочь
Серый цвет – нейтральный, он не образует никаких психологических реакций: не
успокаивает и не возбуждает. Он отгораживает от внешних воздействий.
Зелёный – цвет, с добавлением голубизны, является выражением постоянства.
Зелень – это символ жажды власти.
Красный – цвет с примесью жёлтого – это выражение жизненной силы.
Коричневый – смесь красного и жёлтого – обозначает чувственную
впечатлительность, означает существование сильной потребности в отдыхе и расслаблении.
Чёрный цвет отражает процесс торможения, ограничения внешних воздействий и
поэтому служит символом отречения.
Белый – цвет без признаков жизни.
Розовый – это смесь красного и белого – символ тепла.
Работа в группах.
1 группа. Составить три словосочетания по картине. Примыкание.
2 группа. Составить три словосочетания по картине. Управление.
4
4
группа. Составить три словосочетания по картине. Согласование.
группа. Составить три словосочетания по картине. Примыкание, управление,
согласование.
Регламент со словом “дети”.
Дети – больные, уставшие, обессиленные, измученные, обездоленные, голодные,
страдальческие, полусонные.
У детей очень трудная жизнь.
Детям нужен отдых.
Детям холодно.
У детей очень трудная жизнь.
Дети не рады жизни.
У детей жизнь хуже собачей жизни.
Даже ветер дует навстречу детей.
У детей непосильный труд.
Как вы считаете, чем занимались дети, того времени, в течение дня? (режим
дня)
Спор команд. Две группы утверждают (да), две группы утверждают (нет).
Есть ли у этих детей будущее? Обоснуйте свой ответ. Составление плана.
Синквейн.
Заполнение таблицы. Заполнить третий столбик «Что я узнал».
Открытый урок по развитию речи по картине В.Г. Перова "Тройка" 7 класс
Открытый урок по развитию речи по картине В.Г. Перова "Тройка" 7 класс
Открытый урок по развитию речи по картине В.Г. Перова "Тройка" 7 класс
Открытый урок по развитию речи по картине В.Г. Перова "Тройка" 7 класс
Открытый урок по развитию речи по картине В.Г. Перова "Тройка" 7 класс
Открытый урок по развитию речи по картине В.Г. Перова "Тройка" 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.