Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка по предмету "Русский язык" для обучающихся 3 класса Цель данного урока : дать более глубокое представление об имени существительном как части речи; отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать грамматическое понятие «имя существительное»; развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость.
Иконка файла материала 7.docx
Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема: Имя существительное. Цель: Обобщение и закрепление знаний об имени существительном как о части речи. Развитие умения определять морфологические признаки данной части речи. Развитие словарного запаса учащихся. Воспитание аккуратности, умения работать в паре. Ход урока: 1.Организационный этап. Психологический настрой. Колокольчик наш звенит И урок начать велит. Слышишь звонкий голосок? Нам пора начать урок. - Ребята, посмотрите внимательно на облака (на доске 3 облака -серое с дождем, голубое, с солнцем). - Какое вам больше нравится? - Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь к концу урока хорошее настроение будет у всех, потому что мы с вами отправляемся в путешествие. - На чем можно путешествовать? - Мы совершим путешествие на поезде. А отправимся на удивительный остров МОРФОЛОГИЮ. 2.Операционный этап. - Что такое морфология? - На какие 2 группы можно разделить все части речи? (кластер) Морфология Имя существительное Союз Имя прилагательное Предлог Глагол Частица Наречие - Остров МОРФОЛОГИЯ состоит из различных царств. Мы с вами отправимся в самое крупное царство. Угадайте в какое? Обозначаю я предмет, Всему опора- спору нет. Ведь солнце, воздух и вода, Земля, леса и города, Заводы, люди и планеты- Все это разные предметы. Значит, я всех важней, Значит, я всех нужней! (имя существительное) -Какова будет тема урока?- Цель нашего урока обобщить и закрепить полученные знания об имени существительном. - Данную тему мы изучали в течение года, но есть моменты, которые нужно повторить. - Какие трудности вы испытываете? Где затрудняетесь? - Поставьте себе задачу на этот урок. - Наш паровоз готов отправиться в путь! Карта путешествия: Умейкино Распределялкино Рассуждалкино Проверялкино - Первая станция Проверялкино. - На этой станции проверим на сколько хорошо вы знаете имя существительное. 1) Тестирование. (каждый работает самостоятельно) Взаимопроверка. Ключ на доске 0 ош.- «5» 1 ош.- «4» 2 ош.- «3» 3 и более ош.- «2» - Кто выполнил задание без ошибок? - У кого 1 ошибка?2 ошибки? - Где испытывали затруднения? 2) Работа по кластеру. Существительное Предмет Кто? Что? Одушевленное Неодушевленное Собственное Нарицательное - Сделайте вывод. Что знаете об имени существительном? 3) Работа в тетрадях. - Народная мудрость гласит «Красиво писать- красоту творить». Запишите дату, классная работа. 4) Словарная работа. - Отправляемся к следующей станции корзину. - Назовите одним (овощи) - Помогите необходимо взять для приготовления борща? Рассуждалкино. На этой станции добрая хозяюшка приготовила словом предметы. хозяюшке, какие овощи- Я показываю предмет, вы записываете его название в тетрадь. Проверка по ключу. - Что общего у всех слов? (имена существительные, непрове- ряемая безударная гласная, в И.п.) -Чем отличаются слова? (род) - Распределите эти слова по родам. - Как определить род существительного? м.р. ж.р. ср.р. - Образуйте от этих существительных форму мн.ч. - От каких существительных невозможно образовать форму мн.ч.? Приведите еще примеры. - Есть ли существительные, имеющие форму только мн.ч. Приведите примеры. - Какой вывод можем сделать? (существительные изменяются по числам, имеет категорию рода) 5) Работа по кластеру. Род м.р. ж.р. ср.р. Число ед.ч. мн.ч. 6) КАРТОЧКА №1 7)- Отправляемся дальше на станцию Распределялкино! Эта станция находится в волшебном лесу. - Распределите названия деревьев, которые встретятся в тексте по склонениям. (в тетрадях). Тихо в лесу. Только береза шелестит листочками. Могучий дуб раскинул свои ветви. Одиноко на опушке стоит высокая ель. А рябина, какая красавица! Ярким пламенем горят ее гроздья. Возвышается над лесом стройный тополь. 1скл. 2скл. 3скл. береза дуб ель рябина тополь - Какие слова вы отнесли к 1скл? Докажи. - Какие слова вы отнесли к 2скл? Докажи. - Какие слова вы отнесли к 3скл? Докажи.- Какой вывод можем сделать? (существительные бывают 1, 2, 3скл.) 8) Работа по кластеру. Склонение 1скл. 2скл. 3скл. 9) КАРТОЧКА №2 10) Физминутка. 11)-Нас ждет на пути последняя станция. Но поезд не может двинуться без пассажиров. Распределите слова по вагонам. (работа в группах) ПредметКто? Что? Одушевленное Неодушевленное Собственное Нарицательное м.р. ж.р. ср.р. Число Род ед.ч. мн.ч. Склонение 1скл. 2скл. 3скл. Падеж Подлежащее Дополнение Приложение. Карточка №1 1.Исключи лишнее: а) картина, метель, адрес, чашка. б) солнце, утро, дождь, дело. 2.Найди закономерность и допиши еще одно слово. Ковер, дом, ключ, снегирь,… Свечи, книги, друзья, цветы,… Карточка №2 1.Выпиши существительные 2 склонения.Страна, конь, Москва, парта, огород, тень, лошадь, пень, земля, ведро, трактор, рожь. _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________ 2.Составьте словосочетания с этими существительными. _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________ Карточка №3 1.Составь правильно словосочетания. Определи падеж существительных. Справиться с (задача) _____________________________________ накормить (завтрак) _____________________________________ сидели на (диван) _____________________________________ говорить (дедушка) _____________________________________ чешуя (рыба) _____________________________________ 2. Составь предложение с одним из данных словосочетаний. __________________________________________________________________