Тема урока: Союз как служебная часть речи.
Цели:
· Формирование представления учащихся о союзе как служебной части речи.
· Развитие теоретического мышления учащихся.
· – воспитывать самостоятельность, желание учиться и делать открытия;
Структура урока:
I. Оргмомент.
II. Мотивационное введение. Видеоролик ( Сила в единстве)
III Повторение изученного. ( защита постеров)
На закрепление каждая группа готовит сообщения:
1 группа - служебные части речи
2группа - предлог
3 группа – самостоятельные части речи
4группа – составление синквейн «Предлог»
IV Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с ещё одной служебной частью речи – союзом. Тема нашего урока заключена в последней строчке стихотворения:
Задача наша – соединять
В надёжные, крепкие узы.
Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!
Нас называют - ….. (союзы).
Было дано задание просмотреть в толковых словарях значение слова союз.
Алинур: Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, уж, вязать, узы.
Что вы уже знаете о союзе как части речи? (Одна из служебных частей речи, служит для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.)
В XIX в. в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова”. В XX в. “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”. Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарём В. И. Даля указывает на большее число признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения.)
Амина: Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX в. учёные-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем учёные XIX в., что и отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари С. И. Ожегова и В. И. Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указывали не все признаки этой части речи, известные специалистам. Именно поэтому в словаре С.И. Ожегова не используется термин “однородные члены предложения”.
Калима: Возможно, союз обладает ещё какими-то важными признаками? Сегодня мы попробуем это установить.
Союз И является наиболее употребительным
Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:
- слово И – один из самых древних союзов русского языка,
- слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,
- слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,
- слово И – было и остается исключительно частотным словом.
- Как вы думаете, почему? (Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов, сохраняет это важное значение и в течение тысячелетий не изменяется). А различие предметов передается с помощью других союзов (а, но).
Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза: связь
· однородных членов предложения,
· частей сложного предложения,
· предложений в единый текст.
III. Синтаксический и пунктуационный разбор.
Горят первые звёзды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами.
· [ ], а [ О и О ]. По пути нам попадались берёзы и осины. О и О
IV. Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.
Какие слова мы внесли в схему предложения? (Союзы).
Почему на схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи?(Они связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.)
Итак, союзы связывают однородные члены предложения, а также простые предложения в составе сложного.
Опираясь на выводы, которые мы сделали при анализе предложения, дайте определение союзу как части речи. (Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражает смысловые отношения между ними.) Работа со слайдами по новой теме.
V. Закрепление материала. Работа с текстом по группам.
Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.
Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.
Куда я зашёл? Как найти дорогу?
Я вышел на опушку и пошёл полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла густая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги.
Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома. (По Тургеневу)
1 группа - Выразительно прочитайте текст; подберите к тексту заголовок, отражающий основную мысль текста. Определить стиль текста и тип текста.
2 группа - Укажите схематически, что связывают союзы.
3 группа - Выпишите слова с чередованием гласных в корне и объясните их правописание.
4 группа - Найдите предлоги и укажите падежи знаменательных слов.
VI. Аналитическая беседа по теме “Разряды союзов”.
Вами были выделены разные союзы. А можно ли их разделить на группы? Попробуйте определить, на какие группы можно разделить союзы? [1) союзы, связывают однородные члены – союзы, которые связывают простые предложения в составе сложного; 2) союзы сочинительные – союзы подчинительные.]
Остановимся на делении союзов на сочинительные и подчинительные. Чем отличаются эти группы союзов друг от друга?
Что связывают сочинительные союзы? (Однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного)
Что связывают подчинительные союзы? (Простые предложения в составе сложного)
Итак, мы установили, что союзы по значению делятся на два разряда: сочинительные союзы и подчинительные союзы.
VII. Закрепление изученного.
Физкультминутка. Попрошу всех встать, три раза присесть, три раза потянуться вверх, положить руки на пояс и выполнить наклоны влево-вправо при таких условиях: я произношу предложение, если вы согласны с данным утверждением – наклон влево, если не согласны – наклон вправо).
1- Фонетика изучает написание букв.
-2Морфология изучает морфемы.
-3 Союз – самостоятельная часть речи.
-4 Предлог служебная часть речи.
5- морфология изучает слово как часть речи.
-6 Предлоги соединяют однородные члены предложения.
- -7 Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Каждая группа составляет по пять вопросов для другой группы.
Упр. 826.Выполнение упражнений. Работа с учебником.( письменно)
VIII. Рефлексия. В каждой
группе лежат фигурки разных цветов:
Зеленая – все понял, могу помочь другому!
Желтая – нужно закрепить дома.
Красная – не понял.
Каждый ученик оценивает себя и выбирает соответствующую карточку.
Поднимите карточки.
IX Домашнее задание стр.197 упр. 466
В ходе урока достигнута цель. Урок построен с использованием информационно-коммуникативных технологий.
В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели и тему урока определяли сами учащиеся.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
Самостоятельная работа групп с текстом, на этом этапе организовываю первичное закрепление знаний, создаю условия для рефлексивной деятельности учащихся. Данный этап показал открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Таким образом я развивала у учащихся навыки самостоятельной и аналитической работы, публичного выступления с сообщением, приобретения опыта получения информации.
Считаю, что работа в группах способствовала более полному, осознанному рассмотрению проблемы.
В ходе урока достигнута цель: определить роль причастий и причастных оборотов в речи.
Данный урок последний по теме «Причастие как особая форма глагола» согласно программе Разумовской в 6 классе, по которой работаю я.
Как осуществлялась система моей работы на данном уроке? Четкая постановка цели в начале урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока.
На данном уроке сочетались различные методы и приёмы проведения занятий: наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока, работа со стихотворением, решение проблемных задач, беседа, самостоятельная работа «Знаю – хочу знать», практическая работа (работа с художественным текстом), фронтальный опрос; включение в урок элементов игры – «Мы заполняем страницу туристического портала о БК», при организации групповой работы – «Географы», «Аниматоры», «Историки», «Повара».
Присутствовали элементы проектной деятельности (выступления учеников с результатами исследовательской, творческой работы о достопримечательностях города).
Ребята пользовались учебником, карточками-информаторами, алгоритмами ответа, речевыми клише на этапе рефлексии. Вся работа выполнялась на рабочих листах.
Таким образом я развивала у учащихся навыки самостоятельной аналитической работы, публичного выступления с сообщением, приобретения опыта получения информации.
Считаю, что работа в группах способствовала более полному, осознанному рассмотрению проблемы.
Тесты по русскому языку 7 класса
1. Служебные части речи
A. глагол, предлог, союз
B. наречие, предлог, частица
C. предлог, союз, частица
D. предлог, союз, междометие
E. союз, частица, местоимение
2. Служебные части речи:
A. Называют действия
B. Указывают на предметы
C. Называют качества предметов
D. Выражают отношения между словами
E. Называют признаки предметов
3. Предлог это
A. Служебные слова, которые вносят в предложение различные оттенки значения или служат для образования форм слова.
B. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного предложения.
C. Служебная часть речи, служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях
D. Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
4. Предлоги делятся на
A. Производные и непроизводные
B. Подчинительные и сочинительные
C. Модальные, формообразующие и отрицательные
D. Условные и повелительные
E. Самостоятельные и служебные
5. Укажите предлог, который пишется раздельно
А) (в)течение недели
В) (в)следствие ошибки
С) (на)счет занятий
D)(в)место друга
Е) (во)круг площади
1. Слова с производными предлогами
А) внутри палатки, насчет работы, несмотря на болезнь
В) по тропинке, под навесом, про него
С) с подругой, через испытания, от магазина
D) без семьи, за садом, о тебе
Е) при вокзале, у меня, до утра
2.Какие из перечисляемых частей речи пишутся с не всегда раздельно?
1. Имя существительное.
2. Имя числительное.
3. Глагол.
4. Союз.
3. Укажите вариант предложения, в котором есть союз:
а) Добрая пословица не в бровь, а в глаз;
б) Из обоих окон мне видно было море;
в) Благодаря разнообразной программе гастроли ансамбля прошли успешно;
г) Зайчонок задрожал всем своим существом, чувствуя эту разницу.(Ф. Кривин.)
4. Выберите вариант предложения, в котором присутствует составной союз:
а) Горят первые звёзды, а заря ещё долго светит над полями и лесами.
б) Очертания низких берегов пропадают, так как по горизонту весь день слогями лежит тяжёлая мгла.
в) Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая тропинка. г) Пока я производил наблюдения, мои спутники протоптали дорогу на перевал.
5. По значению союзы делятся на разряды:
A. Производные и непроизводные
B. Подчинительные и сочинительные
C. Модальные, формообразующие и отрицательные
D. Условные и повелительные
E. Самостоятельные и служебные
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.