Открытый урок по русской литературе "Жизнь и творчество А.С.Есенина" 9 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
09.10.2019
• познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, показать народность его творчества;
• развивать внимание обучающихся, их устную речь;
• воспитывать интерес к литературе, к личности и творчеству поэта.
Оборудование: портреты и фотографии Есенина, презентация по теме «Жизнь и творчество Есенина», видеоролик, звукозапись.
Методические приёмы: слово учителя, доклад-сообщение ученика, беседа.
Ход урока.
1. Слово учителя: Здравствуйте ребята и наши гости!
Мы с вами отправляемся в мир поэзии и музыки
2. (Запись романса на стихи С.Есенина «Тихо струится река серебристая…», 3 мин.)
Открытый урок Жизнь и творчество А.С. Есенина.docx
Цели урока:
познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, показать
народность его творчества;
развивать внимание обучающихся, их устную речь;
воспитывать интерес к литературе, к личности и творчеству поэта.
Оборудование: портреты и фотографии Есенина, презентация по теме «Жизнь и
творчество Есенина», видеоролик, звукозапись.
Методические приёмы: слово учителя, доклад-сообщение ученика, беседа.
Ход урока.
1.Слово учителя: Здравствуйте ребята и наши гости!
Мы с вами отправляемся в мир поэзии и музыки
2. (Запись романса на стихи С.Есенина «Тихо струится река серебристая…», 3
мин.)
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля.
На прошлых уроках мы продолжили знакомство с поэтами Серебряного века.
Сегодня мы продолжаем говорить о не долгой творческой жизни поэта
А.С.Есенина. Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо — это
самый читаемый в России поэт.
-Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего тридцать лет! Более
половины из них он провел на родине, в рязанском крае. Здесь – глубинные корни
народности и реализма поэзии Есенина. Это имя у всех связано с радостью,
ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к
Родине. В самом звучании его фамилии есть, как оказывается, что-то природное,
лесное, весеннее. Когда мы говорим о Есенине, то представляем себе портрет светловолосого,
синеглазого юноши, ласково смотрящего на мир, из которого он сумел извлечь
золотые россыпи народной поэзии.
Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу,
всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек,
сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения
неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия,
которое — более всего иного — заслужено человеком».
Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого
невозможно выделить стихи о родине в особый раздел! Все, написанное им,
проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины — основное в
моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении
«Гой ты, Русь моя родная» рисуется образ родины-рая. Есенин народный,
национальный поэт не только потому, что он родился российской деревне, что
писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому,
что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин,
что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты,
сомнения, надежды.
Познакомимся с автобиографией А.С.Есенина
2. Доклад-сообщение ученика о жизни и творчестве Есенина. (Презентация
по теме).
Ученик: С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье в
1895году. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в
Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений,
составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался
опубликовать в Рязани. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина.
С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции.
Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в
нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.
Послушаем стихотворение «Береза»
Ученик: Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром. Ученик: С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии
Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского
Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года
сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в
редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок»,
«Проталинка», «Доброе утро».
В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил
«свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-
самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он
входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество
«Страда».
В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи,
написанные Есениным в 1910-1915 годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика
жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем
творчестве». Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий
метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по
Есенину, дети одной матери-природы.
Ученик: Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Ученик: В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком,
который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского
поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915
г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное
общество «Страда»
События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что
наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни,
переоценки всех ценностей. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял
по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Есенин сближается с
эсерами (сборник «Звездный бык» напечатан в поезде Троцкого, в его типографии).
Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник
«Голубень», вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт выпускает
сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В
1919 Есенин - один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в
которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта
работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло
в 1918-1919 годах. Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и
свою книжную лавку.
Женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа
1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США.
Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан
в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в
прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород»
Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена
стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается
глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...»,
«Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Поэт
понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом
свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь
хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь
Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925),
написанные на Кавказе и связанные с именем Шаганэ Тальян.
Послушаем наших учеников , они нам прочитают несколько куплетов из
стихотворений
Отговорила роща золотая, Не жалею, не зову, не плачу
Ученик: Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Ученик: Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть. Учитель: Какие темы особенно часто звучат в стихотворениях Есенина?
(тема Родины, природы, любовная и философская лирика)
В стихотворении Отговорила роща золотая – какая тема звучит в этом
стихотворении - (человеческая жизнь подчинена законам природы: и журавли
улетают, и герой роняет грустные слова. 1строфа-обобщённая картина поздней
осени, которая передаёт настроение лирического героя, 2-формула жизненного
пути, затем -одинокий герой. Параллелизм, сравнения, кольцевая композиция.
Повторы не убеждают, невозможно не жалеть напрасно растраченного . «Никого не
может»-безысходность. Его поэзии суждена жизнь вечная, как природе (после
осени придёт весна).
А в стихотворения «НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ – какая тема?
Тема судьбы, звучит печаль ,но не трагедия ,поэт размышляет о естественном пути
человека от расцвета к увяданию. У поэта определилось философское отношение к
переходу из земной жизни в страну покоя .Каждый миг жизни благословен и
потому драгоценен, поэтому всем стоит дорожить.)
Ученик: В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную
поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных им поэм,
а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев»
(1922-1923), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое
время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на
воспаление легких (окончательный диагноз - туберкулез).
Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер»
при невыясненных обстоятельствах. Было много версий, но об одной мы
расскажем, слухи ходили что к смерти причастен Вольф Эрлих, секретный
сотрудник НКВД, тот самый, кому адресовано последнее стихотворение С.Есенина
«До свиданья, друг мой, до свиданья!»
По его словам, вечером 27 декабря, прощаясь, поэт засунул листок со стихами в
карман пиджака Эрлиха с просьбой прочесть их позже, когда останется один. Эрлих
«забыл» об этом стихотворении и вспомнил лишь тогда, когда назавтра Есенина уже
не было в живых.
Ученик: До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Учитель: Душа поэта полна любви к жизни и ко всему живому на земле. И в
первую очередь к матери. И, конечно же, особенно дорог и близок нам
неповторимый, святой для поэта образ Матери. С годами все чаще видится поэту в
дальних далях его памяти одинокая, скорбная материнская фигура на дороге за
околицей села, волнующая до спазмы в горле. В своих стихотворениях посланиях-
письмах на Родину поэт обращается к матери как единственно надежному другу и
заступнику от всех житейских невзгод и тревог.
Слушая стихотворение, постарайтесь понять настроение поэта, проникнуться его
чувствами Письмо матери
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
(А теперь послушаем аудиозапись песни «Письмо к матери»)
Учитель: Проведем анализ стихотворения Есенина "Письмо к матери". Что он
хотел сказать своим произведением?
Учитель: Еще раз прочитаем стихотворение, на чтение вам дается 1минута
А) Давайте найдите в стихотворении просторечные слова, как вы понимаете смысл
этих слов? Выпишите их:
Несказанный – такой, что трудно выразить словами.
Шибко – очень
Шушун – старинная верхняя женская одежда.
Струиться – распространяться.
Садануть-сильно ударить
б) Это стихотворение – одно из самых любимых у С.Есенина. О чем оно? Как
вы поняли его смысл? (ответы детей) («От бесчинной и отравленной жизни, от
среди больших пропойц… горько и жалобно льнул он к миру близких и любимых
людей… Любовь ко всему родному… - это самая светлая, безнадрывная тема
есенинской лирики…»)
2). Что мы узнаем о лирическом герое стихотворения? (Попытка уйти «от
тоски мятежной», лирический герой вспоминает старушку-мать и «низенький …
дом». Таким образом, в центре внимания автора – возвращение героя к истокам,
попытка понять, что с ним стало.)
Как переданы в стихотворении чувства матери?.
—Найдите обращения к ней.
«моя старушка», «родная»
3). Разберемся в лирическом сюжете. На какие смысловые части можно
разделить стихотворение? О чем говорится в каждой из частей?
1 часть (первая – третья строфы) – обращение к матери, воссоздание ее образа (мать
тревожится о сыне, выходит встречать его «в старомодном ветхом шушуне»), 2 часть – рассказ о настоящем лирического героя, о внешней его жизни («горький
пропойца») и жизни внутренней (он «Нежный», тоскующий, утративший мечты,
уставший от жизни, одинокий.)
4). Какие художественные образы используются в стихотворении для
характеристики прошлой и настоящей жизни лирического героя? («Над
избушкой… вечерний несказанный свет», «низенький дом», «белый сад» - все это
напоминает о прошлой жизни, а в настоящем – кабак, финский нож и тоска –
контрастные образы.)
5). В чем трагизм положения лирического героя? (В том, что «к старому
возврата больше нет». Вера, которая дает силы жить и надежду на будущее,
иссякла: «Не буди того, что отмечталось…», «И молиться не учи меня. Не надо!»
Причем «не надо!», посмотрите стоит в сильной позиции – в конце строки – и
дополнительно выделено восклицательным знаком.)
6). Итак, лирический герой стоит на распутье. К чему же его тянет? (К
матери: «ты одна мне … помощь … отрада… свет», к родному дому: «я вернусь…»,
т.е. идеалы детства , юности лирический герой сохранил.)
7). Рассмотрите стихотворение с точки зрения его композиции. Каково в
нем назначение любимого есенинского кольцевого оформления? Почему
«кольцо» включает в себя не первую, а вторую и последнюю строфы?
Дословно ли повторение? В чем заключаются нюансы изменений в
последней строфе? Что они вносят в ее смысл и звучание?
(Первая строфа по законам жанра (это послание, письмо) – обращение к адресату с
приветствием и пожеланиями добра («пусть струится над твоей избушкой…»),
вторая и третья задают тему, развивающуюся в стихотворении. В результате
развития темы («Ничего, родная! Успокойся…»), естественно, словесная формула
меняется с «Пишут мне, что ты … загрустила… ходишь…» на «Не грусти… не
ходи».)
- Стихотворение С. Есенина «Письмо матери» имеет кольцевую композицию («Что
ты часто ходишь на дорогу/ В старомодном ветхом шушуне» - «Не ходи так часто на
дорогу/ В старомодном ветхом шушуне». Соответственно, практически полное
повторение фразы и в конце, и в начале). Она придаёт ему логическую
завершённость мысли и усиливает смысловые акценты.
Идеей стихотворения можно считать желание поэта обратить наше внимание на то, что мы не
должны забывать своих матерей. Мы должны чаще навещать их, ухаживать за ними и просто
любить их. Лирический герой сожалеет о том, что не делал так и хочет измениться.
Учитель: Какой мы видим тему Родины в стихах С.Есенина. Об этом нам
расскажет ученик:
Ученик: Тема Родины долгое время оставалась его единственной любовью ,он
объясняется в любви не женщине ,а благодатной России. Образ Родины неотделим
от образа природы.
«Моя лирика жива одной большой любовью-любовью к Родине. Чувство Родины-
основное в моём творчестве»- писал сам поэт.
Русь… в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с
бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми березовыми
рощами и малиновыми закатами – вот такой видел и любил поэт свою
освобожденную родину.
«Я люблю родину, я очень люблю родину», - писал С.Есенин.
«Чувство родины – основное в моем творчестве». Ученик: Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Цветите, юные, и здоровейте телом!
У вас иная жизнь. У вас другой напев.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
(звучит музыка Г.Свиридова «Памяти Есенина»)
Ученик: Всеми росами Родины вымыт
Забияка и сорванец,
Знает он, что поэзия – климат,
Лучший климат для душ и сердец.
Не пугаясь моторного лая,
Держит песню весна на крыле.
Всё живущее благословляя,
Он идёт по зелёной земле.
Ученик: Вот они, те просторы родные,
Где когда-то он рос под межой,
Где его научила Россия
Петь и плакать с открытой душой.
И за верность напевам заветным,
Для которых и грусть не беда,
Он останется тридцатилетним,
Молодым, как рассвет, навсегда.
Ученик: Снова настежь распахнуты сени,
Дует в дудку весны соловей.
Снова лёгкой походкой Есенин
По России проходит своей.
Нет ни горькой, ни сладкой отравы,
Все заклятья, все чары сняты.
Веют свежестью юности травы,
Пахнут первой любовью цветы..
(снова звучит музыка Г.Свиридова)
Рефлексия. Итоги урока.
o
o
o
o
Какие стихотворения Есенина привлекли ваше внимание?
Чем привлекает вас творчество этого поэта?
Каковы основные темы его лирики?
Каковы настроения лирического героя Есенина? o
Какие образы характерны для лирики природы в поэзии Есенина?
Заключительное слово учителя.
«Большое видится на расстоянии», - справедливо заметил как-то поэт. И, наверное,
более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем
явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти на время, за
пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не
только нашей жизни, но и нашей души.
Об этом поэте Н.Тихонов сказал так: « Человек будущего так же будет читать
Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о
себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно
живой поэзии».
Домашнее задание:
Творческим группам подготовить сообщения на следующие темы:
А) 1) Первые стихи Есенина. «Радуница»;
2) Тема любви к родине, природе родного края;
3) Тема милосердия и сострадания ко всему живому.
Б) Выучить наизусть 1 стихотворение (по выбору) по заданным темам.
Список использованной литературы и материалов.
1.
2.
3.
4.
Аудиокнига: «С. Есенин. Поэзия XX века. Стихи и романсы». Серия «Школьная
хрестоматия: литература». Страдиз – Аудиокнига, 2004; РАО «Говорящая книга»,
2005.
Владимир Валуцкий. Художественный фильм «Есенин».
Газета «Литература» №3, январь, 1998г.
Генералова Н.С. «Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ и
централизованному тестированию». Учебно-методическое пособие. – М.;
Издательство «Экзамен», 2004.
5. Журналы серии «Литература в школе», 2003 г. № 10, № 15.; 2001 г. № 6.
6.
7.
8.
Егорова Н. В. «Поурочные разработки по русской литературе XX века» 11
класс, I полугодие. – 4 изд., перераб. И доп. – М.; ВАКО, 2005.
«Практическое пособие для учителей предметников по созданию электронных
систем тестирования средствами MS Excel». Гамаюнова М.Н., Пучкова В.И. 2006
г.
«Примерное поурочное планирование уроков русского языка и литературы с
применением интерактивных средств обучения». Пособие для учителя. С. А.
Романова. Москва. «Школьная пресса». 2005.
9.
Тесты по литературе для 10 класса. 2004.
Открытый урок по русской литературе "Жизнь и творчество А.С.Есенина" 9 класс
Открытый урок по русской литературе "Жизнь и творчество А.С.Есенина" 9 класс
Открытый урок по русской литературе "Жизнь и творчество А.С.Есенина" 9 класс
Открытый урок по русской литературе "Жизнь и творчество А.С.Есенина" 9 класс
Открытый урок по русской литературе "Жизнь и творчество А.С.Есенина" 9 класс
Открытый урок по русской литературе "Жизнь и творчество А.С.Есенина" 9 класс
Открытый урок по русской литературе "Жизнь и творчество А.С.Есенина" 9 класс
Открытый урок по русской литературе "Жизнь и творчество А.С.Есенина" 9 класс
Открытый урок по русской литературе "Жизнь и творчество А.С.Есенина" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.