Методическая разработка по предмету "Русский язык" для обучающихся 3 класса
Цель данного урока : дать более глубокое представление об имени существительном как части речи; отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать грамматическое понятие «имя существительное»; развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость.
Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
Тема: Имя существительное.
Цель: Обобщение и закрепление знаний об имени
существительном как о части речи. Развитие умения
определять морфологические признаки данной части речи.
Развитие словарного запаса учащихся. Воспитание
аккуратности, умения работать в паре.
Ход урока:
1.Организационный этап. Психологический настрой.
Колокольчик наш звенит
И урок начать велит.
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок.
- Ребята, посмотрите внимательно на облака (на доске 3 облака
-серое с дождем, голубое, с солнцем).
- Какое вам больше нравится?
- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.
Надеюсь к концу урока хорошее настроение будет у всех,
потому что мы с вами отправляемся в путешествие.
- На чем можно путешествовать?
- Мы совершим путешествие на поезде. А отправимся на
удивительный остров МОРФОЛОГИЮ.
2.Операционный этап.
- Что такое морфология?
- На какие 2 группы можно разделить все части речи? (кластер)
Морфология
Имя существительное Союз
Имя прилагательное Предлог
Глагол Частица
Наречие
- Остров МОРФОЛОГИЯ состоит из различных царств. Мы с вами
отправимся в самое крупное царство. Угадайте в какое?
Обозначаю я предмет,
Всему опора- спору нет.
Ведь солнце, воздух и вода,
Земля, леса и города,
Заводы, люди и планеты-
Все это разные предметы.
Значит, я всех важней,
Значит, я всех нужней! (имя существительное)
-Какова будет тема урока?- Цель нашего урока обобщить и закрепить полученные знания
об имени существительном.
- Данную тему мы изучали в течение года, но есть моменты,
которые нужно повторить.
- Какие трудности вы испытываете? Где затрудняетесь?
- Поставьте себе задачу на этот урок.
- Наш паровоз готов отправиться в путь!
Карта путешествия:
Умейкино
Распределялкино
Рассуждалкино
Проверялкино
- Первая станция Проверялкино.
- На этой станции проверим на сколько хорошо вы знаете имя
существительное.
1) Тестирование. (каждый работает самостоятельно)
Взаимопроверка. Ключ на доске
0 ош.- «5»
1 ош.- «4»
2 ош.- «3»
3 и более ош.- «2»
- Кто выполнил задание без ошибок?
- У кого 1 ошибка?2 ошибки?
- Где испытывали затруднения?
2) Работа по кластеру.
Существительное
Предмет
Кто? Что?
Одушевленное Неодушевленное
Собственное Нарицательное
- Сделайте вывод. Что знаете об имени существительном?
3) Работа в тетрадях.
- Народная мудрость гласит «Красиво писать- красоту
творить». Запишите дату, классная работа.
4) Словарная работа.
- Отправляемся к следующей станции
корзину.
- Назовите одним
(овощи)
- Помогите
необходимо взять
для приготовления борща?
Рассуждалкино.
На этой станции добрая
хозяюшка приготовила
словом предметы.
хозяюшке, какие овощи- Я показываю предмет, вы записываете его название в
тетрадь.
Проверка по ключу.
- Что общего у всех слов? (имена существительные, непрове-
ряемая безударная гласная, в И.п.)
-Чем отличаются слова? (род)
- Распределите эти слова по родам.
- Как определить род существительного?
м.р. ж.р. ср.р.
- Образуйте от этих
существительных форму мн.ч.
- От каких существительных невозможно образовать форму
мн.ч.? Приведите еще примеры.
- Есть ли существительные, имеющие форму только мн.ч.
Приведите примеры.
- Какой вывод можем сделать? (существительные изменяются
по числам, имеет категорию рода)
5) Работа по кластеру.
Род
м.р. ж.р. ср.р.
Число
ед.ч. мн.ч.
6) КАРТОЧКА №1
7)- Отправляемся дальше на станцию Распределялкино! Эта
станция находится в волшебном лесу.
- Распределите названия деревьев, которые встретятся в
тексте по склонениям. (в тетрадях).
Тихо в лесу. Только береза шелестит листочками. Могучий дуб
раскинул свои ветви. Одиноко на опушке стоит высокая ель. А
рябина, какая красавица! Ярким пламенем горят ее гроздья.
Возвышается над лесом стройный тополь.
1скл. 2скл. 3скл.
береза дуб ель
рябина тополь
- Какие слова вы отнесли к 1скл? Докажи.
- Какие слова вы отнесли к 2скл? Докажи.
- Какие слова вы отнесли к 3скл? Докажи.- Какой вывод можем сделать? (существительные бывают 1, 2,
3скл.)
8) Работа по кластеру.
Склонение
1скл. 2скл. 3скл.
9) КАРТОЧКА №2
10) Физминутка.
11)-Нас ждет на пути последняя станция. Но поезд не может
двинуться без пассажиров. Распределите слова по вагонам.
(работа в группах)
ПредметКто? Что?
Одушевленное Неодушевленное
Собственное Нарицательное
м.р. ж.р. ср.р.
Число
Род
ед.ч. мн.ч.
Склонение
1скл. 2скл. 3скл.
Падеж
Подлежащее Дополнение
Приложение.
Карточка №1
1.Исключи лишнее:
а) картина, метель, адрес, чашка.
б) солнце, утро, дождь, дело.
2.Найди закономерность и допиши еще одно слово.
Ковер, дом, ключ, снегирь,…
Свечи, книги, друзья, цветы,…
Карточка №2
1.Выпиши существительные 2 склонения.Страна, конь, Москва, парта, огород, тень, лошадь, пень, земля,
ведро, трактор, рожь.
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
2.Составьте словосочетания с этими существительными.
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Карточка №3
1.Составь правильно словосочетания. Определи падеж
существительных.
Справиться с (задача) _____________________________________
накормить (завтрак) _____________________________________
сидели на (диван) _____________________________________
говорить (дедушка) _____________________________________
чешуя (рыба) _____________________________________
2. Составь предложение с одним из данных словосочетаний.
__________________________________________________________________