Открытый урок по русскому языку на тему "Союз как служебная часть речи".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок начинается с видеоролика "Сила в единстве", затем проводится повторение изученного. Деление на группы и каждая группа готовит сообщение по пройденным темам. Объяснение новой темы ( было дано задание просмотреть в толковых словарях значение слова СОЮЗ). Выступление учащихся и слово учителя. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Провожу физминутку. Закрепление темы ( работа по группам с текстом) у каждой группы своё задание. Каждая группа составляет по пять вопросов для другой группы. Рефлексия. Домашнее задание.
Иконка файла материала Открытый урок по русскому языку в 7 классе..docx

 

Тема урока: Союз как служебная часть речи.

       Цели:

·         Формирование представления учащихся о союзе как служебной части речи.

·         Развитие теоретического мышления учащихся.

·         – воспитывать самостоятельность, желание учиться и делать открытия;

Структура урока:

I. Оргмомент.

II. Мотивационное введение.  Видеоролик ( Сила в единстве)

III Повторение изученного. ( защита постеров)

На закрепление каждая группа готовит сообщения:

1 группа - служебные части речи

2группа - предлог

3 группа  – самостоятельные части речи

4группа – составление синквейн «Предлог»

IV  Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с ещё одной служебной частью речи – союзом. Тема нашего урока заключена в последней строчке стихотворения:

Задача наша – соединять

В надёжные, крепкие узы.

Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!

Нас называют - ….. (союзы).

Было дано задание просмотреть в толковых словарях значение слова союз.

 Алинур: Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, уж, вязать, узы.

Что вы уже знаете о союзе как части речи? (Одна из служебных частей речи, служит для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.)

В XIX в. в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова”. В XX в. “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слово “союз” было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”. Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению со словарём В. И. Даля указывает на большее число признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения.)

  Амина: Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX в. учёные-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем учёные XIX в., что и отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари С. И. Ожегова и В. И. Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указывали не все признаки этой части речи, известные специалистам. Именно поэтому в словаре С.И. Ожегова не используется термин “однородные члены предложения”.

Калима: Возможно, союз обладает ещё какими-то важными признаками? Сегодня мы попробуем это установить.

Союз И является наиболее употребительным

Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

- слово И – один из самых древних союзов русского языка,

- слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,

- слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,

- слово И – было и остается исключительно частотным словом.

- Как вы думаете, почему? (Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов, сохраняет это важное значение и в течение тысячелетий не изменяется). А различие предметов передается с помощью других союзов (а, но).

Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза: связь

·         однородных членов предложения,

·         частей сложного предложения,

·         предложений в единый текст.

III. Синтаксический и пунктуационный разбор.

Горят первые звёзды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами.

·         [ ], а [ О и О ]. По пути нам попадались берёзы и осины. О и О

IV. Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.

Какие слова мы внесли в схему предложения? (Союзы).

Почему на схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи?(Они связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.)

Итак, союзы связывают однородные члены предложения, а также простые предложения в составе сложного.

Опираясь на выводы, которые мы сделали при анализе предложения, дайте определение союзу как части речи. (Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного и выражает смысловые отношения между ними.) Работа со слайдами по новой теме.

V. Закрепление материала. Работа с текстом по группам.

       Вечерняя  заря  догорала.  Начал  расстилаться  туман.

      Я  решил  вернуться  домой.  Быстрыми  шагами  прошёл  я  заросли  кустов.  У  моих  ног  тянулась  равнина,  а  дальше  стеной  возвышался  мрачный  лес. Я  осмотрел  окрестность  и  спустился  с  холма.  Высокая  трава на  дне  долины белела  ровной  скатертью.  Летучие  мыши  носились  над моей  головой.

      Куда  я  зашёл?  Как  найти  дорогу?

     Я  вышел  на  опушку  и  пошёл  полем.   Трудно  было  пробираться  по  узкой  тропинке. Кругом  росла  густая  рожь.  Ночная  птица  низко  промчалась  и  коснулась  меня  крылом.  В  тишине  глухо  раздавались  мои  шаги.

      Но  вот  на  вечернем  небе  стали  зажигаться  звёзды.  Заблестел серп  молодого  месяца.  Теперь  я  узнал  дорогу  и  предполагал,  что  через  час  буду  дома.                                                                          (По  Тургеневу)

1 группа - Выразительно прочитайте текст; подберите к тексту заголовок, отражающий основную мысль текста. Определить стиль текста и тип текста.

2 группа - Укажите схематически, что связывают союзы.

3 группа - Выпишите слова с чередованием гласных в корне и объясните их правописание.

4 группа - Найдите предлоги и укажите падежи знаменательных слов.

VI. Аналитическая беседа по теме “Разряды союзов”.

Вами были выделены разные союзы. А можно ли их разделить на группы? Попробуйте определить, на какие группы можно разделить союзы? [1) союзы, связывают однородные члены – союзы, которые связывают простые предложения в составе сложного; 2) союзы сочинительные – союзы подчинительные.]

Остановимся на делении союзов на сочинительные и подчинительные. Чем отличаются эти группы союзов друг от друга?

Что связывают сочинительные союзы? (Однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного)

Что связывают подчинительные союзы? (Простые предложения в составе сложного)

Итак, мы установили, что союзы по значению делятся на два разряда: сочинительные союзы и подчинительные союзы.

VII. Закрепление изученного.

Физкультминутка. Попрошу всех встать, три раза присесть, три раза потянуться вверх, положить руки на пояс и выполнить наклоны влево-вправо при таких условиях: я произношу предложение, если вы согласны с данным утверждением – наклон влево, если не согласны – наклон вправо).

1- Фонетика изучает написание букв.

 -2Морфология изучает морфемы.

-3 Союз – самостоятельная часть речи.

-4 Предлог служебная часть речи.

5- морфология изучает слово как часть речи.

-6 Предлоги соединяют однородные члены предложения.

- -7 Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Каждая группа составляет по пять вопросов для другой группы.

Упр. 826.Выполнение упражнений. Работа с учебником.( письменно)

VIII. Рефлексия. В каждой группе лежат фигурки  разных цветов:
Зеленая – все понял, могу помочь другому!
Желтая – нужно закрепить дома.
Красная – не понял.

Каждый ученик  оценивает себя и выбирает соответствующую карточку.

Поднимите карточки.

IX  Домашнее задание стр.197 упр. 466

 

   В ходе урока достигнута цель. Урок построен  с  использованием  информационно-коммуникативных  технологий.

    В содержание урока  включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели и тему урока определяли сами учащиеся.

  На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

   Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

 Самостоятельная работа групп с текстом, на этом этапе организовываю  первичное закрепление знаний, создаю условия для рефлексивной деятельности учащихся. Данный этап показал открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.  

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

           Таким образом я развивала у учащихся навыки самостоятельной и аналитической     работы, публичного выступления с сообщением, приобретения опыта получения информации.

          Считаю, что работа в группах способствовала более полному, осознанному   рассмотрению проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе урока достигнута цель: определить роль причастий и причастных оборотов в речи.

Данный урок последний по теме «Причастие как особая форма глагола» согласно программе Разумовской в 6 классе, по которой работаю я.

Как осуществлялась система моей работы на данном уроке? Четкая постановка цели в начале урока, логика в построении урока, подведение итогов после выполнения заданий и в конце урока.

На данном уроке сочетались различные методы и приёмы проведения занятий:  наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока, работа со стихотворением, решение проблемных задач, беседа, самостоятельная работа «Знаю – хочу знать», практическая работа (работа с художественным текстом),  фронтальный опрос; включение в урок элементов игры – «Мы заполняем страницу туристического портала о БК», при организации групповой работы – «Географы», «Аниматоры», «Историки», «Повара».

Присутствовали элементы проектной деятельности (выступления учеников с результатами исследовательской, творческой работы о достопримечательностях города). 

Ребята пользовались учебником, карточками-информаторами, алгоритмами ответа, речевыми клише на этапе рефлексии. Вся работа выполнялась на рабочих листах.

           Таким образом я развивала у учащихся навыки самостоятельной аналитической работы, публичного выступления с сообщением, приобретения опыта получения информации.

           Считаю, что работа в группах способствовала более полному, осознанному рассмотрению проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тесты по русскому языку 7 класса

1. Служебные части речи

A.    глагол, предлог, союз

B.     наречие, предлог, частица

C.     предлог, союз, частица

D.    предлог, союз, междометие

E.     союз, частица, местоимение

2. Служебные части речи:

A.    Называют действия

B.     Указывают на предметы

C.     Называют качества предметов

D.    Выражают отношения между словами

E.     Называют признаки предметов

3. Предлог это

A.    Служебные слова, которые вносят в предложение различные оттенки значения или служат для образования форм слова.

B.     Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного предложения.

C.     Служебная часть речи, служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях

D.    Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.

4. Предлоги делятся на

A.    Производные и непроизводные

B.     Подчинительные и сочинительные

C.     Модальные, формообразующие и отрицательные

D.    Условные и повелительные

E.     Самостоятельные и служебные

5. Укажите предлог, который пишется раздельно

А) (в)течение недели

В) (в)следствие ошибки

С) (на)счет занятий

D)(в)место друга

Е) (во)круг площади

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Слова с производными предлогами

А) внутри палатки, насчет работы, несмотря на болезнь

В) по тропинке, под навесом, про него

С) с подругой, через испытания, от магазина

D) без семьи, за садом, о тебе

Е) при вокзале, у меня, до утра

2.Какие из перечисляемых частей речи пишутся с не всегда раздельно? 

1. Имя существительное.

2. Имя числительное.

3. Глагол.

4. Союз.

3. Укажите вариант предложения, в котором есть союз:

а) Добрая пословица не в бровь, а в глаз;

б) Из обоих окон мне видно было море;

в) Благодаря разнообразной программе гастроли ансамбля прошли успешно;

г) Зайчонок задрожал всем своим существом, чувствуя эту разницу.(Ф. Кривин.)

4. Выберите вариант предложения, в котором присутствует составной союз:

а) Горят первые звёзды, а заря ещё долго светит над полями и лесами.

б) Очертания низких берегов пропадают, так как по горизонту весь день слогями лежит тяжёлая мгла.

в) Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая тропинка. г) Пока я производил наблюдения, мои спутники протоптали дорогу на перевал. 

5.  По значению союзы делятся на разряды:

A.    Производные и непроизводные

B.     Подчинительные и сочинительные

C.     Модальные, формообразующие и отрицательные

D.    Условные и повелительные

E.     Самостоятельные и служебные