Открытый урок по русскому языку (развитие речи) «Напишите письмецо». 5-7 классы
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл—7 кл
04.04.2017
В ходе урока учащиеся знакомятся с истоками письменности, правилами написания письма;
учащимся прививается интерес к эпистолярному жанру, они развивают умение применять различные виды письма;
У учащихся воспитывается культура речевого общения.
В течение урока учащиеся принимают активное участие в разговоре об истории создания письма, развивают свои коммуникативные навыки.
Открытый урок по русскому языку.doc
Открытый урок по русскому языку (развитие речи)
«Напишите письмецо».
Цели и задачи:Презентация5.ppt
Познакомить учащихся с истоками письменности, правилами написания
письма;
Прививать интерес к эпистолярному жанру, развивать умение
применять различные виды письма;
Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: магнитофон, записи музыки, почтовый ящик, открытки,
плакат с темами сочинений.
Учитель:
Приветствую вас всех, друзья!
Рада видеть вас сегодня я.
В окошко солнышко глядит,
Душа ликует и летит.
Слушайте внимательно.
Будет занимательно!
Было ли необычным моё приветствие?
А если бы я это приветствие написала на бумаге, что бы получилось?
Правильно, письмо. Можно ли письмо назвать формой общения? Почему?
Для чего служит письмо? (передача фактов, мыслей, чувств)
Какие бывают письма? (деловые, личные, дружеские, поздравительные)
Назовите известные вам формы письменного общения? (записка, открытка,
заявление, докладная, объяснительная и другие)
А как вы думаете, когда у людей возникла необходимость писать письма?
(со времен появления письменности)
Совершим путешествие в далекое прошлое…
Давнымдавно, когда люди не умели писать и сообщать друг другу известия,
был один человек, который создал письменность. Об этом человеке разные народы рассказывают поразному, так как у каждого народа свой создатель
письменности.
Американский поэт Генри Лонгфелло живо и красочно рассказал нам об
этом человеке в «Песне о Гайавате». Русскими стихами пересказал её
писатель И.А. Бунин. Герой этой песни – легендарный вождь – горевал, что
люди не могут передать свои знания и умения.
При свиданье с глазу на глаз
Мы ведём свои беседы;
Но, расставшись, мы вверяем
Наши тайны тем, которых
Посылаем мы друг к другу;
А посланники нередко
Искажают наши вести
Иль другим их открывают.
И вот для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века
передавать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес – дугу над нею,
Для восхода – точку слева,
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре – время ночи,
А волнистые полоски –
Тучи, дождь и непогоду.
Так появилось рисуночное письмо. Письмо было написано, а трудности в
передаче информации остались. Почему?
Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если
написавший придавал письменным знакам одно значение, читающий – другое,
то ничего хорошего не получалось.
Об этом забавно рассказал Киплинг в одной из своих сказок «Как было
написано первое письмо».
Жилабыла маленькая девочка по имени Девочкакоторуюнужно
хорошенькоотшлёпатьзаточтоонатакаяшалунья. А попросту её звали
Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду
карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что
хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копьё.
В это время, по берегу шёл Незнакомец, который не понимал их языка.
Таффи решила направить его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она
процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём,
другое копьё, которое нужно принести, самого незнакомца с копьём в руке,
чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка
нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она
изобразила маму с копьём в руке.
Таффи подумала, что на этих картинках все понятно. Однако. Незнакомец
«прочёл» эти рисунки совсем подругому. Он подумал, что отец Таффи –
вождь племени и что он в опасности.
«Если я не приведу племя этого вождя ему на помощь. Его убьют враги,
которые подкрадываются с копьями со всех сторон», подумал он ( за врагов
он принял бобров, которых было много). «Я пойду и приведу ему на выручку
всё его племя», решил незнакомец.
Как вы думаете, что произошло дальше?
Мама прочла письмо так: незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал
руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и
её отцу сзади (опять сбили с толку бобры).
Ох, и досталось же Незнакомцу от разъяренного племени. А тот не мог им
ничего объяснить: ведь он не знал их языка.
Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а главный вождь
племени сказал: «О, Девочкакоторуюнужнохорошенькоотшлёпатьзато
чтотытакаяшалунья, ты сделала великое открытие!,,»
Какое открытие сделала девочка Таффи? (написала первое письмо)
Существуют ли правила написания письма?
(Формулирование правил).
Запись на доске или на слайде:
1. Аккуратность, грамотность. Если письмо личное, нужно писать от
руки; деловое письмо – можно напечатать.
2. Приветствие с обращением к тому, кому адресовано письмо.
3. Сообщить новости, поделиться мыслями, чувствами,
переживаниями, посоветоваться, утешить, поспорить, убедить.
4. Прощание, пожелание удачи, надежда на скорую встречу. Подпись. Главное требование: получатель письма должен чувствовать, что с
ним как будто разговаривают, его уважают и ждут ответа.
А сейчас мы с вами проведём игру «НАПИШИТЕ ПИСЬМЕЦО».
Критерии оценки (написаны на доске) АККУРАТНОСТЬ. КРАТКОСТЬ,
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ. ПОЭТИЧНОСТЬ.
Участвуют все, пишут небольшие письма и опускаю их в почтовый ящик.
Гости оценивают написанные послания, выбирают лучшее. Выбранное письмо
зачитывается. Победителю вручается поздравительная открытка или грамота.
(Звучит музыка П.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин»)
1819 век… Век галантных кавалеров и пышных платьев, возвышенных
чувств и французских романов. Расцвет эпистолярного жанра6 послания в
альбомах, любовные записочки. Романтические письма на надушенной бумаге.
( читается письмо Татьяны к Онегину).
«Здешняя бумага имеет такой аппетитный вид и так приятно покупать здесь
перья, что трудно удержаться, чтобы не писать», писал А.П. Чехов из
Ниццы. Его героя и письмо, которое тот написал, знают все, даже дети.
(зачитывается письмо Ваньки Жукова из рассказа А.П. Чехова «Ванька»).
Соблюдал ли Ванька правила написания письма? Что вызвало улыбку?
(обороты речи; адрес, указанный Ванькой)
(Звучит музыка «Священная война». Можно показать письма с фронта)
В годы самой страшной войны именно письма стали той ниточкой, которая
связывала солдата с домом, давала силы, надежду. Летели треугольные
голуби с передовой в далёкие родные города, сёла и деревушки и обратно.
Это они спасали жизни, это они одержали победу.
(читается стихотворение К. Симонова «Жди меня»)
Нужны ли сегодня письма? Какой вид письма появился в наши дни?
(электронные письма, СМС).
Сохраняются ли для них общепринятые правила?
В качестве домашнего задания я предлагаю вам принять участие в конкурсе
«Лучшее письмо». Свое письмо вы напишите, соблюдая те правила написания
писем, с которыми сегодня познакомились, на темы предложенные мною
(темы написаны на доске): 1. Письмо президенту.
2. Письмо другу. Яркое событие моей жизни.
3. Моему учителю.
4. Письмо моей семье.
5. Хочу рассказать тебе о своем родном крае.
6. Письмо ветерану ВОВ.
7. Помоги нам выжить … (письмо жителям планеты от диких животных).
Итоги конкурса мы подведем через неделю. Удачи вам в создании ваших
писем!
Приложение.
Открытый урок по русскому языку (развитие речи) «Напишите письмецо». 5-7 классы
Открытый урок по русскому языку (развитие речи) «Напишите письмецо». 5-7 классы
Открытый урок по русскому языку (развитие речи) «Напишите письмецо». 5-7 классы
Открытый урок по русскому языку (развитие речи) «Напишите письмецо». 5-7 классы
Открытый урок по русскому языку (развитие речи) «Напишите письмецо». 5-7 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.