Открытый урок по русскому языку на тему: "Неопределенные и вопросительные местоимения"(5 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке используется системно-деятельностный подход. Учащиеся работают в парах: проводят лингвистические эксперименты, языковые наблюдения.Цели урока: 1. Познакомиться с вопросительными местоимениями-существительными кто и что и неопределенными местоимениями; 2. Совершенствовать орфографические навыки; 3. Формировать практические умения и навыки по осознанному применению полученных знаний в практике 4. Развивать логическое мышление, коммуникативные умения, познавательные интересы детей. Тип урока: изучение новой темы
Иконка файла материала работа.docx
Тема: Вопросительные и неопределенные местоимения Цели  урока: 1. Познакомиться   с вопросительными местоимениями­существительными кто и что и  неопределенными  местоимениями; 2. Совершенствовать  орфографические  навыки; 3. Формировать  практические  умения  и  навыки по  осознанному  применению  полученных знаний  в практике 4. Развивать  логическое  мышление, коммуникативные  умения, познавательные  интересы  детей. Тип урока: изучение новой темы Оборудование: учебник под ред. В.В. Бабайцевой (теория, 5­9 класс), учебник Купаловой  (практика, 5 класс) 1. Орг. момент ( приветствие  учителем  учащихся, психологический  настрой Ход  урока  к  уроку) ­ Добрый день, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята, (садитесь, пожалуйста) Я рада вас приветствовать на уроке русского языка в 5Г классе. 2. Фронтальный опрос учащихся Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?( Правильно, о  местоимениях)  А сегодня мы расширим наши знания о местоимениях. Давайте повторим. ­ Что такое местоимение? ­ На какие вопросы отвечают местоимения и на что они указывают? ­ Какие  разряды  местоимений  вам  известны? Таким образом, местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, на признак,  на количество, но не называет их. 3.   Постановка и решение проблемной ситуации. Посмотрите внимательно на доску. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните,  почему. 1.Мой,наш,кто?,его (кто?­вопросительное местоимение) 2. Я, что­то, мы, ты (что­то­ неопределенное местоимение) 1)А сейчас подумайте и объясните, что обозначает каждое из лишних в ряду местоимений.  И попробуйте определить разряд. (кто?­ служат для выражения вопроса; вопросительные  местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица,  предметы, признаки и количество; что­то­ указывают на неизвестные, неопределенные  предметы и признаки, неопределенное) 4. Сообщение темы и постановка целей: ­ Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить и какова тема  нашего урока? (Правильно, ребята, мы сегодня будем говорить о вопросительных и  неопределенных местоимениях) Открываем тетради, запишем сегодняшнее число: восемнадцатое октября, классная работа, тема нашего урока: Вопросительные и неопределенные местоимения. ­ Какие бы вы поставили перед собой цели, исходя из темы урока? 1) познакомиться с вопросительными и неопределенными местоимениями. 2) узнавать вопросительными и неопределенными местоимениями на слух и в тексте; 3) узнать, к каким разрядам относятся местоимения и на основе каких признаков. 1Итак, давайте вернемся к нашему первому заданию, и определим, что особенного в  написании местоимения что­то? (пишется через дефис). С помощью каких частиц еще  образуются неопределенные местоимения? (­то,­либо,­нибудь, кое­). Какую особенность имеют эти местоимения? (пишутся через дефис). Давайте обратимся к учебнику практики на стр. 44 и посмотрим, правильно ли мы с вами  ответили на наши поставленные вопросы. 5. Физкультминутка. Вы хорошо поработали, а сейчас пришло время немного отдохнуть. Встаём на  лингвистическую разминку! ­ Если слышим местоимение, то поднимаем руки вверх и хорошенько потягиваемся, если  же это другая часть речи, то приседаем с прямой спиной. Дети, они, дело, оно, им, мел,  играть, кто­либо, около, мне, ты, пенал, спать, вы.  Присаживайтесь. 6. Применение новых знаний на практике  Письменно просклоняйте вопросительные местоимения­существительные кто и что.  Проверьте, изменяются ли эти местоимения по родам и числам. Сделайте выводы. И.п. ­ кто, что Р.п. ­ кого, чего Д.п. ­ кому, чему В.п. ­ кого, что Т.п. ­ кем, чем П.п. ­ о ком, о чём (не изменяются по родам и числам) Запишите  местоимения  в  тетрадь, проанализировать их, на  что  указывают, как  пишутся 1 группа                  2  группа                 3  группа                        4  группа Некто                       кто­то                      кое­кто                           кое  у  кого Нечто                       какой­то                  кое­кому                        кое  к  кому Некоторый              какой­либо              кое­ какой                      кое с чем Несколько               что­либо                  кое­чем Задание  группам: Общее:  произнесите  вслух  слова  , сделайте  вывод, как они  произносятся, пишутся , на  что  указывают:            1 группа:   мест­я  указывают на  неопределенные  лица , предметы, количество  ,признак , приставка  не  пишется  под  ударением  и  слитно.            2 группа : мест­я  указывают на  неопределенные  предметы, признаки, имеют  суффиксы, пишутся через  дефис.           3 группа: местоимения  указывают  на  неопределенные  предметы  и  признаки,  имеют  приставки, пишутся  через  дефис                     4 группа:  местоимения  указывают  на  неопределенные  предметы, на  неопределенное  лицо, пишутся  раздельно, потому  что в  середине  есть  предлог.           Общий  вопрос : ­А  от  каких  местоимений  образуются  неопределенные  местоимения?   (От  вопросительных, при  помощи  приставки,  суффикса) 7. Закрепление материала. Выполним упражнение в учебнике практика на стр.46 упр.135,137 8. Итог урока. А сейчас давайте подведем итоги сегодняшнего урока. ­Что нового вы узнали на уроке? ­Чему учились? 2­В чём особенность вопросительных местоимений­существительных кто и что? ­Какие  мес.я наз­ся  неопределенными? ­Как  образуются  неопределенные  местоимения? ­Какие  особенности  правописания  неопределенных  мест. ­Как изм­ся  неопределенные  местоимения? 9. Домашнее  задание: учебник теории параграф 8 стр.19                 Упражнение 136, 138 3