Открытый урок по русскому языку на тему "Союз как служебная часть речи".
Оценка 4.8

Открытый урок по русскому языку на тему "Союз как служебная часть речи".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
24.03.2017
Открытый урок по русскому языку на тему "Союз как служебная часть речи".
Урок начинается с видеоролика "Сила в единстве", затем проводится повторение изученного. Деление на группы и каждая группа готовит сообщение по пройденным темам. Объяснение новой темы ( было дано задание просмотреть в толковых словарях значение слова СОЮЗ). Выступление учащихся и слово учителя. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Провожу физминутку. Закрепление темы ( работа по группам с текстом) у каждой группы своё задание. Каждая группа составляет по пять вопросов для другой группы. Рефлексия. Домашнее задание.
Открытый урок по русскому языку в 7 классе..docx

 

Тема урока: Союз как служебная часть речи.

       Цели:

·         Формирование представления учащихся о союзе как служебной части речи.

·         Развитие теоретического мышления учащихся.

·         – воспитывать самостоятельность, желание учиться и делать открытия;

Структура урока:

I. Оргмомент.

II. Мотивационное введение.  Видеоролик ( Сила в единстве)

III Повторение изученного. ( защита постеров)

На закрепление каждая группа готовит сообщения:

1 группа - служебные части речи

2группа - предлог

3 группа  – самостоятельные части речи

4группа – составление синквейн «Предлог»

IV  Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с ещё одной служебной частью речи – союзом. Тема нашего урока заключена в последней строчке стихотворения:

Задача наша – соединять

В надёжные, крепкие узы.

Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!

Нас называют - ….. (союзы).

Было дано задание просмотреть в толковых словарях значение слова союз.

 Алинур: Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, уж, вязать, узы.

Что вы уже знаете о союзе как части речи? (Одна из служебных частей речи, служит для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.)

В XIX в. в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова”. В XX в. “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”. Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарём В. И. Даля указывает на большее число признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения.)

  Амина: Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX в. учёные-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем учёные XIX в., что и отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари С. И. Ожегова и В. И. Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указывали не все признаки этой части речи, известные специалистам. Именно поэтому в словаре С.И. Ожегова не используется термин “однородные члены предложения”.

Калима: Возможно, союз обладает ещё какими-то важными признаками? Сегодня мы попробуем это установить.

Союз И является наиболее употребительным

Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

- слово И – один из самых древних союзов русского языка,

- слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,

- слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,

- слово И – было и остается исключительно частотным словом.

- Как вы думаете, почему? (Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов, сохраняет это важное значение и в течение тысячелетий не изменяется). А различие предметов передается с помощью других союзов (а, но).

Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза: связь

·         однородных членов предложения,

·         частей сложного предложения,

·         предложений в единый текст.

III. Синтаксический и пунктуационный разбор.

Горят первые звёзды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами.

·         [ ], а [ О и О ]. По пути нам попадались берёзы и осины. О и О

IV. Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.

Какие слова мы внесли в схему предложения? (Союзы).

Почему на схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи?(Они связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.)

Итак, союзы связывают однородные члены предложения, а также простые предложения в составе сложного.

Опираясь на выводы, которые мы сделали при анализе предложения, дайте определение союзу как части речи. (Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражает смысловые отношения между ними.) Работа со слайдами по новой теме.

V. Закрепление материала. Работа с текстом по группам.

       Вечерняя  заря  догорала.  Начал  расстилаться  туман.

      Я  решил  вернуться  домой.  Быстрыми  шагами  прошёл  я  заросли  кустов.  У  моих  ног  тянулась  равнина,  а  дальше  стеной  возвышался  мрачный  лес. Я  осмотрел  окрестность  и  спустился  с  холма.  Высокая  трава на  дне  долины белела  ровной  скатертью.  Летучие  мыши  носились  над моей  головой.

      Куда  я  зашёл?  Как  найти  дорогу?

     Я  вышел  на  опушку  и  пошёл  полем.   Трудно  было  пробираться  по  узкой  тропинке. Кругом  росла  густая  рожь.  Ночная  птица  низко  промчалась  и  коснулась  меня  крылом.  В  тишине  глухо  раздавались  мои  шаги.

      Но  вот  на  вечернем  небе  стали  зажигаться  звёзды.  Заблестел серп  молодого  месяца.  Теперь  я  узнал  дорогу  и  предполагал,  что  через  час  буду  дома.                                                                          (По  Тургеневу)

1 группа - Выразительно прочитайте текст; подберите к тексту заголовок, отражающий основную мысль текста. Определить стиль текста и тип текста.

2 группа - Укажите схематически, что связывают союзы.

3 группа - Выпишите слова с чередованием гласных в корне и объясните их правописание.

4 группа - Найдите предлоги и укажите падежи знаменательных слов.

VI. Аналитическая беседа по теме “Разряды союзов”.

Вами были выделены разные союзы. А можно ли их разделить на группы? Попробуйте определить, на какие группы можно разделить союзы? [1) союзы, связывают однородные члены – союзы, которые связывают простые предложения в составе сложного; 2) союзы сочинительные – союзы подчинительные.]

Остановимся на делении союзов на сочинительные и подчинительные. Чем отличаются эти группы союзов друг от друга?

Что связывают сочинительные союзы? (Однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного)

Что связывают подчинительные союзы? (Простые предложения в составе сложного)

Итак, мы установили, что союзы по значению делятся на два разряда: сочинительные союзы и подчинительные союзы.

VII. Закрепление изученного.

Физкультминутка. Попрошу всех встать, три раза присесть, три раза потянуться вверх, положить руки на пояс и выполнить наклоны влево-вправо при таких условиях: я произношу предложение, если вы согласны с данным утверждением – наклон влево, если не согласны – наклон вправо).

1- Фонетика изучает написание букв.

 -2Морфология изучает морфемы.

-3 Союз – самостоятельная часть речи.

-4 Предлог служебная часть речи.

5- морфология изучает слово как часть речи.

-6 Предлоги соединяют однородные члены предложения.

- -7 Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Каждая группа составляет по пять вопросов для другой группы.

Упр. 826.Выполнение упражнений. Работа с учебником.( письменно)

VIII. Рефлексия. В каждой группе лежат фигурки  разных цветов:
Зеленая – все понял, могу помочь другому!
Желтая – нужно закрепить дома.
Красная – не понял.

Каждый ученик  оценивает себя и выбирает соответствующую карточку.

Поднимите карточки.

IX  Домашнее задание стр.197 упр. 466

 

   В ходе урока достигнута цель. Урок построен  с  использованием  информационно-коммуникативных  технологий.

    В содержание урока  включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели и тему урока определяли сами учащиеся.

  На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

   Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

 Самостоятельная работа групп с текстом, на этом этапе организовываю  первичное закрепление знаний, создаю условия для рефлексивной деятельности учащихся. Данный этап показал открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.  

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

           Таким образом я развивала у учащихся навыки самостоятельной и аналитической     работы, публичного выступления с сообщением, приобретения опыта получения информации.

          Считаю, что работа в группах способствовала более полному, осознанному   рассмотрению проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе урока достигнута цель: определить роль причастий и причастных оборотов в речи.

Данный урок последний по теме «Причастие как особая форма глагола» согласно программе Разумовской в 6 классе, по которой работаю я.

Как осуществлялась система моей работы на данном уроке? Четкая постановка цели в начале урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока.

На данном уроке сочетались различные методы и приёмы проведения занятий:  наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока, работа со стихотворением, решение проблемных задач, беседа, самостоятельная работа «Знаю – хочу знать», практическая работа (работа с художественным текстом),  фронтальный опрос; включение в урок элементов игры – «Мы заполняем страницу туристического портала о БК», при организации групповой работы – «Географы», «Аниматоры», «Историки», «Повара».

Присутствовали элементы проектной деятельности (выступления учеников с результатами исследовательской, творческой работы о достопримечательностях города). 

Ребята пользовались учебником, карточками-информаторами, алгоритмами ответа, речевыми клише на этапе рефлексии. Вся работа выполнялась на рабочих листах.

           Таким образом я развивала у учащихся навыки самостоятельной аналитической работы, публичного выступления с сообщением, приобретения опыта получения информации.

           Считаю, что работа в группах способствовала более полному, осознанному рассмотрению проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тесты по русскому языку 7 класса

1. Служебные части речи

A.    глагол, предлог, союз

B.     наречие, предлог, частица

C.     предлог, союз, частица

D.    предлог, союз, междометие

E.     союз, частица, местоимение

2. Служебные части речи:

A.    Называют действия

B.     Указывают на предметы

C.     Называют качества предметов

D.    Выражают отношения между словами

E.     Называют признаки предметов

3. Предлог это

A.    Служебные слова, которые вносят в предложение различные оттенки значения или служат для образования форм слова.

B.     Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного предложения.

C.     Служебная часть речи, служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях

D.    Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.

4. Предлоги делятся на

A.    Производные и непроизводные

B.     Подчинительные и сочинительные

C.     Модальные, формообразующие и отрицательные

D.    Условные и повелительные

E.     Самостоятельные и служебные

5. Укажите предлог, который пишется раздельно

А) (в)течение недели

В) (в)следствие ошибки

С) (на)счет занятий

D)(в)место друга

Е) (во)круг площади

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Слова с производными предлогами

А) внутри палатки, насчет работы, несмотря на болезнь

В) по тропинке, под навесом, про него

С) с подругой, через испытания, от магазина

D) без семьи, за садом, о тебе

Е) при вокзале, у меня, до утра

2.Какие из перечисляемых частей речи пишутся с не всегда раздельно? 

1. Имя существительное.

2. Имя числительное.

3. Глагол.

4. Союз.

3. Укажите вариант предложения, в котором есть союз:

а) Добрая пословица не в бровь, а в глаз;

б) Из обоих окон мне видно было море;

в) Благодаря разнообразной программе гастроли ансамбля прошли успешно;

г) Зайчонок задрожал всем своим существом, чувствуя эту разницу.(Ф. Кривин.)

4. Выберите вариант предложения, в котором присутствует составной союз:

а) Горят первые звёзды, а заря ещё долго светит над полями и лесами.

б) Очертания низких берегов пропадают, так как по горизонту весь день слогями лежит тяжёлая мгла.

в) Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая тропинка. г) Пока я производил наблюдения, мои спутники протоптали дорогу на перевал. 

5.  По значению союзы делятся на разряды:

A.    Производные и непроизводные

B.     Подчинительные и сочинительные

C.     Модальные, формообразующие и отрицательные

D.    Условные и повелительные

E.     Самостоятельные и служебные


 

Тема урока: Союз как служебная часть речи

Тема урока: Союз как служебная часть речи

XIX в., что и отразилось в словарях

XIX в., что и отразилось в словарях

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов

Предлоги соединяют однородные члены предложения

Предлоги соединяют однородные члены предложения

В ходе урока достигнута цель: определить роль причастий и причастных оборотов в речи

В ходе урока достигнута цель: определить роль причастий и причастных оборотов в речи

Служебные части речи A. глагол, предлог, союз

Служебные части речи A. глагол, предлог, союз

С) с подругой, через испытания, от магазина

С) с подругой, через испытания, от магазина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017