На уроке используется системно-деятельностный подход. Учащиеся работают в парах: проводят лингвистические эксперименты, языковые наблюдения.Цели урока:
1. Познакомиться с вопросительными местоимениями-существительными кто и что и неопределенными местоимениями;
2. Совершенствовать орфографические навыки;
3. Формировать практические умения и навыки по осознанному применению полученных знаний в практике
4. Развивать логическое мышление, коммуникативные умения, познавательные интересы детей.
Тип урока: изучение новой темы
Тема: Вопросительные и неопределенные местоимения
Цели урока:
1. Познакомиться с вопросительными местоимениямисуществительными кто и что и
неопределенными местоимениями;
2. Совершенствовать орфографические навыки;
3. Формировать практические умения и навыки по осознанному применению
полученных знаний в практике
4. Развивать логическое мышление, коммуникативные умения, познавательные интересы
детей.
Тип урока: изучение новой темы
Оборудование: учебник под ред. В.В. Бабайцевой (теория, 59 класс), учебник Купаловой
(практика, 5 класс)
1. Орг. момент ( приветствие учителем учащихся, психологический настрой
Ход урока
к уроку)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Здравствуйте, ребята, (садитесь, пожалуйста)
Я рада вас приветствовать на уроке русского языка в 5Г классе.
2. Фронтальный опрос учащихся
Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?( Правильно, о
местоимениях)
А сегодня мы расширим наши знания о местоимениях.
Давайте повторим.
Что такое местоимение?
На какие вопросы отвечают местоимения и на что они указывают?
Какие разряды местоимений вам известны?
Таким образом, местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, на признак,
на количество, но не называет их.
3.
Постановка и решение проблемной ситуации.
Посмотрите внимательно на доску. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните,
почему.
1.Мой,наш,кто?,его (кто?вопросительное местоимение)
2. Я, чтото, мы, ты (чтото неопределенное местоимение)
1)А сейчас подумайте и объясните, что обозначает каждое из лишних в ряду местоимений.
И попробуйте определить разряд. (кто? служат для выражения вопроса; вопросительные
местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица,
предметы, признаки и количество; чтото указывают на неизвестные, неопределенные
предметы и признаки, неопределенное)
4. Сообщение темы и постановка целей:
Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить и какова тема
нашего урока? (Правильно, ребята, мы сегодня будем говорить о вопросительных и
неопределенных местоимениях)
Открываем тетради, запишем сегодняшнее число: восемнадцатое октября, классная работа,
тема нашего урока: Вопросительные и неопределенные местоимения.
Какие бы вы поставили перед собой цели, исходя из темы урока?
1) познакомиться с вопросительными и неопределенными местоимениями.
2) узнавать вопросительными и неопределенными местоимениями на слух и в тексте;
3) узнать, к каким разрядам относятся местоимения и на основе каких признаков.
1Итак, давайте вернемся к нашему первому заданию, и определим, что особенного в
написании местоимения чтото? (пишется через дефис). С помощью каких частиц еще
образуются неопределенные местоимения? (то,либо,нибудь, кое).
Какую особенность имеют эти местоимения? (пишутся через дефис).
Давайте обратимся к учебнику практики на стр. 44 и посмотрим, правильно ли мы с вами
ответили на наши поставленные вопросы.
5. Физкультминутка.
Вы хорошо поработали, а сейчас пришло время немного отдохнуть. Встаём на
лингвистическую разминку!
Если слышим местоимение, то поднимаем руки вверх и хорошенько потягиваемся, если
же это другая часть речи, то приседаем с прямой спиной. Дети, они, дело, оно, им, мел,
играть, ктолибо, около, мне, ты, пенал, спать, вы. Присаживайтесь.
6. Применение новых знаний на практике
Письменно просклоняйте вопросительные местоимениясуществительные кто и что.
Проверьте, изменяются ли эти местоимения по родам и числам. Сделайте выводы.
И.п. кто, что
Р.п. кого, чего
Д.п. кому, чему
В.п. кого, что
Т.п. кем, чем
П.п. о ком, о чём
(не изменяются по родам и числам)
Запишите местоимения в тетрадь, проанализировать их, на что указывают, как пишутся
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Некто ктото коекто кое у кого
Нечто какойто коекому кое к кому
Некоторый какойлибо кое какой кое с чем
Несколько чтолибо коечем
Задание группам:
Общее: произнесите вслух слова , сделайте вывод, как они произносятся, пишутся , на
что указывают:
1 группа: местя указывают на неопределенные лица , предметы, количество
,признак , приставка не пишется под ударением и слитно.
2 группа : местя указывают на неопределенные предметы, признаки, имеют
суффиксы, пишутся через дефис.
3 группа: местоимения указывают на неопределенные предметы и признаки,
имеют приставки, пишутся через дефис
4 группа: местоимения указывают на неопределенные предметы, на
неопределенное лицо, пишутся раздельно, потому что в середине есть предлог.
Общий вопрос :
А от каких местоимений образуются неопределенные местоимения?
(От вопросительных, при помощи приставки, суффикса)
7. Закрепление материала.
Выполним упражнение в учебнике практика на стр.46 упр.135,137
8. Итог урока.
А сейчас давайте подведем итоги сегодняшнего урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Чему учились?
2В чём особенность вопросительных местоименийсуществительных кто и что?
Какие мес.я назся неопределенными?
Как образуются неопределенные местоимения?
Какие особенности правописания неопределенных мест.
Как измся неопределенные местоимения?
9. Домашнее задание: учебник теории параграф 8 стр.19
Упражнение 136, 138
3