ОТкрытый урок по русскому языку на тему "Личные местоимения" (6 класс, русский язык)
Оценка 5

ОТкрытый урок по русскому языку на тему "Личные местоимения" (6 класс, русский язык)

Оценка 5
Разработки уроков
DOCX
русский язык
6 кл
24.03.2017
ОТкрытый урок по русскому языку на тему "Личные местоимения" (6 класс, русский язык)
Цели урока: работать над темой: «Местоимение как части речи»; познакомить детей с личными местоимениями; расширить знания о личных местоимениях; сформировать знания об особенностях их склонения, создать условия для формирования языковой, лингвистической и культурологической компетенций через умение находить местоимения в текстах, определять их разряды, повторение орфографических и пунктуационных правил, связь с литературными произведениями, что будет способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости, умению правильно употреблять местоимения в речи, привитию любви к литературным произведениям. Воспитательная работа: воспитывать у учащихся чувство любви к языку, чувство патриотизма, уважение к традициям нашего народа, умение видеть прекрасное в окружающем мире, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом; воспитывать умение слушать отвечающих; физическое воспитание (соблюдать правильную посадку в течение всего урока); этическое воспитание.Открытый урок "Личные местоимения".
ШТА_Открытый_урок_по_русскому_языку_в_6А_классе__Разряды_местоимений._Личные_местоимения.DOCX

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

 

 

Тема: Личные местоимения.

 

Дата проведения: 17. 03. 2017

 

Учитель русского языка и литературы:

 

Нагоева Фатима Рустемовна

 

 

Цели урока:

 

1.  Образовательная: работать над темой: «Местоимение как части речи»; познакомить с личными местоимениями; расширить знания о личных местоимениях; сформировать знания об особенностях их склонения; создать условия для формирования языковой, лингвистической и культурологической компетенций через умение находить местоимения в текстах, определять их разряды, повторение орфографических и пунктуационных правил, связь с литературными произведениями, что будет способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости, умению правильно употреблять местоимения в речи, привитию любви к литературным произведениям.

 

2.   Развивающая: развивать умения правильного употребления личных местоимений в речи; правильно писать местоимения с предлогами; развивать умения рассуждать, обобщать; развитие творческого и логического мышления; аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме; обучать правильной монологической речи учащихся, приемам самоанализа выполненных работ.

 

3. Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство любви к языку, чувство патриотизма, уважение к традициям нашего народа, умение видеть прекрасное в окружающем мире, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом; воспитывать умение слушать отвечающих; физическое воспитание (соблюдать правильную посадку в течение всего урока); этическое воспитание.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

 

Использованная технология: технология продуктивного чтения, мини-проект

 

Оборудование: ИКТ; компьютерная презентация.

 

Иллюстративные и дидактические материалы: текст художественного произведения, тестовые задания, репродукция картины Б. Кустодиева («Масленичное гулянье»)


Ход урока.

 

1.   Орг. момент.

 

-  Здравствуйте, ребята. Сейчас урок русского языка, проверили готовность к уроку.

     Ребята, мне хочется посмотреть вашу домашнюю работу. Даю вам карточки и проверю правило по теме отрицательные местоимения. Вам было задано упражнение 466. Назовите отрицательные местоимения и объясните написание приставки «не» и «ни» в них (с «ни» - ни к чему, никто, никого; с «не» некому). Ребята, запомните, под ударением в отрицательных местоимениях пишем приставку «не», а без ударения «ни».

     Каждый урок русского языка это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас неким открытием!

 

2. Постановка проблемы.

 

-  Сегодня, ребята, когда Я собиралась в школу, очень переживала за урок, за ВАС, как ВЫ будете отвечать на уроке, но сейчас ВЫ МЕНЯ успокоили, и Я надеюсь, что сегодня на уроке ВЫ будете активны и сообразительны. Кто – то обратил внимание на мое произношение? Какие слова я выделила голосом? Назовите эти слова. А вы знаете, какой частью речи являются данные слова? Верно местоимения.

 

-  Итак, о чем мы с вами будем продолжать говорить на уроке? (о местоимениях).

 

Сформулируйте тему нашего урока….. «Личные местоимения» (слайд)

 

-   Открыли тетради, записали число, классная работа и тема урока.

 

-   Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Научиться различать личные местоимения среди других и использовать их в речи). (слайд)

 

-  А изучать местоимение мы будем по плану.

1.   Местоимение как часть речи.

2.     Личные местоимения их склонение.

3.     Употребление в речи.                                                     (слайд)

 

-  Местоимение – важная часть речи, и о себе оно говорит: (слайд) Я о себе такого мнения:

 

                Огромна роль местоимения!


Я  делу отдаюсь сполна

 

Я  заменяю имена.

 

-  Что же заменяют местоимение в нашей речи? (заменяет имена существительные, прилагательные, числительные)

 

Давайте вспомним, что такое местоимение?

 

3. Работа с предложением.

 

-   Ребята, работаем с предложением. (слайд)

 

ТАКАЯ ОНА закончилась НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ назад. Где вы видите местоимение? Маленькая подсказка. Какой праздник в конце русской зимы каждый год мы в нашей школе празднуем?

 

-   Понятен смысл предложения? Кто она такая? Когда она закончилась?

 

-  Вот мы с вами попробуем восстановить первоначальный вариант предложения, заменив местоимения другими частями речи  (дети думают, дают свои варианты).

-  А какие части речи вместо местоимения нужно внести по - вашему? (Верно, добавить существительные, прилагательные, числительные)

Прилаг.               существит.                        Гл.                 

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА закончилась ТРИ ДНЯ назад. (слайд)

Признак              предмет                                 количество

 (слайд)

 

ВЫВОД: - Местоимения употребляются вместо имен, указывая на предмет, признак, количество, но не называя их.

 

4.Изменение местоимений.

-  О том, как изменяются личные местоимения, мы с вами узнаем, выполнив следующее задание.

Задание 1: просклоняйте местоимение она (масленица) – у доски

Задание 2: определите число и род местоимения в словосочетании Такая (широкая) масленица (ж.р., ед.ч., И.п.) (слайд).


ВЫВОД: местоимения могут изменяться по падежам, числам и могут иметь род.

 

-  Выполняя первые задания, мы употребляли слово МАСЛЕНИЦА. А кто знает, что такое масленица?

 

-  Ребята, перед вами репродукция картины Б.Кустодиева «Масленичное гулянье» (слайд).

 

На данной репродукции мы видим много предметов. Назовите их (лошади, купцы, дома, люди, снег и т.д.). Представьте себе, что кто-то из вас пишет сочинение по картине и в тексте употребил лошадь, люди несколько раз. Как вы думаете, будет красиво звучать или нет? А что нам поможет исправить повторы слов? (Местоимение). Попробуйте заменить предметы на картине личными местоимениями (лошадь – она, солнце, небо – оно, люди – они и т.д.).

 

Вывод: опять используем местоимение. Зачем? (избежать повторов, разнообразить речь, более красивое высказывание).

 

5.Физкультминутка.

Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.


6.А теперь вернёмся к личным местоимениям.

Ребят, сейчас группа ребят в режиме онлайн будут работать по индивидуальному заданию (3 человека).

А остальные смотрим на интерактивную доску.

На доске шуточное стихотворение, но задание очень серьёзное. (выписать личные местоимения вместе с падежом), (слайд)

 

Шуточное стихотворение.

 

Моя грамматика.

 

Я талантлив от рождения!

 

Не дурак и не простак!

 

И моё местоимение

 

Все вокруг склоняют так,

 

Перво-наперво решительно

 

Скажет вам семья моя,

 

Что, конечно

 

Именительный –

 

Это Я и только Я!

 

Мать склонилась умилительно,

 

А за ней и вся родня.

 

И не зря. Падеж

 

Родительный

 

Для кого? А для МЕНЯ;

 

Все заботятся старательно

 

И  заслуженно вполне

 

И  дают подарки.

 

Дательный-

 

Это значит – только МНЕ!

 

Не смотрите подозрительно,


У меня родня – броня!

 

И запомните:

 

Винительный

 

Не касается МЕНЯ!

 

Жизнь легка и упоительна

 

За родительской спиной!...

 

Нет, друзья, падеж

 

Творительный

 

Сотворён совсем не МНОЙ!

 

Ждёте, видимо,

 

Предложного?

 

Новых данных обо МНЕ?

 

Не просите невозможного,

 

Хватит с вас и так вполне.

 

(М. Раскатов.)

Итак, сколько нашли местоимений? (10) Прочитайте местоимение и падеж.

 

-   Какое личное местоимение здесь склоняется? (Я)

Смотрим результаты ребят (тест)

 

8.Употребление личных местоимений в речи.

 

-Ребята, очень часто употребляется в поэтической речи личное местоимение я, как вы думаете почему? (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни, событий и пр.)

 

-   Прослушайте отрывки из стихотворений разных поэтов (аудиозапись).

 

Привет, Россия, - родина моя!

 

Как под твоей мне радостно листвою!


И  пенья нет, но ясно слышу я Незримых певчих пенье хоровое. (Н. Рубцов)

 

А я росла в узорной тишине,

 

В прохладной детской молодого века.

 

И не был мил мне голос человека,

 

А голос ветра был понятен мне.

 

Я лопухи любила и крапиву,

 

Но больше всех серебряную иву.

 

(А.Ахматова)

 

Я полон дум о юности веселой,

 

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

 

( С.Есенин)

     С местоимением Я первого лица мы разобрались.

 

-А вот в употреблении личных местоимений 2-го лица  Ты- Вы в русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на «вы». Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе).  (ЭТИКЕТ на доске (словарная работа). Раньше на «вы» называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимение ты часто употребляется в обобщенном значении. Ребята, когда под местоимением Ты подразумевается много людей?

     Тогда послушаем текст: Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идешь и не видишь ничьих следов – все занесено снегом. С трудом прокладываешь лыжню. По которой потом пройдут другие лыжники. Скорость передвижения небольшая, зато ты получаешь удовольствие от того, что ощущаешь себя первопроходцем. (Слайд).

Как вы думаете, кому я читала этот текст? Тебе Егор? Или тебе Алик? Оказывается, ребята, местоимение Ты можно отнести ко многим лицам в классе. В данном случае мы употребили в обобщённом значении.

 

 

-  А теперь давайте проверим в учебнике, может быть мы с вами что-то неверно назвали, что-то забыли. § 77. Прочитайте правило в учебнике.

 

10. Работа с текстом.

-  Сегодня на уроке мы много говорим о местоимении, но для чего они нам нужны? (ответы ребят) (для избеж. повторов для замены других частей речи и красоты речи).

-    Ребята, а сейчас работа в группах. Повернулись 4 человека. У вас на столах есть распечатанный текст. Прочитайте его вслух, выразительно. Все ли понятно в тексте? А красив ли текст?

Задание. Вставить пропущенные местоимения (смотри в слова для справок) и прочитать полученный текст.

Масленица… Только вдумайтесь в это  слово. Что оно  несет? И сразу

 

представляются всё  составляющие этого  праздника: ярмарки, хороводы, песни, пляски, игры, а самое главное – блины. Блины – круглые, румяные, горячие – непременный атрибут масленицы. Они являли собой символ солнца. Проходили века, менялась жизнь, но ни что не могло изменить широкую масленицу. Её встречали и провожали стой же неудержимой удалью.

Слова для справок: это, что, оно, этого, самое, они, собой, всё, ничто, её, той, что.

Сделайте вывод. Зачем нам нужны местоимения?

ВЫВОД: местоимения нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повторов, помогают связывать слова по смыслу.


Данная работа показывает ещё раз, за чем местоимения мы используем в нашей речи.

 

 

 

10. Домашнее задание.

 

            А теперь настало время проверить домашнюю заготовку.  И так, Мини-проект.

Задание предварительно получили четыре группы. Слово ребятам из первой группы и т.д.

 

Задание: придумайте рекламу местоимению в любой форме! Это может быть рисунок, стихотворение, сочинить письмо учителю, составить 3 предложения с местоимениями 1,2,3 лица. (Скажи, какие местоимения здесь? И т.д.).

Ответы детей, рекламу повесить на доску.

 

Написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека.

Любишь ли ты бродить по весеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий весенний лес… (слайд).

 

Подошло время выставить отметки за работу на уроке.

Выставить отметки.

 

11. Рефлексия.

Подведём итоги нашей работы. Тема урока чему была посвящена? (Личным местоимениям).

Сегодня на уроке мы много отвечали, творили, дополняли друг друга.

А теперь пора оценить самому свою работу на уроке.

1.     Кому было интересно, понятно?

2.     Не всё понял на уроке?

3.     Многое не понятно?

Кому непонятно было что-то, отработаем на следующем уроке!

 

-   Молодцы, ребята. А в конце мне хотелось бы вам сказать следующее:

 

Все знакомо вокруг, тем не менее,

 

На земле ещё много всего,

 

Что достойно, поверь, удивления,

 

И моего, и твоего.

 

-   Будем продолжать удивляться местоимениям на последующих уроках!


Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека.

-                     Любишь ли ты бродить по весеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий весенний лес

 

 

________________________________________________________________

 

 

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека.

-                     Любишь ли ты бродить по весеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий весенний лес…

 

 

________________________________________________________________

 

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека.

-                     Любишь ли ты бродить по весеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий весенний лес…

 

 

________________________________________________________________

 

 

 

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека.

-                     Любишь ли ты бродить по весеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий весенний лес…

 

 

________________________________________________________________

 

 

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека.

-        Любишь ли ты бродить по весеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий весенний лес…


Масленица… Только вдумайтесь в …  слово.  …  …. несет? И сразу представляются … составляющие … праздника: ярмарки, хороводы, песни, пляски, игры, а … главное – блины. Блины – круглые, румяные, горячие – непременный атрибут масленицы. … являли … символ солнца. Проходили века, менялась жизнь, но … не могло изменить широкую масленицу. … встречали и провожали с … же неудержимой удалью.

 

Слова для справок: это, что, оно, этого, самое, они, собой, всё, ничто, её, той, что.

 

 

 

Масленица… Только вдумайтесь в …  слово.  …  …. несет? И сразу представляются … составляющие … праздника: ярмарки, хороводы, песни, пляски, игры, а … главное – блины. Блины – круглые, румяные, горячие – непременный атрибут масленицы. … являли … символ солнца. Проходили века, менялась жизнь, но … не могло изменить широкую масленицу. … встречали и провожали с … же неудержимой удалью.

 

Слова для справок: это, что, оно, этого, самое, они, собой, всё, ничто, её, той, что.

 

 

Масленица… Только вдумайтесь в …  слово.  …  …. несет? И сразу представляются … составляющие … праздника: ярмарки, хороводы, песни, пляски, игры, а … главное – блины. Блины – круглые, румяные, горячие – непременный атрибут масленицы. … являли … символ солнца. Проходили века, менялась жизнь, но … не могло изменить широкую масленицу. … встречали и провожали с … же неудержимой удалью.

 

Слова для справок: это, что, оно, этого, самое, они, собой, всё, ничто, её, той, что.


 

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Ход урока. 1. Орг. момент

Ход урока. 1. Орг. момент

Я делу отдаюсь сполна Я заменяю имена

Я делу отдаюсь сполна Я заменяю имена

ВЫВОД: местоимения могут изменяться по падежам, числам и могут иметь род

ВЫВОД: местоимения могут изменяться по падежам, числам и могут иметь род

А теперь вернёмся к личным местоимениям

А теперь вернёмся к личным местоимениям

У меня родня – броня! И запомните:

У меня родня – броня! И запомните:

И пенья нет, но ясно слышу я

И пенья нет, но ясно слышу я

Работа с текстом. - Сегодня на уроке мы много говорим о местоимении, но для чего они нам нужны? (ответы ребят) (для избеж

Работа с текстом. - Сегодня на уроке мы много говорим о местоимении, но для чего они нам нужны? (ответы ребят) (для избеж

Данная работа показывает ещё раз, за чем местоимения мы используем в нашей речи

Данная работа показывает ещё раз, за чем местоимения мы используем в нашей речи

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека

Масленица… Только вдумайтесь в … слово

Масленица… Только вдумайтесь в … слово
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017